Рабочая программа по региональному курсу «Югра-моё наследие» для 3 класса
рабочая программа

Анисифорова Анна Васильевна

Примерная программа регионального курса по экологическому этнокультурному образованию для начальной школы, предназначенная для

классов общеобразовательных школ ХМАО-Югры, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре и результатам освоения основных образовательных программ начального образования в части содержания, определяемого участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по региональному курсу

«Югра-моё наследие» для 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа регионального курса по экологическому этнокультурному образованию для начальной школы, предназначенная для

классов общеобразовательных школ ХМАО-Югры, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре и результатам освоения основных образовательных программ начального образования в части содержания, определяемого участниками образовательного процесса.

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ по данному региональному курсу для всех общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. При этом программа оставляет возможность для авторов рабочих программ реализовывать собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также для определения путей формирования предусмотренных программой знаний, умений и отношений в целях развития и социализации учащихся.

Целью реализации примерной программы является общекультурное и личностное развитие учащихся в процессе достижения планируемых результатов (знания, умения, отношения) в области экологического и этнокультурного образования, которые определяются личностными и общественными потребностями в устойчивом экологическом, социально- экономическом и культурном развитии ХМАО, а также познавательными возможностями обучающихся младшего школьного возраста.

Программа включает пояснительную записку, характеризующую цели предмета, место предмета в учебном плане, подходы к формированию образовательной программы и отбору учебного материала, требования к результатам обучения и освоения содержания курса; основное содержание курса и предметные результаты; учебно-методическое обеспечение программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание регионального курса в области экологического и этнокультурного образования в начальной школе ориентируется на развитие у учащихся комплекса сложившихся у них житейских понятий, образов, представлений, ценностей, оценок, способов деятельности, который отражает культуру взаимодействия человека с природой и другими людьми.

В основе этого комплекса – культурный концепт «природное и культурное наследие», складывающийся в сознании каждого человека в течение его жизни. В отличие от юридического понятия «объекты Всемирного природного и культурного наследия», речь идет о личностном

1

измерении того природного и культурного наследства, которое достается каждому по факту его рождения – наследства, которым каждый обязан распорядиться так, чтобы оно осталось и нашим потомкам.

Средствами развития (уточнения, дополнения) культурного концепта

«наследие» выступают адаптированные к младшему школьному возрасту с помощью языка народной мудрости первичные научные знания о закономерностях взаимодействий природы и общества («зеленых аксиомах») и деятельностные средства познания («экологические линзы»). Они служат основой для формулировки полезных привычек поведения в окружающей социоприродной среде. Их присвоение учащимися создает основы культуры устойчивого развития местного сообщества и всей страны – как культуры сохранения и приумножения нашего общего природного и культурного наследия для ныне живущих и будущих поколений.

Содержание опирается на разнообразные источники информации, раскрывающие взаимодействие человека с природой, людьми и миром вещей: сказки, мифы, легенды коренных и других народов, населяющих Югру, поговорки и пословицы северных и других народов России, мыслеобразы научных знаний, заметки сибирских натуралистов, фото-, видео- и аудиоматериалы о природном и культурном наследии региона, мультфильмы о нравственном поведении человека в окружающей среде, произведения югорских художников и скульпторов, поэтов и писателей, детские творческие работы.

Содержание курса строится как открытая система, формирующая каркас смысловых установок деятельности, которые пробуждают у обучающихся интерес и желание действовать для изучения, сохранения и приумножения достояния своего края – его богатой природы и культурного наследия, создававшегося веками людьми разных национальностей.

Поэтому содержание курса выполняет роль не источника учебной информации о наследии, а комплекса ключевых ориентиров культурного поведения        –        навигаторов        в        области        изучения,        сохранения,        развития природного и культурного наследия родной земли в реальной жизни в интересах процветания края, его людей, своей семьи. Авторы рабочих программ могут наполнять их содержание местными примерами, конкретными фактами, учитывающими местную природную и этнокультурную специфику.

