РП ВД Мир логики
рабочая программа

Кошевая Елена Сергеевна

РП ВД Мир логики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vd_mir_logiki.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

Целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  • создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;
  • обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания;
  • обучить приемам поисковой и творческой деятельности;
  • развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»;
  • сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Мир логики» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Мир логики» связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

•        Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

•        Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

•        Системность организации учебно-воспитательного процесса;

•        Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Общая характеристика учебного курса

Формирование геометрических представлений. Свойства фигур выясняются только экспериментальным путем. Фигуры - носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Рассматривая разнообразные материальные модели геометрических фигур, выполняя с ними разнообразные опыты, ученики выявляют наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и т.п. Часто используется прием сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

Развитие мышления. В процессе изучения материала у школьников формируются навыки индуктивного мышления, умение делать простейшие индуктивные умозаключения. Одновременно развиваются навыки дедуктивного мышления. Идет формирование приемов умственных действий, таких, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Одна из задач методики изучения геометрического материала - первоначальное ознакомление учеников с классификацией фигур, со структурой логического следования. (Например, программа предусматривает изучение классификации треугольников в теме «Виды треугольников».)

Формирование пространственных представлений и воображения. Пространственные представления (образы) отражают соотношения и свойства реальных предметов. Пространственные представления памяти отражают предмет почти в том виде, как он был дан для восприятия. Представления памяти в начальном курсе математики можно распределить на группы в зависимости от их содержания: образы реальных предметов, образы геометрических тел (материальных моделей) и фигур, образы чертежей и рисунков геометрических фигур и т.д. Дети воспроизводят по памяти виденные ими ранее образы. Представления воображения отличаются от представлений (образов) памяти тем, что это новые образы, возникающие после мысленной переработки (воссоздающее воображение) заданного материала. Образы воображения создаются на основе образов памяти. При этом ученики опираются на усвоенные знания, на свой прошлый опыт. Однако не всегда образ воображения  это образ предмета, который ребенок встречал в жизни. Образ воображения - это часто новый образ на основе имеющихся представлений. Важный методический прием, обеспечивающий прочные геометрические знания -         формирование пространственных представлений через непосредственное восприятие детьми конкретных вещей, материальных моделей геометрических образов. В 3 классе работа по формированию пространственных представлений усложняется. Следует, например, формировать представления об одной фигуре с опорой на непосредственное восприятие другой фигуры. Например, представления о кубе опирается на непосредственное восприятие модели квадрата, изготовленного из палочек и пластилина. Дети изготовили такую модель. На некоторое время ученикам показывают модель куба, и после того как она убрана, ставят вопросы: "Можно ли из палочек и кусочков пластилина изготовить модель куба? Сколько для этого нужно взять палочек, сколько кусочков пластилина?». Ребята решают эту задачу мысленно, в воображении.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Мир логики»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

II.Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

  • Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
  • делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
  • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
  • точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
  • уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
  • заполнять магические квадраты размером 3×3;
  • находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
  • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
  • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
  • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса

III. Содержание внеурочного занятия, курса.

3 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов.

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение.

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика.

Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов.

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики.

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения.

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал.

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

IV.Тематическое планирование внеурочного занятия, курса с определением основных видов внеурочной деятельности обучающегося

Тема урока

Характеристика основных видов внеучебной деятельности учащихся

Форма и вид деятельности

1.Знакомство с курсом «Мир логики»

Знакомство с организацией курса

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2. Признаки объекта

Выделение признаков Понимание функции сравнения как выделения у предметов признаков. Умение определять способы сравнения (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Развитие концентрации внимания.

Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности. Игра «Запрещённое движение», беседа, работа в группах.

3. Различие

Умение находить и аргументировать различия

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия

Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове.

Логически-поисковые задачи.

4. Сходство

Умение находить и аргументировать сходство предметов.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискусс

Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы».

Задачи на развитие аналитических способностей.

5. Существенные признаки

Умение выделять существенные и несущественные признаки

Беседа, упражнения, работа в группах.

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания

6. Характерные признаки

. Умение выделять характерные признаки как различение объектов внутри класса

Беседа, упражнения, работа в группах.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

«Первая одинаковая». Логические задачи.

7.  Упорядочивание признаков

Умение упорядочивать объекты по характерным признакам

Беседа, упражнения, работа в группах, игра.

.

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек.

