Рабчочая программа по Бурятскому Языку 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Ухинова Алтына Вячеславовна

Примерная Рабочая программа по бурятскому языку 4 класс "Амар Мэндээ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                               Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «31» августа 2021 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

Е.С. Колмакова                                                                          от «31»  августа 2021 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «31» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по бурятскому языку как государственному языку

 

Класс: 4

Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна, учитель бурятского языка

Срок действия рабочей программы: 2021-2022 уч. год

с. Могойто

2021 г.

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Закон Республики Бурятия от 10 июня 1992 г. N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия" (Статья 24 от 07.03.2014 № 278 -V)
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Программа по бурятскому языку как государственному языку РБ авторов: Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Содномовой Б.Д,  рекомендованной Минобрнауки РБ У-Удэ, изд. «Бэлиг», 2010;
  6. Регионального перечня учебников (учебных пособий), реализующих региональный компонент образования, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РБ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год
  7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко» для 1-4 классов.
  8. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».  

      Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета, курса  

3. Календарно-тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Рабочая  программа  ориентирована на использование:

-Программа по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для  2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения авторов С.Ц. Содномова, Р.С. Дылыковой, Б.Д.Содномовой. – У- У.: Бэлиг, 2009.

- УМК «Амар мэндэ-э!» для учащихся начальных классов авторов Гунжитовой Г-Х. Ц., Дашиевой С.А., Цырендоржиевой Б.Д.: Амар мэндэ-э!: Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. 3-й год обучения.- Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2019 г.  

           Обучение бурятскому языку на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

   -формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и в письме;

   -развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;

   -обеспечение коммуникативно- психологической адаптации  школьников к новому языковому миру для преодоления психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;

  -освоение элементарных лингвистических представлений, доступных  школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке;

   -приобщение учащихся  к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство младших  школьников с культурой бурятского народа,  фольклором  и доступными образцами бурятской литературы;

  -формирование речевых,  интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений.

         Данная программа  направлена на  освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках;

- знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;

- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей;

- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

       Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный  язык Республики Бурятия»  для учащихся 4 класса составлена с учетом возрастных особенностей развития школьников.  

       Настоящая программа разработана на 34 часа (1 раз в неделю)

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧБЕНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Минии бYлэ

Танилсая!; Минии класс; Минии бYлэ; Арюна ехэ бYлэтэй; Тоолое!; Нэгэдэхи hуури эзэлээбди!; Ши хэдытэйбши?; Эгээ эрхим хэн бэ?; Минии уг гарбал; Ши хэн болохобши?; Минии эжы hургулида хYдэлдэг.

11

2

Минии нYхэр

Минии нYхэр шатар наадаха дуратай; Хэн ямар тамирата дуратайб?; Шинии дуратай дуушан хэн бэ?; Yнгэтэ дэлхэй; Хубсаhан ; Магазинда ; Эдеэн.

8

3

hайндэроор!

Минии Yдэр; тYрэhэн Yдэроор!; 12 жэл; Сагаалганаар!; Эжын Yдэр.

5

4

ТYрэл дайда

Сурхарбаан ; Жэлэй дYрбэн саг; Газаа ямар бэ; Зэрлиг амитад ; Ута шэхэтэй, хурса шYдэтэй юун бэ?; Тоомгуйхэн шандаган; Манай дуратай онтохон; Буряад оромнай уужамхан даа!

8

5

Дабталга

Зунай амаратала; Повторение.

2

Всего:

34

 

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Сроки проведения  

План  

Факт

1

Танилсая!

1

Зубоор угуулхэ, уншаха, буулгажа бэшэхэ

Танилсалгын диалогто хабаадаха

Зурагаар ажал

Словарна ажал

1  

2

Минии класс

1

Уран уншагшадай конкурс эмхидхэхэ, зурагаар ажал

Словарна ажал

2

3

Минии бYлэ

1

Оньhон угын удхаар ажал

Уран уншалга, оршуулга

3  

4

Арюна ехэ бYлэтэй

1

Асуудалнуудта харюу бэлдэхэ

Оршуулга хэхэ

Диалог зохеохо

4  

5

Тоолое!

