Рабочая программа по региональному курсу «Югра-моё наследие» для 2 класса
рабочая программа

Анисифорова Анна Васильевна

Примерная программа регионального курса по экологическому этнокультурному образованию для начальной школы, предназначенная для 2-4 классов общеобразовательных школ ХМАО-Югры, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре и результатам освоения основных образовательных программ начального образования в части содержания, определяемого участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по региональному курсу

«Югра-моё наследие» для 2 класса

Учитель начальных классов Анисифорова А.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа регионального курса по экологическому этнокультурному образованию для начальной школы, предназначенная для 2-4 классов общеобразовательных школ ХМАО-Югры, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре и результатам освоения основных образовательных программ начального образования в части содержания, определяемого участниками образовательного процесса.

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ по данному региональному курсу для всех общеобразовательных учреждений Ханты- Мансийского автономного округа - Югры. При этом программа оставляет возможность для авторов рабочих программ реализовывать собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также для определения путей формирования предусмотренных программой знаний, умений и отношений в целях развития и социализации учащихся.

Целью реализации примерной программы является общекультурное и личностное развитие учащихся в процессе достижения планируемых результатов (знания, умения, отношения) в области экологического и этнокультурного образования, которые определяются личностными и общественными потребностями в устойчивом экологическом, социально-экономическом и культурном развитии ХМАО, а также познавательными возможностями обучающихся младшего школьного возраста.

Программа включает пояснительную записку, характеризующую цели предмета, место предмета в учебном плане, подходы к формированию образовательной программы и отбору учебного материала, требования к результатам обучения и освоения содержания курса; основное содержание курса и предметные результаты; учебно-методическое обеспечение программы.

Содержание регионального курса в области экологического и этнокультурного образования в начальной школе ориентируется на развитие у учащихся комплекса сложившихся у них житейских понятий, образов, представлений, ценностей, оценок, способов деятельности, который отражает культуру взаимодействия человека с природой и другими людьми.

В основе этого комплекса – культурный концепт «природное и культурное наследие», складывающийся в сознании каждого человека в течение его жизни. В отличие от юридического понятия «объекты Всемирного природного и культурного наследия», речь идет о личностном измерении того природного и культурного наследства, которое достается каждому по факту его рождения – наследства, которым каждый обязан распорядиться так, чтобы оно осталось и нашим потомкам.

Средствами развития (уточнения, дополнения) культурного концепта «наследие» выступают адаптированные к младшему школьному возрасту с помощью языка народной мудрости первичные научные знания о закономерностях взаимодействий природы и общества («зеленых аксиомах») и деятельностные средства познания («экологические линзы»). Они служат основой для формулировки полезных привычек поведения в окружающей социоприродной среде. Их присвоение учащимися создает основы культуры устойчивого развития местного сообщества и всей страны – как культуры сохранения и приумножения нашего общего природного и культурного наследия для ныне живущих и будущих поколений.

Содержание опирается на разнообразные источники информации, раскрывающие взаимодействие человека с природой, людьми и миром вещей: сказки, мифы, легенды коренных и других народов, населяющих Югру, поговорки и пословицы северных и других народов России, мыслеобразы научных знаний, заметки сибирских натуралистов, фото-, видео- и аудиоматериалы о природном и культурном наследии региона,

мультфильмы о нравственном поведении человека в окружающей среде, произведения югорских художников и скульпторов, поэтов и писателей, детские творческие работы.

Содержание курса строится как открытая система, формирующая каркас смысловых установок деятельности, которые пробуждают у обучающихся интерес и желание действовать для изучения, сохранения и приумножения достояния своего края – его богатой природы и культурного наследия, создававшегося веками людьми разных национальностей.

Поэтому содержание курса выполняет роль не источника учебной информации о наследии, а комплекса ключевых ориентиров культурного поведения – навигаторов в области изучения, сохранения, развития природного и культурного наследия родной земли в реальной жизни в интересах процветания края, его людей, своей семьи. Авторы рабочих программ могут наполнять их содержание местными примерами, конкретными фактами, учитывающими местную природную и этнокультурную специфику.