Содержание курса не дублирует содержание Окружающего мира, Литературного чтения и других учебных предметов, а также не подменяет их региональный компонент. Содержание курса использует знания, полученные на разных учебных предметах, включая региональный компонент рабочих программ по этим предметам, и востребует сформированные на них универсальные учебные действия для применения в новых ситуациях: при участии в экологических акциях, проведении просветительской работы, чтении «по-новому» сказок и открытии в них неожиданных смыслов, выполнении наблюдений и опытов, составлении Красных книг культурного

опыта                и                в        других                общественно        значимых        полезных        делах.        При        этом содержание                курса,                        в        силу                        своей        общекультурной                направленности, предусматривает не только развитие уже освоенных универсальных учебных действий, но и формирование ряда новых, необходимых учащимся для реализации их мотивации на продолжение развития своей культуры и культуры окружающих людей и вне стен школы, в дальнейшей жизни. Эту роль        выполняют                умения:                соединять                знания,        чувства                и                действия; рассматривать любую деятельность с точки зрения единства ее экологической, социальной и экономической стороны (отношения к природе, людям,                вещам);        понимать        и                самостоятельно        создавать                познавательные метафоры – речевые и визуальные и т.д.

Содержание направлено на патриотическое воспитание юных граждан страны. Оно побуждает учащихся не ограничиваться значениями получаемых знаний и умений, а искать личностные смыслы изучаемого, осознанно приходить к формулировке нравственных принципов жизни и полезных привычек – социальных норм поведения.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к воспитанию, обучению и развитию личности в основной школе путем формирования базовых знаний, умений, отношений для развития в подростковом возрасте образа жизни устойчивого типа – экологически сообразного, здорового и безопасного, основанного на «зеленом» потреблении, глобальной и локальной гражданской ответственности, сохранении для будущих поколений природного и культурного наследия. Поэтому представленный учебный курс является вариантом образования для устойчивого развития в начальной школе.

Цель курса в начальной школе: формирование смысловых установок, способов и первичного опыта развития у себя основ культуры устойчивого развития, предусматривающей изучение, сохранение и приумножение природного и культурного наследия своего края, во взаимосвязи ее общественной и личностной проекции.

Изучение курса в 3-ем классе начальной школе направлено на: развитие личности, осознающей свою сопричастность к природному и многонациональному        культурному        достоянию        края;        осмысленно относящейся к нравственным ограничениям, следующим из Табу природы и культурных запретов; мотивированной на развитие своих знаний и умений о природном и культурном наследии Югры для построения совместными усилиями        экологически        безопасного                и        благополучного        экомира; ориентированной на ценность совместных усилий представителей разных народов и        религий в        интересах общего для                всех                Экомира; имеющей установку на развитие у себя и своего окружения полезных привычек зеленого потребления;

развитие умений применять специфические для ОУР средства познания (экологические линзы) к изучению культурного и природного наследия; понимать мыслеобразы опорных понятий ОУР, выраженные на языке

когнитивных        метафор;        взаимодействовать                и        помогать друг        другу        для достижения общей цели; делиться своими мнениями с одноклассниками и приходить к        общему выводу; находить        ошибки        в        своем поведении и исправлять их;

формирование первичного опыта выявления природных принципов целесообразности (приспособленности), разнообразия, экономии в природных явлениях, культуре разных народов, современных природо- подобных зеленых технологиях, практике зеленого потребления; использование этих принципов в повседневной жизни.

Примерная программа предусматривает изучение курса «Югра – мое наследие» как регионального компонента. Количество времени на каждый год обучения составляет 35 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году составляет 1 час. При составлении рабочей программы образовательной организации предоставляется возможность использования разнообразных вариантов организации учебного процесса.

Отметки при изучении курса не выставляются. Тем не менее, рабочая программа должна отвести время на проведение входящего и итогового контроля в целях отслеживания у учащихся динамики развития опорных культурных концептов и полезных привычек (1); освоения деятельностных средств их развития (2); изменения отношения и личностной значимости объектов изучения, готовности к практическим действиям (3) для своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Методика курса опирается на системно-деятельностный (субъектно- деятельностный) и культурно-исторический (лингвокультурологический) подходы. Предусматривает использование методов смысловой педагогики, поощряет использование активных, творческих способов деятельности и коммуникаций в реальной жизни.

Содержание курса составлено с учетом изложенных выше целей и подходов и включает четыре раздела, соответствующие четырем учебным четвертям.

Введение организует деятельность учащихся по составлению образа будущей работы с учебником. Средством выступает текстовая, образная и музыкальная информация, сжато описывающая содержание учебника.

