Рабочая программа по региональному курсу «НАШ КРАЙ» 2- 4 классы.
рабочая программа на тему

Морозова Оксана Николаевна

Целью программы является создание условий для формирования нравственных убеждений и развитие познавательного интереса младших школьников к истории и культуре родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx172.89 КБ

Предварительный просмотр:

    МБОУ «Паустовская основная общеобразовательная школа»

                                        Рабочая программа

                                    по региональному курсу

                                «НАШ КРАЙ» 2- 4 классы.

                                             Составила учитель начальных классов Морозова О.Н.

                                              Тематическое планирование составлено по учебному

                                              пособию «НАШ КРАЙ» С.А. Конопкиной,

                                              Е.Л. Харчевниковой и рассчитано на учащихся 2-4

                                              классов Владимирской области.

Пояснительная  записка  к региональному курсу «Наш край»

Программа краеведческого курса «Наш край» составлена для работы с младшими  школьниками.

«Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования; но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края…»

Школьное краеведение – одно из важнейших средств  связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историческое  краеведение воспитывает у школьников  любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, гордость за своё Отечество.

Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков общественной работы.

Изучение родного края включает в себя учебное ( его содержание определяется учебной программой) и внеклассное, внешкольное ( его содержание строится в соответствии с планом воспитательной системы класса и плана работы школы).Эти два вида находятся в тесной связи и дополняют друг друга: они оба направлены на решение образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школой.

Курс «Наш край» имеет предметную направленность: естествоведческое, географическое. историческое , литературное и т.д.

Учащиеся получают знания по краеведению на уроках входе  изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также путём поисково-исследовательской работы.

В настоящее время, в процессе модернизации образования, происходит внедрение новых  развивающих программ в традиционную систему обучения.

В свете этих преобразований прекрасным дополнением, значительно углубляющим и расширяющим знания и представление детей об окружающем мире родного края, стали  краеведческий курс. Это не только область научно-исторического познания, но и сфера активной практической деятельности учащихся с огромным воспитательным потенциалом.

Краеведческий курс «Наш край включён в базисный план школьного компонента и органично вписывается в образовательную программу начальной школы, так как содействует развитию личности ребёнка и решает дидактические задачи. Содержание курса ориентировано на развитие мышления. Творческой активности, познавательного интереса школьников к истории и культуре  родного края.

Моя задача, как учителя – создать условия для духовно – нравственной ориентации учащихся в  окружающем микромире, способствующих становлению личности каждого ребёнка.

Уже в раннем возрасте у ребёнка складывается комплекс устойчивых мотивировок к учению и личностное восприятие  общественной культуры. Чтобы ребёнок научился понимать и любить свою родину, он должен  познать истоки истории родного края, почувствовать окружающую его природу. Ребята стремятся строить взаимоотношения на основе нравственных ценностей  добра  и взаимопомощи, что свидетельствует о достаточно высоком уровне формирования их нравственных качеств.

Познавательная активность учащихся также позволяет судить о достаточно документально – художественными источниками информации, овладении

Навыками групповой и индивидуальной самостоятельно – поисковой работы. Учащиеся способны ориентироваться в образцах изделий народно – прикладного искусства края, рассматривая  их как информативный источник об истории развития народного ремесла и искусства Владимирской земли. Реализация учебно- воспитательных задач при изучении курса повышает и обеспечивает  более «мягкий», безболезненный переход к изучению предмета истории в основной школе.

Целью программы является создание условий для формирования нравственных убеждений и развитие познавательного интереса младших школьников к истории и культуре родного края.

Задачи:

1. Приобщение учащихся к историческим и духовным ценностям родного края.

2. Воспитание уважения к культурным и национальным традициям, природе и истории края.

3. Формирование навыков исследовательской работы и поисковой мотивации к краеведческой деятельности.

Методической основой программы, является самостоятельное творчество детей с исследованием игр с использованием игр, изобразительной  и театральной деятельности, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, конкурсов, наблюдений.

Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.

Методы работы:

  • Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развития мышления детей;
  • Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практической работы.

Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\IMG_0003_NEW.jpg

 

В материалах пособия включены произведения устного народного творчества: загадки, сказки (и их фрагменты), мифы, легенды, стихи местных и российских поэтов, словарные статьи (словарь Ожегова), цитаты высказываний деятелей науки и истории, которые помогают учащимся ярче представить «образ» своей малой родины.

Тексты – справки дают дополнительную историко-научную информацию, расширяя кругозор, провоцируя любознательность учащихся. В структуре текстов учебного материала использован прием зрительского акцента на выделение особым шрифтом значимого слова, концентрирующие внимание и несущие информацию темы занятия в сжатой форме.

«Избыточность» теоритического материала некоторых разделов, рубрики «Справка», «Из истории» позволяют реализовать вариантную часть обучения. Этот материал используют по-разному: для прослушивания в классе, для групповой и индивидуальной поисковой работы в классе; предлагаю для дополнительного, познавательного ознакомления дома. Для поддержания высокой познавательной активности учащихся в разделах пособия предусмотрены вопросы и задания (для работы в классе и дома), работать над которыми очень нравится юным краеведам.

Возможен вариант отбора материала только для личного монолога (лекции) учителя. Этот вариант использую, если уровень подготовки учащихся недостаточно высокий для восприятия содержания изучаемого материала, включенного в пособие.

Основным критерием результативности освоения региональной образовательной программы «Наш край» выступает критерий сфорсированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям Владимирского края, малой родины, показателями которого можно считать:

  • Наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
  • Активная познавательная позиция младшего школьника;
  • Широкая информативность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции человека);
  • Овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т.п.)

Формы контроля

В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы контроля:

  • Тестирование
  • Непосредственное участие младших школьников в:
  • Праздниках;
  • Конкурсах;
  • Олимпиадах;
  • Социальных проектах (коллективных творческих делах)
  • Устные выступления учащихся (подготовка небольших сообщений и выступления с докладом и его защита)
  • Анализ продуктов творческой деятельности ребенка

                                                                                                                                 

                                                                                                                                    Тематическое планирование 2 класс.

Наименование раздела программы

Темы урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Элементы дополнительного содержания

Д/з

Дата проведения

1

Введение. С чего все началось. Археологический памятник – Сунгирь.

1

Урок изучения нового материала

Удивительный мир истории. Археология. Археологические памятники - Сунгирь

Уметь сравнивать объекты, созданные человеком. Выполнять задания в тетради; при затруднении обращаться к учителю.

Понятия: «Сунгирь», «археология», «кочевники» и «оберег».

Уч. Ст.7,8

З. стр.8

2

Славяне. Народные верования. Языческие праздники и обряды.

1

Комбинированный урок

Наши предки. Расселение восточных славян. Славянский поселок. Орудия труда. Боги и духи славян.

Знать общие исторические произведения из жизни славян; как Русь начиналась; во что верили древние славяне.

Понятие: «келья», «лампада», «монах», «предок».

Уч. Стр.9, 10

Рис. в тетради.

3

Князь Владимир Красное Солнышко и князь Владимир Мономах – основатели древнего города Владимира. Крещение Руси

1

Комбинированный урок

Христианство. Крещение Руси. Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах – основатели г. Владимира

Знать о первых русских князьях, их значение в истории нашего государства. Повышать интерес к историческим фактам родного края

Понятия: «Корсунь», «Поучения Владимира Мономаха», «князь»

Уч. стр. 13, 14

4

Княжества Руси. Владимир – столица древней Руси. Золотые ворота города Владимира.

1

Комбинированный урок

Владимир – столица древней Руси. Золотые Ворота. Работа с иллюстрациями в учебнике

Знать о главных архитектурных постройках г. Владимира.

Князь Андрей Боголюбский

Уч. стр 15;3.

