МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
презентация к уроку (2, 3, 4 класс)

Нигматуллина Чулпан Фавадисовна

Предварительный просмотр:

Выступление доклад учителя начальных классов Нигматуллиной Ч.Ф. МБОУ «СШ№14»

Дифференцированный подход к обучающимся на уроках русского языка

            Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации. Слайд 1

Диагностика показывает, что в классах, не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль учебного текста, свертывать информацию до ключевых слов или развертывать ее до полного объема. Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют правдиво высказать свое мнение по тем или иным проблемам. Речь учащихся не богата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать. На уроках русского языка учащиеся не активны и отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей.

Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.

Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках проводится в основном на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате - успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие.

Уже в начальной школе мы сталкиваемся с разными учебными возможностями детей, этот разрыв увеличивается по мере усложнения учебных программ и приводит к тому, что ряд учеников практически выпадает из процесса обучения, присутствуя на уроке, они никак не участвуют в нем.

Дополнительные занятия с такими детьми во внеурочное время увеличивают учебную нагрузку детей, которые не справляются с основной работой, вызывают у них неприязнь к предмету, создают конфликтные ситуации.

Если труд непосилен, он угнетающе действует на психику, дети теряют веру в себя и часто вообще отказываются выполнять даже посильную работу. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание - лень. Увеличение тренировочных упражнений на уроке, использование разных их видов не решает проблему обучения «слабых», нужна другая форма работы.

Как же обеспечить усвоение сложного и объемного материала всеми школьниками? Как разрешить противоречие между сложным обучением и возможностями разных групп школьников? Как воспитать при этом положительное отношение к учебному труду у всех учащихся?

Положительного результата в учебно-воспитательном процессе можно добиться, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаков, то на уроке при коллективной форме работы необходим особый подход в обучении - дифференцированный. 

Дифференцированный подход к обучению осуществляется наряду с фронтальным обучением и способствует глубокому усвоению учебного материала всеми учащимися и развитию их умственных способностей в соответствии с их возможностями.

Специфика работы требует от нас особого подхода к детям средних умственных способностей. Применение дифференцированного подхода в обучении, формирующего самостоятельность, активность в учебной деятельности учащихся, считаю необходимым условием, а проблему – актуальной.

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

Слайд 2

Важным аспектом подготовки школьников к общению на уроках русского языка является развитие определенных способностей мышления учащихся, которые, по данным психологов, играют важную роль в сфере общения личности: открытости, гибкости, нестандартности ассоциативного ряда, внутреннего плана действий. Все эти свойства непосредственно связаны с умением человека видеть проблемы.

Вторым важным аспектом подготовки к общению является развитие у школьников свободного владения речью, что предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания, определенный уровень речевой антиципации (предвосхищения).

Развитие свободного владения речью реализуется согласно учебным программам во всех классах в процессе обучения.

Третьим важнейшим аспектом подготовки обучающихся к общению является формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношения к каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров; терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.

Эффективным способом формирования и (что особенно важно) изменения социальных установок учащихся в сфере общения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группой школьников организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов между партнерами с целью поисков решений. Процесс групповой дискуссии выглядит следующим образом:

1) определение и формулировка проблемы;

2) рассмотрение фактов, из которых она вытекает;

3) подбор критериев для оценки решения;

4) рассмотрение и оценка решений;

5) рассмотрение шагов, которые нужно предпринять для реализации найденного решения.

Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на дискуссию и руководить ею, т.е. ставить стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам, формулировать выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся проявить собственную точку зрения, обогатиться информацией, получить опыт участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает возможность школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои представления о себе и своем поведении в процессе общения.

Слайд 3

Особым разделом работы по подготовке школьников к общению является развитие и формирование у них коммуникативных умений:

а) умения переносить известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;

б) умения находить решения коммуникативной ситуации из комбинации уже известных школьнику идей, знаний, навыков, приемов;

в) умения создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации.

Слайд 4

Работа над темой урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

Дифференцированная работа:

Три человека (по одному с каждого ряда) выполняют задания по карточкам

(Правописание безударных гласных)

1. Задание по рядам:

1 ряд (слабые учащиеся) - поставить ударение и подчеркнуть безударную

гласную.

Слова записаны на доске: (один ученик работает на доске, остальные в

тетрадях)

Гора

Стена

Зима

Лиса

Сосна

Доска

Слайд 5

2 ряд - вставить пропущенную букву и выбрать проверочное слово

На доске:

Л..нивый (линия, лень)

П..сал (песня, пишет)

В..зил (воз, ваза)

К..тал (кот, катит)

3 ряд (сильные учащиеся) запиши противоположные по смыслу слова

(антонимы), найди в них безударную гласную и подбери проверочные слова

Белеть –

Сладковатый –

Темнеть -

Трудолюбивый –

Слайд 6

На доске слова: Под, молодая, травка, сосной, зазеленела.