Содержание курса не дублирует содержание Окружающего мира, Литературного чтения и других учебных предметов, а также не подменяет их региональный компонент. Содержание курса использует знания, полученные на разных учебных предметах, включая региональный компонент рабочих программ по этим предметам, и востребует сформированные на них универсальные учебные действия для применения в новых ситуациях: при участии в экологических акциях, проведении просветительской работы, чтении «по-новому» сказок и открытии в них неожиданных смыслов, выполнении наблюдений и опытов, составлении Красных книг культурного опыта и в других общественно значимых полезных делах. При этом содержание курса, в силу своей общекультурной направленности, предусматривает не только развитие уже освоенных универсальных учебных действий, но и формирование ряда новых, необходимых учащимся для реализации их мотивации на продолжение развития своей культуры и культуры окружающих людей и вне стен школы, в дальнейшей жизни. Эту роль выполняют умения: соединять знания, чувства и действия; рассматривать любую деятельность с точки зрения единства ее экологической, социальной и экономической стороны (отношения к природе, людям, вещам); понимать и самостоятельно создавать познавательные метафоры – речевые и визуальные и т.д.

Содержание направлено на патриотическое воспитание юных граждан   страны. Оно побуждает учащихся не ограничиваться значениями получаемых знаний и умений, а искать личностные смыслы изучаемого, осознанно приходить к формулировке нравственных принципов жизни и полезных привычек – социальных норм поведения.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к воспитанию, обучению и развитию личности в основной школе путем формирования базовых знаний, умений, отношений для развития в подростковом возрасте образа жизни устойчивого типа

  • экологически сообразного, здорового и безопасного, основанного на «зеленом» потреблении, глобальной и локальной гражданской ответственности, сохранении для будущих поколений природного и культурного наследия. Поэтому представленный учебный курс является вариантом образования для устойчивого развития в начальной школе.

Цель курса в начальной школе: формирование смысловых установок, способов и первичного опыта развития у себя основ культуры устойчивого развития, предусматривающей изучение, сохранение и приумножение природного и культурного наследия своего края, во взаимосвязи ее общественной и личностной проекции.

Изучение курса во 2-ом классе начальной школе направлено на:

  • развитие личности – эмпатийной, ценностно относящейся к всеобщему природному достоянию и культуре разных народов многонациональной Югры, понимающей долю свою сопричастность к сохранению и приумножению природного и культурного наследия своей Родины, края, семьи;
  • освоение первичных представлений о том, что такое наследие и от кого мы получаем его, о природном и культурном наследии, их сходстве и отличии, о роли природного и культурного наследия для жизни человека, об их связи между собой, особенностях природного и культурного наследия Югры, об акции «Спасти и сохранить» и том, что может сделать младший школьник для сохранения и приумножения природного и культурного достояния края, Родины;
  • развитие умений взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели; сопоставлять; находить ошибки в поведении; делиться своими мнениями с одноклассниками и приходить к общему выводу;

формирование умений совершать воображаемые путешествия во времени и в пространстве; понимать скрытые смыслы иносказательных текстов и графических мыслеобразов; применять правило трех «П».

  • формирование первичного опыта применения полученных знаний и умений для «открытия» полезных привычек, определения их значения и значимости, применения их на практике.

Примерная программа предусматривает изучение курса «Югра – мое наследие» как регионального компонента. Количество времени на каждый год обучения составляет 34 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году составляет 1 час. При составлении рабочей программы образовательной организации предоставляется возможность использования разнообразных вариантов организации учебного процесса.

Отметки при изучении курса не выставляются. Тем не менее, рабочая программа должна отвести время на проведение входящего и итогового контроля в целях отслеживания у учащихся динамики развития опорных культурных концептов и полезных привычек (1); освоения деятельностных средств их развития (2); изменения отношения и личностной значимости объектов изучения, готовности к практическим действиям (3) для своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Методика курса опирается на системно-деятельностный (субъектно- деятельностный) и культурно-исторический (лингвокультурологический) подходы. Предусматривает использование методов смысловой педагогики, поощряет использование активных, творческих способов деятельности и коммуникаций в реальной жизни.

Содержание курса составлено с учетом изложенных выше целей и подходов и включает четыре раздела, соответствующие четырем учебным четвертям.

Раздел 1 «Югра – твое наследие» дает первичное представление о том, что такое наследие людей, каким оно бывает (природное и культурное), зачем его изучать и как этому помогает язык символов.