По выбору стр. 16

5

Экскурсия

1

Урок -исследование

Беседа: «Какие старинные постройки сохранились до нашего времени. Какую историческую ценность они собой представляют?»

Уметь использовать знания для поиска дополнительной информации

6

Грозные дни монголо-татарской осады

1

Комбинированный урок

Нашествие монголо – татар. Город Владимир в кольце врагов. Разорение Руси. Обсуждение текста в учебнике

Знать общие исторические сведенья о становлении Руси.

Понятия: «монголы», «
Хан Батый», «дружина», «осада»

Уч. стр 16, 17; отвеч. на вопр. стр. 18

7

Проверочная работа №1

1

Контрольный урок

Проверить знания основного материала по разделу

8

Герои земли Владимирской, их нравственный подвиг

Былинные герои Древней Руси

1

Комбинированный урок

Знакомство с былинными героями Древней Руси; их подвигами. Описание доспехов русского воина. Обсуждение репродукции картины В.М. Васнецова «Три богатыря». Чтение былин по учебнику

Понимать и отличать фольклорные нормы. Уметь выделять признаки былины (былинного сказа). Уметь работать с текстом. Выполнять задания в учебнике.

Понятия: «доспехи», «бармица», «кольчуга», «меч», «палица», «булава»

Уч. 3,2 стр. 19; или пересказать одну из былин

дополнит. чит. стр. 23

9

Что такое житие? Сказание о Петре и Февронии

1

Комбинированный урок

Обсуждение «Повести о Петре и Февронии»

Понятия: «житие», «сказания»

Уч. стр. 24;  25

10

Андрей Боголюбский

1

Комбинированный урок

Андрей Боголюбский и его вклад в развитие г. Владимира

Уметь работать с картой; отвечать на вопросы в учебнике

Уч. стр. 25, 26

11

Александр Невский

1

Комбинированный урок

Александр Невский и его победы. Работа с текстом учебника; обсуждение иллюстраций

Знать общие исторические сведенья о жизни Александра Невского и его значение в истории нашего государства

Понятия: «крестоносцы», « причислить к лику святых»

Уч. стр26, 27. Доп чит. Стр 29

12

Проверочная работа №2 (Обобщение по разделу)

1

Контрольный урок

Проверить знания основного материала по разделу

13 - 14

Праздники христианской Руси

Круг светлых дней. Земледельческий и церковный календари. Осенины.

1

Комбинированный урок

Обсуждение вопросов: что такое праздник?

Какие праздники бывают?

Выполнение занятий в тетради.

Обсуждение иллюстраций в учебнике. Чтение текстов. Разыгрывание сценок. Ролевые игры.

Знать основные положения по теме. Учить нравственным качествам: чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру.

Понятия: «праздник», «обряд»,

«суеверия»

«Рождество», «сочиво», «колядки», «трапеза», «ряженые»,

«Масленица», «атрибуты»,

«Пасха»,

Иисус Христос, Мария Магдалина, «Троица»

Работа в тетради: 1) заполнить таблицу

2) написать сочинение «Мой любимый праздник»

15

Рождество Христово. Традиции праздника.

1

Комбинированный урок

Уч. стр. 35, 36; выучить одну из колядок (конкурс чтецов)

16

Масленица. Народные игры

1

Комбинированный урок

Уч. стр. 38, 39

17

Пасха

1

Комбинированный урок

Уч. стр. 40, 42, 41

18

Троица

1

Комбинированный урок

Уч. стр. 42

19

Проверочная работа № 3

1

Контрольный урок

Проверить знания основного материала

20-21

Готовим праздник

2

Практическая работа

Подготовка к празднику; подобрать сценарий, распределить роли, подготовить декорации, костюмы

Учить обобщать знания по определенной теме

22

Праздник

1

23

Крестьянское жилище и хозяйственные постройки. Утварь.

Особенности архитектуры и украшений русской избы.

1

Урок изучения нового материала

Обсуждение вопроса: «Что такое деревянное зодчество?» История жилища. Здание, как памятник архитектуры. Материал для строительства.

