Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс
рабочая программа (3 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.docx78.89 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СВОБОДНОГО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА СВОБОДНОГО

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

начального обучения

МОАУ гимназии № 9

Протокол от 30.08.2020 №1

УТВЕРЖДАЮ

директор МОАУ гимназии № 9

г. Свободного

 ______О.В. Куличкова

Рабочая программа

  по литературному чтению

3 класс

2020- 2021 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся 3-х классов на основе нормативно-правовых документов:

  1. Закона об образовании.
  2. Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  3. Примерной  программы ,рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспеченной  УМК для 1–4 классов, автора  учебного  Чураковой Н.А. Литературное чтение в концепции системы «Перспективная начальная школа». плана МОАУ гимназии № 9  на 2021-2022 учебный год.
  4. Положения о рабочих программах МОАУ гимназии №9..  

Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  • Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2013

Количество часов

Программа  рассчитана на 136 часов  в год (4 часа в неделю).

Цели и задачи рабочей программы.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

        В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

        духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

        – духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

        – литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));

        – библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

        Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности.        

Личностные, метапредметные, предметные результаты учебной программы

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

        В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

        • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

        • свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

        • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

        • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

        • освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).

        В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

        • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

        В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

        • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. 

 

        Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

        «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

        Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

        Обучающиеся научатся:

        • читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

        • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

        • писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

        • называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

        • рассказывать о любимом литературном герое;

        • выявлять авторское отношение к герою;

        • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

        • читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

        • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

        Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

        • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

        • делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

        • самостоятельно читать выбранные книги;

        • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных

произведений;

        • самостоятельно работать со словарями.

        Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

        Обучающиеся научатся:

        • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

        • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

        • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

        Обучающиеся получат возможность научиться:

        • понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

        • обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

        Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

        Обучающиеся научатся:

        • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

        • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

        • интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

        • принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

        Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

        • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

        • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

        • устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

 Воспитательный компонент

Рабочая программа составлена с учётом Программы воспитания. Воспитательный потенциал данной учебной программы обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания: создание благоприятных условий для развития социально-значимых отношений школьников, ценностных отношений:

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

- к культуре, как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни,  которые дают ему чтение, искусство, театр, творческое самовыражение.

-к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья

--к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать

- к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы

-к самим себе как хозяевам своей судьбы, отвечающим за своё будущее

Содержание курса «Литературное чтение» 3 класс (136ч)

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и  выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.

Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.

Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.

Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.

Раздел «Формирование  библиографической  культуры»

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество.

Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.

Жанр пословицы.

Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство  с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.

Авторское творчество

Жанр басни.

Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Жанр бытовой сказки.

Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.

Поэзия

Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)

Лента времени.

Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»

Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

Круг чтения

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка

«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.

Классики русской литературы

Поэзия

А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север,  тучи нагоняя…»,  «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*;  Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».

Проза

А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Классики советской и русской детской литературы

Поэзия

В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже 20-21 веков

Поэзия

В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Проза

Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

           

Календарно-тематическое планирование для 3 класса.

Программа «Перспективная начальная школа»

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Вид контроля

Дата

1

С. Козлов «Июль». Иллюстрация Александра Герасимова «После дождя».

1

Произведения о природе.

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Приём олицетворения

Приём олицетворения

Выразительное чтение

2

Ю. Коваль «Березовый пирожок». 

Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад».

1

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Приём олицетворения

Ответы на вопросы

3

В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Работа над приёмами сравнение, олицетворение

Чтение наизусть

4

Хрестоматия

В. Берестов «Первый листопад» В. Лунин «Идем в лучах зари»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы

с произведениями других видов искусства – живописными

и музыкальными произведениями

Работа над приёмами сравнение, олицетворение

Чтение наизусть

5

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». 

1

Работа над приёмами сравнение, олицетворение

Чтение наизусть

6

Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Работа над приёмами сравнение, олицетворение, контраст

Проверка техники чтения

7-8

Олицетворение. Хокку Дзёсо

и Басё.

Вадим Шефнер «Середина марта»

1

Произведения зарубежной литературы

Работа над приёмами сравнение, олицетворение, контраст

Чтение наизусть

9

Контраст. Хокку Басё. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства –

живописными и музыкальными произведениями

Работа над приёмами контраст и звукопись

Выразительное чтение

10

Хрестоматия

В. Лунин «Ливень»

В.Берестов «Отражение»

1

работа в паре

11

Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…» /

Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Работа над приёмами контраст и звукопись

Чтение наизусть

12

Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь»С. Козлов «Как оттенить тишину»

1

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Работа над приёмами сравнение и контраст

Чтение по ролям

13

Хрестоматия

В .Бересатов «Урок листопада»

1

работа в паре

14

Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Приемы олицетворение, сравнение, контраст, звуковые впечатления

Выразительное чтение

15

Записная книжка Кости Погодина

1

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Герой произведения Приём олицетворения

Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении

Выразительное чтение

16

А. Пушкин «Зимнее утро»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Приём контраста и смысл его использования в литературе

Чтение наизусть

17-18

Хрестоматия

А. Иванов «Как Хома картины собирал»

2

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Осознанное и выразительное чтение; понимание природы художественного приема и его особенностей

работа в паре

19

В. Берестов «Большой мороз»

1

Различение жанров произведений.

