Внеурочная деятельность " Юные краеведы"
рабочая программа

Шепелева Юлия Сергеевна

Юные краеведы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_kraevedy_.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                     Пояснительная записка

 

     Рабочая программа курса  «Юные краеведы»   составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской  программы « Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п.

                                               Цели и задачи курса

    Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.

   Задачи курса:

  • формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край;  об умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края;
  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования;
  • воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

В 2 классе краеведение начинает изучаться с раздела «Мир культуры», так как второклассники не имеют ещё достаточных знаний для знакомства с природно -  географическими понятиями. В 3 классе изучается раздел «Мир природы», а в 4классе – «Мир истории».

Место  курса в  учебном   плане

        Программа краеведческого кружка рассчитана на 3 года (2, 3, 4 классы). На занятия отводится 1 час в неделю - 34 часа в год.

                                      Содержание  курса

      В 4 классе изучается II раздел курса «Азбука Смоленского края» С. А. Болотовой «Мир истории», т.к. четвероклассники уже обладают достаточными познаниями, которые они получают в процессе изучения предмета «Окружающий мир».

                                      Наши предки

        Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение. Смоленск – древний город кривичей.

                                      «Из варяг в греки»

     Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.

                                         Города Смоленщины

   Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города: Смоленск, Дорогобуж, Ельня, Вязьма, Рудня, Велиж, Поречье (Демидов).

                                     Смоленская крепостная стена

    Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, её неприступность. Башни крепости. Зодчий Фёдор Конь.

                                    Военное прошлое

    Сущность понятия «город – воин». Причины, по которым земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины  с судьбами всего русского государства.

     Битвы с монголо – татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.

     Война с Польшей 1609 – 1611гг. Героическая оборона Смоленска 1609 – 1611гг. Главное значение Смоленского сражение.

     Война с Германией 1941 – 1945гг.  Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Освобождение Смоленщины от немецко – фашистских захватчиков.

                                     Награды Смоленщины

       Восстановление Смоленщины. Трудовые подвиги смолян. Награды города – героя Смоленска  и области.

                                     Места боевой славы

         Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.

                                    Наши земляки

       Люди, прославившие наш край: М. Глинка, Н. Пржевальский, П. Нахимов,            М. Исаковский, Н. Рыленков, Ю. Гагарин.

     

                      Расхождение авторской и рабочей программы

       Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п. Количество тем в разделах остаётся авторским.

                    Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

  • бережное отношение к памятникам прошлого;
  •  любовь и бережливость к истории родного края.

Метапредметные результаты:

  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
  • развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
  • развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.

Предметные результаты

К концу 4 класса учащиеся получат возможность узнать:

  • как называли предков – смолян, их основные занятия;
  • торговые связи смолян в древности;
  • название древних городов Смоленщины;
  • причины возведения в Смоленске крепостной стены;
  • названия некоторых башен Смоленской крепостной стены;
  • героические страницы смоленской земли;
  • памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
  • награды Смоленска и области;
  • имена некоторых земляков, прославивших родной край

К концу 4 класса учащиеся получат возможность научиться:

  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах - схемах изученные исторические объекты;
  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать модели культурно – исторических объектов;
  • подготовить рассказ, сообщение культурно-исторического содержания.

               Календарно - тематическое планирование занятий                                                      

№ п/п

                     Тема

 Кол-во часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир культуры»

    34

1

Введение. Давайте познакомимся!

    1

02.09.

Чем занимается краеведение?  

2

Жилища наших предков

    1

09.09.

с.2-6

3 - 7

В смоленской избе

    5

16.09.-14.10

Экскурсия во Флёново

 8

Предметы быта смолян

    1

21.10.

9

Во что одевались наши предки

    1

28.10.

С.18-24

10

Головные уборы, обувь, украшения

    1

11.11.

С.26-34.

11

Как сделать пояс?

    1

18.11.

С.123-124           Пр. раб.

12

Что ели наши предки

    1

25.11.

С.35-41

13

Правила поведения за столом

    1

09.12.

С.41-42, 129

14

Праздник «Русская кухня»

    1

16.12.

Пр. занятие

15

Праздники: календарные, религиозные, семейные.

    1

23.12.

С.48-55

16

Народные игры

    1

13.01.

С.58-65

17

Разучивание детских игр

    1

20.01.

Пр. занятие

18

Русский хоровод

    1

27.01.

С.66-68

19

В гости к танцевальному кружку

    1

03.02.

Экскурсия

20

Как возникла письменность?

    1

10.02.

С.69-75

21

Берестяные грамоты.

    1

17.02.

С.76-82

22

Создание рукописной книги пером и чернилами

    1

24.02.

 Пр.раб.

23

Смоленские храмы

    1

03.03.

С.86-92

24

Правила поведения в храме

    1

10.03.

С.137

25- 27

Храмы и монастыри Смоленщины

    3

17.03.-07.04

Экскурсия в Успенский собор

28

Книжка – малышка «Главный храм Смоленска»

    1

14.04.

С. 101        Пр.Раб.

 

29

Культура Смоленщины сегодня

    1

21.04.

С.109-110

30- 32

Какие библиотеки есть в нашем городе?

    3

28.04.-12.05

Экскурсия в  детскую библиотеку

33

Создание копилки знатока

(стихи, песни о Смоленске)

   1

19.05.

Пр. раб.

 34

Скажем друг другу до свидания

    1

26.05.

Викторина 

                       

                 Календарно – тематическое планирование

                       

№ п/п

                     Тема

 Кол-во часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир природы»

    34

1

Вводное занятие

     1

08.09.

Знакомство с учебником

2

Природные особенности Смоленской области: географическое положение, площадь

     1

15.09.

