Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления .4 класс
рабочая программа (4 класс)

Яковлева Ирина Леонидовна

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретическими и практическими занятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_i_ktp_kruzhka_pochitay-ka_4klass.docx63.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно – нравственное

Кружок «Почитай - ка»        

Начальное  общее образование, 4 класс, 68 часов

Срок реализации: 1 год

   

                                                 

                                                                                                          Автор - составитель программы:

                                                                                      Яковлева Ирина Леонидовна,

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                 первая квалификационная категория

ВВЕДЕНИЕ

        Программа кружка «Почитай – ка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной. Разработана учителем начальных классов первой квалификационной категории Яковлевой И.Л.

Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.

Актуальность программы. Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом. Овладение этими навыками обеспечивают успешность обучения  по всем  предметам школьной программы. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Практическая значимость программы. Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Реализация программы рассчитана на один год.  Занятия проводятся 2 раза в неделю Общее кол-во часов в год - 68 часов. Из них 68 ч. внеаудиторных. Занятия проводятся на базе городской детской библиотеки, что позволяет активно задействовать библиотечный фонд и способствует социализации учащихся. Занятия проводятся в форме теоретических и практических занятий.

Возраст детей, которым адресована программа – 10-11 лет.

Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит в следующих формах: защита читательских дневников; проектные работы: создание  сборника с пословицами, книги – самоделки «Русские баснописцы». «Открытка ветерану». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе». Участие в школьных и городских конкурсах соответствующей тематики.

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются книги и периодические издания из  библиотечного фонда, портреты детских поэтов и писателей, словари, компьютер, мультимедийное оборудование.

        

  1. Цель и задачи программы

Целью программы является -  обучение детей способности чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; обогащение чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире; знакомство детей через литературу с миром человеческих отношений и нравственных ценностей.  

Задачи программы:

  • Обучающие - формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности; знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.
  • Воспитательные – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
  • Развивающие - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, творческой инициативы, памяти, внимания, наблюдательности, всех видов речевой деятельности.

  1. Планируемые результаты  реализации  программы

Планируемые результаты  реализации программы внеурочной деятельности кружка «Почитай – ка» в соответствии  с  требованиями  ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:

- первый – основная функция – познавательная.

  • Учащиеся научатся прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- второй – основная функция – формирование личностного отношения:

  • осознание значимости чтения для личного развития;  
  • формирование потребности в систематическом чтении.

- третий – основная функция – деятельностная:

  • используют  разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • научатся отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  1. Содержание курса кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Формы проведения

Формы организации

теоретические

практические

Вводные занятия (2 ч).

1-2

Вводное занятие.  Инструктажи. Мой читательский дневник.

Вводный инструктаж «Характер, особенности и режим работы кружка, инструктаж по ТБ на занятиях кружка «Почитай-ка». Беседа о системе библиотечного обслуживания.

Презентация учащимися своих читательских дневников. Рассказ о произведениях, прочитанных летом.

1

1

Страницы старины седой(4 ч.)

3- 6

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.  

«Былина о Святогоре»  в стихотворной форме и прозаической форме.

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Наставления  Ярослава Мудрого.

Библия. Библейские предания.

Выставка книг. Чтение и рассматривание. Беседа в сопровождении презентации по картинам русских художников В. Васнецов «Богатыри». «Богатырский скок», А.  Шишкин «Евпатий Коловрат» и т.п. Характеристика героев. Ролевое чтение. Просмотр  мультфильма по библейской притчи «Блудный сын».

Чтение предания  «Суд Соломона».

2

2

Крупицы народной мудрости (10 ч.)

7-16

В. Даль. «Пословицы русского народа».

Пословица недаром молвится.

Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля»

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»,

Героические песни о героях России: «Суворов приказывает армии переплыть море».

Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и

русских солдатах».

Справочный материал об А.В. Суворове

Русь великая в произведениях фольклора

Классификация пословиц и поговорок по теме. Создание собственного тематического сборника с пословицами.  Работа с библиографическими справочниками. Чтение и рассматривание книг. Слушание литературных произведений.