Раздел 1 «Моя экологическая зоркость» дает первичное представление о том, что такое экологическая зоркость. Экологическая зоркость раскрывается как знание Табу природы; готовность понимать и применять научные знания и подсказки народной мудрости, литературы и искусства о том, как следовать Табу природы; умение пользоваться экологическими линзами для исследования новых ситуаций и принятия решения. Рассматривается нравственный принцип, лежащий в основе экологической зоркости: «Учусь управлять собой, а не природой». Осваивается новая экологическая линза – правило трех «О» (связь между

отношениями человека с природой, людьми и вещами) и ценность соблюдения меры в таких отношениях.

Раздел 2 «Мудрость югорской природы». Формируется первичное представление о причине природного разнообразия – разнообразия условий жизни. Рассматриваются особенности северной природы и приспособлений

к ней растений и животных. Делается вывод о целесообразности особенностей живой природы на севере. Осваивается новая экологическая линза «Изучай природу вместе с ее средой». Рассматривается роль природного разнообразия в формировании сети пищевых и непищевых (пространственных) связей в сообществе – как основы защитных сил, иммунитета природных сообществ. Формируются представления о том, что сообщество может само перестраивать такие связи (на примере сезонных явлений и временного сообщества выворотня). Однако при вмешательстве человека (уничтожение части биологического разнообразия, привнесение в сообщество чужих видов растений или животных, изменение среды обитания) защитных сил у сообщества может не хватить, оно разрушится.

Раздел 3 «Моя культура – учусь у природы». Формируется представление о культуре как способе приспособления к природе, который присущ только человеку. На фоне истории отношений человека с природой на территории Югры, опираясь на экологическую зоркость, рассматривается этнокультурный материал о традициях коренных народов в питании, одежде, жилищах, народных промыслах. Формируются представления о принципах жизнедеятельности человека, помогающих его приспособиться к местной природе и сохранить ее для потомков. Рассматриваются примеры следования человека природному принципу разнообразия. Учащиеся знакомятся с использованием в современном мире принципов здорового образа жизни, которые были проверены веками жителями югорской земли. Вводится представление о «зеленых» технологиях настоящего и будущего.

Раздел 4 «Спасти и сохранить» организует применение знаний о природном и культурном наследии Югры, способах его изучения (экологических линзах) и полезных привычках в процессе участия в международной акции «Спасти и сохранить». Предлагаются примеры добрых дел и выбор темы проектного задания. Его выполнение опирается на поэтапное руководство к действию и контроль достижения результатов, приведенное в рабочей тетради №2.

Требования к результатам обучения и освоения содержания регионального курса в 3-ем классе

Личностными результатами учащихся третьего класса при изучении регионального курса являются:

  • осмысленное ценностное отношение к Табу природы, а также к науке, культуре разных народов, литературе, искусству, которые открывают для нас мудрость природы;
  • мотивация развивать свою экологическую зоркость для построения совместными усилиями благополучного экомира;
  • ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки и культурного опыта народов края, по приспособлению к природным условиям Югры и соблюдению меры в потреблении.

Метапредметные результаты изучения проявляются в умении:

  • применять для изучения культурного и природного наследия Югры экологические линзы (правило трех «П», правило трех «О», правила «Изучай живое вместе с его средой»);
  • понимать иносказательные образы взаимодействия человека с природой; находить их в фольклоре; объяснять их скрытый смысл;
  • использовать в речи приемы убеждения;
  • задавать вопросы на уточнение и понимание скрытых экологических связей;
  • соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений и делать вывод;
  • взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей

цели;

  • делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему

выводу.

Предметными результатами являются представления

  • о том, что такое экологическая зоркость;
  • об особенностях северной природы и приспособления к ней природы и человека;
  • о важности разнообразия в природе и принципа разнообразия в жизни человека;
  • о роли природного разнообразия сообществ в формировании сети связей в них; опасности их разрыва;
  • о важности сохранения среды обитания живых существ;
  • о том, что угрожает среде обитания дикорастущих растений и диких животных;
  • о целесообразности в природе и том, как этот принцип применяется в традиционных культурах;
  • путях сохранения северной природы и здоровья человека;
  • краткой истории Югорского края;

умения

  • называть примеры приспособления в природе, которые могут быть использованы человеком;
  • доказывать последствия сокращения разнообразия в природе;
  • приводить примеры зеленого потребления;
  • объяснять необходимость экономии электроэнергии для сохранения среды жизни;
  • называть традиционные промыслы народов, населяющих Югру.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Введение. Состав содержания учебника, его ключевые «герои»: люди, дарящие свой труд и талант всем жителям края; уникальная культура края, которая создается людьми разных национальностей; уникальная природа Югры; культура жителей Югры как условие сохранения ее уникальной природы; Югорский край и его значение в благосостоянии Родины и народов мира; прошлое, настоящее и будущее Югорского края; сохранение и приумножение его культурного и природного наследия.

