Внеурочная деятельность по курсу "Финансовая грамотность"
презентация к уроку (2, 3 класс)

Посударова Александра Александровна

Презентация на тему: "Денежная система и денежное обращение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Денежная система и денежное обращение Подготовила: Посударова александра Александровна 2-3 класс

Слайд 2

Денежная система Исторически сложившаяся и закрепленная законом форма организации денежного обращения в государстве. Форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы сформировались в XVI–XVII веках с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежные системы претерпели существенные изменения.

Слайд 3

При системе металлического денежного обращения выделяются два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм , в зависимости от того, сколько видов металлов принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения. Биметаллизм – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом). Предусматривается свободная чеканка монет из двух металлов и их неограниченное обращение. Развитие экономики, требующее стабильности денежной системы, единого всеобщего эквивалента, обусловило переход к монометаллизму. На рынке устанавливается две цены на один товар. Эта система существовала в XVI–XVIII веках, а в ряде стран Западной Европы действовала и в XIX веке. Наличие двух металлов в роли всеобщего эквивалента вступало в противоречие с природой денег как единого товара, осуществляющего измерение стоимости всех товаров. Эта система не обеспечивала устойчивости денежного обращения, поскольку изменение стоимости одного из денежных металлов приводило к колебанию цен на товары. Монометаллизм – это денежная система, при которой один металл (серебро или золото) служит всеобщим денежным эквивалентом. Впервые золотой монометаллизм появился в Англии в XVIII веке и был законодательно закреплен в 1816 году. В большинстве других стран он был введен в конце XIX века. Серебряный монометаллизм не имел широкого распространения. Страны, его использующие (Голландия, Россия, Индия) со временем перешли на использование золота. При этой системе функционируют монеты из одного благородного металла и знаки стоимости, разменные на данный драгоценный металл.

Слайд 4

В зависимости от характера размена денежных знаков на золото выделяют три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, наиболее соответствующий требованиям периода свободной конкуренции и развития производства, кредитной системы и торговли; Он характеризуется золотым обращением, свободной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот и металлических разменных монет на золото и свободным движением золота между странами. Закон денежного обращения действовал автоматически. Этот стандарт требовал наличия золотых запасов в центральных эмиссионных банках. Рост бюджетных дефицитов государств во время Первой мировой войны, покрытие их займами и выпуском бумажных денег привели к отмене золотомонетного стандарта в большинстве стран. После окончания Первой мировой войны путем денежных реформ (1924–1929 годов) вводятся урезанные формы золотого монометаллизма: золотослитковый стандарт (Великобритания, Франция) при котором в обращении отсутствуют золотые монеты, банкноты обменивались на золотые слитки. Слитки использовались для международных расчетов; золотодевизный или золотовалютный стандарт (Германия, Австрия, Дания), при котором также отсутствуют золотые монеты и их чеканка. Обмен неполноценных денег на золото производится на девизы (платежные средства в иностранной валюте), разменные на валюту стран с золотослитковым стандартом. Поддержание устойчивости курса национальной валюты осуществляется методом девизной политики, т.е. покупки иностранной валюты или продажи национальной валюты за иностранную валюту в зависимости от курса валют, сложившегося на рынке. В результате валюта одних стран попадала в зависимость от денег других стран.

Слайд 5

В результате мирового экономического кризиса 1929–1933 годов золотой стандарт был отменен во всех странах и установилась система неразменного банкнотного обращения. 1944 год – была введена Бреттон– Вудская мировая валютная система – система межгосударственного золотодевизного стандарта для стран со свободно конвертируемой валютой. Мировым платежным средством помимо золота стал доллар США. Центральные банки других стран могли обменять доллары по установленному соотношению в Казначействе США на золото. В связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны международная денежная система, основанная на широком использовании доллара как эталона ценности всех денежных единиц. В 1971–1973 годах потерпела банкротство: доллар перестал быть единственной мировой резервной валютой. 1971 год – США прекратили продажу золотых слитков. Ямайская международная валютная система (1976–1978 годов) юридически закрепила демонетизацию золота. Была отменена его официальная цена и золотое содержание денежной единицы.