3

Природные особенности Смоленской области: рельеф, климат

     1

22.09.

Экскурсия в овраг

 4

Почвы Смоленской области

     1

29.09.

 5

Конкурс рисунка «Берегите почву!»

     1

06.10.

Творческая работа

 6

Полезные ископаемые

     1

13.10.

 7

О чём рассказывают камни?

     1

20.10.

Пр. занятие

 8

Водоёмы Смоленщины

     1

27.10.

 9

Озеро Сапшо – «Байкал в миниатюре»

     1

10.11.

Заочная экскурсия

10

Что мы узнали об особенностях неживой природы Смоленщины

     1

17.11.

Творческая работа

11

Растения леса нашего края

     1

24.11.

12

Викторина «Угадай, что в лесу растёт?»

     1

01.12.

Пр. занятие

13

Растения луга нашего края

     1

08.12.

14-16

Экскурсия в музей «Смоленский лён»

     3

15.12.- 12.01.

Экскурсия

17

Работа с гербарием

    1  

19.01.

Пр. занятие

18

Растения болота нашего края

    1

26.01.

19

Конкурс рисунка «В гостях у Водяного»

    1

02.02.

Творческая работа

20

Грибы

    1

09.02.

 

21

Игра «Съедобный или несъедобный»

    1

16.02.

Пр. занятие

22

Растения из Красной книги Смоленской области

    1

23.02.

23

Животные Смоленской области: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся

    1

01.03.

24

Насекомые нашего края

    1

08.03

 

25

Работа с коллекцией насекомых

    1

15.03.

Пр. занятие

26

Птицы нашего края

    1

05.04.

27

Изготовление макетов домиков для птиц

    1

12.04.

Пр. занятие

28

Млекопитающие нашего края

    1

19.04.

29

Викторина «Теремок»

    1

26.04

Пр. занятие

30

Животные, занесённые в Красную книгу Смоленской области

    1

03.05.

31-33

Экскурсия в музей природы

    3

10.05.-24.05

Экскурсия

34

Сбережём природу родного края!

    1

31.05.

Итоговое занятие

                 Календарно – тематическое планирование

                       

№ п/п

                     Тема

 Кол-во часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир истории»

    34

1

Вводное занятие

     1

08.09.

Знакомство с учебником

2

Наши предки

     1

15.09.

3-9

Города Смоленщины

     7

22.09. -10.11.

Экскурсия  в                  п. Пржевальское в музей партизанской славы

10

«Из варяг в греки»

     1

17.11.

11

Смоленская крепостная стена

     1

24.11.

12-13

Изготовление макета крепостной стены

     2

01.12. 08.12.

Творческая работа

14

Война с монголо – татарами под Смоленском

     1

15.12.

15

Война с Польшей 1609 – 1611гг.

     1

22.12.

16

Заочная экскурсия в Успенский собор

     1

12.01.

Заочная экскурсия

17

Война с Германией 1941 – 1945 гг.

     1

19.01.

18-20

Экскурсия в музей Великой Отечественной войны

     3

26.01.-09.02.

Экскурсия

21

Награды Смоленщины

     1

16.02

22-24

Экскурсия на Катынский мемориал

     3

02.03.-16.03

Экскурсия

25

Викторина «Мой Смоленск»

    1  

23.03.

26

Наши земляки

    1

06.04.

Творческая работа

27-34

Экскурсия в Новоспасское

    8

13.04.-25.05.

 Экскурсия в Новоспасское

Учебно-методические средства обучения

  • С. А. Болотова. Программа Регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». -  Смоленск, , 2006.
  • С. А. Болотова .  Азбука Смоленского края: части 1, 2, 3: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, Ассоциация XXI век, 2010.

Мониторинговая карта достижения обучающимися планируемых результатов внеурочной деятельности

Название программы внеурочной деятельности  «Юные краеведы»

Направление внеурочной деятельности  общекультурное

Возраст обучающихся 9 – 10 лет

Содержание мониторинговой карты

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты (блок, формируемая ценность):

- бережное отношение к памятникам прошлого;

- любовь и бережливость к природе родного края.

Воспитательные результаты                  

 1 уровня

Развитие интереса к природе родного края.

Воспитательные результаты                

  2 уровня

Стремление к бережному отношению к природе родного края.

Воспитательные результаты                      

3 уровня

 Участие в мероприятиях по пропаганде и сохранению природы родного края.

Методика «Таинственное письмо»

Методика «Незавершённая сказка»

Методика

«Кто я?»(модификация методики М.Куна)

Воспитательный эффект

Обучающиеся будут осознанно выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения, проводить самостоятельные наблюдения в природе.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;

Методика «Полоска» (Л.И.Аршавина)

Прогнозируемый эффект

Повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности.

Регулятивные УУД:

- развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.

Методика

«Методика на внимание»(Я.Гальперин, С.Л.Кобыльницкая»

Прогнозируемый эффект

В процессе занятий у обучающихся формируется умение проводить самостоятельные наблюдения                   (определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность своих действий, анализировать их  и управлять ими).

Коммуникативные УУД:

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности.

Методика

«Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» 

   

Прогнозируемый эффект

В процессе занятий у обучающихся формируются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности.


                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Юный краевед"

Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у ...

Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме "Игра: прошлое и настоящее. Работа с источником информации"

Занятие  построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. ...

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед" рассчитана на внеурочную деятельность с 1 по 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс

Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...

Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме " Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экологических знаков." 2 класс

Занятие  построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся....

Программа по внеурочной деятельности Юный краевед- исследователь 1- 4 класс. Социальное направление

Программа «Юный краевед- исследователь»  направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы ...

Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь"

       Цель занятия:    учить ставить проблему, определять объект исследования....