Раздел 2 «Строим экомир» знакомит со способами изучения природного и культурного наследия, которые необходимы для построения здорового и благополучного мира, который дает возможность развитию людей, не разрушая при этом дикую природу. Учащиеся учатся видеть ошибки в отношениях людей с природой, с помощью данных науки и народной мудрости формулируют полезные привычки поведения в окружающей их среде.

Раздел 3 «Секреты Югорской земли» организует изучение учащимися местных особенностей природы. Полезные привычки дополнятся новым содержанием. Учащиеся применяют освоенные способы изучения природного и культурного наследия Югры в процессе виртуальных путешествий в пространстве-времени по разным природным сообществам края: болотам, лесам, рекам, тундре, с которыми тесно связан образ жизни людей, местные традиции, обычаи, памятники культуры, современное хозяйство.

Раздел 4 «Спасти и сохранить» организует применение знаний о природном и культурном наследии Югры, способах его изучения, полезных привычках в процессе участия в международной акции «Спасти и сохранить».

Требования к результатам обучения и освоения содержания регионального

курса во 2-ом классе

Личностными результатами учащихся второго класса при изучении регионального курса являются:

  • осознание себя сопричастным к природному и многонациональному культурному достоянию края, значимости лично своих действий для его сохранения и приумножения;
  • мотивированность к развитию своих знаний и умений о природном и культурном наследии Югры для построения совместными усилиями благополучного экомира;
  • ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки, народной мудрости и личного опыта, по сохранению для своих будущих детей всего самого ценного, что дала нам жизнь – природы и культуры.

Метапредметные результаты изучения проявляются в умении:

  • понимать и объяснять значение символов (герб и флаг Югры; эмблема ЮНЕСКО; узоры народных орнаментов коренных и других народов края; символические образы Патримонито, Лады и Югорки);
  • с помощью взрослых составлять краткое сообщение о том или ином объекте природного или культурного наследия, значимом для семьи, личности;
  • применять правило трех «П» (понимание, переживание, практика) при составлении рассказа;
  • приводить пример различий взаимодействия человека с природой в реальности и фантазии;
  • сравнивать поведение человека с образцом и оценивать его;
  • понимать и объяснять скрытый смысл сказок о взаимоотношениях человека с природой;
  • задавать вопросы о связях (в природе, между природой и людьми), их значении и смысле;
  • формулировать своими словами полезные привычки;
  • взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;
  • делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу.

Предметными результатами являются

первичные представления (на уровне ознакомления)

  • о том, что такое наследие людей, каким оно бывает (природное и культурное) и откуда берется;
  • о ценности разнообразия природного наследия – сообществ дикой природы, которые все вместе создают пригодные для жизни условия на Земле;
  • о ценности разнообразия культурного наследия – культур разных сообществ людей (народов, профессий, религий, граждан одной страны, края), которые обогащают друг друга и помогают людям жить, учиться, трудиться и отдыхать;

умения

  • различать и группировать объекты природного и культурного наследия;
  • приводить        примеры        природного        и        культурного        (материального        и нематериального) наследия своего края, местности;
  • называть местные особенности природного наследия и достопримечательности культурного наследия;
  • называть, что угрожает разнообразию природного и культурного наследия, а что помогает его сохранить, используя личный опыт.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Раздел 1 «Югра – твое наследие»

Наследство, наследие жителей Земли. Природное и культурное наследие. Их сходство и отличие. Природное и культурное наследие как основа жизни человека. Сохранение природного и культурного наследия как первоочередная задача людей всего мира. Международная эмблема о важности сохранения природного и культурного наследия на Земле. Помощники детей в изучении природного и культурного наследия людей всей планеты (Патримонито), россиян (Лада), жителей Югорского края (Югорка).

Природное достояние Югорского края (примеры живой и неживой природы). Его значение для планеты, России и других стран, каждого человека.

Многонациональное культурное наследие Югорского края. Примеры материального и нематериального культурного наследия. Его значение для планеты, России и других стран, каждого человека. Роль сохранения культуры коренных народов Югры – ханты и манси.

Ограниченность природного наследия на планете. Роль культуры в его сохранении. Ценностное отношение людей к своему наследию, отраженное в традиционных орнаментах, оберегах, государственной символике. Герб, флаг, гимн Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Роль природного наследия в поддержании жизни на Земле. Роль культурного наследия в облегчении жизни человека и ее полноценности. Экомир как мир сохранения и приумножения природного и культурного наследия людей. Экомир как результат содружества людей разных культур.