Создание  постера о героях России

3,5

6,5

Мифы народов мира (5 ч.)

17-21

Мифы народов мира. Книги-сборники.

Мифологические герои

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».  

Древнегреческий миф «Прометей».

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Обзор книг. Работа с системным каталогом. Чтение и составление суждений. Просмотр мультфильма. Конкурс.

2,5

2,5

Русские писатели-сказочники (11 ч.)

22-32

Мир сказок: сказки народные и авторские.

Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. Сборник сказок А.Н. Афанасьева

Сказки народов севера.

Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,  М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Театр на столе. Изготовление лягушки и утки в технике оригами.

Театр на столе. Инсценировка отрывка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница»

Сказки В. Жуковского «Три пояса», Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».

 Сказки В. Даля.

Сказки К. Ушинского.

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге»  А.С. Пушкина.

Библиографический справочник: справки о писателях-  сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.

Обзор книг. Рассказ учителя. Беседа. Составление каталога. Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений  Изготовление героев сказки из бумаги. Инсценировка.  Творческий пересказ.  Исследование в группах и индивидуально: работа со справочной литературой

6 ч.

5 ч.

«Книги, книги, книги…» (3 ч.)

33-35

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

Проектная деятельность: создание  книги - самоделки  «Русские баснописцы».

 Классификация книг

(работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проектная деятельность: создание  книги – самоделки «Русские баснописцы».        Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники  и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.         Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки  народов мира», «Стихи русских поэтов».

1,5 ч

1,5 ч.

Книги о детях и для детей (3ч.)

36-38

Дети — герои книг писателей XIX века. Выставка книг.

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Книги зарубежных писателей.

 Поиск книг по каталогу, выставка книг. Читальный зал Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях».

2 ч.

1 ч.

В путь, друзья. (5 ч.)

39- 43

Книги о путешествиях вымышленных и настоящих.

А. Н. Томилин

«Как люди открывали свою Землю».

Елена Ракитина «Большое путешествие домой»

К. Булычев.  «Каникулы в космосе, или планета Пять-Четыре»

К. Булычев «Лиловый шар».

М. Твен. «Приключения Тома Сойера

Обзор книг.  Чтение глав из книг. А. Н. Томилина и Е. Ракитиной. Составление аннотации.

Слушание аудиоспектакля. Просмотр фильма по рассказу К. Булычева «Лиловый шар». Беседа.

Поиск книги в библиотечном фонде. Конкурс на лучшее чтение отрывка.

3,5

1,5

Словари, справочники, энциклопедии (4 ч.)

44-47

«Хранители слов» — словари.

 Игра-  конкурс «Объясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.  

Игра «100 вопросов Почемучек».

Выставка словарей: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Рассматривание и выявление сходства и различий. Нахождение необходимой информации.

Составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

1,5

2,5

Родные поэты (6 ч.)

48-53

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе.  Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина,  М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

Изображение осени в произведениях русских композиторов, поэтов и писателей.

Творческая работа «Краски осени».

Творчество наших земляков.

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

Структура книги-сборника. Слушание аудиозаписи стихотворений русских поэтов. Интерактивная «картинная галерея». Картины русских художников: А. Саврасова, И. Шишкина, Ю Клевера И. Левитана, А.Куинжи. Беседа. Иллюстрирование стихотворений. Подготовка и конкурс на лучшее чтение стихотворения.

3 ч.

3 ч.

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч.)

54-57

Писатели о писателях.  Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай  Алексеевич Некрасов».

Дорожные очерки  В. Пескова

Очерки о природе К. Паустовского

Проба пера: очерк о своей школе, о своём городе  или о любимой книге. Создание  сборника.

Беседа о лит.жанре.

Чтение очерков. Определение темы, выбор информации  и обмен информацией.

Творческая работа.

1,5 ч.

2,5 ч.

Книги о детях войны. (5 ч.)

58-62

Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».  

К. Симонов «Сын артиллериста»

 В. Железников «Девушка в военном».  

Творческая мастерская «Открытка с Днем Победы».