- Прочитайте, что написано на доске.

- Это предложение? (Нет.)

- Докажите. (Слова не связаны между собой по смыслу)

- Составьте предложение.

- Ученик первого ряда записывают предложение и указывает части речи

- Ученик со среднего ряда подчеркивает все орфограммы.

- Ученик третьего ряда подчеркивают главные и второстепенные члены, проводят

анализ предложения.

Дифференцированное домашнее задание (по рядам).

Слайд 7

Домашнее задание

1 ряд. Вставь пропущенную букву. Проверь.

…..- ст.лы …..- к.рмить

…..- м.сты …..- с.сновый

…..- к.ты …..- л.дяная

…..- сл.ны …..- ш.ловливый

…..- м.ря …..- см.шной

……- б.льной …..- х.лодный

Слайд 8

2 ряд. Запишите однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной

гласной в корне, затем - с безударной, подчёркнутое слово разобрать по составу.

Ледник, лёд, ледниковый, ледяной, подлёдный, наледь, заледенеть.

Белить, беляк, белок, белизна, побелка, белила, белый, беловой, белеть.

Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.

3 ряд. К данным словам припишите по три однокоренных слова: имя

существительное, имя прилагательное, глагол.

Образец: крепость – скрепка, крепкий, закрепить.

зимовка -

соринка -

ночёвка -

хитрец -

золотник -

строительство -

- Выделите корень. Обратите внимание на гласную в корне однокоренных слов.

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе (на материале связной речи)

Слайд 9

Дифференцированный подход к обучающимся на примере уроков по развитию связной речи.

Всех обучающихся необходимо распределить на группы. Как правило,
к 1 группе относятся обучающиеся с низкой речевой активностью, низким уровнем высказываний, как в устной, так и в письменной речи. В их письменных работах часто отмечались отсутствие вывода, неполное раскрытие темы, существенные нарушения в логике рассказа, значительное количество ошибок. Они имеют ярко выраженные нарушения речи.

Во 2 группу ученики с недостаточной речевой активностью и средним уровнем устных и письменных высказываний. Они не справляются с самостоятельными письменными работами, не всегда полностью раскрывают тему, допускают некоторые нарушения в логике рассказа, не всегда делают вывод, допускают большое количество ошибок. У них низкий уровень развития мыслительной деятельности и нарушения речи II уровня.

Ученики 3 группы характеризуются хорошей речевой активностью в устной речи, но незначительными проблемами в письменной речи. Они не всегда полностью раскрывают тему, допускают небольшие нарушения в логике, делают вывод, но допускают орфографические и грамматические ошибки. Они имеют хорошие учебные возможности, но низкий уровень развития, умения трудиться.

К 4 группе отнесены ученики с высокой речевой активностью и грамотными устными и письменными высказываниями. В письменных работах они раскрывают тему в строгой логической последовательности, делают вывод, допускают незначительное количество орфографических ошибок.

Слайд 10

           При подготовке к уроку необходимо определить пути дифференцированного подхода и разработать дифференцированные задания и виды помощи.
I этап - подготовка учащихся к письменной работе. На этом этапе предусматриваются дифференцированные задания и виды помощи при выполнении подготовительных грамматических упражнений.
II этап - проведение письменной работы. На этом этапе планируются задания, требующие различной степени самостоятельности от учащихся.
III этап - совершенствование написанного, анализ письменных работ.

Слайд 11

            На этом этапе предусматриваются различные виды помощи при анализе ошибок, совершенствование написанного, взаимопроверки работ учащихся. Для этого можно выбрать следующие задания и виды помощи:
задания с целью выработки навыков самоконтроля (исправление в черновике ошибок подчеркнутых, но не исправленных учителем),
задания с целью организации взаимопомощи учащихся в классе (сильный помогает слабому ученику составить план рассказа),
задания, направленные на организацию взаимоконтроля в обучении (обмен тетрадями и взаимопроверка).

Предлагаемая система дифференцированного подхода способствует вовлечению всех учащихся в общую работу класса и повышению качества письменных работ учащихся.

Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем учащихся задачу развевающего обучения.