Раздел 1. Моя экологическая зоркость.

Наука о Табу природы. Экологическая зоркость как знание и понимание запретов природы. Роль науки в открытии таких знаний. Табу природы на сокращение естественных сообществ и снижение природного разнообразия. Образ связи общества и природы: «Лодка жизни», которая держится на плаву благодаря дикой природе. Роль сотрудничества людей разных народов и стран по согласованному управлению «лодкой».

Подсказки культур разных народов. Экологическая зоркость как понимание наказов, наставлений и подсказок народной мудрости о том, как нужно жить, чтобы следовать Табу природы. Пословицы и поговорки разных народов Югры, отражающие Табу природы. Роль культуры угорских народов в сохранении первозданной природы Югры в течение тысячелетий. Примеры развития современной промышленности края без ущерба для природы.

Мои экологические линзы. Экологическая зоркость как умение пользоваться экологическими линзами. Экологические линзы как способы изучения культурного и природного наследия. Правило трех «П». Правило трех «О».

Духовные качества человека, необходимые для экологической зоркости. Жадность и равнодушие как угроза природному разнообразию. Полезные привычки зеленого потребления. Зеленая школа.

Учусь управлять собой. Мера как способность к самоограничению. Нравственный вопрос: умеренность или потребительство? Экологический бумеранг как ответ природы на характер потребления.

Примерные темы практических работ.

  1. Управляем вместе «Лодкой жизни» (игра)
  2. Учимся убеждать (1,2).
  3. Отношения для Экомира.
  4. Экономлю электроэнергию.
  5. Сохраним дерево.
  6. Знаки на упаковке.

Учащийся научится:

  • Называть Табу природы.
  • Передавать своими словами суть иносказательного мыслеобраза отношений общества и природы.
  • Адекватно использовать в устной речи словосочетание

«экологическая зоркость».

  • Приводить примеры поговорок и пословиц на тему Табу природы.
  • Называть правило трех «О», приводить пример его использования в жизни.
  • Делать записи в дневнике по заданной форме.
  • Своими словами объяснять, что такое потребительство.
  • Высказывать мнение о необходимости экономии в быту.
  • Проводить количественное исследование по плану.

Учащийся может научиться:

  • Находить отражение Табу природы в в иносказательных образах фольклора и литературных произведениях.
  • Задавать уточняющие вопросы на понимание.
  • Высказывать свое отношение к авторскому тексту (разделять / не разделять мнение автора).
  • Переформулировать суждения.
  • Соединять полученную информацию из видеофильма, фотографий и текста и составлять рассказ.
  • Применять правило трех «О».
  • Критически анализировать свои покупки с точки зрения их нужности / ненужности.
  • Использовать в речи приемы убеждения.

Раздел 2. Мудрость югорской природы.

Целесообразность в природе. Неслучайность особенностей растений, животных, их сообществ в каждой местности, их связь с приспособлением живого к среде обитания. Значение изучения приспособлений растений и животных к особенностям местной природы. Способы приспособления растений и животных югорского края к короткому летнему периоду. Особенности плодородия северных почв. Приспособление растений и животных к длительному холодовому периоду. Закаленность северных растений и животных к ветрам и резкой смене погоды. Экономный образ жизни северных растений и животных. Экологическая линза «Изучай природу вместе с ее средой».

Сообщество в среде – одно целое. Разнообразие в природе как основа ее иммунитета, защиты от неблагоприятных условий. Тесная связь растений и животных сообщества между собой (пищевые и пространственные связи).

Сеть связей в сообществе. Пищевые связи смешанного леса летом. Их перестройка в зимний период. Изменение сообщества по мере истощения основного источника питания (на примере пищевых и пространственных связей природного сообщества на основе выворотня).

Последствия разрыва сетей связей в сообществе. Примеры специального заселения чужих видов в сообщество и его последствия. Примеры случайного заноса чужих видов в сообщество и его последствия.

Примеры восстановления «своего» вида в сообществе. Азиатский бобр и особо охраняемые территории Югорского края.