Примерные темы практических работ.

  • «Орнаменты Югры»;
  • «Прикоснись к природе»;
  • «Мое природное (культурное) наследие»;
  • «Тотем»;
  • «Герб нашего класса»;
  • «Цветок дружбы».

Учащийся научится:

  • своими словами объяснять, что такое наследие;
  • понимать и объяснять значение символических образов (герб и флаг Югры);
  • различать природное и культурное наследие;
  • группировать объекты природного и культурного наследия;
  • приводить примеры природного и культурного (материального и нематериального) наследия своего края, местности;
  • с помощью взрослых составлять краткое сообщение о том или ином объекте природного или культурного наследия, значимом для семьи, личности;

Учащийся может научиться:

  • понимать и описывать эмблему ЮНЕСКО о сохранении природного и культурного наследия;
  • сравнивать природное и культурное наследие жителей Югры и зарубежных стран;
  • составлять краткое описание экомира.

Раздел 2. «Строим экомир»

Способы изучения природного и культурного наследия. Роль науки, народной мудрости и практики. Правило трех «П». Отличие реального и вымышленного мира. Мера (граница) исполнения желаний в реальном мире. Запрет на вмешательство в жизнь дикой природы при ее посещении: данные науки и народная мудрость. Работа над ошибками поведения человека в дикой природе. Полезные привычки человека в экомире – мире сохраненной дикой природы.

Главное природное наследие – разнообразие дикой природы: растений, животных и их сообществ. Способность природных сообществ создавать пригодную для жизни среду (очищают воздух, воду, создают плодородную почву). Приспособленность растений и животных друг к другу в сообществах (пища и кров – жилище, убежище).

Разнообразие дикой природы – признак ее здоровья. Разнообразие природных сообществ в Югорском крае. Угрозы снижения природного разнообразия. Работа над ошибками в поведении человека по отношению к природному разнообразию. Полезные привычки в экомире – мире здоровой природе.

Главное культурное наследие – разнообразие культур разных сообществ, живущих в друг с другом в мире и обогащающих друг друга – признак здорового общества. Разнообразие культур народов, живущих в Югре. Заповеди разных народов о ценности любой культуры на Земле. Полезные привычки в экомире – мире здорового общества.

Примерные темы практических работ.

  • Оригами тотемного животного у коренных жителей Югры;
  • «Обереги природы» - разработка образа Хозяина, Духа выбранного объекта природного наследия;
  • Игра-исследование «Разнообразие дикой природы» (конструирование устойчивой

/ неустойчивой пирамиды из кубиков);

Учащийся научится:

  • называть правило трех «П», необходимое для изучения природного и культурного наследия;
  • находить отличия во взаимодействия природы и человека в реальности и фантазиях;
  • называть главную угрозу природному и культурному наследию – снижение их разнообразия;
  • описывать природное разнообразие Югорского края;
  • приводить примеры культурного разнообразия края;
  • приводить примеры ошибок в поведении человека в дикой природе и в обществе;
  • называть полезные привычки человека в экомире и объяснять их важность.

Учащийся может научиться:

  • формулировать своими словами полезные привычки в экомире, называть новые на основе своего личного опыта;
  • называть главное условие здоровой природы –        сохранение        природного разнообразия;
  • называть главное условие здорового общества – сохранение разнообразия и дружбы разных культур;
  • понимать скрытые смыслы иносказательных текстов о взаимодействии человека и природы.

Раздел 3. «Секреты Югорской земли».

Особенности Югорской природы. Обилие болот, рек и озер. Холодный климат. Равнинная местность. Природные сообщества в Югре. Особенности правильного образа жизни в условиях местной природы. Полезные привычки.

Царство болот. Легенды, мифы, традиции отношения к болотам коренных народов. Роль болот для здоровья природы. Разнообразие болот. Растения и животные болот. Связи растений и животных в болотных сообществах (пища, укрытие). Болота и хозяйственная деятельность человека. Работа над ошибками поведения человека на болоте. Полезные привычки экомира.