Выразительное чтение

20

В. Берестов «Плащ».

Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: произведениями

Выразительное чтение

21

С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

1

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Подвести к выводу о ценности общения и совместного переживания красоты природы

Пересказ текста по плану

22

Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд».

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями

Убедиться в том, что человек не может и не должен быть одинок.

Учиться видеть не только глазами, но и сердцем.

Пересказ текста по плану

23

Настроение героя. Хокку Ранрана. В. Поленов. «Заросший пруд»

1

Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

Чтение наизусть, ответы

24

В.Берестов «Первый листопад», «Листопад» В.Лунин «Идём в лучах зари», «Ливень»

Сравнительный анализ текстов; осознанное и выразительное чтение

Выразительное чтение

25

А. Иванов "Как Хома картины собирал". Обобщение по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления»

Выразительное чтение

26-27

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

1

Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений

Признаки самых древних сказочных сюжетов: объяснение происхождения, природных явлении, особенностей внешнего вида животных и причин их поведения

Пересказ текста по плану

28

Африканская сказка «Гиена и черепаха»

1

Сходство и различие авторской и народной сказки. Произведения устного народного творчества

Сравнительный анализ сказок. Типологические особенности сказочных сюжетов

Выразительное чтение

29

Алтайская сказка «Нарядный бурундук»

1

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения

Выразительное чтение

30

Самые древние сказочные истории

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Сравнительный анализ сказок (Просто древние сказки)

Пересказ текста по плану

31

Хрестоматия

Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»

1

Пересказ текста по плану

32

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

1

Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений

Сравнительный анализ сказок (Просто древние сказки)

Выразительное чтение

33

Корейская сказка «Как барсук и куница судились»

1

Произведения зарубежной литературы

Пересказ текста по плану

34

Индийская сказка «О собаке, кошке

и обезьяне»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Представление о бродячем сказочном сюжете.

Пересказ текста по плану

35

Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории

1

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений

Ответы на вопросы

36

Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории?

1

Произведения зарубежной литературы. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Выразительное чтение

37-38

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

2

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений

Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного.

Выразительное чтение

39

Хрестоматия

Д. Дмитртев «Встреча»

1

Пересказ текста по плану

40

Индийская сказка «Хитрый шакал»

1

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений

Распознание черт бродячего сказочного сюжета

Выразительное чтение

41

Сборник «Сказки народов мира»

1

Произведения зарубежной литературы

Различение сказочных сюжетов, времени их создания

Ответы на вопросы

42

Бурятская сказка «Снег и заяц».

Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

1

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений

Признаки Самых древних сказочных сюжетов

Пересказ текста по плану

43

Хрестоматия

Шведская сказка «По заслугам расчет»

1

Признаки Самых древних сказочных сюжетов

Пересказ текста по плану

44

Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения»

1

Произведения зарубежной литературы. Герои сказок

Ответы на вопросы

45

Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Особенность поэтического мировосприятия - способность создавать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями

Чтение наизусть

46

Хрестоматия

М. Яснов «Мы и птицы».  Э Мошковская «Мотылек»

1

Сравнительный анализ нескольких стихотворных произведений

Выразительное чтение

47

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.»

1

Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Опираясь на высказывания от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя

Выразительное чтение

48

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак»

1

Пересказ текста по плану

49

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Выразительное чтение

50

Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют».

Т. Пономарева «Автобус»

1

Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Выразительное чтение

51

Хрестоматия

С. Козлов «Звуки и голоса»

1

Учить видеть в тексте присутствие не только героя рассказа, но и героя-рассказчика

Выразительное чтение

52

Т. Пономарева
«В шкафу».
Э. Мошковская «Вода в колодце».
 Поход в Музейный дом. Иллюстрация Павла Филонова «Нарвские ворота»

1

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Сравнительный анализ нескольких стихотворных произведений

Пересказ текста по плану

53

Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

Произведения классиков детской литературы. Произведения

о детях

Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии.