Слайд 7

Денежное обращение Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, нетоварные платежи и другие расчеты в экономике. Основой денежного обращения выступает товарный характер производства в условиях общественного разделения труда. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп. Потребность в инструменте обращения продуктов специализированного труда и сбережений порождает спрос на деньги. Наличие же денег с неизбежностью требует их отчуждения – осуществления платежей. Таким образом, деньги находятся в постоянном обороте.

Слайд 8

Виды денег в современной системе денежного обращения

Слайд 9

Наличные деньги используются: для кругооборота товаров и услуг; для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг; для расчетов по выплате заработной платы. Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, казначейских билетов, векселей. Эмиссию наличных денег осуществляет центральный государственный банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет. Б езналичное обращение – использование для выполнения расчетных операций инструментов, не требующих наличных денег: осуществление расчетов с банковских счетов клиентов при помощи чеков, векселей, кредитных карточек, электронных переводов, а также зачет взаимных требований.

Слайд 10

Размер безналичного обращения определяется объемом национального производства, уровнем цен, степенью централизованно распределительных отношений. Он обычно значительно превышает величину наличного оборота. Совокупность движения денег в наличных и безналичных сферах составляет единый денежный оборот страны. Условием реализации интересов всех субъектов в экономике является свободный переход денег из наличной в безналичную сферу обращения и обратно. В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям; по финансовым обязательствам.

Слайд 11

Законы денежного обращения Товарно – денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения товаров и услуг и осуществления платежей в экономике. Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями: общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая) ; уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку, чем выше цены, тем больше требуется денег) ; степенью развития безналичных расчетов (зависимость обратная) ; скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (зависимость обратная) .

Слайд 13

Ирвинг Фишер и уравнение монетаристкий подход (уравнение обмена) Ирвинг Фишер (27.02.1867–29.04.1947)

Слайд 14

Денежная масса – это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала в экономически развитых странах, а затем и в нашей стране денежные агрегаты М1, М2, М3, т о есть показатели количественного состояния денежной массы с различным уровнем ликвидности. М0 – деньги вне банков – денежная наличность в обращении. М1 = М0 + средства на текущих счетах в банках и текущих депозитах. М2 = М1 + срочные депозиты. М3 = М2 + средства клиентов по трастовым операциям банков.

Слайд 15

На величину денежной массы влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота . Количество денежной массы определяется эмитентом денег, чаще всего под влиянием государства. При этом ее величина может изменяться в результате деятельности банков в зависимости от политики государственного регулирования экономики. Скорость обращения денег – это показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства платежа и обращения. Для расчета этого показателя используют косвенные методы: скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов определяется как отношение валового национального продукта или национального дохода к денежной массе; скорость обращения денег в наличном денежном обороте – отношение сумм поступлений и выдач наличных денег, включая оборот почты и учреждений банка, к среднегодовой массе денег в обращении; оборачиваемость денег в платежном обороте определяется отношением суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине денежной массы в обращении.

Слайд 16

Факторы, влияющие на скорость обращения денег: общеэкономические: движение цен; циклическое развитие производства; темпы экономического роста (производства); монетарные: структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег или между денежными агрегатами); уровень развития безналичных расчетов; развитие кредитных отношений.

Слайд 17

При параллельном обращении в качестве денег двух металлов действует закон Коперника – Грешема : «Деньги, рыночная стоимость которых превышает их официально установленную стоимость, исчезают из обращения и оседают в виде сокровищ» Этот закон в популярной форме звучит так: «П лохие деньги вытесняют из обращения хорошие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса

рабочая программа и календарно- тематическое планирование к авторскому курсу "Путь к грамотности" Олейник О. В. 3 класс...

Программа внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Карточка для работы с темой "Суффиксы имён существительных" в рамках курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности" 3 класс

Карточка для работы с темой "Суффиксы имён существительных" в рамках курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности" 3 класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Занятие по курсу внеурочной деятельности по финансовой грамотности «Что такое деньги и какими они бывают» 2 класс

Занятие содействовует усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях,   о функциях денег в жизни человека....

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс

Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....