Слайд 12

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.
1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. 
- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
- Кирилл целый день бездельничал.
- Мы догадывались, что он нас обманывает.
- Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Комплексное задание. Данное задание может стать стимулом для написания сочинения. 
Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: "Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?"). 
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют... 
(По Э.А. Вартаньяну)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференцированный подход на уроках русского языка

Слайд 2

А.Франс утверждал: «Чтобы переварить знание, надо глотать его с аппетитом»

Слайд 3

Цель и задача дифференцированного обучения - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и обрести устойчивость

Слайд 4

Дифференцированный подход- средство для развития личности ученика, способствующее успешному усвоению каждым учеником учебной программы, динамичная система классной, групповой и индивидуальной работы учащихся

Слайд 5

Задача учителя- помочь раскрыть индивидуальность, используя эффективные средства Учитель должен знать: 1. Труд должен быть разнообразным; 2. Новое, связанное со старым, усваивается быстрей; 3. Проверять и оценивать труд ученика надо часто; 4. Необходимо ярко и эмоционально подавать материал; 5. Индивидуальные особенности личности учеников.

Слайд 6

Дифференцированный подход нельзя рассматривать без : - психологических особенностей детей; уровня работоспособности; уровня обучаемости .

Слайд 7

Психологические особенности (темперамент) Холерики Флегматики Сангвиники Меланхолики

Слайд 8

Уровень работоспособности Дать работу в несколько заданий на определенное время Оценить работу, обратив внимание на количество выполненных заданий и качество.

Слайд 9

Класс делится на 3 группы: - высокий - средний - низкий Уровень обучаемости (насколько быстро усваивается материал) 1 урок -объясняется тема, проводится проверочная работа 2 урок -еще раз объясняется материал и снова проверочная работа 3 урок -проводится анализ работ, намечается индивидуальная работа с отставшими - большинство детей не усвоили тему - есть ученики, не усвоившие материал - индивидуальная работа, многократное повторение для отстающих

Слайд 10

Как это сделать на практике? - выясняем количество сильных учеников и даем им задание творческого характера; -детям среднего уровня даем самостоятельное задание; -даем практическое задание, опрашивая «по цепочке» у доски, по 1-2 слова на каждого. Ставим задачу для всего класса: научиться определять способ словообразования прилагательных и писать правильно слова с Н и НН; для учащихся среднего и низкого уровня повторно объясняем на примерах упражнения; для детей низкого уровня объясняем, используя схемы, таблицы, параграф; домашнее задание дифференцированно.

Слайд 11

Выполнение заданий повышенной сложности (отмечены красным цветом) Чтение, пересказ текста рубрик «Обратите внимание», «Любознательным» Основные формы работы с сильными учащимися

Слайд 12

Предъявление теоретического материала с учётом его обязательного и необязательного усвоения на определённом этапе обучения Система упражнений, позволяющих осуществлять уровневую дифференциацию и индивидуальный подход в обучении Реализация дифференцированного подхода в обучении русскому языку

Слайд 13

групповую деятельность школьников индивидуальную работу ученика Упражнения ориентированные на сильных учащихся (упражнения повышенной трудности) работу учеников в паре (взаимопроверка) Дифференцированный подход, реализованный в системе упражнения учебника

Слайд 14

основной «Теоретические сведения» «Знайте и применяйте» дополнительный « Обратите внимание» необязательный «Любознательным» предназначен для обязательного чтения, анализа и усвоения способствует формированию правильного способа действия в процессе языкового анализа обеспечивает пропедевтическую работу с сильными учащимися развивает познавательный интерес учащихся к предмету становится основой самостоятельной работы для сильных учащихся развивает познавательный интерес учащихся к предмету обеспечивает углубленное изучение темы Дифференцированный подход в предъявлении теоретического материала

Слайд 15

Тема: Обобщающий урок по теме «Лексика» Перед вами карточки с вопросами. Карточки трёх цветов и как вы уже знаете на красных вопрос сложный, на жёлтых – полегче и на зелёных самый простой. Выберите себе карточку с вопросом и быстро подготовьте на него ответ. Красные: 1. Назовите основные способы образования переносных значений? 2. Назовите виды синонимов. Приведите примеры. 3. В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы? Жёлтые: 1. Что такое синонимы? Приведите примеры. 2. Что такое омонимы? Приведите примеры. 3. Что такое антонимы? Приведите примеры. Зелёные: 1. Какие слова называются устаревшими? Приведи примеры. 2. Какие слова называются неологизмами? Приведите примеры. 3. Какие слова называются профессионализмами и диалектизмами?

Слайд 16

Тема: «Виды связи в словосочетании» Задание для 1 группы (повышенный уровень). Инструкция: 1. Выписать в порядке следования словосочетания, развивающие тему осени. Укажите вид связи в словосочетаниях. 2. Обозначьте буквой «м» сверху словосочетания с метафорическим значением. 3. Запишите ниже такие по строению словосочетания, но с обычным значением. Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, как будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет — неяркий и неподвижный был похож: на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска. Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, жгучий иней не лежал по утрам на дощатой крыше. Осень пришла внезапно. Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла.... Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. К. Паустовский.