Пересказ текста по плану

54

Изобретательность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

Высказывание оценочных суждений

Осмысливание мотивов и поступков, чувств и переживаний героев литературного произведения

Выразительное чтение

55

Хрестоматия

О. Кургузов «Мальчик-папа»

1

Выразительное чтение

56

Тим Собакин «Игра в птиц»

1

События, составляющие основу произведения

Формирование умений и навыков осознанного и выразительного чтения

Пересказ текста по плану

57

К. Бальмонт «Гномы». Поход в Музейный дом.

1

Произведения выда-ющихся представителей русской литературы.

Особенность поэтического мировосприятия - способность создавать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями

Чтение наизусть

58

Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади».

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Отвечать

на вопросы

59

Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

1

Отвечать

на вопросы

60-61

Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

2

Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Развивать устную речь: пересказ событий рассказа

Выразительное чтение

62

Маша Вайсман «Лучший друг

медуз»

1

Связь названия с темой текста, мысль текста

Рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа

Пересказ текста по плану

63

Хрестоматия

Э. Мошковская Когда я уезжаю. В. Драгунский «Кот в сапогах»

1

Настоящее богатство - дружба

Выразительное чтение

64

А. Куприн «Слон»

1

Произведения классиков детской литературы. Произведения

о детях

Опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом их поступков

Пересказ текста по плану

65

А. Куприн «Слон»

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Выразительное чтение

66

А. Куприн «Слон»

1

Пересказ текста по плану

67

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Что чувствуют и переживают герои.

Выразительное чтение

68

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Связь названия с темой текста, мысль текста

Сравнение двух прозаических произведений с точки зрения выраженного в них закона жизни

Ответы на вопросы

69

С. Козлов «Если меня совсем нет». Иллюстрация Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари».

1

Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои; формирование умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям

Жанр живописи – портрет.

Обобщение на основе наблюдений

Выразительное чтение

70

Хрестоматия

Тим Собакин «Самая большая драгоценность»

1

71

Обобщение по теме: «Учимся любить».

Заседания для членов клуба

1

Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения

Литературный сборник, его виды

Ответы на вопросы

72-73

Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».

2

Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни

Басня. Композиция басни: основная часть (повествование) и вывод (мораль)

Выразительное чтение

74

Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»

1

Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Варианты размещения вывода в тексте басни

Выразительное чтение

75

Лента времени литературных произведений

1

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Пословицы – вывод к басне

Ответы на вопросы

76

Хрестоматия

Ж. Лафонтен «Волк и журавль» «Ворона в павлиньих перьях»

1

Бродячие басенные истории. Сравнительный анализ двух басен.

Выразительное чтение

77

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и лисица»

1

Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения.

Участие в диалоге о прочитанном произведении

Смысл басни.

Специфика басни.

Сравнительный анализ двух басен.

Выразительное чтение

78

 Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». Иллюстрация В. Серова

1

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения

Чтение наизусть

79

И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова

1

Связь названия с темой текста, мысль текста. Басни

Разная эмоциональная окраска смеха. Актуализация разных смыслов басни сменой выводов к ней

Ответы на вопросы

80

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Сравнение басен Ивана Крылова

Выразительное чтение

81

Хрестоматия

И. Крылов «Волк и журавль»

1

Выразительное чтение

82

Хрестоматия

Индийская сказка « О радже и птичке»

1

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Особенности индийской сказки

Выразительное чтение

83

Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости»

1

Особенности бытовых сказок

Ответы на вопросы

84

Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме"»

1

Произведения о детях. Герои произведения

Разные точки зрения на одну и ту же проблему

Выразительное чтение

85

И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги
«О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы
3-го класса»

1

Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Раскрыть разные аспекты смешного. Подтверждение текстом разных точек зрения

Выразительное чтение

86

М. Бородицкая «На контрольной».

1

Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Причины смешного в коротких поэтических текстах

Чтение наизусть

87

Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол»

1

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Выразительное чтение

88

Н. Тэффи «Преступник»

1

Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе его черты.

Выразительное чтение

89

Н. Тэффи «Преступник»

1

Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений

Контраст и цель его использования в тексте

Пересказ

текста по плану

90

Хрестоматия

Н.Носов «Мишкина каша»

1

Как рождается герой. Черты сказочного героя.

Выразительное чтение

91

К. Чуковский

«От двух до пяти»

1

Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания

Некоторые аспекты природы смешного в литературном произведении

Выразительное чтение

92

Г. Остер «Вредные советы».

Т. Пономарева «Помощь»

1

Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Выразительное чтение

93-94

В. Драгунский «Ровно 25 кило»

2

Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Развитие умения пересказывать основные моменты текста своими словами

Пересказ текста по плану

95

Хрестоматия

М.Вайсман «Приставочка моя любименькая»

1

Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста

Как рождается герой. Черты сказочного героя.