1

Ролеор диалог уншаха

Зурагаар ажал

Словарна ажал

5  

6

Нэгэдэхи hуури эзэлээбди!

1

Уран гоеор шулэг уншаха

Зуб вариант таарулан бэшэхэ

 Ролеор диалог уншаха

6

7

Ши хэдытэйбши?

1

Дабталга,  зурагуудаар ажал

7

8

Эгээ эрхим хэн бэ?

1

Наадан «Магазин соо», фонет. hорилго, дабталга,  зурагуудаар ажал

8

9

Минии уг гарбал

1

Фонет. hорилго, хэлэлгэ бэхижуулгэ, зурагаар ажал,мэдуулэл зохеолго

9  

10

Ши хэн болохобши?

1

Уран гоеор  уншалга, фонет. hорилго,  диалогто хабаадалга, урид узэhэноо дабталга

10  

11

Минии эжы hургулида хYдэлдэг

1

Фонет. hорилго, хэлэлгэ бэхижуулгэ, схемэ-зурагаар ажал, асуудал  зохеолго

11

12

 Минии нYхэр шатар наадаха дуратай

1

Уенуудые холбон уншалга, зурагаар мэдуулэл зохеолго, словарна ажал, фонет. hорилго

12  

13

Хэн ямар тамирата дуратайб?

1

Рассказ  уншалга, фонет. hорилго, хэлэлгэ бэхижуулгэ, наадан «Хэнэй? Юунэй?»

13

14

Шинии дуратай дуушан хэн бэ?

1

Словарна  ажал, фонет. hорилго

14

15

Yнгэтэ дэлхэй

1

Фонет.  hорилго, хэлэлгэ бэхижуулгэ, зурагаар ажал, мэдуулэл  зохеолго

15

16

Хубсаhан

1

Уран уншалга, словарна ажал, фонет. hорилго, оршуулга

16

17

Магазинда

1

Фонет. hорилго, хэлэлгэ бэхижуулгын даабаринууд

Ролеор уншалга

17  

18

Эдеэн

1

 Удаан ба тургэн аялгануудые дабтаhан дабаринууд, наадан «Хэн тургоор, зубоор уншахаб?»

18

19

Минии Yдэр

1

Фонет. hорилго, хэлэлгэ бэхижуулгэ, зурагаар ажал

19

20

тYрэhэн Yдэроор!

1

Текстын  удхаар  хоорэлдоон, фонет. ба лекс. даабаринууд

20  

21

12 жэл  

1

Уншалгын ба зуб бэшэлгын дадал шалгаhан фонет. ба лекс. даабаринууд

Шэнэ жэлээр амаршалгын бэшэг бэшэлгэ

Зурагаар ажал

21

22

Сагаалганаар!

1

Словарна ажал, фонет. hорилго, хэлэлгэ бэхижуулгэ, зурагаар мэдуулэл зохеолго, ролеор диалог уншалга

22

23

Эжын Yдэр

1

 Уран уншалга,

зурагаар ажал,  фонет. hорилго, хэлэлгэ бэхижуулгын даабаринууд

23

24

Сурхарбаан

1

Уран уншалга, зурагаар ажал, буудал-станци хэрэглэн, шулэг хадуужа абалга

24

25

Жэлэй дYрбэн саг

1

Шулэг уран уншалга, фонет. hорилго, хэлэлгэ бэхижуулгэ, диалогто хабаадалга,

Оршуулга

25

26

Газаа ямар бэ?

1

Абяануудые илгаруулха фонет.даабаринууд, «Хэн хэлэхэб?» наадан

26

27

Зэрлиг амитад

1

Шэнэ YгэнYYдые дабталга

27

28

Ута шэхэтэй, хурса шYдэтэй юун бэ?