Слайд 17

Задание для 2 группы (средний уровень). Теоретическая справка: Примыкание — такая связь, при которой неизменяемые слова или неизменяемые формы слова зависят от слов той или иной части речи. Задание : найдите в тексте словосочетания с таким видом связи. Обозначьте графически главный компонент словосочетания. Использовав главное слово выписанных словосочетаний, придумайте и запишите словосочетания с другим видом связи, в скобках укажите вид связи. Женя пошла было домой, но хватилась книжки, не сразу вспомнила, где книжка осталась. Она воротилась за ней, и когда зашла за дрова, то увидела, что незнакомки поднялись и собираются идти. Они поодиночке, друг за дружкой, прошли в калитку. За ними следовал невысокий человек. Он нес под мышкой большущий альбом или атлас. Так вот чем занимались они, заглядывая через плечо друг дружке, а она думала — спят. Доставая книжку, Женя потревожила поленницу. Сажень пробудилась и задвигалась живо. Несколько поленьев съехало вниз и упало на дерн с легким стуком. Сторож: ударил в колотушку. Родилось много звуков, тихих, туманных. Воздух принялся насвистывать что-то старинно-заречное. Б. Пастернак.

Слайд 18

Задание для 3 группы (с образцом выполнения). Перепишите, раскрывая скобки. Укажите вид связи слов в словосочетаниях. Обозначьте графически главное и зависимое слово: Писать (книга), (теплый) вода, (бурный) море, выйти (комната), ехать (поезд), пять (товарищ), дороже (жизнь), недовольство (группа), отчет (директор), успех (бригада), тише (вода), быстрее (ветер), вдаль (родина), пятый (строй), двое (стена), трое (сани), обе (дочь). Образец: писать книгу (упр.), теплая вода ( согл .).

Слайд 19

Раздел: «Синтаксис и пунктуация» Тема: П редложения с обращениями Тип: урок изучения нового материала I вариант. Найдите и выпишите предложения с обращениями из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». II вариант Упр. 212. Составьте распространённые предложения так, чтобы слово родина в первом из них было сказуемым, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвёртом – обращением. III вариант Упр №207. Выполните задания к упражнению (по образцу). Подготовьте выразительное чтение предложений.

Слайд 20

Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. А (элементарный) 1) Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Запишите по образцу. Образец. Сч а стливый- счастлив. Т… лпа , п…руса, х… жу , пок …зал, прив …зал, сож .. ление , др…жать, др… знить , созр … вать , сост… влять . 2) Объясните правописание безударных гласных в словах, пообобрав проверочные слова. Запишите. Пос и деть на скамейке - пос е деть от горя. Разв е вается флаг – разв и вается сюжет. Пол о скать горло – пол а скать ребёнка. Сп е шите видеть – сп и шите с доски. Ч а стота посещений – ч и стота в комнате.

Слайд 21

Б (базовый) 1) Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова – существительные. Запишите по образцу. Образец. Ук о ренился- корень. Прис ..гать, посп … вать , от… желел , попр …сил, разъ … рённый , отв… нтил , оч … ровать , зар … дить , обр…мление, погл … щать . 2) Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова – краткие прилагательные. Запишите по образцу. Образец. Д и карь-дик . Пот… хоньку , осв …житься, р… беть , ст… рушка , пот… мнел , расхр …брился, поск …рее, нат … щак , обн …жить, ук … ротить .

Слайд 22

В (повышенный) 1) Спишите слова с двумя безударными гласными, проверьте каждую из них. Прог …л…дался, кр …т…ковать, сопр …в…ждать, м…л… тить , рав …с…лился, л…п…тать. 2) Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание. Запишите по образцу. Образец. Пок а рать врага (кара) – пок о рить природу (покорный). Девочка м… ла – м … ла двор. Сл… зать с дерева – сл… зать сметану. Св… ла гнездо – св… ла с ума. Цветы стали ув …дать – ув … дать издали.

Слайд 23

Дифференцированный подход в обучении даст результат при условии систематической работы. Желаю творческих успехов! Результат того стоит.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

4 класс

Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о падежных формах на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.

Задачи:

Обучающие:

актуализировать знания об имени существительном на основе приема «Кластер»;

• сформировать умение изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном числе.

