ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА
статья

Цыденова Эржена Будаевна

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya_na_urokah_buryatskogo_yazyka.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Цыденова Эржена Будаевна, учитель бурятского языка МОУ «СОШ Хойтобэе»

Чему бы ни учился человек  на протяжении  всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? Соответствуют ли приобретённые знания тем задачам, которые человек поставил перед собой. Ответ держать, прежде всего,  учителю. И я задаю себе вечный вопрос: Какой я учитель? Могу ли я отдать своим ученикам всё то, что уже накоплено, задумано? Как построить урок так, чтобы мы с детьми обогащали друг друга? Как пробудить стремление учащихся к реализации своих способностей, заинтересовать? Ответ очевиден:  каждый наш урок должен нести новизну, быть увлекательным, чтобы поддерживать у школьников внимание, познавательный интерес. Всё это позволяют воплотить в жизнь современные технологии обучения бурятскому языку как государственному, нетрадиционные формы урока.

Обучение бурятскому языку как государственному  в рамках социокультурного подхода предполагает такую модель обучения, при которой овладение знаниями об образе жизни, особенностях национального менталитета и духовных ценностях бурятского народа способствуют успешному овладению языком. При этом повышает интерес к бурятскому языку, к культуре бурятского народа, развивает национальное самосознание, воспитывает толерантность и непредвзятость во взаимоотношениях и ведет к улучшению взаимопониманию между представителями разных народов, живущих в Бурятии.

В современных условиях цели образования и обучения в частности претерпевают некоторые изменения. Если до последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, то сейчас востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной, желание учиться.

Обучение бурятскому языку как государственному  на начальном этапе направлено на воспитание и развитие творческой личности. Процесс практического овладения языком рассматривается как средство общения.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию и поддержанию интереса школьников к учению, положительного к нему отношения, усиление акцентов на формирование познавательных интересов.

Включение игровых технологий в процесс изучения бурятского языка как государственного на начальном этапе обучения способствует формированию устойчивого интереса у младших школьников к учению. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения интереса к изучаемому предмету.

Психологами доказано, что игра способствует переходу с родного языка на иноязычный язык. В данном случае бурятский язык, выступает в роли иноязычного, т. к. он является этнически родным языком для тех бурят, которые пользуются русским языком с детства и владеют лишь отдельными умениями или не владеют совсем. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к изучению бурятского языка как государственного языка. В игре языковой материал усваивается незаметно, но эффективно, снимая при этом психологический барьер употребления в речи слов бурятского языка.

На начальном этапе обучения детей бурятскому языку как государственному одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. А игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Она служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения бурятскому языку как государственному значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению бурятского языка.

Использование игровых технологий при изучении бурятского языка как государственного можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность многократного повторения речевого образца, в условиях максимально приближенных к реальному общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

созданию психологической готовности детей к речевому общению;

обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи.

Нужно помнить, что игра это не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.

Можно предложить несколько занимательных игр, которые я использую на уроках бурятского языка:

Кто быстрее. Цель: формирование активных лексических навыков лексических единиц по теме «Части тела». Ход: класс делится на две команды, которые должны записать на доске как можно больше слов по теме.

Пантомима. Цель: формирование активных лексических навыков лексических единиц по теме «Глаголы». Ход: ведущий должен изобразить какое-либо действие, а остальные должны отгадать его. Поощряется, если ученики придумывают смешные варианты.

Умный конверт. Цель: формирование активных лексических навыков слов (заяц, школа, учитель, мама, тетрадь, мой, твой, я). Ход: Ученики встают в круг, и, пока звучит музыка, передают друг другу конверт. Когда музыка останавливается, тот, у кого в руках конверт, достает листок, читает и переводит слово, написанное на нем.

Составление предложений. Цель: формирование активных лексических единиц. Ход: ученики должны составить как можно больше предложений, включающих в себя 3 любых новых слова по теме. Ответы могут быть банальными, сложными, творческими. 

Будь внимателен. Цель: формирование активных лексических навыков по теме «Школьные принадлежности». Ход: ведущий раскладывает несколько предметов школьного обихода у себя на  столе. Учащиеся смотрят на них в течение одной минуты, стараясь их запомнить. Затем ведущий убирает один или несколько предметов, а учащиеся должны сказать, каких предметов не хватает.

Именно в игре возникает естественная потребность многократного повторения языкового материала, а также тренировка учеников в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной речи. Учитывая возрастные особенности учеников и дидактические возможности игры, рекомендуется использовать элементы игровых технологий на каждом уроке как средство развития навыков употребления грамматических структур и лексических единиц, чтения и письма. Игра способствует развитию воображения, фантазии, наблюдательности, снятию барьера страха, получению хорошую оценку (что немаловажно для ребенка в начальной школе). Практически на уроках в младшем звене мы уделяем больше играм, способствующим именно усвоению лексического, грамматического материалов. И потому в заключение хотелось бы сказать несколько слов о народных играх, ведь народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания школьников. «Малгай нюулга» - (при прохождении тема «Одежда»), «Бэhэлиг нюулга» (тема «Числа»), «Шагай наадан» -  (тема «Числа», «Домашние животные»), таабари таалга.

Одним из традиционных праздников бурят является Сагаалган. В этом празднике заложены огромные возможности для приобщения детей к народным традициям, ведь в нем сочетаются практически все элементы празднично-игровой культуры бурят. Это выражается и в присутствии элемента ролевой игры при исполнении традиционных этикетных диалогов.

Литература:

Селевко образовательные технологии – [Текст] / . – М.: Просвещение, 1998. – С. 49 – 64.

, Верещагина, обучения английскому языку – [Текст] / . – М.: Владос, 1998. – С.87 –93

Курбатова приемы обучения английскому языку на начальном этапе / // ИЯШ. – 2006. – № 3. – С. 28 – 32.

, Статья «Использование игровой технологии на уроках бурятского языка» Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы преподавания бурятского языка и литературы» - г. Улан-Удэ, 2007. – с. 227-229.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры  активизируют мыслительную деятельность ...

Игровая технология на уроках английского языка в начальной школе

В данной работе рассмотрим, что игровая деятельность является важным фактором развития личности учащегося, остановимся на классификации игр, приведем примеры игр, которые учитель может использовать в ...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...

Здоровьесберегающие технологии на уроках бурятского языка

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей....

Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...