Зал Славы

Творческая мастерская «Открытка с Днем Победы».

 Выставка книг по теме. Читальный зал: Самостоятельное чтение. мини- сочинение «Чем мне запомнился литературный герой».

Экскурсия в городской музей посещение  зала Славы. Изготовление открытки для жителей микр-на.

2 ч.

3 ч.

Газеты и журналы для детей (4 ч.)

63-66

Детские газеты и журналы.

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создаём газету «Чудеса планеты Земля»

Обзор детской периодической печати и электронных изданий. Структура журнала.

Групповой проект.

1, 5 ч.

2,5 ч.

Итоговые занятия (2 ч.)

67-68

Библиотечная мозаика

Мини-проект «Моя любимая книга»

Игры, конкурсы.

Защита проекта.

2 ч.

  1. Список литературы

Используемая для  разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: ― М.: Просвещение, 2011.
  2. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы

М.: Вентана-Граф, 2011.

  1. Л.А. Ефросинина. Учебная хрестоматия в двух частях 4 класс.- М.: Вентана- Граф, 2016    
  2. Электронный словарь-  справочник по литературному чтению: 1 -4 классы «Книгочей»  -

М.: Вентана-Граф, 2011.

  1. Царева И.Ю., Евсеева И.М.  Рабочая программа по внеурочной деятельности« Я читатель»

        

Рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Сборник  внеклассное чтение «Полная библиотека».4 класс. Издательство: Омега-пресс,
  2.  2019 г.
  3. Электронный словарь -  справочник по литературному чтению: 1 -4 классы «Книгочей»  

  М.: Вентана-Граф, 2011.

  1. Л.А. Ефросинина. Учебная хрестоматия.4 класс.- М.: Вентана- Граф, 2018.

Календарно – тематическое   планирование кружка  «Почитай – ка» 4 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

Вводные занятия. 2 ч.

1

06.09

Вводное занятие

Инструктаж.

1

1

2.

06.09

Мой читательский дневник.

1

1

Страницы старины седой 4 ч.

3.

13.09

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.  Выставка книг.

1

1

4.

13.09

«Былина о Святогоре»  в стихотворной форме и прозаической форме.

1

0.5

0,5

5.

20.09

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Наставления Ярослава Мудрого.

1

0,5

0,5

6.

20.09

Библия. Библейские предания. Библейские предания: «Суд Соломона»,  «Блудный сын».

1

1

Крупицы народной мудрости 10 ч.

7.

27.09

В. Даль. «Пословицы русского народа». Классификация пословиц и поговорок по теме.

1

0,5

0,5

8.

27.09

Пословица недаром молвится.

1

1

9.

04.10

Сборники произведений фольклора.

1

0,5

0,5

10.

04.10

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля»

1

0,5

0,5

11.

11.10

Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»,

1

0,5

0.5

12.

11.10

Героические песни о героях России: «Суворов приказывает армии переплыть море».

1

0,5

0,5

13.

18.10

Книга-сборник С. Алексеева Рассказы о Суворове и рус-

ских солдатах»..

1

0,5

0,5

14.

18.10

Справочный материал об А.В. Суворове

1

1

15.

25.10

Русь великая в произведениях фольклора

1

0,5

0,5

16.

25.10

Создание  постера о героях России

1

1

Мифы народов мира 5 ч.

17.

01.11

Мифы народов мира. Книги-сборники. Выставка книг.

1

1

18.

01.11

Мифологические герои

1

0,5

0,5

19.

08.11

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».  

1

0,5

0,5

20.

08.11

Древнегреческий миф «Прометей»

1

0,5

0,5

21.

15.11

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

1

1

Русские писатели-сказочники 11ч.

22.

15.11

Мир сказок: сказки народные и авторские.

1

1

23.

22.11

Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. Сборник сказок А.Н. Афанасьева

1

0,5

0.5

24.

22.11

Сказки народов севера.

1

0,5

0,5

25.

29.11

Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,  М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

1

1

26.

29.11

Театр на столе. Изготовление лягушки и утки в технике оригами.

1

1

27.