Развивающие

• развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;

• способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

• содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также  работать в парах;

• развивать умение объективно оценивать свои знания;

• содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитательные: 

содействовать формированию мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;

 воспитывать умение слушать и принимать точку зрения собеседника; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;

• создать условия для работы в парах,  группах.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  • определять грамматические признаки имен существительных;
  • изменять имена существительные по падежам;
  • определять падеж имен существительных по вопросам;
  • различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

Личностные: уметь по вопросам, словам – помощникам и предлогам определять падежи, окончание или форму имен существительных.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

• выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

Формируемые УУД:

познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; анализ и синтез;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.

Продукт деятельности: знают, что такое имя существительное, падежи, падежные вопросы, предлоги, вспомогательные слова.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация, карточки, алгоритм.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая


Ход урока

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Организационно – мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

Создание положительной мотивации на уроке.

- Здравствуйте, ребята.

Встаньте ровно, потянитесь,

Обернитесь, улыбнитесь,

Повернитесь и тихонечко садитесь.

- Вы готовы получать новые знания?

Ребята, в течение  урока  вы будете заполнять  лист самооценки  по теме урока и поставите себе отметку за урок.

Доброжелательный настрой на урок.

Приветствие учителя.

Готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

Коммуникативные УУД:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

  1. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения.

Словарно- орфографическая работа. Буквенный диктант.

- Откройте тетради.

Запишите дату и классная работа.

- Отгадайте загадки и запишите в тетрадь безударную гласную, которую необходимо запомнить.

Загадки:

- В желтом море корабль плывет,

Он идет - волну сечет,

Из трубы зерно течет.                                                    (комбайн)

- Конь стальной рычит

За собой плуги волочит.                                                  (трактор)

- Специалист по агрономии.                                             (агроном)   

- Крестьянское селение в сельской местности.                (деревня)

- Большое количество уродившегося хлеба или плодов.  (урожай)

- Человек, работающий на комбайне.                     (комбайнёр)

Проверка: самопроверка

(о, о, о, е, о, о.)

- Что объединяет эти слова?

- К какой теме относятся все эти слова?

Введение в раздел «Имя существительное».

- Откройте учебники на стр. 79.

- Прочитайте название раздела.

- Что же мы вспомним, изучая этот раздел? …

- Что узнаем? …

- Чему будем учиться? …

- Какие морфологические признаки существительного вы знаете?

Составление кластера

«Имя существительное»

собств.                        одуш.                     нариц.                     неодуш.                      

                                                                                 

имя существительное                    

род                             число

падеж                  ?

склонение           ?

- Что значит изменить слово?

- Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово?

- А что изменится в слове?

Открывают тетради. Записывают дату, классная работа.

Это слова с безударной гласной, непроверяемой ударением.

Имя существительное

Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы, связанные с новой темой.

Поставить его в другую форму.

То же самое слово.

Окончание.

Познавательные УУД:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • анализ объектов с целью выделения их признаков;

• синтез, анализ;

Коммуникативные УУД:

• инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• разрешение конфликтов; •контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий;

Регулятивные УУД:

• постановка учебной задачи;

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

• предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• принимают и сохраняют учебные задачи.

  1. Создание проблемной ситуации

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы.

Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме.

Что для вас является новым в названии раздела?

- Какой вопрос возникает?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель поставим перед собой?

Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах.

Что такое склонение?

Что такое падеж?

Изменение по падежам имён существительных.

Вспомнить падежи, падежные вопросы и поупражняться в их определении

  1. Открытие новых знаний

Задача: решение проблемы.

Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму).

- Как определить падеж имени существительного?

- Предлагаю поработать  

в ППС.

(разрезная карточка)

Задание: собери таблицу по падежам и вопросам.

- Прежде чем проверить работу, предлагаю послушать грамматическую сказку про падежи.

- Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

- Родился – стал Родительный.

- Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

- Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.

- Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал

Творительный.

- Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

Проверка: сверь с книгой с.81.

Работа по учебнику.

Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Упражнение №135 с.80. Задание.

Выполняется по заданию.

- Сделайте вывод: что изменяется в слове весна и для чего это нужно?

Вспомни!

Изменение имен существительных по падежам - склонение.

Обрати внимание!  

Начальная форма имени существительного - И.п., ед. ч.                                Остальные падежи - косвенные.

Падежные формы образуются с помощью окончаний.

- Почему же у каждого падежа два падежных вопроса?

Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя.

Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.

Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов словосочетании или в предложении.

Проверяют по образцу на интерактивной доске.

К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?

Выполнение физкультминутки вместе с учителем.

Регулятивные УУД:

 умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

• умеют извлекать информацию из  презентации;

 делают вывод по поставленной проблеме;

Коммуникативные УУД:

умеют слушать и понимать других;

• умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

• умеют оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

• способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

• проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

Физминутка

С физминуткой я дружу

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму,

А потом их отпущу.