Выразительное чтение

96

Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного»

1

Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Ответы на вопросы

97

Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы»

1

Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания

Главная мысль и тема текста.

Выразительное чтение

98

Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Черты характера героя.

Чтение наизусть

99

Б. Заходер «История гусеницы».
Л. Яхнин «Лесные жуки»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста.

Выразительное чтение

100-101

Б. Заходер «История гусеницы»

2

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Сравнительный анализ сказки и стихотворения. Краткий пересказ основных моментов текста своими словами

Пересказ текста по плану

102

Хрестоматия

С.Махотин «Самый маленький»

1

Признаки небылицы, сказки, рассказа. Черты настоящего героя

Выразительное чтение

103

Хрестоматия

Л.Муур «Крошка Енот»

1

Кто такой настоящий храбрец

Выразительное чтение

104-105

М. Яснов «Гусеница – бабочке».

Иллюстрация Станислава Жуковского «Плотина».

2

Юмористические произведения для детей.  Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Главная мысль и тема текста. Использование научных сведений в сказке и стихотворении

Чтение наизусть

106

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Произведения классиков детской литературы. Произведения

о детях

Деление текста на смысловые части

Выразительное чтение

107

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Различать жанры произведений. Герои произведения

Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера.

Пересказ текста по плану

108

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Черты сходства и отличия  между героем сказки и героем рассказа

Выразительное чтение

109

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Высказывание оценочных суждений

Выразительное чтение

110

Л. Пантелеев

«Честное слово»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Сходство и отличие между героем сказки и героем рассказа

Пересказ текста по плану

111

Л. Пантелеев

«Честное слово»

1

Произведения о детях. Герои произведения

Опираясь на высказывания и поступки героя, выражения лиц и поз людей представлять себе черты их характеров.

Выразительное чтение

112

Л. Пантелеев

«Честное слово».

Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой».

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Пересказ текста

по плану

113

Н. Некрасов

«На Волге»

1

Произведения выда-ющихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера.

Чтение наизусть

114

Н. Некрасов «На Волге». 

Иллюстрация Арсения Мещерского  «У лесного озера».

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – с живописными и музыкальными произведениями

Сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений

Выразительное чтение

115-116

С Махотин «Самый маленький»

2

Выразительное чтение

117-118

Хрестоматия

А.Пушкин Сказка о царе Салтане…»

2

Кто такой настоящий герой

Выразительное чтение

119

Обобщение по теме: «Как рождается герой»

1

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану

Ответы на вопросы

120

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица».

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – с живописными и музыкальными произведениями

Показать, что меняется и не изменяется жизни людей с течением времени

Ответы на вопросы

121

Хрестоматия

Ю. Коваль «Под соснами»

1

Чувства человека, природа остаются неизменны

Выразительное чтение

122

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения.

Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера.

Выразительное чтение

123

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Произведения классиков детской литературы

Вычленение разных линий повествования в тексте

Разные точки зрения героев рассказа

Выразительное чтение

124

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану

Пересказ текста по плану

125

Иллюстрации Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой

1

с живописными и музыкальными произведениями

Сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений

Ответы на вопросы

126

А. Пушкин «Цветок»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения

Чтение наизусть

127

А. Гайдар «Чук

и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

По проявлениям и деталям воссоздавать характеры героев рассказа Сравнительный анализ своих поступков с поступками героев произведений

Выразительное чтение

128

А. Гайдар «Чук

и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Пересказ текста по плану

129

А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Дорога к отцу»)

1

Участие в диалоге

о прочитанном

Рассматривать характеры литературных героев в развитии

Выразительное чтение

130

А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Вот и приехали»)

1

Произведения классиков детской литературы. Произведения

о детях

Краткий пересказ основных событий и фрагментов текста

Выразительное чтение

131

А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

1

Умение задавать

вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану

Выразительное чтение

132

А. Гайдар «Чук

и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

1

Произведение о детях. Герои произведения

Видение ситуации в рассказе с точки зрения разных героев рассказа

Проверка техники чтения

133

А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»)

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

История – изменения, которые происходят в жизни людей с течение времени.

Главные ценности жизни – неизменное для разных поколений людей

Выразительное чтение

134

Постоянство в природе и чувствах людей

А. Юон.«Весенний солнечный день. Сергиев Посад»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства –
живописными
и музыкальными произведениями

Чувства человека, природа остаются неизменны

Выразительное чтение

135

Хрестоматия

К.Паустовский «Стальное колечко»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства –
живописными
и музыкальными произведениями

Актуализация знаний о жанрах, приемах в литературе

Выразительное чтение

136

Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее»

1

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста

по плану

Ответы на вопросы

Учебно-методическая литература

3 класс

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение.3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
  3. Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.
  4. Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...