Сохранить северную природу. Пути сохранения естественных сообществ: сохранение их разнообразия, сохранение среды обитания. Приспособленность растений и животных к среде своего обитания. Причины изменения среды обитания: естественные и связанные с человеком. Черная книга безвозвратных потерь растений и животных. Что угрожает северной природе. Красная книга Югры: почему изменяется среда их обитания.

Полезные привычки по защите среды дикой природы.

Примерные темы практических работ.

  1. Особенности таежных лесов.
  2. Зеленая реклама.
  3. Экологическое расследование.

Учащийся научится:

  • Кратко перечислять особенности югорской природы.
  • Приводить примеры приспособления местной природы к северным условиям.
  • Обосновывать экологическую линзу «Изучать природу надо вместе с ее средой».
  • Применять экологическую линзу «Изучай живое вместе с его средой» при изучении природных сообществ.
  • Называть пищевые цепочки смешанного леса.
  • На основе текста самостоятельно составлять пищевые цепочки гниющего выворотня.
  • Объяснять иносказательный образ разнообразия в природе (батут).
  • Оценивать устойчивость сообщества по его биологическому разнообразию.
  • Обсуждать в группе причины изменения среды жизни дикорастущих растений и диких животных.

Учащийся может научиться:

  • Обосновывать, почему нельзя вмешиваться в природные механизмы.
  • Соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений (мультфильм, стихотворение, записки натуралиста) для обоснованных выводов.
  • Высказывать мнение, в чем мудрость природы, приводить в качестве доводов примеры.
  • Приводить пример, как пищевые цепочки могут быть связаны между собой и образовывать сети связей.
  • Объяснять выражение «Все живые существа приспособлены к своей природной среде. В другой среде они жить не могут».
  • Доказывать последствия сокращения разнообразия в природе. Сравнивать северную и южную природу.

Раздел 3. Моя культура – учусь у природы. Приспособления человека к жизни в Приполярье.

Культура как способ приспособления людей к природе. Культура материальная и духовная. Особенности отношения к природе коренных угорских народов. Примеры отношения к домашнему очагу, священным животным, земле, другим народам, своей семье. Культура как кладезь знаний о способах сохранения здоровья в условиях местной природы.

История заселения Югры. История заселения северных территорий. Промысловые виды деятельности первых жителей Югры. Сибирское ханство и угорские княжества. Поход Ермака и появление первых городов. Промышленное развитие края. Особенности современного развития Югры и его перспективы

Учимся у природы разнообразию. Природное разнообразие как среда жизни людей. Влияние разнообразия цвета, форм, звуков, запахов, вкусов, движений в природе на здоровье человека. Полезные привычки по использованию принципа разнообразия в современном образе жизни.

Питание как способ приспособления к окружающей среде. Пища как способ приспособления человека к природным условиям жизни. Особенности питания на севере, помогающие приспособиться к местной природе. Сходства и различия в питании разных народов и их причины. Вегетарианство и ограничение его распространения.

ТрадиционныежилищаипромыслынародовЮгры.

Целесообразность традиционных жилищ. Их национальные особенности. Материалы изготовления. Общие черты традиционных жилищ. Принципы, северных жилищ, используемые в современных зданиях. Виды традиционных народных промыслов угорских народов. Примеры изделий из бересты, травы, древесины, кости и рогов. Вышивки, плетение поясов, циновок, изготовление деревянных изделий.

Югра – регион «зеленых» технологий. Зеленые технологии.

Использовании природных ресурсов и энергии с максимальной пользой.

Обеспечении безопасности для окружающей среды и здоровья человека. Области применения зеленых технологий. Примеры зеленых технологий: циклическое производство, биогаз, переработка макулатуры, твердое биотопливо. Примеры зеленых технологий в жизни.

Примерные темы практических работ

  1. Исследуем продукты питания.
  2. Экологический магазин.
  3. Народные рецепты.
  4. Северный дизайн одежды.
  5. Автопарк.

Учащийся научится:

  • Называть природные факторы, характерные для югорского края, к которым важно приспособиться для сохранения своего здоровья.
  • Приводить примеры пословиц и поговорок о том, что помогает приспособиться к природным условиям края.
  • Называть примеры приспособлений в природе, которые могут быть полезны для человека.
  • Приводить примеры связи хозяйственной жизни людей с сезонными изменениями в природе.
  • Применять экологическую линзу «Изучай живое вместе с его средой» при изучении разнообразия в окружающем человека мире.
  • Знать полезные советы о здоровом питании в условиях Приполярья.