Реки и озера Югорского края. Легенды, мифы и традиции коренных народов, связанные с реками и озерами. Роль рек и озер в природе и жизни населения края. Разнообразие рек и озер. Главные реки Югры – Обь и Иртыш. Растения и животные рек и озер Югры. Связи растений и животных в водных сообществах (пища, укрытие).

Типичные представители водных растений, рыб, птиц. Хозяйственное использование рек и озер. Судоходство. Этнокультурные музеи под открытым небом. Работа над ошибками человека по отношению к водным природным сообществам. Загрязнение воды. Нарушение правил рыбной ловли. Полезные привычки экомира.

Леса Югры. Легенды, мифы, традиции коренных народов Югры, связанные с лесом. Роль лесов в природе и жизни населения края. Разнообразие лесных сообществ. Типичные представители растений и животных в разных лесных сообществах. Связи растений и животных в водных сообществах (пища, укрытие). Работа над ошибками поведения людей в лесу. Лесные пожары. Вырубки. Насекомые – вредители. Полезные привычки экомира.

Тундра в Югре. Легенды, мифы, традиции коренных народов Югры, связанные с тундрой. Роль тундры в природе и жизни населения края. Типичные представители растений и животных тундры. Связи растений и животных в тундре (пища, укрытие). Работа над ошибками поведения людей в тундре. Повреждение почвенного покрова. Замусоривание. Полезные привычки экомира.

Изображения животных разных сообществ на орнаментах коренных народов края.

Природа рядом с человеком. Особенности природы в городе. Ее роль в жизни городского жителя. Полезные привычки экомира. Дикая природа вокруг небольших поселений. Проблемы ее сохранения. Природа дома. Ответственность человека за домашних питомцев.

Примерные темы практических работ

- викторина «Я путешествую по Югре»;

  • опыт «Мох и влага»;
  • опыт «Мох и лед»;
  • опыт «Нефть на воде»;
  • «Красная книга Югры»;
  • «Различаем шишки хвойных деревьев»;
  • «Узнаем дерево по хвое»;

«Почему бывает половодье?»

  • оригами югорских птиц.

Учащийся научится:

  • применять правило трех «П» к изучению природных сообществ края, используя легенды, мифы, сказания коренных народов Югры;
  • объяснять, как действуют запреты природы в разных сообществах;
  • приводить примеры связи между особенностями природы края и жизнью населения;
  • сравнивать поведение человека с образцом и оценивать его;
  • формулировать полезные привычки поведения в разных природных сообществах;
  • называть и узнавать типичных представителей природных сообществ Югры;
  • составлять краткий рассказ о виртуальных путешествиях по природным сообществам края;

Учащийся может научиться:

  • новым полезным привычкам поведения в разных природных сообществах;
  • обнаруживать ошибки в поведении людей в разных природных сообществах в реальной жизни;
  • объяснять пути сохранения природного разнообразия разных сообществ;
  • узнавать изображения животных на узорах народных орнаментов коренных народов.

Раздел 4. «Спасти и сохранить».

Представление об экологии. Экология как наука о связях в окружающем мире.

Международная акция «Спасти и сохранить». Значение названия акции. Роль культуры коренных и других народов в спасении природного наследия. Эмблема акции. История акции. Практические дела детей. Личный вклад в сохранение природного и культурного наследия.

Примерные темы практических работ

  • «Эмблема акции»;
  • листовка «Мой дом – Югра»;
  • полезное дело для спасения и сохранения природного и культурного наследия

Югры.


Учащийся научится:

  • составлять краткий рассказ о смысле акции «Спасти и сохранить»;
  • планировать свои действия по участию в акции;
  • применять на практике правило трех «П» и полученные знания и полезных

привычках;

  • взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;
  • делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу;
  • сотрудничать с одноклассниками в процессе участия в акции;
  • оценивать результаты своих действий и сопоставлять их с общественной оценкой.

Учащийся сможет:

  • придумать свою эмблему акции;
  • рассказать о смысле акции своим друзьям и близким;
  • правильно употреблять слово «экология»;
  • закрепить на практике полезные для экомира привычки;
  • использовать личный опыт участия в акции, чтобы составить суждение, что угрожает разнообразию природы и культуры, а что – помогает его сохранить.

