Анализ урока
материал

Михина Татьяна Витальевна

Виды и структуры самоанализов урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srs_samoanaliz_uroka_mihina.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме: «Самоанализ урока»

1. Познакомься со структурой анализа урока.
           Виды самоанализа урока: краткий, структурный, аспектный, системный.
           Структура краткого анализа: свободная. Анализирующий оценивает сразу после урока выполнение поставленных целей и сопоставляет цели, полученный результат с прогнозируемым.
          Структура структурного анализа: является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.
         Структура аспектного анализа: свободная. Осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:
1) реализации системно-деятельностного подхода,
2) личностно-ориентированного подхода,
3) формированию универсальных учебных действий,
4) реализации содержательной и деятельностной целей урока,
5) применяемым технологиям обучения,
6) психолого-педагогической характеристики урока.
        Структура системного анализа: совокупность взаимосвязанных форм, методов, приёмов, средств, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему.
Это методика: проектирования, конструирования, управления уроком.

2. Выбери схему анализа, которая тебе подходит.
            Структура системного анализа: совокупность взаимосвязанных форм, методов, приёмов, средств, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему.
Это методика: проектирования, конструирования, управления уроком.

3. Запиши текст анализа своего урока, основываясь на вспомогательных вопросах. Читайте вопрос и согласно проведённому уроку, отвечайте на вопрос.

Примеры порядка анализа урока

Самоанализ урока № 1

Класс: 3 «Б»
Кол-во присутствующих: 36, кол-во по списку 40

Тема урока «Окончание слова»

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Структура: организационный момент
                     актуализация знаний
                     первичное усвоение новых знаний
                     первичная проверка понимания
                     первичное закрепление.
                     информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
                     рефлексия

1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?
Место данного урока в теме «Окончание слова». На предыдущем уроке изучали тему «Корень слова». Этот урок связан с предыдущим, так как корень, и окончание являются частями слова.
            2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)

Все дети принимали активное участие в уроке, были полны творческой энергии. Преобладали положительные духовные запросы. Все обучающиеся стремились сотрудничать и помогать друг другу. Все заинтересованы в получении знаний и стремятся разобраться с новым материалом. Учащиеся очень дисциплинированы.
         
3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности  в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.
           1). Цель урока: знакомство с новой частью слова – окончанием посредством активной работы с учебником.
         
Задачи урока:
Образовательные
: формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание.
Развивающие: развивать интерес учащихся  к предмету через  познавательную деятельность.
 Воспитательные: воспитывать уважение к Родине, чувства сопричастности к истории своей страны.  
          2). Образовательные: реализовывались через различные виды заданий (слайды, тест, работа по карточкам и т.д.), которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учащихся и их творческой деятельности.
    Развивающие: развитие интереса осуществлялось через участие учащихся в дифференцированных заданиях.
 
Воспитательная: через использование презентации к уроку, подбора дидактического материала.
        3).
 На данном уроке главной для меня была задача, связанная с мотивацией школьников на овладение знаниями. В содержании урока нашли отражение языковая, коммуникативная компетенции. Формирование языковой компетенции прослеживалось на этапе подготовки учащихся к изучению нового материала через повторение и актуализацию знаний, когда учащиеся вспоминали орфограммы, изученные раннее. Развитие коммуникативной компетенции в анализируемом уроке прослеживалось через все виды речевой деятельности учащихся: чтение, письмо, слушание, говорение. Работая устно, соблюдали основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Но в этом классе выявлена такая проблема: дети не умеют давать полные ответы на поставленные вопросы. Поэтому одной из главных направлений моей работы является формирование культуры речи.

          4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на  результатах обучения на уроке.
           1). Содержание урока было подобрано в соответствии с темой и целью урока. Все выполняемые на уроке упражнения соответствовали теме урока и способствовали достижению поставленной цели.
          На учебном занятии для отработки общеучебных умений и навыков использовалась коллективная, самостоятельная формы работы, что сказалось на познавательной активности, творчестве и самостоятельности учащихся.
         Коллективная, форма работы способствовала формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная учебная деятельность была направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий.  
         Для раскрытия главного материала на анализируемом уроке сочеталось несколько методов обучения. 
         а) При изучении нового материала использовался частично-поисковый метод. Знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.
         б) Репродуктивный метод обучения заключался в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму.
         2). Первичная проверка понимания
На данном этапе
происходит установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.
Презентация, примененная на анализируемом уроке, по моему мнению, способствовала концентрации внимания учащихся, поддерживал интерес к изучаемому материалу на протяжении всего урока, увеличил работоспособность учащихся за счет панорамы разнообразных заданий.
          5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
          1). Время для актуализации ранее изученного, для изучения нового материала, закрепления, подведения итогов урока, разбора домашнего задания распределено рационально, что сказалось на эффективности урока. 
          2). Все этапы урока взаимосвязаны, вытекают один из другого.
         3).
 На данном уроке наблюдалось наращивание трудности и повышение степени самостоятельности учащихся в работе при выполнении упражнений и заданий:
         - В начале урока учащиеся вспомнили ранее изученные темы, что позволило плавно перейти к новой теме. Также этот вид деятельности обеспечил готовность учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность. 
         - Коллективная работа (запись предложений), выполненная учащимися после объяснения нового материала, подразумевала закрепление знаний учащихся по теме. 
           - Проверочная работа (была проведена учащимися самостоятельно), предполагалась первичная проверка знаний учащихся и выявление затруднений по данной теме.
       