Уметь использовать знания для обогащения жизненного опыта.

Знать родословную некоторых вещей, которые сопровождают человека с глубокой древности

Работать с иллюстрациями в учебнике.

Обогащать знания о русской избе.

«кровля», «ставни»,  «конек», «флогер»

«Икона», «люлька», «прялка», «лучина», «сундук»

Стр. 44, 45. Творческая работа в тетради. (составление изразца для чудо-печки с поучением)

24

Интерьер и предметы быта русской избы

1

Комбинированный урок

Как вещи в доме могут рассказывать о своих хозяивах

Работа с текстом учебника.

Стр. 47, 48 творческая работа в тетради

25

Экскурсия по родной деревне

1

Урок - исследование

Беседа: «Как украшают русские избы в нашей деревне?»

«макет»

Стр. 49

26

Крестьянский двор

1

Комбинированный урок

Работать с текстом в учебнике; отвечать на вопросы викторины

«клети»

Стр. 50.

Фотовыставка «Крестьянский двор».

27

Знакомство с русской кухней и традициями русского чаепития

1

Комбинированный урок

Знакомство с русской кухней, традициями; работать с иллюстрациями

Знать правила поведения за столом и учиться эти правила соблюдать

«гончар», «домашняя утварь», «ухват», «кочерга», «помело»

Стр. 51-52

Составление книги русских рецептов

28

Чаепитие

1

Практическая работа

29

Проверочная работа № 4 (обобщение по разделу)

Контрольная работа

30

Крестьянская одежда

Общая особенность русского костюма и практическое его значение

1

Комбинированный урок

Познакомить с историей одежды. Работа в тетради. Занимательные традиции из истории одежды

Объяснить роль одежды в жизни человека. Уметь использовать знания для обогащения жизненного опыта.

Понятия «душегрея», «кокошник», «передник», «шугай»

Стр 56-57 творческая работа в тетради

31

Красота народного костюма, запечатленная в полотнах известных художников

1

Комбинированный урок

Народная традиционная одежда. Работа с костюмом в учебнике. Обсуждение репродукции и картины

Уметь на основе репродукции картины составлять представления о красоте народного костюма

«опашень», «шуба», «кика»

Стр. 57, 58

32

Занятия крестьянина Руси. Будни и праздники.

1

Комбинированный урок

Обсуждение вопроса: «Чем занимаются люди в будни и праздники».

Уметь использовать знания для поисковой дополнительной информации

Дополнительный материал о буднях и праздниках крестьян (рисование образцоа русского костюма)

33

Проверочная работа № 5 (обобщение по разделу)

1

Контрольный урок

Знать традиции русского народа

                                                                                                                             

                                                                                                                                       Тематическое планирование 3 класс.

Наименование раздела программы

Темы урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Элементы дополнительного содержания

Д/з

Дата проведения

1

Красота природы родного края

Природа в городе (деревне)

1

Урок изучения новой темы

Беседа об изменениях в природе осенью

Уметь наблюдать за сезонными  изменениями в природе

Написать сочинение о природе родной деревни

2

Экскурсия – наблюдение за природой

1

Урок - экскурсия

Экскурсия по родной деревне

Стихи о природе

3

Рисование по наблюдениям экскурсии

1

Комбинированный урок

Подведение итогов экскурсии

Учить изображать увиденное на бумаге и в красках. Уметь использовать знания для поиска дополнительной информации. Задуматься над вопросом: «Что необходимо делать для того, чтобы сохранить экологию деревни?» Знать основные правила поведения в окружающей среде.

4

Понятие: «экология»

Творческая работа. Мини-проект «Моя деревня в будущем»

5

Природные памятники Владимирской области

1

Комбинированный урок

Работа с картой «Заказники Владимирской области». Обсуждение текста в учебнике.

Знать названия основных заказников Владимирской области. Уметь использовать знания для поиска дополнительной информации.

Понятия: «природные памятники», «заказники»

Уч. стр. 5,6.

