Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Боженова Алёна Андреевна
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Уроки нравственности» предназначена для учащихся 1 класса. Составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности, или “Что такое хорошо, и что такое плохо”» (М.: РОСТ, 2017г.). Программа предлагает изучение курса «Уроки нравственности» в 1 классе из расчёта 1 час в неделю (34 часа в год) в соответствии с учебным планом и образовательной программой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_1_kl.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Уроки нравственности» 

духовно-нравственное направление

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Уроки нравственности» предназначена для учащихся 1 класса. Составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности, или “Что такое хорошо, и что такое плохо”» (М.: РОСТ, 2017г.).

Программа предлагает изучение курса «Уроки нравственности» в 1 классе из расчёта 1 час в неделю (34 часа в год) в соответствии с учебным планом и образовательной программой школы.

Нормативно-правовая база  ФГОС начального общего образования 2021-2022 учебный год

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
  • Устав образовательного учреждения МБОУ «Лицей  № 5»;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей  

№ 5»;

  • Положение о рабочей программе, разработанного в МБОУ «Лицей  № 5»;
  • Учебный план МБОУ «Лицей  № 5» на 2021-2022 учебный год;

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению “Уроки нравственности” предназначена для учащихся 1 класса. Составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности, или “Что такое хорошо, и что такое плохо”» (М.: РОСТ, 2017г.) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией духовно-нравственного воспитания.

Проблеме духовно-нравственного  развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг.

 В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и  правилами поведения и формирования моральных привычек.

 В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное  отношение к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению “Уроки нравственности” предназначена для обучающихся 1 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 35–40 минут.

 

Основные формы и средства обучения:

  • индивидуальная, парная, групповая, коллективная;
  • игровая, технология проблемного обучения, объяснительно- иллюстративная;
  • наглядные, словесные, практические.

 Содержание программы и методические рекомендации.

Программой «Уроки нравственности» в первый год предусматривается 34 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: «Я и школа» «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книга», «Я и здоровье».

 

Курс «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

       

Проведение занятий в 1 классе подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

«Уроки нравственности», первый год:

I раздел (2ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.

II раздел (13ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

III раздел (3ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

IV раздел (8ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

V раздел (5ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

VI раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

 Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • Отличие понятий «этика» и «этикет».
  • Правила вежливости и красивых манер.
  • Заповеди и соответствующие притчи.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
  • Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
  • Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
  • Быть доброжелательными.
  • Соблюдать заповеди.
  • Стремиться приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми.
  • Сострадать животным, не обижать их.
  • Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
  • Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
  • Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

ЛИЧНОСТНЫЕ

Будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • осуществлять контроль на уровне произвольного внимания;
  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Научится: 

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Получит возможность научиться:

  • осуществлять анализ объектов с выделением разных признаков;
  • осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии;
  • осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы;
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.

Коммуникативные

Научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Получит возможность научиться:

  • строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы;
  • формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
  • ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
  • на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

  • устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
  • акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.



Содержание программы

1 класс (34 ч.)

 

«Я и школа» (2 ч.)

Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками

«Я и окружающие» (13 ч.)

Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь.

О рабочих руках и трудолюбии. Учимся вежливости. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются.

«Я и семья» (3 ч.)

Я расту! Поезд везёт подарки мамам. Приглашаем гостей.

«Я и природа» (8 ч.)

Венок осени. Новогодняя сказка. Сказка о веселой пчеле. Клуб любителей природы.  В городе лекарственных растений. Солнышко. Нам нравится гулять по зоопарку.

«Я и книга» (5 ч.)

В мире любимых сказок. Зайкина избушка. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Волк и лиса». К.И. Чуковский и его произведения «Краденое солнце».

 

«Я и здоровье» (3 ч.)

В царстве Мойдодыра. Как у зайчонка зуб болел. На пороге лета.


        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№/п

№ урока

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

(на уровне учебных действий)

Плановые сроки

прохождения

Фактические сроки (и/или коррекция)

1а       1б        1в         1г         1д         1е        1ж

Я и школа (2 ч) 

1.

1

Здравствуй, школа!

Ответственность, самостоятельность.