06.12

Театр на столе. Инсценировка отрывка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница»

1

0,5

0.5

28.

06.12

Сказки В. Жуковского «Три пояса», Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».

1

0,5

0,5

29.

13.12

 Сказки В. Даля.

1

0,5

0,5

30.

13.12

Сказки К. Ушинского.

1

0,5

0,5

31.

20.12

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге»  А.С. Пушкина.

1

1

32.

20.12

Библиографический справочник: справки о писателях -  сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.

1

1

«Книги, книги, книги…» 3ч.

33.

27.12

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

1

1

34.

27.12

Проектная деятельность: создание  книги - самоделки  «Русские баснописцы».

1

0,5

0,5

35.

10.01

Проектная деятельность: создание  книги - самоделки  «Русские баснописцы».

1

1

Книги о детях и для детей 3 ч.

36.

10.01

Дети — герои книг писателей XIX века. Выставка книг.

1

1

37

17.01

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

0,5

0,5

38

17.01

Книги зарубежных писателей.

1

0,5

0,5

В путь, друзья. 5 ч.

39.

24.01

Книги о путешествиях вымышленных и настоящих.

А. Н. Томилин «Как люди открывали свою Землю»

1

0,5

0,5

40

24.01

Елена Ракитина «Большое путешествие домой»

1

0,5

0,5

41.

31.01

К. Булычев.  Аудиоспектакль  «Каникулы в космосе, или планета Пять-Четыре»

1

1

42.

31.01

К. Булычев  Лиловый шар»

1

1

43.

07.02

М. Твен. «Приключения Тома Сойера

1

0,5

0,5

Словари, справочники, энциклопедии 4 ч.

44.

07.02

«Хранители слов» — словари. Выставка словарей.

1

1

45.

14.02

 Словари. Игра-  конкурс «Объясни слово».

1

1

46.

14.02

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.  

1

0,5

0,5

47.

21.02

Игра «100 вопросов Почемучек»

1

1

Родные поэты 6ч.

48.

21.02

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе.  Структура книги

1

0,5

0,5

49.

28.02

Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина,  М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

1

0,5

0,5

50

28.02

Изображение осени в произведениях русских композиторов, поэтов и писателей.

1

1

51

07.03

Творческая работа «Краски осени».

1

1

52.

07.03

Творчество наших земляков.

1

1

53.

14.03

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

1

1

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания 4 ч.

54.

14.03

Писатели о писателях.  Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай  Алексеевич Некрасов».

1

0,5

0,5

55.

21.03

Дорожные очерки  В. Пескова

1

0,5

0,5

56.

21.03

Очерки о природе К. Паустовского

1

0,5

0,5

57.

04.04

Проба пера: очерк о своей школе, о своём городе  или о любимой книге. В школьную газету.

1

1

Книги о детях войны. 5 ч.

58.

04.04

Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».  

1

1

59.

11.04

К. Симонов «Сын артиллериста»

1

0,5

0,5

60.

11.04

 Творческая мастерская «Открытка с Днем Победы».

1

1

61

18.04

В. Железников «Девушка в военном».  

1

0,5

0,5

62

18.04

Экскурсия в городской музей «Зал Славы»

1

1

Газеты и журналы для детей 4 ч.

63

25.04

Детские газеты и журналы.

1

0,5

0,5

64.

25.04

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

1

1

65.

16.05

Создаём газету «Чудеса планеты Земля»

1

1

66.

16.05

Создаём газету «Чудеса планеты Земля»

1

1

Итоговые занятия 2ч.

67.

23.05

Библиотечная мозаика

1

1

68.

23.05

Мини-сочинение «Моя любимая книга»

1

1

Итого:

68

31,5

36,5

Корректировка дат проведения занятий по календарно – тематическому планированию:

Тема занятия

Кол- во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечания

Составила: _____________/ Яковлева И.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г.

В данном материале представлена рабочая программа по математике и календарно тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г., 5 часов в неделю ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 2 класс

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 3 класс

В рабочей программе  прописано содержание курса кружка  с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии,   календарно - тематическое планирование с теоретически...