А потом попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Ручками похлопаю.

Ножками потопаю.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб себя вести спокойно.

  1. Самостоятельное применение знаний. Практическая деятельность.

Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений

Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений.

Работа в малых группах.

Карточка 1.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку,

упало в землю.

Карточка 2.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом.

Карточка 3.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле.

Карточка 4.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу.

Проверка: упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью.

- Какие знания применили, выполняя это задание?

- Что можно составить из словосочетаний?

Задание: составьте предложение.

В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий.

- Какое это предложение?

- Почему?

- Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у  существительных.

- Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм.

- Что можно составить из предложений?

- Предлагаю поработать с текстом.

Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок.  

    Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______.

- Кому было легко?

- Кому было трудно?

- В чем заключались трудности? 

- Что помогло справиться с заданием?

- Хотите проверить знания по теме урока?

Предлагаю выполнить тест.

Тест:

Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус.

1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. +

2.В русском языке 5 падежей. -

3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? +

4. Вышел из дома - Д.п. -

5. Подошёл к маме - Д.п +

6. Спас от гибели - Р.п. +

7. Лежал на диване - Т.П.+

8. Горжусь братом - Т.п +

Выполняют задания.

Работают в малых группах.

Знания падежей и падежных вопросов.

Из словосочетаний можно составить предложения.

В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок.

Сложное

Две грамматические основы

Алгоритм (карточка)

Текст

Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая (Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб (В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном (Т.п.).)

Алгоритм. Таблица падежей.

Взаимопроверка:  (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+)

Взаимооценка.

Регулятивные УУД:

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

• предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

• умеют слушать и понимать других;

• умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

• умеют оформлять свои мысли в письменной форме.

Познавательные УУД:

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• анализ объектов с целью выделения их признаков;

• синтез.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

  1. Итоги урока. Рефлексия

Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме

Обобщение изученного материала.

1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных?

2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

3. Сколько в русском языке косвенных падежей?  

    - Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы целей?

- Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?

- Что осталось непонятным?

- Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

Итоги. Обобщение. Рефлексия.

Подводят итог урока вместе с учителем.

Отвечают на поставленные вопросы.

Окончание

в именительном падеже, нач. форма

5 падежей

- Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении

Ответы детей

Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают  настроение.

Познавательные УУД:

ориентируются в своей системе знаний.

Личностные УУД:

проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока.

Регулятивные УУД:

оценивают собственную деятельность на уроке.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Проведение инструктажа.

- Запишите домашнее задание.

Выучить таблицу «Падежи» на стр. 110.

Упр.139, с.83

Осмысление домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Регулятивные УУД:

принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тексты с «дырками».

Слайд 2

Волчишка. Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек. Он сунул его в мешок и принёс домой. Ночью волчишка подполз к двери. А дверь была открыта. Волчишка вылез на улицу и убежал в лес. А там была волчиха – мать. Обрадовались звери и убежали в глубину леса.

Слайд 3

Где и с кем жил волчишка? Почему человеку удалось его поймать? Сумел ли волчишка убежать? Почему? Кто его ждал в лесу? Правильно ли расположены рисунки? Пронумеруйте рисунки в нужном порядке. Какой рисунок лишний? Объясните, почему? 1 2 3 4 5

Слайд 4

Волчишка. Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек. Он сунул его в мешок и принёс домой. Ночью волчишка подполз к двери. А дверь была открыта. Волчишка вылез на улицу и убежал в лес. А там была волчиха – мать. Обрадовались звери и убежали в глубину леса. 1 2 3 4 5 Перечитайте текст ещё раз.

Слайд 5

Волчишка. Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек. Он сунул его в мешок и принёс домой. Ночью волчишка подполз к двери. А дверь была открыта. Волчишка вылез на улицу и убежал в лес. А там была волчиха – мать. Обрадовались звери и убежали в глубину леса. 1 2 3 4 5 Читайте текст с «дырками»

Слайд 6

За грибами. Боря, Юра, и Таня ходили в лес за грибами. Дети набрали полные корзинки грибов. Вышли на полянку и сели отдохнуть. Но вот надвинулись тучи. Блеснула молния, загремел гром. Ребята взяли корзинки и побежали домой. Надо успеть до дождя!