6

Лекарственные растения края. Растения края, занесенные в Красную книгу.

1

Комбинированный урок

Беседа на тему: «Лекарственные растения и растения, занесенные в красную книгу».

Углубить знания о лекарственных растениях нашего края. Знать, что такое «Красная книга». Какие правила выполнять, чтобы сохранить редкие растения.

Понятия: «Красная книга», названия лекарственных растений.

Уч. стр.7-9; дополнительно стр. 10, 11

7-8

Животный мир Владимирской области

2

Комбинированные уроки

Работа с иллюстрациями в учебнике. Выполнение заданий после текста. Беседа: «Как человек помог природе». Красная книга России.

Знать о разнообразии животного мира нашего края. Уметь работать с картой Владимирской области. Знать какие животные Владимирской области занесены в Красную книгу.

Понятия: «заповедник», названия отдельных редких животных.

Уч. стр. 12-15. Мини-проект: «Моя Красная книга».

9 -12

Природа нашего края в стихах и рассказах. Знакомство с творчеством писателей: С.Никитина, И.Симонова, В.Солоухина, владимирского краеведа Н. Сысоева.

4

Комбинированные уроки

Знакомство с творчеством писателей нашего края. Работа с выставкой книг.

Учить работать с книгами Владимирских писателей; развивать познавательные способности; анализировать прочитанное.

Понятие: «краевед»

Уч. стр. 18-23

13- 14

Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли: В.Юкина, К.Бритова, В.Кокурина, Н.Модорова и др.

2

Комбинированные уроки

Живопись. Культура родного края. Обсуждение репродукций картин Владимирских художников. Образная экскурсия в музей искусства.

Знать работы известных художников Владимирской области; познакомить с их жизнью и творчеством.

Дополнительный материал; записи в тетради. Творч. работа .

15

Творческая и музыкальная культура Владимирского края

Колыбельные, пестушки, прибаутки

1

Комбинированный урок

Певческая культура Владимирской земли; рожечники – исполнители; Фатьяновский праздник (стихи поэта – песенника А. Фатьянова)

Вспомнить колыбельные песни. Знать о значении колокольного звона на Руси; кто из музыкантов прославил Владимирский край.

Понятия: «рожечники», «фестиваль»

Выучить одну из колыбельных. Уч. стр.27-29

16

Колокольный звон России

1

Комбинированный урок

Задания в учебнике

17

Музыканты  и композиторы Владимирской области

1

Комбинированный урок

Песни на стихи А.Фатьянова

18

Красота рукотворная

Каменное зодчество края: Кидекша – Церковь Бориса и Глеба

1

Комбинированный урок

Здания, как памятники архитектуры. Белокаменные храмы: Кидекша

Формировать представления о русской культуре. Знать историю русской архитектуры. Познакомить с архитектурными терминами. Учить пользоваться картой Владимирской области; работать с иллюстрациями.

Понятия: «зодчество», «храм, церковь, собор».

Архитектурные термины

Дополнительный материал об иконе «Бориса и Глеба»

19

Золотые ворота. Боголюбово – Церковь Покрова на Нерли. Боголюбский монастырь.  

1

Комбинированный урок

Боголюбово, Владимир

Записи в тетради. Дополн. стр. 30, 31

Уч. стр. 36, 37

20

Красота и симметрия. Деревянное зодчество. Г. Суздаль

1

Комбинированный урок

Деревянное строительство на Руси; памятники Владимиро – суздальской земли

Эскизы деревянного дома. Дополнительный метериал. Уч. стр. 39-41

21

Декоративно-прикладное искусство. Владимирская  и Александровская гладь; мстерские вышивальщицы;  карабановские ситцы

1

Комбинированный урок

Художественный промысел Мстеры

Уч. стр. 41-43. Творч. работа

22

Лаковая миниатюра Мстеры, Палеха, Холуй; иконопись.

1

Комбинированный урок

«Что такое лаковая миниатюра?»

