Метод проектов в начальной школе.
проект (2, 3, 4 класс)

Марченкова Ольга Владимировна

Метод проектов развивает у детей умение планировать собственную деятельность, оценивать свои действия, работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_v_nachalnoy_shkole.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над проектом в начальной школе

В своей работе я широко использую метод проектов. В этом мне помогло обучение на курсах Intel «Обучение для будущего», одной из целей  которых было показать, как ИКТ могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников.

 Проект (от лат.projectus, буквально-брошенный вперёд, замысел, план) – это  слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.  

 Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых,  следующими дидактическими принципами:

  Принцип детоцентризма.

При работе над проектом, в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.

  Принцип кооперации. 

В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.

  Принцип опоры на субъектный опыт учащихся.

Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.

  Принцип учёта индивидуальности учащихся:

 их интересов, темпа работы, уровня  обученности;

  Принцип свободного выбора:

темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.

   Принцип трудной цели. 

Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

К организации проекта предъявляются следующие требования:

 1.Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе -  разные.

2.Проект является значимым для ближайшего окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту является исследовательской.

4.Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.

5.Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем  допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6.Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

В целом при работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

 - поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.        

      Работа над проектом стимулирует истинное учение  самих учеников, потому что она:

 - личностно-ориентирована;

 - использует множество дидактических подходов;

- мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

- поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

- позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;  

Учитывая индивидуальные и творческие способности детей моего класса, я предложила им выполнить проект по предмету Мир вокруг нас. Рассмотрев несколько тем, ребята остановились на разделе «Зона Арктических пустынь», в которой их заинтересовали животные, обитающие в этой природной зоне.  

     С учётом желания всех детей, проект носил коллективную форму. Но координаторами проекта были выбраны: Бурматова Екатерина и Дмитриков Никита. Работа проходила под  руководством классного руководителя. После определения темы проекта, ребята разделились на 3 группы:

 

Стихотворение о белом медведе-имениннике поставило перед детьми цель: выяснить, есть ли у него враги или друзья. Для углубленного изучения темы был сформулирован основополагающий вопрос «Властелин Арктики. Кто он?» С учётом  этого вопроса  определены вопросы учебной темы (далее рассказ о работе над проектом по презентации о проекте).

На заключительном этапе работы над проектом каждая группа представила свои презентации и сообщения одноклассникам. Сформулировали ответы на поставленные проблемный вопрос и вопросы учебной темы. После этого их работы были использованы для проведения урока Мир вокруг нас в 1 классе по теме «Где живут белые медведи?», который ребята провели вместе с учителем.

Сейчас мои ученики успешно выступают со своими исследовательскими и информационными  проектами на  школьных научно-практических конференциях, где постоянно занимают призовые места.

Для детей начальной школы ведущей деятельностью является игровая. Не каждый ребенок легко включается в традиционную школьную систему обучения. В этом случае проектная деятельность становится с одной стороны, альтернативой игровой деятельности, а, с другой, становится ее составляющей. Проведение проектов с детьми в начальной школе создает ситуации, в которых дети учатся делать выбор и нести ответственность за свою работу: доводить до конца начатое дело, анализировать свою деятельность и сравнивать ее с работой одноклассников,  позволяя  учащимся   приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в начальной школе

Одним из ведущих методов на уроках в школе является–метод проектов. Он широко используется не только в среднем  и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена и...

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

Метод проектов в начальной школе.

Метод учебного пректа широко используется педагогами, помогая им решать многие профессиональные задачи. В статье подробно рассматриваются этапы работы над проектом, выбор тем детских проектов, формиро...

метод проектов в начальной школе

краткое обобщение педагогического опыта...

Методы проектов в начальной школе

Выступление на городской научно-практической конференции учителей начальных классов....

Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...