«Воспитание чувства бережливости к деньгам у детей младшего школьного возраста»
статья

Существует практическая значимость и необходимость осуществления экономического воспитания и образования, актуальность вопросов формирования экономического сознания и мышления подрастающего поколения, необходимость осуществления начальной экономической подготовки. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Ещё есть интересный вариант,  когда директор предприятия для своего ребенка и детей сотрудников организовал курс финансовой грамотности, где дети за свою деятельность получали зарплату. Я разработала такую программу, которая была создана для детей сотрудников предприятия, которая помогла осознать им, как зарабатываются деньги, как они достаются родителям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание чувства бережливости к деньгам у детей младшего школьного возраста»

Существует практическая значимость и необходимость осуществления экономического воспитания и образования, актуальность вопросов формирования экономического сознания и мышления подрастающего поколения, необходимость осуществления начальной экономической подготовки. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

По данным психологов, младший школьный возраст является периодом более интенсивного освоения социальной среды. У детей этого возраста закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, наблюдается процесс гражданского становления. Ученые, исследующие проблемы экономического воспитания младших школьников, считают целесообразным начинать экономическое воспитание как можно раньше. Поскольку младший возраст является наиболее позитивным, осуществление экономического воспитания представляется возможным и успешным с целью заложения фундамента для дальнейшего осуществления именно в младшем школьном возрасте.

Однако в начальные классы продвижение экономических знаний идет крайне медленно, несмотря на то, что младшие школьники способны усваивать некоторые из них на доступном для них уровне.

Главные черты сегодняшней экономики, ее проблемы, нужды, заботы, достижения и трудности находят свое отражение на страницах газет, журналов, на экранах телевидения и кино, в передачах по радио и так далее, словом источников экономической информации предостаточно. Однако методические основы экономической подготовки школьников и, особенно, младших, разработаны недостаточно.

Таким образом, в системе общеобразовательной школы в результате происходящих экономических преобразований сформировалось противоречие между потребностью в экономической подготовке и воспитании школьников и отсутствием на практике подходов к реализации этой потребности.

Особого внимания заслуживает вопрос о формах экономической подготовки младших школьников. Исходя из особенностей младших школьников, наиболее эффективными из них являются:

- урок должен включать различные типы деятельности учащихся;

- предусматривается широкое использование художественного слова, деловых, ролевых, имитационных игр, изобразительной деятельности;

- используются тексты знакомых сказок, решаются задач, в которых участвуют знакомые литературные герои;

- задаваемые вопросы ставятся с опорой на опыт детей;

- обсуждаются проблемы, ситуации и явления, с которым! дети уже имели дело и т.п.

Экономическое воспитание младших школьников может осуществляться как в школе, так и в семье, где имеются наибольшие возможности включения их в семейную экономику.

Таким образом, формы и методы экономической подготовки младших школьников достаточно многообразны и основаны на деятельностном подходе, активном участии детей в процессе приобретения и присвоения ими экономической информации.

Ещё есть интересный вариант,  когда директор предприятия для своего ребенка и детей сотрудников организовал курс финансовой грамотности, где дети за свою деятельность получали зарплату. Я разработала такую программу, которая была создана для детей сотрудников предприятия, которая помогла осознать им, как зарабатываются деньги, как они достаются родителям. Дети имели возможность в безопасной обстановке поиграть во взрослого, узнать цену деньгам, бережно к ним относиться и научиться тратить заработанное собственными силами.  Программа была направлена на выявление, развитие и стимулирование организационной, инженерной, экономической, творческой мысли детей от 8 до 12 лет.  Дети стали осознавать себя самостоятельными людьми. У них появилась уверенность в собственных силах, сформировалась положительная самооценка.

Ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, одноклассников; 
пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; 
если не давать – возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д. 
Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными. И, безусловно, каждому родителю придется самому искать золотую середину в дилемме: давать или не давать карманные деньги. Но какое бы решение вы ни приняли, помните, лучшее воспитание – это воспитание собственным примером. Дети часто копируют финансовое поведение родителей, поэтому вы сами, прежде всего, должны показать пример правильного обращения с деньгами, научить ребенка не зацикливаться на деньгах и быть счастливым и любимым вне зависимости от количества «карманных друзей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста

Современное российское общество и каждый гражданин России оказались в ситуации глубокого социального кризиса. Особенно в трудной ситуации оказалась молодежь. У подрастающего поколения произошло  ...

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата трад...

"Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...

Родительское собрание на тему «Воспитание основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста»

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог. Само слово "гигиена" произошл...

Воспитание духовности, или становление нравственности у детей младшего школьного возраста.

Возраст младшего школьника – возраст становления личности, нравственных основ и этических норм. Дети в начальных классах открыты для познания добра, они, словно губка, впитывают лучшее, пропуская гряз...

Воспитание уважения к семейным ценностям у детей младшего школьного возраста с помощью метода литотерапии

Использование метода литотерапии (работы с камнями) в практике педагога-психолога школы...

Воспитание духовности, или становление нравственности у детей младшего школьного возраста.

Возраст младшего школьника – возраст становления личности, нравственных основ и этических норм. Дети в начальных классах открыты для познания добра, они, словно губка, впитывают лучшее, про...