Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))
план-конспект урока (3 класс)

Елена Магомадова

    Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достаточно хорошо владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной множественных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности обучающегося в семье и обществе сверстников. Уровень психического развития зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления каждого из отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также от сроков и качества коррекционной помощи.   Особенности психического развития проявляются в грубом нарушении познавательного развития. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности. На момент поступления в школу, наряду с ярко выраженными особенностями психофизического развития, имеет место чрезвычайно низкий уровень развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Зачастую у детей практически отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением. Социальная незрелость проявляется в ограниченности контактов, отсутствии представлений о нормах поведения. Для коммуникативного развития характерна низкая заинтересованность в общении со сверстниками и взрослыми, ограниченность невербальных и вербальных средств коммуникации. У большинства детей данной группы выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, в вялости, пассивности, нарушении поведения, расторможенности, быстрой истощаемости, низкой произвольности поведения.

Значительное недоразвитие двигательной сферы выражается в снижении точности движений головы, рук, тела, в отсутствии пластичности и координированности движений.

   У обучающихся значительно снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, работоспособность, испытывают значительные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях школы

В статье описаны особые образовательные потребности, определяющие необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития...

конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация

конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация "Яблоко"...

Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Использование альтернативных средств коммуникации сегодня актуально в связи с тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутству...

Конспект урока по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема урока: «Мои желания. Покупка школьных принадлежностей»

1 (дополнительный) класс для детей У/О (ИН) вариант2Развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьм...

Конспект урока по предмету "речь и альтернативная коммуникация" в 3 классе по теме "Что такое море. Морские обитатели."

Данный урок является завершающим в проектной деятельности обучающихся четвёртого года обучения с умеренной умственной отсталостью по теме "Водоёмы. Море"....

План - конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» Тема: Закрепление символа и жеста «Низ».

Цели:- Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие через упражнения на сравнение, анализ и синтез.- Развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения.- Формировать позитивную эмоциональн...