 6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.
        Компьютерные технологии использовались для повышения качества образования учащихся, а также для совершенствования системы преподавания.
       Включён в работу дидактический материал. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия. Ребята пользовались учебником, презентацией.
       
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся, на каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
         1). В процессе всего урока перед каждым заданием предлагала определить цель предстоящей работы, алгоритм выполнения. После работы делали вывод. В конце урока провели рефлексию своей работы по усвоению новых знаний.
         2). Урок прошёл динамично, со сменой видов деятельности. На уроке использовались индивидуальная форма работы для развития умения учащихся выполнять задания самостоятельно, фронтальная форма для оказания помощи друг другу и изучения, последующего закрепления материала. Для повышения эффективности учебного процесса, презентация, наглядность.
           
3). После выполнения каждого задания осуществлялась проверка на слайде презентации  и  устранение ошибок учеников. В течение урока повторяли правила в учебнике, а в конце занятия заданы вопросы для проверки понимания изученной темы.
        8. Психологическая атмосфера на занятии
        На уроке были созданы следующие условия:
       - создание творческой, доброжелательной обстановки;  
       - адаптивная образовательная среда, поддерживающая учебную мотивацию учащихся;
       - построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи.
         9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока?
        1). Я считаю, что выбранные мной формы и методы работы, позволили учащимся достичь цели урока, так как учащиеся показали довольно высокий уровень усвоения знаний.
      2). Все поставленные задачи, на уроке были реализованы, потому что
доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных активных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. 
       10. Наметить перспективы своей деятельности.
     
Будем и дальше работать над опасными местами в словах; раскрывать секреты грамотного письма; выполнять занимательные задания; проявлять интерес к изучению родного языка.

Схема анализа урока по ФГОС № 3

Класс: 3 «Б»

Предмет: русский язык

Учитель: Михина Т.В.

Тема урока «Окончание слова»

№ п/п

Критерий оценивания

Оценка

1

Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

2

2.

Соответствие урока требованиям ФГОС

       2

2.1

Ориентация на новые образовательные стандарты

       2

2.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД

       2

2.3

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

       2

3

Содержание урока:

       2

3.1

Научная правильность освещения материала на уроке

       2

3.2

Соответствие возрастным особенностям

       2

3.3

Соответствие содержания урока требованиям программы

       2

3.4

Связь теории с практикой

       2

3.5

Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности

       2

3.6

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом

       2

3.7

Межпредметные связи

       2

4

Определение темы урока. Постановка целей и задач

       2

4.1

Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует

       2

4.2

В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся

       2

5

Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности

       2

5.1

Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач

       2

5.2

Работа ведется по плану, предложенному учителем

        2

5.3

Учебные действия осуществляются по намеченному плану

        2

6

Форма взаимодействия в ходе урока

        2

6.1

Применение диалоговых форм общения

        2

6.2

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся

        2

6.3

Осуществление обратной связи: ученик – учитель

        2

6.4

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

        2

6.5

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности

        2

6.6

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию

        2

6.7

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

        2

6.8

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

        2

7

Психологические основы урока

        2

7.1

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

        2

7.2

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности

        2

7.3

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока

        2

7.4

Наличие физкультминутки

        2

8

Домашнее задание

        2

8.1

Оптимальный объем

        2

8.2

Доступность инструктажа

        2

8.3

Дифференциация, представление права выбора

        2

9

Подведение итогов деятельности

        2

9.1

Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде

        2

9.2

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили

        2

9.3

Учитель организует рефлексию

        2

10

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

        2

Итого:

       86

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2:

0 – критерий отсутствует,

1 – проявляется частично,

2 – в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

пояснительная записка к уроку и анализ урока

дан подробный самоанализ урока ОМ 4 класс по программе "ПНШ"...

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов", общепедагогический анализ урока.

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов" ( 3 класс, развивающая система Л.В.Занкова) + общепедагогический анализ урока....

КОНСПЕКТ УРОКА И АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА» 1 КЛАСС ПНШ

Тема:  ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛАЗадачи урока: - ввести понятие «однозначные числа»; закреплять знание состава изученных чисел; -совершенствовать навыки счета и навыки выполнения сложения вида  + 1,  + ...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 4 классе, на тему: "Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости". Анализ урока.

МКОУ «Александровская СОШ»Аннотация к разработке  урока по физической культуры в 4 классе. Дата: 20.01.2017г.Класс: 4Предмет: физическая культураРаздел урока: Подвижные игр...

Мониторинг применения УУД на уроке по результатам анализа урока

   Применение мониторинга УУД на уроке позволяет формировать правильную организацию деятельности учащихся, используя разные методы, формы, средства обучения. На каждом этапе урока обу...