Слайд 7

Зачем дети пошли в лес? Много ли грибов они набрали? Почему дети убежали из леса? Посмотрите на рисунки. По порядку ли они нарисованы? Почему вы так думаете? Пронумеруйте рисунки в нужном порядке. 1 2 3 4

Слайд 8

За грибами. Боря, Юра, и Таня ходили в лес за грибами. Дети набрали полные корзинки грибов. Вышли на полянку и сели отдохнуть. Но вот надвинулись тучи. Блеснула молния, загремел гром. Ребята взяли корзинки и побежали домой. Надо успеть до дождя! 3 1 2 4 Читайте текст с «дырками».

Слайд 9

Малыши. Это было зимой в селе Липкино. Мать истопила печку и ушла в магазин. Дома остались малыши Митя и Петя. Маленький Петя открыл печку и сунул туда бумажку. Бумажка загорелась и упала на пол. А на полу были стружки. Ярко запылал огонь. Испугались дети, стали кричать. Прибежал сосед и потушил огонь.

Слайд 10

Где произошёл пожар? В какое время года это произошло? Почему Митя и Петя остались одни? От чего возник пожар? Кто спас детей? Можно ли играть с огнём? Пронумеруйте рисунки в нужном порядке. 1 2 3 4 5

Слайд 11

2 1 3 4 5 Малыши. Это было зимой в селе Липкино. Мать истопила печку и ушла в магазин. Дома остались малыши Митя и Петя. Маленький Петя открыл печку и сунул туда бумажку. Бумажка загорелась и упала на пол. А на полу были стружки. Ярко запылал огонь. Испугались дети, стали кричать. Прибежал сосед и потушил огонь. Найдите и прочитайте предложения к каждой картинке.

Слайд 12

1 2 3 4 5 Текст с «дырками». Читайте текст с «дырками», называя пропущенные слова. Это было зимой в селе Липкино. Мать истопила печку и ушла в магазин. Дома остались малыши Митя и Петя. Маленький Петя открыл печку и сунул туда бумажку. Бумажка загорелась и упала на пол. А на полу были стружки. Ярко запылал огонь. Последней части здесь нет. Придумайте её самостоятельно по рисунку.

Слайд 13

На горке . За нашим двором есть большая горка. Подъём на горку покрыт льдом. Каждый день бегут туда ребятишки с санками. С утра до вечера стоит на горке шум. Страшно ехать только первый раз. Вот мальчики сели на санки все вместе и помчались стрелой. А Костя съехал на коньках. С лаем бежит за ним Жучка. А шалунья катя с горки скатилась и в сугроб свалилась.

Слайд 14

Где находится горка? Какая она? Что делают дети на горке? Какая картинка лишняя? Придумайте к ней 2-3 предложения. Пронумеруйте картинки в нужном порядке. 1 2 3 4 5

Слайд 15

1 2 3 4 5 На горке . За нашим двором есть большая горка. Подъём на горку покрыт льдом. Каждый день бегут туда ребятишки с санками. С утра до вечера стоит на горке шум. Страшно ехать только первый раз. Вот мальчики сели на санки все вместе и помчались стрелой. А Костя съехал на коньках. С лаем бежит за ним Жучка. А шалунья катя с горки скатилась и в сугроб свалилась. Найдите и прочитайте предложения к каждой картинке.

Слайд 16

1 2 3 4 5 Текст с «дырками». Читайте текст с «дырками», называя пропущенные слова. За нашим двором есть большая горка. Подъём на горку покрыт льдом. Каждый день бегут туда ребятишки с санками. С утра до вечера стоит на горке шум. Страшно ехать только первый раз. Вот мальчики сели на санки все вместе и помчались стрелой. А Костя съехал на коньках. В тексте не хватает концовки. Перескажите, глядя на рисунки.

Слайд 17

Гроза. Я испугался и сел под большой дуб. Меня послали в лес за грибами. Я набрал грибов и возвращался домой. Молния попала в дерево. Дуб затрещал, полетели ветки, сучья. Вдруг стало темно. Полил дождь. Я от страха закрыл глаза. Корзина упала. Гроза прошла быстро. Я встал. Капало с деревьев, играло солнце. На голове у меня была шишка. Я собрал грибы и побежал домой. 1 2 3 4 5 6 Пронумеруйте части текста по порядку при помощи картинок. 7

Слайд 18

Прочитайте текст, который получился. Гроза. Меня послали в лес за грибами. Я набрал грибов и возвращался домой. Вдруг стало темно. Полил дождь. Я испугался и сел под большой дуб. Молния попала в дерево. Дуб затрещал, полетели сучья и ветки. От страха я закрыл глаза. Корзина упала. Гроза прошла быстро. Я встал. Капало с деревьев, играло солнце. На голове у меня была шишка. Я собрал грибы и побежал домой.

