Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 класса с тяжёлой степенью умственной отсталости на тему "Звук и буква "А"
план-конспект урока (2 класс)

Широкова Ольга Владимировна

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся  по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_a.docx308.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающихся 2 класса с тяжёлой степенью умственной отсталости

Тема: Звук и буква «А».

Цель: познакомить со звуком [а] и буквой А, учить дифференцировать понятия звук и буква.

Задачи: 

  1. уточнить артикуляцию звука [а], развивать подвижность и переключаемость движений губ. Учить слышать и выделять звук [а] среди других звуков. Учить определять позиции звука [а] в слове. Познакомить обучающихся с графическим написанием букв «А», «а».
  2. Корригировать и развивать фонематический слух обучающихся, связную речь, мышление, внимание.
  3. Воспитывать мотивацию к чтению, доброжелательность.

Оборудование: листочки из цветной бумаги, привязанные за ниточку к палочке, картинка с изображением арбуза, счётные палочки, картинки с образцом буквы «А», составленной из 5 счётных палочек, карточки с буквой «А», муляжи фруктов, корзина, касса букв.

Ход урока

I.Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

2. Речевая разминка.

СА – СА – СА – под кустом сидит лиса.

АС – АС – АС – пили мы из кружки квас

ША – ША – ША – мама моет малыша.

АШ – АШ – АШ – мы построили шалаш.

3. Дыхательная гимнастика.

«Подуем на листочки».

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Учитель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с первым звуком, а вот каким, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку. (Учитель читает загадку, после ответов детей показывает отгадку на картинке).

Он большой, как мяч футбольный.

Если сладкий — все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его .... (Арбуз)

-Молодцы! Какой звук вы слышите первым в слове «арбуз»? (Звук [а]). Правильно, о нём и пойдёт речь на нашем уроке.

III. Объяснение нового материала.

Давайте потянем этот звук в слове «арбуз». (Дети вместе с учителем произносят: «А-а-арбуз»)

- Попробуем спеть этот звук. (Дети поют звук [а] хором, по одному, тихо, громко).

Колыбельку мышь качала,

Мышка тихо напевала: А-а-а.

Мышка губы округляла,

Широко рот открывала: А-а-а!

-Звуки, которые мы можем спеть, называются гласными. Звук [а] – гласный.

- Когда мы произносим звук [а], рот широко открыт, воздух проходит свободно. Ему не мешают ни язык, ни зубы, ни губы.

Игра «Распредели в корзинки»

- Ребята, звук [а], любит фрукты, названия которых начинаются с [а], посмотрите внимательно на муляжи фруктов, назовите их. Давайте в корзинку положим только те фрукты, которые начинаются с [а]. (Ананас, абрикос, апельсин, арбуз).

Дети четко произносят названия фруктов и выделяют первый звук, затем определяют – положить ли фрукт в корзинку.

Знакомство с буквой А.

- Ребята, мы познакомились со звуком [а], мы его с вами слушали, мы его пели. А как вы думаете, можно ли увидеть звук [а]? (Нет).

- Да, звуки мы увидеть с вами не можем. Звуки – невидимки! Но звуки научились превращаться в буквы, которые мы с вами можем писать и читать. Хотите узнать, как это произошло? (Да).

Сказка «Как звуки научились превращаться в буквы».

 Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

-Ребята, платья, которые подарил волшебник звукам – это буквы. И платья у всех звуков разные, чтобы мы их не путали. Какое же платье добрый волшебник подарил звуку [а]? Посмотрите, вот оно (показывает крупно напечатанную букву «А»).

- Рассмотрите букву «А». (Учитель читает стихотворение, одновременно показывая части буквы)

- На что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

С. Маршак

Физкультминутка

– Аист, аист, длинноногий, (машут руками, как крыльями)

Покажи домой дорогу. (Руки складывают в виде крыши над головой)

Аист отвечает:

–Топай правою ногой, (топают поочерёдно правой и левой ногой).

 Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Шаг на месте: раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Мы присядем, скажем: У-у-у.

Дружно встанем, скажем: А-а-а.

Нам пора и за дела.

Составление буквы «А» из счётных палочек.

- А сейчас составим большую букву «А» из счетных палочек. (Выкладывание буквы «А» из палочек, ориентируясь на образец – нарисованную букву «А» из счётных палочек).

Если обучающиеся допускают ошибку, учитель обращает внимание на образец, помогает словесной инструкцией.

Агафонов Миша и Крестьянинов Саша выкладывают палочки прямо на образец (технология разноуровневого обучения).

Работа с кассой букв

Нахождение буквы «А» в кассах букв. Взаимопроверка.

- Ребята, перед вами – касса букв. Найдите в ней букву А. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте.

IV. Закрепление материала

Презентация  «Игра “Четвертый лишний”»

- Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Четвёртый лишний». Я буду показывать вам картинки, а вы должны называть, что на них изображено, выделяя голосом первый звук. На каждой картинке спряталось лишнее слово. Мы должны его найти.

(Дети вместе с учителем называют изображения на каждом слайде, находят лишний предмет).

-Ананас, абрикос, апельсин, лимон (лишнее – лимон, в этом слове нет звука [а]).

Молодцы!

-Акула, антилопа, аист, медведь (лишний – медведь, в этом слове нет звука[а]).

Правильно!

-Автобус, астры, Айболит, солнце (Лишнее слово – солнце, в нём нет звука [а]).

Молодцы!

V. Итог урока.

- Какой звук мы сегодня изучали, пропоем его.

- Какой буквой обозначается этот звук? Поднимите карточку с буквой А

- Придумайте слова со звуком [а].

VI. Рефлексия.

- Что вам больше всего понравилось делать на уроке?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- С каким настроением вы уходите с урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))

  Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...

Конспект урока по предмету "речь и альтернативная коммуникация" в 3 классе по теме "Что такое море. Морские обитатели."

Данный урок является завершающим в проектной деятельности обучающихся четвёртого года обучения с умеренной умственной отсталостью по теме "Водоёмы. Море"....

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация». 2 класс надомного обучения.

Изучение букв и звуков по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" детей с ТМНР...

Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация во 2 классе. Тема урока: Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж.

Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквуй Жж. Предложения с данными словамт. Чтение предложений и текстов....

Технологическая карта урока " Звук У. Буква У" по учебному предмету "Речь и Альтернативная коммуникация" с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1 классе

Данный конспект урока будет полезен длля учителей начальных классов коррекционных школ, педагогов-дефектологов.Обучающиеся в игровой форме познакомятся с графическим образом буквы У, через практическу...