Статья по декоративно-прикладному искусству «Искусство квиллинга. История, использование техники в работе с детьми»
статья

Воробьева Алина Александровна

В статье описывается история искусства квиллинга, использование эой технике в декоративно-прикладном творчестве на занятиях с обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр творческого развития и гуманитарного образования»

Тарского муниципального района г.Тара

Статья по декоративно-прикладному искусству

«Искусство квиллинга. История, использование техники в работе с детьми»

Подготовила

педагог дополнительного образования

Воробьева Алина Александровна

 

Тара

2017

Искусство, которое в России называют "бумагокручением", возникло в Европе в конце XIV - начале XV веков. В западных странах его называют словом quilling (квиллинг). Английское слово «quilling» берет свое начало от слова «quill», что означает «птичье перо».

Еще одно название квиллинга - "бумажная филигрань". Это простой вид рукоделия, который не требует больших затрат, но в то же время очень красивый и оригинальный. Бумажные спирали создают основу для цветов и узоров, которые затем используют для украшения открыток, подарочных упаковок, праздничных альбомов и рамок для фотографий. Также изделия из бумажных лент можно использовать как бижутерию или настенные украшения. Это искусство пришло в Россию из Кореи. В каждой стране с появлением квиллинга  возникали и свои направления в этой технике.

Квиллинг – новый, популярный и модный в современном мире вид рукоделия. Искусство квиллинга требует усидчивости и аккуратности. Кроме того, он развивает мелкую моторику рук, успокаивает, снимает агрессию, и дает волю фантазии, поэтому существует мнение, что квиллинг считается полезным занятием. Но особая его прелесть в том, что уже с первого раза получаются красивые работы. Но все-таки чтобы делать сложные объемные композиции, необходимы практика и хорошее пространственное мышление.

Квиллинг – не новое искусство, а очень даже старинное.
Чрезвычайно популярным искусство квиллинга стало в эпоху Возрождения. Монахи и монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями, украшали полосками золотой бумаги различные религиозные предметы, иконы, тем самым имитируя очень дорогую золотую филигрань.

Квиллинг становится излюбленным занятием английских дам в XVIII-XIX вв. Они придумывали узоры, делали копии друг у друга особенно удачных изделий и гордились своими произведениями, которыми украшали интерьер своего дома, мебель, и даже свечи. На сегодняшний день бумагокручение является популярным хобби в странах Западной Европы, особенно оно широко известно в Англии и Германии. Но наибольшее распространение это искусство получило, когда оно попало в руки восточных мастеров. Богатейшие традиции изготовления бумаги и работы с ней, тончайшая графика и пластика дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее действует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, которая объединяет последователей различных направлений бумажного творчества.

В XV в. квиллинг по праву назывался искусством. XIX в. - эпоха, в которой увлечение квиллингом считалось дамским развлечением. А в XX в. бумажная филигрань была практически забыта. Интерес к ней возобновился только в конце прошлого столетия и квиллинг снова стал превращаться в искусство. Украшения из квиллинга можно было наблюдать повсюду: на дамских принадлежностях, кошельках, картинах, шкатулках, вазах, корзинах и винных бочках. Особенно активно квиллинг использовали для декора мебели, на некоторой мебели делали углубления в лицевых панелях специально под бумажное кружево. Так же элементы квиллинга использовались в сочетании с другими видами творчества, такими как бумагопластика, оригами, вышивка, живопись. 

За сотни лет техника квиллинга не подвергалась практически никаким изменениям, ее главная суть - это нарезание полосок бумаги, скручивание их специальным приспособлением и наклеивание на основу. Хотя в современном мире были созданы такие приспособления, с помощью которых можно создать 3D изображение в технике квиллинга.

На сегодняшний день в технике квиллинга работает несколько мастеров, многие из которых являются выходцами из России. Одной из первых в технике контурного квиллинга в сочетании с аппликацией стала работать Юлия Бродская (YuliaBrodskaya).В этой же технике выполняет дизайн-проекты уроженка Новосибирска и выпускница Университета Вустер Наташа Молоткова (NatashaMolotkova), которая                                            

также как и Ю. Бродская живет и работает в Великобритании. Юлия Бродская считается одним их ведущих профессионалов в этом направлении. Ее клиентами являются такие всемирно известные бренды, как Nokia, Starbucks, Ferrero, BostonGlobe, TheNewYorkTimesMagazine, Redbook, DesignWeekи другие.