  • Приводить примеры применения полезных принципов традиционной одежды и жилища в современных условиях.
  • Составлять рассказ об изделиях традиционных промыслов одного из народов, населяющих Югру.
  • Приводить примеры отражения в изделиях народных промыслов правила трех «О».
  • Доказывать использование в изделиях народных промыслов принципа разнообразия в природе.
  • Своими словами формулировать цель зеленых технологий.
  • Приводить примеры использования зеленых технологий в Югорском крае.

Учащийся может научиться:

  • Обсуждать информацию в лицах путем позиционирования себя в качестве представителей земли (глобальный уровень), страны (региональный уровень), края (местный уровень).
  • Выдвигать предположение о том, чем отличается поведение человека, считающего себя равноправным Природе, и человека, думающего, что он ее царь.
  • Действовать по принципу: Природа не терпит однообразия.
  • Получать и анализировать информацию на слух, делать пометки, зарисовки для ее запоминания и понимания.
  • Выделять этапы в истории Югры.
  • Задавать вопросы и находить дополнительную информацию по интересующим событиям в истории края.
  • Приводить примеры разнообразия в разных сторонах жизни человека.
  • Высказывать мнение о применимости принципов традиционного питания угорских народов для сохранения здоровья современных жителей края.
  • Предлагать блюдо национальной кухни, которое может войти в рацион питания на севере.
  • Приводить примеры разнообразия одежды и жилищ разных народов, проживающих в Югре, их названия, основные элементы.
  • Рассуждать, как в изделиях народных промыслов проявляется гармония человека и природы.
  • Собирать информацию и подготавливать устное сообщение о зеленых технологиях в обыденной жизни.

Раздел 4. Спасти и сохранить. Значение экологической зоркости для добрых дел. Применение экологической зоркости для изучения и сохранения природного и культурного наследия Югры (материального и духовного).

Акция «Спасти и сохранить». Цели акции «Спасти и сохранить». Примеры добрых дел в рамках акции. Проектная работа на одну из предложенных тем.

Итоговое проектное задание.

Учащийся научится:

Выбирать        тему        проектного        задания,        для        выполнения        которого        есть необходимые условия.

Находить ключевые слова проекта. Действовать по предложенному плану.

Осуществлять все необходимые этапы подготовки проекта по образцу. Последовательно выполнять проект.

Сравнивать полученный результат с поставленной задачей. Оценивать результаты на уровне:

  • продукта;
  • полученных знаний;
  • приобретенных умений;

- опыта отношений.

Учащийся сможет:

Применять экологическую зоркость к произведениям изобразительного искусства, поэзии, прозы.

Рассуждать о путях построения Экомира. Ставить перед собой задачу и достигать ее. Составлять план проекта.

Фиксировать этапы его выполнения.

Календарно-тематическое планирование по Югра – мое наследие. 3 класс (136 ч.)

Тема урока

Характеристика деятельности

К

1

Введение

Создать у учащегося мыслеобраз содержания учебника. Составление образа предстоящей деятельности; оформление своих суждений в виде письменного текста; планирование и организация работы в группе; работа со словарем; составление вопросов на понимании информации

1

Раздел 1. Моя экологическая зоркость

2

Наука о табу природы

Дать первичное представление о том, что такое экологическая зоркость. Экологическая зоркость раскрывается как знание Табу природы; готовность понимать и применять научные знания и подсказки народной мудрости, литературы и искусства о том, как следовать Табу природы; умение пользоваться экологическими линзами для исследования новых ситуаций и принятия решения. Рассматривается нравственный принцип, лежащий в основе экологической зоркости: «Учусь управлять собой, а не природой». Осваивается новая экологическая линза – правило трех «О» (связь между отношениями человека с природой, людьми и вещами) и ценность соблюдения меры в таких отношениях.

1

3

Подсказки культур разных

народов

1

4

Мои экологические линзы

2

5

Учусь управлять собой

1

Раздел 2. Мудрость Югорской природы.

6

Целесообразность в природе.

Дает представление об особенностях природных условий жизни в Югорском крае, о способах приспособления к ним растений, животных, природных

сообществ.

2

7

Сообщество в среде – одно целое.

Раскрывается и описывается мудрые решения живой природы, позволяющие ей выживать в суровых условиях: целесообразность приспособлений к окружающей среде, разнообразие видов растений и животных, экономность жизнедеятельности.        Формируются первичные представления о роли природного        разнообразия        в формировании сети связей в сообществе. Учащиеся подводятся к формулировке новой экологической линзы: «Изучай живое вместе с его средой».