Познакомить с технологией изготовления заготовки для изготовления лаковой миниатюры

«миниатюра», «иконопись»

Уч. стр. 45. Творч. работа

23

Гороховецкая деревянная игрушка

1

Комбинированный урок

Работа с текстом

Уч. стр.47

Твор. работа

24

Изделия из хрусталя. Гончарный промысел.

1

Комбинированный урок

Стекольный промысел. Обсуждение иллюстраций.

Уч. стр. 45, 46. Творч. работа

25

Создаем красоту сами.

1

Урок - практика

Вставка творческих работ

Учить обобщать материал.

26

Первые книги на Руси.

Азбука и первые книги на Руси и в нашем крае.

1

Комбинированный урок

Обсуждение вопроса: «Как писали люди в древности?» (Предметное письмо, рисунками, иероглифами). Материал для письма. Создание алфавита. Школа в древней Руси.

Знать историю создания славянской письменности; чем прославились «солунские Братья».

Понятия: «иероглифы», «пергамент», «папирус», «книги-свитки», «кириллица», «буквица»

Уч. стр. 49, 50

27

Кирилл и Мефодий – учителя славян, составители славянской азбуки.

1

Комбинированный урок

Уч. стр. 50

28

Рукописная книга. Новые буквы и цифры. Русские буквари.

1

Комбинированный урок

Уч. стр. 51, 52. Творч. работа

29 - 33

Творч. писателей и поэтов Владимирского края

Книги писателей и поэтов

5

Комбинированные уроки

Знакомство с книгами известных авторов Владимирской области.

Знать писателей и поэтов Владимирской земли; уметь отбирать литературу по темам; искать дополнительный материал.

Уч. стр.53,54

Уч. стр. 55, 54

Уч. стр. 57-59. Уч. стр.59-63. Уч. стр. 63-65. Чит. сказку стр.66

34

Дни славянской письменности и культуры на Владимирской земле

1

Урок - обобщение

Значение славянской письменности на Руси для людей.

                                                                                                                                     

                                                                                                                                      Тематическое планирование 4 класс.

Наименование раздела программы

Темы урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Элементы дополнительного содержания

Д/з

Дата проведения

1-3

Жизненный подвиг наших земляков

Наш край в годы Великой Отечественной войны

3

Урок изучения нового материала

Великая Отечественная война 1941 – 1945 г. Уроки имеют патриотическую направленность

Знать о великом подвиге русского народа в годы войны; вклад наших земляков в приближение Победы. уметь обобщать знания о жизни людей в годы войны.

Уч. стр. 3,4

Уч. стр.5,6 написать сочинение дополн. найти материал о детях – героях. Стихи.

4

Вклад наших земляков в развитие науки и культуры.

М.П. Лазарев – известный мореплаватель.

1

Комбинированный урок.

Великие открытия наших земляков. Работа с учебником и картой. Выполнение заданий в тетради.

Учить добывать знания из дополнительных источников. Различать исторические карты от географических.

Понятия: «мореплаватель», «континент», «флотоводец»,

«фарфор»

Уч. стр. 6-8

5

Братья Столетовы: выдающийся физик и известный генерал

1

Комбинированный урок

Записи в тетради.

6

Д. И. Виноградов – фарфоровых дел мастер

1

Комбинированный урок

Уч. стр.9,10

7

История нашего города (деревни)

1

Урок - исследование

Обсуждение вопроса: «В каком городе, деревне, стране ты живешь?»  «О чем рассказывают улицы нашего города?»

Уметь использовать знания для поиска дополнительной информации о родном городе, деревне. Уметь работать с картой. Знать фамилии известных людей, прославивших наш край.

8-11

Известные спортсмены, музыканты, художники, писатели и поэты Владимирской области.

4

Комбинированный урок.

Культурная жизнь нашего края. А.В.Суворов – великий полководец. И.С.Куликов – художник. Ученик Репина. Стихи Фатьянова. Н.Д Сысоев – известный владимирский краевед. Т.А.Андреева – художник, поэтесса. Вязниковцы – Герои Советского Союза.