Календарно- тематическое планирование «Югра – моё наследие» (2 класс)

Тема урок

Тип урока Кол-во часов

Планируемые результаты (предметные)

Метопредметные

Предметные

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Кол-во часов

Ведение – 1 час

1.

«Югра – моё наследие»

Урок – знакомства с новым предметом

1 час

Знакомство с региональным учебником, рабочими тетрадями

, вкладышем с текстами. Поставленные цели и задачи изучаемого предмета.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально- значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.

1

Часть 1 «Югра – твоё наследие» - 7 часов

1.

(2)

Что такое наследие

Урок введения новых знаний 1час

Познакомить с понятиями

«наследие», «природное наследие», «культурное наследие».

Формировать представление о том, что такое природа; учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

Формирование мотива, реализующего потребность в социально- значимой и социально оцениваемой деятельности.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном.

1

2

(3)

Твои помощники

Урок - игра 1час

Познакомить с героями – помощниками «Лада»,

«Югорка», Патримонито». Понимать значимость природного наследия для человека.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально- значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умение слушать и вступать в диалог.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.

1

3.

(4)

Какое оно твоё наследие?

Урок введения новых знаний

Познакомить с природным наследием югорского края и значением в жизни человека.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально- значимой и социально-

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.

Умение высказывать своё предположение

1

1час

оцениваемой деятельности; потребности в учении.

произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог.

Развитие готовности к сотрудничеству.

на основе работы с иллюстрацией.

4.

(5)

Цени, что имеешь

Урок введения новых знаний 1час

Понимание значимости в природного и культурного наследия в других странах.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально- значимой и социально- оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

1

5.

(6)

Флаг и герб Югры

Урок введения новых знаний 1час

Отличать флаг и герб ХМАО, знать из назначение.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально- значимой и социально- оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

1

6.

(7)

Главное богатство Югры – её люди

Урок введения новых знаний 1час

Знать основные занятия населения коренного населения округа.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально- значимой и социально- оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

1

7.

(8)

Зачем изучать наследие? Итоговый тест по теме

«Югра – моё

Урок – обобщение 1 час

Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

1

наследие»

Умение аргументировать своё предложение.

Часть 2 «Строим экомир» - 6 часов\

1.

(9)

Как строить экомир?

Реальность или вымысел?

Урок введения новых знаний 1час

Знать понятие «экомир», из чего оно создаётся «экомир».

Формирование мотива, реализующего потребность в социально- значимой и социально- оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

1

2.

(10)

Сохранить дикую природу Югры!

Урок – обобщение 1 час

Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережения (правила друзей природы); подготовить к выполнению проекта.

Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Поиск и выделение нужной информации. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

1

3.

(11)

Сохранить природное разнообразие Югры!

Урок – обобщение 1 час

Находить способы сохранения природы и факты воздействующие на её исчезновение.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально- значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умение слушать и вступать в диалог.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

1

4.

(12)

Что угрожает природному разнообрази ю?

Урок – проект 1 час

Создание проектов по охране природного наследия Югры. Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

предложение.

5.

(13)

Сохранить культурное разнообразие Югры!

Урок - творчества

Знать объекты культурного наследия коренных народов округа и их особенности.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально- значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умение слушать и вступать в диалог.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

1

6.

(14)

Итоговый тест по теме

«Строим экомир»

Урок – обобщение 1 час

Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

1

Часть 3 «Секреты югорской земли» - 16 часов

1.

(15)

Особенности югорской природы

Урок введения новых знаний 1час

Познакомиться с особенностями югорской природы. Знать полезные привычки существующие в экомире.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

2.

(16)

Секреты царства болот

Урок введения новых знаний 1час

Познакомиться с особенностями

«секретами» болот, животным и растительным миром, особенности их проживания.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

3.

(17)

На дне болотного царства

Урок введения новых знаний 1час

Познакомиться с животным и растительным миром обитающим на дне болот, особенности их проживания.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

4.

(18)

На поверхности болота

Урок введения новых знаний 1час

Познакомиться с животным и растительным миром обитающим на поверхности болот, особенности их проживания.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

5.

(19)

До сидания сказочный мир

Урок – проект 1 час

Создание проектов по разнообразию царства болот. Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

6.

(20)

По рекам и озёрам Югры

Урок введения новых знаний 1час

Познакомиться с животным и растительным миром обитающим у рек и озёр югорского края, особенности их проживания.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

7.

