Рабочая программа "Театральная студия"
рабочая программа (1 класс)

Касторная Виктория Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_teatralnaya_studiya.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

Яковлевского городского округа»

«РАССМОТРЕНО»

на методическом совете  школы протокол № 5

от «21»  июня 2019 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

МБОУ «Стрелецкая СОШ»

__________Кальницкая О.П.

«21» июня 2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «Стрелецкая СОШ»

Скорикова Н.Н.

Приказ № 133

от «30» августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ

«ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ»

2019 г.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты.  У учеников будут сформированы:

۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;

۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Предметные результаты. Учащиеся научатся:

۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;

۰строить этюд в паре с любым партнёром;

۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

۰ сочинять этюды по сказкам;

۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: Обучающийся научится:

۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: Обучающийся научится:

۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:

۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

۰ обращаться за помощью;  

۰ формулировать свои затруднения;

۰ предлагать помощь и сотрудничество;

۰ слушать собеседника;

۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

۰ формулировать собственное мнение и позицию;

۰осуществлять взаимный контроль;

. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля. 

Система поощрений:

  • благодарственные письма кружковцам и их родителям;
  • дипломы за актерское мастерство;
  • творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей и под.

Содержание программы дополнительного образования

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.

Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:

  • выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми;
  • деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
  • работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
  • поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
  • создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;
  • переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
  • работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
  • репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
  • рапетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;
  • назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
  • премьера спектакля;
  • повторные показы спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.

Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

все

го

теория

практика

индивидуальные занятия и консультации

1

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1.1

Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности.  История создания школьного театра, традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы.

1

1

Фронтальная (групповая)

Собеседование

1.2.

Театральное искусство России. Виды театров.

1

1

Фронтальная (групповая)

Презентация

1.3.

Театральные профессии. Выдающиеся актеры.

1

1

Фронтальная (групповая)

1.4.

Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение.

2

2

Фронтальная (групповая)

1.5.

Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства.

1

1

Фронтальная (групповая)

ИТОГО

6 часов

2

Раздел 2 «Театральная игра»

2.1

Тренинг творческой психотехники актера:

развитие навыков рабочего самочувствия;

развитие творческого восприятия;

развитие артистической смелости и элементов характерности.

2

2

Фронтальная (групповая)

2.2.

Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека.

Упражнения на развитие воображения.

2

2

Фронтальная (групповая)

2.3.

Сценические этюды:

одиночные – на выполнение простого задания;

на освоение предлагаемых обстоятельств;

парные – на общение в условиях органического молчания;

на взаимодействие с партнером.

4

4

Фронтальная (групповая)

2.4.

«Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение.

2

2

Фронтальная (групповая)

Итого

10 часов

3

Раздел 3 «Ритмопластика»

3.1.

Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре).

2

2

Фронтальная (групповая)

3.2.

Работа актера над образом. Логика действия:

я – предмет;

я – стихия;

я – животное;

я – растение;

внешняя характерность;

форма (выдержка и законченность).

4

4

Фронтальная (групповая)

Итого

6 часов

4

Раздел 4 «Культура и техника речи»

4.1.

Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения).

2

2

Фронтальная (групповая)

4.2.

Овладение техникой сценического общения партнеров:

материал для общения – внутренние чувства, мысли;

объект общения (партнер, мысль);

средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд;

форма общения – приспособление;

непрерывность общения;

совокупность всех элементов общения.

4

2

2

Фронтальная (групповая)

4.3.

Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия).

2

2

Фронтальная (групповая)

4.4.

Словесные игры. Пластические импровизации.

2

2

Фронтальная (групповая)

Итого

8 часов

5

Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

5.1.

Многообразие выразительных средств в театре:

драматургия;

декорация;

костюм;

свет;

музыкальное оформление;

шумовое оформление.

(Создание декоративно-художественного оформления).

2

2

Фронтальная (групповая)

Итого

2 часа

6

Раздел 6 «Работа над спектаклем»

6.1.

Работа над спектаклем:

как создается спектакль;

знакомство со сценарием;

характеры и костюмы;

чтение по ролям,

работа над дикцией;

разучивание ролей;

вхождение в образ;

исполнение роли;

создание афиши и программки;

музыкальное оформление.

6

6

Фронтальная (групповая)

Исполнение роли

Итого

6 часов

7

Раздел 7 «Подведение итогов»

7.1.

Мероприятие, посвященное международному дню театра. Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов.

2

2

Фронтальная (групповая)

Итого часов

40

Формы и средства контроля

  • собеседование, беседа;
  • игровые задания для определение уроувня практических умений и теоретических знаний;
  • отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
  • презентация, творческий отчет.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.

Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Студия «Театр»

Составлена на основе программы «Театр 1-3 класс» для начальной школы  И.А. Генералова...

Рабочая программа студии Русская мозаика

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления с использованием элементов народного искусства. Знакомство с народным деко...

Рабочая программа "Студия волшебства"

Рабочая программа художественно-эстетического направления "Студия волшебства" для 1-4 классов с календарно-тематическим планированием за 3 класс....

Рабочая программа студии театрального мастерства "Вдохновение"

Данная программа предназначена для занятий с детьми 2 класса во внеурочное время...