01-05.09

2.

2

Вот и стали мы учениками

Бережное отношение к школьным принадлежностям

06-12.09

Я и окружающие (4 ч)

3.

1

Учимся работать в команде

Чувство коллективизма

13-19.09

4.

2

О хорошем и плохом

Представления учащихся о положительных качествах, как достоинстве человека.

20-26.09

5.

3

Клуб «Выручайка»

Доброта, стремление приходить на помощь

27.09-03.10

6.

4

О дружбе

Желание быть другом

11-17.10

Я и здоровье (1 ч)

7.

1

В царстве Мойдодыра

Потребность в соблюдении гигиенических требований

18-24.10

Я и окружающие (1 ч)

8

1

«Здравствуй!»

Умение слышать и понимать окружающих

25-31.10

Я и природа (1 ч)

9.

1

Венок осени

Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в образовательном учреждении и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду

01-07.11

Я и окружающие (1 ч)

10.

1

Профессий много есть на свете

Освоение навыков видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой.

Участие в экскурсиях по микрорайону, городу для ознакомления с различными видами труда, профессиями.

Знакомство с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участие в организации и проведении презентации «Труд наших родных»

08-14.11

Я и книга (1 ч)

11.

1

В мире любимых сказок

Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

22-28.11

                Итого за 1 триместр – 11 часов

Я и окружающие (2 ч)

12.

1

Учимся приходить на помощь

Стремление приходить на помощь

29.11-05.12

13.

2

О рабочих руках и трудолюбии

Знакомство с профессиями своих родителей и прародителей, участие в организации и проведении презентации «Труд наших родных»

06-12.12

Я и книга (1 ч)

14.

1

Зайкина избушка

Освоение навыков видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой.

13-19.12

Я и окружающие (1 ч)

15.

1

Учимся вежливости

Доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Развивать связную, интонационную выразительную речь. 

20-26.12

Я и природа (1 ч)

16.

1

Новогодняя сказка

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом,

Оценивать свои достижения. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Воспринимать на слух художественное произведение.

27.12-02.01

Я и окружающие (1 ч)

17.

1

Познакомьтесь: это я!

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

10-16.01

Я и книга (1 ч)

18.

1

Снегурочка

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом,

Оценивать свои достижения. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Воспринимать на слух художественное произведение.

17-23.01

Я и окружающие (2 ч)

19.

1

Сказка о солнечном зайчике

Оценивать свои достижения.

24-30.01

20.

2

Учимся быть добрыми

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

31.01-06.02

Я и книга (1 ч)

21.

1

По страницам русской народной сказки «Волк и лиса»

Воспринимать на слух художественное произведение.

07-13.02

Итого за 2 триместр – 10 часов

Я и окружающие (1 ч)

22.

1

Когда люди радуются

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение различению хороших и плохих поступков. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

14-20.02

Я и семья (2 ч)

23.

1

Я расту!

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение различению хороших и плохих поступков. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

28.02-06.03

24.

2

Поезд везёт подарки мамам

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

07-13.03

Я и природа (2 ч) 

25.

1

Сказка о веселой пчеле

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение различению хороших и плохих поступков. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

14-20.03

26.

2

Клуб любителей природы

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

21-27.03

Я и здоровье (1 ч) 

27.

1

Как у зайчонка зуб болел

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

28.03-03.04

Я и семья (1 ч)

28.

1

Приглашаем гостей

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

11-17.04

Я и природа (2 ч)

29.

30.

1

2

В городе лекарственных растений

Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, о нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в образовательном учреждении и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду.

18-24.04

25-01.05

Я и здоровье (1 ч)

31.

1

На пороге лета

Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в образовательном учреждении и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду.

02-08.05

Я и книга (1 ч)

32.

1

К.И. Чуковский и его произведения

«Краденое солнце»

Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

09-15.05

Я и природа (2 ч)

33.

1

Солнышко

Ознакомление с ролью Солнца в нашей жизни

16-22.05

34.

2

Нам нравится гулять по зоопарку

Ознакомление с основными правилами поведения в  общественных местах. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности. Оценивать свои достижения; рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

23-29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...