2

8

Сохранить северную природу.

2

9

Сообщество в среде – одно целое.

Раскрывается и описывается мудрые решения живой природы, позволяющие ей выживать в суровых условиях: целесообразность приспособлений к окружающей среде, разнообразие видов растений и животных, экономность жизнедеятельности.        Формируются первичные представления о роли природного        разнообразия        в формировании сети связей в сообществе. Учащиеся подводятся к формулировке новой экологической линзы: «Изучай живое вместе с его средой».

2

10

Сохранить северную природу.

2

Раздел 3. Моя культура: учусь у природы.

11

Приспособления человека к жизни в Приполярье.

Называть способы приспособления в природе        (целесообразность, разнообразие, экономность), которые вошли в культуру местных народов и не

утратили своего значения для современного человека;

2

12

История заселения Югры.

приводить примеры пословиц и поговорок разных народов о том, как человеку приспособиться к условиям севера.        Связать        особенности            современно-многонациональной  культуры Югры с ее историей, дополнить экологическую линзу «Изучай культуру народа вместе с его средой жизни и историей». Обсуждать особенности традиционного питания в северных условиях. Формулировать полезные советы здорового питания для современного жителя Югры. Сравнивать принципы традиционных и современных жилищ людей.

Называть традиционные промыслы народов, населяющих Югру.

Приводить примеры отражения в изделиях народных промыслов правила трех «О». Доказывать использование в изделиях народных промыслов принципа разнообразия в природе. Своими словами формулировать цель зеленых технологий. Приводить    примеры     использования зеленых технологий в Югорском крае.

2

13

Учимся у природы разнообразию.

1

14

Питание как способ приспособления к окружающей

среде.

2

15

Традиционные жилища и промыслы народов Югры.

2

16

Югра – регион «зеленых» технологий.

2

Раздел 4. Спасти и сохранить

17

Экологическая зоркость в действии.

Применять экологическую зоркость к произведениям        изобразительного искусства, поэзии, прозы.

2

18

Акция «Спасти и сохранить»

Высказывать мнение о путях построения Экомира. Подведение итогов изучения курса 3 класса.

2

19

Заключение. Итоговая

2

20

Тестирование

1

Методическое обеспечение.

  1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н.: Югра-моё наследие, региональный учебник, 3 класс, М.: центр «Образование и экология», 2016г.
  2. Гнеушева Т.А., Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н.: Югра-моё наследие, рабочая тетрадь в 2-х частях, 3 класс, М.: Центр «Образование и экология», 2016г.
  3. Захлебный А.Н.: Югра-моё наследие, вкладыш для семейного чтения к региональному учебнику по экологическому и этнокультурному образованию для учащихся 3 класса, Москва,2016г.
  4. Е.Н.Дзятковская, Т.А.Гнеушева: Методические рекомендации к учебному пособию «Югра-моё наследие: 3 класс, М.: Центр «Образование и экология», 2016г.
  5. Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, Т.А.Гнеушева: Примерная программа к региональному курсу «Югра-моё наследие: 3 класс, часть 1, М.: Центр

«Образование и экология», 2016г.

  1. Е.Н.Дзятковская, Т.А.Гнеушева: Примерная программа к региональному курсу «Югра-моё наследие: 3 класс, часть 2, М.: Центр «Образование и экология», 2016г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс

Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс...

Рабочая программа по региональному курсу «НАШ КРАЙ» 2- 4 классы.

Целью программы является создание условий для формирования нравственных убеждений и развитие познавательного интереса младших школьников к истории и культуре родного края....

Приказ "О проведении входной диагностики регионального курса "Югра - мое наследие", 2016

Приказ "О проведении входной диагностики регионального курса "Югра - мое наследие"...

Приказ "О проведении итоговой диагностики регионального курса "Югра - мое наследие", 2016

Приказ "О проведении итоговой диагностики регионального курса "Югра - мое наследие"...

Рабочая программа курса «Югра - мое наследие» 4 класс

Рабочая программа курса «Югра - мое наследие» 4 класс...

Рабочая программа по региональному курсу «Югра-моё наследие» для 2 класса

Примерная программа регионального курса по экологическому этнокультурному образованию для начальной школы, предназначенная для 2-4 классов общеобразовательных школ ХМАО-Югры, составлена в соответствии...