8. Правила сравнения

Понимание сущности сравнения, выведение алгоритма сравнения.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи. Задачи на развитие аналитических способностей.

9.Значение сравнения.

Тест «Сравнение».

«Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности.

Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица»..

Игры и упражнения на развитие внимания, мышления.

10.  Умозаключения

Понятие о классах

Знакомство с понятием «класс» как совокупностью объектов, объединённых по существенному признаку

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

Тренировка внимания. «Лабиринт»,

11 Правила классификации

Определение правил классификации

Беседа, упражнения, работа в группах, игра.

Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку».

12.Вопросы

Умение составлять «правильные» вопросы

Беседа, упражнения, работа в группах, игра

Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности.

13. Алгоритм

Умение составлять инструкции и алгоритмы

Беседа, упражнения, работа в группах.

Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая – одинаковая».

14. Закономерности в числах и фигурах

Выстраивание закономерностей

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

15. Алгоритм

Алгоритм Закономерности в буквах и словах

Выстраивание закономерностей

Беседа, упражнения, работа в группах.

Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …»

Составление ребусов.

16. Логические задачи

Закономерности в числах и фигурах Умение решать логические задачи на упорядочивание

Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа

Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку».

17. Причина и следствие

Закономерности в буквах и словах Умения определять условия при которых осуществляется причинно-следственная связь

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций.

18. Причинно-следственные цепочки  

Умение составлять причинно-следственные цепочки

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия

Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».

19. Противоположные отношения между понятиями

Умение определять противоположные признаки предметов

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

Комбинаторика.

Размещения.

Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов.

20. Отношения «род-вид» между понятиями

Умение обобщать понятия в отношениях «вид-род»

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия

Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность», «Первая – одинаковая». Тренировка слуха.

21. Упорядочивание по родовым отношениям

Умение определять родовые и видовые отношения объекта

Беседа, упражнения, работа в группе

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

22. Виды отношений между понятиями

Противоположные отношения между понятиями. Выявление различных видов отношений между понятиями (противоположные, функциональные, последовательные, часть-целое, причина-следствие и т.д.)

Беседа, упражнения, работа в группе.

Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова».

23 Определения

Представление о способах объяснения значения слова.

Беседа, упражнения, работа в группе.

Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово». Антонимы.

24 Анализ ошибок в построении определений

.

Беседа, упражнения, работа в группе. Ошибки в построении определений.

Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы.

25 Умозаключения

Виды отношений. Умение находить и исправлять умозаключения с «ловушкой».

Беседа, упражнения, работа в группе.

Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

26.  Анализ ошибок в построении умозаключений

Беседа, упражнения, работа в группе.

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка.

27 Язык и логика

Умение редактировать предложения, устраняя «двойной смысл».

Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка.

28 Суждения

Умение выстраивать последовательность рассуждения.

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка.

29  Придумывание по аналогии

Умение придумывать стихи по аналогии.

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания

Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка.

30 Использование аналогии в обучении

Умение находить аналогии в окружающем мире.

Беседа, упражнения, работа в группах.

Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка.

31 Продолженная аналогия

Умение рассуждать по аналогии, сначала устанавливая некоторую закономерность, а затем продолжать её.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

Ошибки в рассуждениях

Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы».

32 Рассуждения

Умение выстраивать последовательность рассуждения.

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.

33 Анализ ошибок в построении рассуждений

Умение находить ошибки в рассуждениях, исправлять их.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия

Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

34 Подведение итогов обучения

Систематизация изученного.


Подведение итогов обучен Беседа, тест, самостоятельная работа.

ия

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "В мире логики"

Программа составлена в соавторстве с учителем начальных классов ГОУ СОШ №661 Санкт-Петербурга. Данная программа может быть реализована в рамках кружка. Представлено тематическое планирование, планируе...

Найди недостающую фигуру ( логика)

Материал для развития логического мышления, внимания.Можно использовать на ИД....

Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"

Программа рассчитана для 2 класса.  Требования ФГОС соблюдены. ...

Интегрированный урок по русскому языку, окружающему миру и логике.

Этот материал будет полезен учителям второго класса начальной школы при закреплении, обобщении и систематизации знаний: правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова,части речи, раз...

Методические рекомендации для учителей и родителей "Развиваем логику"

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логич...

Логика

Задачи для развития логического мышления...

Математическая газета "Логика" в рамках кружка "Логика" - II год обучения

Данный материал может использоваться как занимательные минутки на уроке математики, либо в кружковой работе....