Работа с неуспевающими
статья

Замаратская Елена Олеговна

 Виды неуспевающих. Какую работу рекомендуют проводить с  неуспевающими. Примеры из практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_neuspevayushchimi.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

        В зависимости от особенности мыслительной деятельности и направленности личности ребенка, его отношения к учению, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников:

Типы неуспевающих учеников:

1. Учащиеся с недостаточным развитием мыслительной деятельности  (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления,  несформированностью познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.

2. Учащиеся с хорошим развитием  мыслительной деятельности, но  с отрицательным отношением к учению.

3. Учащиеся  с недостаточным развитием мыслительной  деятельности, да еще и  с отрицательным отношением к учебе.

Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

        

Рассмотрим виды работ с учащимися первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться)

Главное в работе с такими детьми - учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

С учащимися этой группы рекомендуют проводить специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.

Например: Гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий.

Приглашаю вас всех принять участие в выполнении кинезиологических упражнений. Приготовьте, ладошки…

Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

 

Работа с учащимися, с хорошим уровнем развития познавательной сферы, но отрицательным отношением к учению

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учения.

Задача педагога в этом случае:

  • помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
  • развивать ответственность;
  • поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

  • решение проблемных ситуаций;
  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации - тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учащихся является третий тип (учащиеся  с недостаточным развитием мыслительной  деятельности, да еще и  с отрицательным отношением к учебе).

Как не грустно,таких учащихся становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. 

У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. 

Учителю необходимонайти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание на том, что он действительно может.

        По итогам I четверти в моём классе одна неуспевающая. Учащаяся по итогам 1 четверти не успевает по 5 предметам: русский язык, литературное чтение, родной язык, литературное чтение на родном языке, математика.

     По итогам 1 четверти учащаяся читает 2 слова в минуту при норме 45 слов, не пишет по диктовку, пересказать текст не может, стихи заучивать не может, умеет списывать текст без понимания написанного, большие трудности испытывает на уроках математики: вычислительные действия в пределах 20 выполняет с опорой на счётный материал. Простые и составные задачи решать не умеет.

 В первом классе было много пропусков без уважительной причины, систематические опоздания. Бывают опоздания и во 2 классе.

Недостаточная домашняя подготовка,

учащаяся часто не выполняет домашнего задания, не учит правила, не читает. Девочка жалуется на отсутствие необходимых условий дома  для выполнения домашнего задания, недостаточный контроль со стороны родителей

Мною был составлен план работы по преодолению неуспеваемости.

С Миланой провожу индивидуальные дополнительные занятия в рамках внеурочной деятельности, на которых мы читаем, повторно разбираем плохо усвоенные темы, отрабатываем ранее изученные темы, делаем работу над ошибками, готовимся к диктантам и контрольным работам.

На уроках для оказания помощи неуспевающему ученику использую карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, карточки – с образцами выполнения задания.

Для достижения положительного результата важной составляющей работы со слабоуспевающими учениками является системное взаимодействие с родителями. Как правило, это один из самых сложных моментов, вместе с тем, один из самых эффективных. Самой распространенной формой работы с такими родителями является индивидуальная беседа, в ходе которой я в доверительной и уважительной форме объясняю им, что только    совместные и слаженные действия педагога и родителей принесут положительные результаты. Беседы на тему «отсутствие успеваемости по основным учебным предметам» были проведены с матерью девочки завучем.

  Сейчас мы боремся за каждую троечку, чтобы как можно было меньше двоек. Очень хочется верить, что наши усилия не пройдут бесследно, Милана закончит II четверть без неудовлетворительных оценок, повысится интерес к учебе, ребёнок станет более активным и работоспособным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе.

Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам....

СПРАВКА о работе с неуспевающими учащимися

Анализ работы классных руководителей с неуспевающими учащимися....

Программа работы с неуспевающими детьми

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать помощь в ее преодолении....

Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.

Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...

памятка работы с неуспевающими учениками

Как работать с неуспевающими учениками...

Организация работы с неуспевающими учащимися в начальной школе (из опыта работы)

В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях. Во 2 «Г» классе два ученика с недопустимым уровнем обученности по предметам: русский я...