1

Зубоор  бэшэхэ дадал олголго урид узэhэноо дабталга

28  

29

Тоомгуйхэн шандаган

1

 Диалогто  хабаадалсаха, словарна ажал, фонет. hорилго, зурагаар ажал

29

30

Манай дуратай онтохон

1

Уреэлнуудые уран гоеор хэлэлгэ,  зурагаар ажал, оршуулга, диалогто хабаадалсаха

30  

31

Буряад оромнай уужамхан даа!

1

Зурагаар  ажал, жороо угэнуудые дабталга

31  

32

Зунай амаратала

1

Наадан «Хэн хэлэхэб?», словарна ажал, фонет. hорилго, урид узэhэноо дабталга

 32

33

Повторение

1

Жэл соо Yзэhэноо дабталга

33  

34

Повторение

1

Жэл соо Yзэhэноо дабталга

34

Итого:

34 часа

34 недели

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    В соответствии с ФГОС НОО  рабочая программа по курсу «Бурятский язык как государственный  язык Республики Бурятия» ориентирована  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Предметные результаты освоения  учебного предмета «Бурятский язык как государственный  язык Республики Бурятия»

Обучающийся имеет представление:

1. о значимости владения бурятским языком в современном мире как средстве межличностного и межкультурного общения, как средстве приобщения к знаниям в различных областях, в том числе в области выбранной профессии;

2. социокультурном портрете региона, говорящего на бурятском языке (на примере Республики Бурятия): территория, население, географические и природные условия, административное деление (районы и др.), государственный флаг, государственный герб, столица, крупные города;

3. культурном наследии региона и России: всемирно известных национальных центрах и памятниках (Бурятский государственный драматический академический театр, Бурятский государственный академический театр оперы и балета, Русский драматический театр им. Н. Бестужева, Детский театр «Улигер», Молодежный театр, музей декабристов, музей имени Ц. Сампилова, музей Природы, Музей Истории Бурятии, Этнографический музей и др.); известных представителях литературы (Х. Намсараев, Ч. Цыдендамбаев, Д.Улзытуев и др.), выдающихся ученых (Д.Банзаров);

знать: - алфавит, буквы, основные словосочетания, звуки бурятского языка; - основные правила чтения и орфографии бурятского языка; - особенности интонации основных типов предложений;

-имена наиболее известных персонажей бурятских детских литературных произведений; - наизусть рифмованные произведения детского фольклора, доступные по форме и содержанию.

уметь: в области аудирования:

- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;

в области говорения:

- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы Хэн? (Кто?) Юун? (Что?) хэзээ? (Когда?) Хаана (Где?) Хайшаа? (Куда?) Хаанаhаа (Откуда?) Юундэ (Почему?), и отвечать на них; - кратко рассказывать о себе, своей семье, своем друге;

- составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;

в области чтения:

- читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;

- читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

в области письма:

- списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;

- писать краткое поздравление с опорой на образец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятскому языку. 3 класс. Д.Д.Ошоров, С.Ц.Содномов, Р.С. Дылыкова.

Рабочая программа по бурятскому  языку. 3 класс. Д.Д.Ошоров, С.Ц.Содномов, Р.С. Дылыкова....

Рабочая программа по бурятскому языку 4 класс

Рабочая программа по бурятскому языку 4 класс...

Рабочая программа по бурятскому языку 3 класс

Рабочая программа по бурятскому языку 3 класс...

Рабочая программа по бурятскому языку 4 класс

Буряад хэлэнэй  программа хадаа мүнɵɵнэй шэнэ ФГОС-ой эрилтэдэ харюусамаар, «Буряад һургуулиин программанууд» дээрэ үндэһэлжэ (авторынь Р.С.Дылыкова)...

Рабочая программа по бурятскому языку 4 класс

Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые представляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственном...

рабочая программа по бурятскому языку. 3 класс

Программа создана на основе учебников Нанзатовой Э.П....

Рабочая программа по бурятскому языку 2-4 класс

Рабочая программа по бурятскому языку 2-4 класс. УМК.-Г-Х.Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева. Амар мэндэ-э! УМК для начального курса бурятского языка для детей младшего школьного возраста....