В наши дни инструмент для серьезного занятия квиллингом бывает различный. В европейской школе для скручивания тонких полосок бумаги используется специальная пластмассовая или металлическая палочка с расщепленным концом. Замену ей можно смастерить и самому из подручных средств, например, из стержня для шариковой ручки, с прорезью на конце. Этот инструмент подходит для начинающего мастера, а также удобен для детей. На Востоке закручивание бумажных полосок выполняется при помощи тонкого шила. Подобный инструмент можно заменить обычной толстой иглой и пробкой. Также неплохо получается накручивание на зубочистку, особенно у детей.

О детском рукоделии довольно точно выразился В.А.Сухомлинский: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Бумага – один из первых материалов детского творчества. Она известна всем с самого раннего возраста. С помощью бумажного листа дети начинают мастерить и создавать неповторимые изделия. Они ощущают себя художниками, дизайнерами и конструкторами, представляя себя безгранично творческими людьми. А также у младших школьников бумага не вызывает особых технических затруднений, она является самым доступным и легко поддающимся обработке материалом. Занятия с бумагой развивают у ребёнка глазомер, мышцы кистей рук, подготавливают к выработке навыков письма, а также способствует эстетическому развитию. Дети приобретают умения грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, размеров, форм деталей изделия.

С древних времён бумага претерпевала огромные изменения, и в современном веке она представлена большим многообразием. Сегодня она доступна всем слоям общества. Она может быть белой и цветной, бархатной и глянцевой. С помощью бумаги смастерить милую игрушку или коробочку для подарка, сложить головоломку, украсить детское пространство к празднику, и многое другое, что заинтересует ребенка. Бумага – на первый взгляд обычный материал, но им можно работать в разнообразных техниках и постепенно он приобретает всё новые современные направления. Это материал, который имеет своё лицо и обладает конструктивными и пластическими свойствами.

Наиболее традиционная в нашей стране техника использования бумаги для детского творчества это японское искусство оригами – складывание фигурок из бумажного листа. Но искусство бумагокручения уже довольно быстрыми темпами вводится в учебный курс для детей младшего школьного возраста.

Детям импонирует выполнение изделий из полосок бумаги. Обычно при создании бумажных полосок различной длины и ширины у детей появляется желание их скручивать, переплетать, соединять друг с другом. Комбинируя разные мелкие детали, у детей будут появляться новые образы, которые они смогут воплотить с помощью полосок бумаги. Если направить их деятельность в нужное русло, то появляются готовые композиции. Этот вид работы имеет большие возможности для реализации творческого потенциала детей. Дети могут работать с бумагой довольно продолжительное время, черпать вдохновение и создавать неповторимые поделки. У них постоянно рождаются идеи для создания новых комбинаций. При этом проявляется их воображение и фантазия.

Если правильно организовать работу, то квиллинг может стать для ребенка интересным захватывающим занятием и у него появится стимул трудиться и овладевать тонкостями мастерства. Занятия будут давать ему углубленные знания о возможностях бумаги, способствовать приобщению к декоративному искусству.

Список использованной литературы

  1. Зайцева А. Квиллинг. Новые идеи для творчества. – М.: Эксмо, 2010.

Использованные Интернет-ресурсы

  1. К. Дунаева. Идеи для квиллинга – Режим доступа: http://at5.ru/quilling/ 
  2. LatestQuillworkfromPaperGraphic – Режим доступа: http://www.allthingspaper.net/2012/12/latest-quillwork-from-papergraphic.html
  3. Квиллинг алфавит – Режим доступа: http://natavrb.ru/kvilling-alfavit
  4. Квиллинг Наташи Молотковой – Режим доступа: http://worldhobbies.ru/idei-rukodelija/kvilling-natashi-molotkovoy 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по декоративно-прикладному искусству в системе доп образования

Как вызвать интерес у детей к изучению росписи по дереву....

Возможности использования сказки в работе с детьми младшего школьного возраста

Данная публикация описывает личный опыт использования в социально-реабилитационной работе воспитателя сказкотерапии. В материале представлены авторские разработки дидактичекого материала по воспитател...

Использование психогимнастики в работе с детьми младшего школьного возраста.

Психогимнастика  нужна  в  основном  работникам,  имеющим  дело  с  детьми, у  которых  чрезмерная  утомляемость, истощаемость, непоседливость, в...

Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, учителям, необходимо научиться исп...

Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

laquo;Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему»СократСегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - эт...

Статья "Значение декоративно - прикладного искусства в работе с детьми младшего школьного возраста"

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка.Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отн...

Статья "Использование цветотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья".

Метод цветотерапии или хромотерапии известен человечеству давно. Это набор различных техник, влияющих на подсознание и здоровье человека в целом. Цветотерапия благоприятно воздействует на психику...