Понятия: «генералиссимус», «владимирские богомазы», «коллекционер» «краевед»

Уч. стр.10, 11

Уч. стр.13, 14

Дополн. собр. материал о Фатьянове.

Уч. стр. 16, 17.

Уч. стр. 18, 19

12

Почетный гражданин.

Комбинированный урок

Дополнительный материал о Кубасове – космонавт, герой СССР.

13 - 14

Культурные и экономические центры облсти

Культурные и образовательные центры нашего города (деревни)

2

Уроки – исследования

Культурные центры нашей области (г. Вязники). Карты и планы, как исторические источники. Обсуждение вопроса: «Что такое музей?» Путешествие по открыткам и иллюстрациям.

Уметь использовать вещественные источники в исследовании материалов о культурных центрах Владимирской области.

Название улиц и проспектов.

15

Городская (сельская) библиотека.  Библиотека семейного чтения.

1

Урок – экскурсия.

Беседа о значении книг в жизни каждого человека.

Уметь использовать знания для поиска дополнительной информации.

16

Праздники в сельском ДК

1

Урок – практика

Спектакль с участием детей, посещающих театральный кружок  при ДК

17-18

Предприятия Владимирской области. Их вклад в развитие экономики России.

2

Комбинированный урок

Работа с текстом в учебнике (возможен видеосюжет)

Учить обобщать полученные знания.

19

Местное производство, их вклад в развитие Владимирской области.

1

Урок - исследование

Работа с фотографиями, открытками.

Учить работать с картой региона.

20-21

Кем быть?

Многообразие профессий. Знакомство с современными профессиями.

2

Урок изучения нового материала

Обсуждение вопроса: «Все работы хороши – выбирай любую!»

Учить находить необходимую информацию для краткосрочного проекта «Профессии наших родителей». Обобщать полученный материал. Использовать ИКТ, книги, статьи газет.

22

Что я знаю о профессиях моих родителей.

1

Комбинированный урок

Пословицы загадки о труде.

23

Династии

1

Комбинированный урок.

Награды и грамоты в твоей семье.

24,25

Встречи с интересными людьми. Знакомство с профессиями востребованными на рынке труда. Экскурсия на производство

2

Урок - практика

Встреча с родителями, выпускниками, поступающими в ВУЗы

26,27

Сюжетно-ролевые игры. Деловая игра.

2

Урок - игра

Разыгрывание сценок; деловая игра; викторина.

28

Я – гражданин

Наш край в судьбе России.

1

Комбинированный урок

Путешествие по карте Владимира.

Повторить изученный материал

Знать русские города и заочно познакомит с их историей. Учить использовать полученную информацию для жизненного опыта.

29-31

Путешествие по Золотому кольцу

3

Уроки – путешествие

«Золоте кольцо»

32,33

Я – гражданин России (Изучаем геральдику: г. Владимира, герб родного города).

2

Комбинированный урок

Работа с текстом

Знать символику России; герб Владимира, своего города

Понятия: «фамильный герб», «рыцарский герб»

Сост. герб  своей семьи

34

Краеведческая мозаика

1

Урок - игра

Викторины, конкурсы по теме: «Знаешь ли ты свой край?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Рабочая программа по региональному курсу "Наш край"2-4классы

Тематическое планирование составленно по учебному пособию "Наш край"...

Урок по региональному курсу «Наш край» во 2 классе.

Урок по теме "Былинные герои" №8(комбинированный)...

Презентация по региональному курсу "Наш край" в 3 классе "Художники Владимирской земли"

Данная разработка содержит презентацию к региональному курсу "наш край" о художниках Владимирской земли...

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир. 4 класс», направленная на реализацию казачьего компонента, с учетом региональных особенностей

Отличительной особенностью программы курса «Окружающий мир. 4 класс» является то, что материал содержания казачьего компонента включен в процесс изучения предмета с учетом логики учебного ...

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...