(21)

В краю рек и озёр.

Урок введения новых знаний 1час Россия

Познакомиться с животным и растительным миром обитающим у рек и озёр в России, особенности их проживания.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

Умение аргументировать своё предложение.

8.

(22)

Путешествие продолжаетс я.

Урок введения новых знаний 1час Россия

Знать разнообразие культурного наследия народов округа.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

9.

(23)

Тайны царства Берендея

Урок введения новых знаний 1час Россия

Знать особенности экомира лесов, их видами и наличие м разнообразия животного и растительного мира.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

10.

(24)

Глухая тайга

Урок введения новых знаний 1час Россия

Познакомиться с животным и растительным миром обитающим в глухой тайге, особенности их проживания.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

11.

(25)

Вперёд, в сосновый бор!

Урок введения новых знаний 1час

Познакомиться с животным и растительным миром обитающим в сосновом бору, особенности их проживания.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

12.

(26)

Учимся на ошибках.

Урок – обобщение 1 час

Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.

1

отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережения (правила друзей природы); подготовить к выполнению проекта.

ориентация учащихся.

Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

13.

(27)

По просторам югорской тундры Природа рядом с нами

Урок введения новых знаний 1час

Познакомиться с животным и растительным миром обитающим в тундре, особенности их проживания.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

1

14.

(28)

Поселения людей в природе.

Урок введения новых знаний 1час

Познакомить с жильём коренных народов округа ханты и манси. Знать, как проживают другие народы мира в природе.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

15.

(29)

Природа у нас дома.

Урок введения новых знаний 1час

Познакомить с обитателями проживающими в нашем доме и обитателями живого уголка, а также их ролью в жизни человека; воспитывать любовь к животным, ответственность за них, бережное отношение к ним Познакомить с правилами ухода за этими животными.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

1

16.

(30-31)

Итоговый тест по теме

«Секреты земли югорской»

Урок – обобщение 1 час

Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

2

предложение.

1.

(32-34)

«Спасти и сохранить» Что такое акция?

Урок введения новых знаний 1час

Знакомство с понятием «акция» и его отношение к человеку.

Обсудить когда и для чего она проводится.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

3

Методическое обеспечение.

  1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н.: Югра-моё наследие, региональный учебник, 2 класс, М.: центр «Образование и экология», 2015г.
  2. Гнеушева Т.А., Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н.: Югра-моё наследие, рабочая тетрадь в 2-х частях, 2 класс, М.: Центр «Образование и экология», 2015г.
  3. Захлебный А.Н.: Югра-моё наследие, вкладыш для семейного чтения к региональному учебнику по экологическому и этнокультурному образованию для учащихся 2 класса, Москва,2015г.
  4. Е.Н.Дзятковская, Т.А.Гнеушева: Методические рекомендации к учебному пособию «Югра-моё наследие: 2 класс, М.: Центр «Образование и экология», 2015г.
  5. Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, Т.А.Гнеушева: Примерная программа к региональному курсу «Югра-моё наследие: 2 класс, часть 1, М.: Центр

«Образование и экология», 2015г.

  1. Е.Н.Дзятковская, Т.А.Гнеушева: Примерная программа к региональному курсу «Югра-моё наследие: 2 класс, часть 2, М.: Центр «Образование и экология», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс

Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс...

Рабочая программа по региональному курсу «НАШ КРАЙ» 2- 4 классы.

Целью программы является создание условий для формирования нравственных убеждений и развитие познавательного интереса младших школьников к истории и культуре родного края....

Приказ "О проведении входной диагностики регионального курса "Югра - мое наследие", 2016

Приказ "О проведении входной диагностики регионального курса "Югра - мое наследие"...

Приказ "О проведении итоговой диагностики регионального курса "Югра - мое наследие", 2016

Приказ "О проведении итоговой диагностики регионального курса "Югра - мое наследие"...

Рабочая программа курса «Югра - мое наследие» 4 класс

Рабочая программа курса «Югра - мое наследие» 4 класс...

Рабочая программа по региональному курсу «Югра-моё наследие» для 3 класса

Примерная программа регионального курса по экологическому этнокультурному образованию для начальной школы, предназначенная дляклассов общеобразовательных школ ХМАО-Югры, составлена в соответствии с тр...