Слайд 19

Перескажите текст по началам предложений. Меня послали в лес за грибами. Я набрал грибов и возвращался домой. Полил дождь. Я испугался и сел под дуб. Молния попала в дерево. Дуб затрещал, полетели ветки. Я от страха закрыл глаза. Корзина упала. Гроза прошла быстро. Я встал. Капало с деревьев. На голове у меня была шишка. Я собрал грибы и побежал домой



Предварительный просмотр:

Орфографические минутки.

Ск..листый_________________

Тр..стинка__________________

Т..нцевать__________________

Тр..па_____________________

Спр..сил___________________

Ст..рожка__________________

Спл..шная__________________

По..снить___________________

Зву…_________________________

Ночле…_______________________

Мя…кий_______________________

Кула…________________________

Сапо…________________________

Язы..__________________________

Четвер..________________________

Лё..кие_________________________

П..чтальон__________________

Н..сишко___________________

Кр..льчиха_________________

Выс..хли___________________

Н..дежда___________________

Б..евик_____________________

Г..ревать___________________

Оскв..рнить_________________

Ла…ка________________________

Рука…________________________

Голо…ка______________________

Здоро…._______________________

Клю….________________________

Морко….ка____________________

Кие..__________________________

Ло…кий _______________________

М..хнатый__________________

С..лач_____________________

Св..нина___________________

Л..жачий___________________

П..так______________________

Выр..зать___________________

Сп..шит____________________

Нап..лнитель________________

Ча…ка_________________________

Фла…ки_______________________

Окро…ка______________________

Оре…ки_______________________

Гармо…ка_____________________

У….ки_________________________

Гребе..ком______________________

Кни…ка _______________________

Ж..рища_____________________

Гр..ница____________________

Гл..зной_____________________

К..тушка____________________

Ск..зать_____________________

Н..чник_____________________

С..рняк_____________________

Ср..внение__________________

Тра…ка________________________

Жира…_________________________

Шка…_________________________

Коро…ка______________________

Плуто…ка______________________

Обу…ь________________________

Черносли.._____________________

Вежли..________________________

Сл..мался___________________

..куньки_____________________

К..силка____________________

Л..скает_____________________

..зёра_______________________

В..лосок_____________________

Хл..пушка___________________

Пос..реть____________________

Фла…_________________________

Рыба…________________________

Земля…_______________________

Ледни…_______________________

Путни…_______________________

Творо…________________________

Челябинс..______________________

Мя… кий ______________________

Хр..брец____________________

Др..чливый__________________

Пол..скать___________________

М..рия______________________

Зв..нить_____________________

П..роход____________________

В..сна_______________________

..рлёнок_____________________

Пла…ки______________________

Лё…чик_______________________

Голо…_________________________

Ре…кий________________________

Сла…кий_______________________

Лоша…ки______________________

Старос..ь_______________________

Пала…ка_______________________

Р..са_______________________

Бр..дить_____________________

Сл..дить_____________________

Св..тлеть____________________

Задр..мал____________________

Пч..линый___________________

П..тнистый__________________

Р..чок_______________________

Оши…ка_______________________

Ре…ка_________________________

Ли…ка________________________

Улы…ка_______________________

Ры…ка________________________

Ястре…________________________

Шу..ка_________________________

Клу..ки________________________

Пл..сать_____________________

П..сатель____________________

Оп..риться___________________

Кор..нь______________________

Л..стопад____________________

Н..зина______________________

М..ровая____________________

Р..нение_____________________

Гря…ки________________________

Тетра…ка______________________

Бра…_________________________

Гру…ка________________________

Верблю…______________________

Похо…________________________

Незабу..ка______________________

Бу…ка ________________________

Д..сяток____________________

Зам..чание___________________

Зап..вал_____________________

Сб..гают____________________

Л..сичка____________________

Т..мно______________________

В..сенний___________________

С..лёдочный_________________

Кру…ки_______________________

Ми…ка________________________

Сапо…ки______________________

Варе….ка______________________

Экипа…_______________________

Эта…._________________________

Клю..ка________________________

Игру…ка______________________

П…тёрка___________________

М…дель____________________

П…ровой___________________

Сл…теть____________________

Ск…кун____________________

М…сток____________________

Н..ситель___________________

Ре…кий_______________________

Неф…ь________________________

Наро…________________________

Портре…______________________

Дроз…________________________

Клёс…________________________

Прово…ка_____________________

Н…члежка__________________

Р…чистый__________________

Пот…желел_________________

П…хучий___________________

М…рской___________________

Кр…савец___________________

Пос..ление___________________

Ру…ь__________________________

Ве…ти_________________________

Ки…ка_________________________

Исче…_________________________

Вя…кий________________________

Бере…ка________________________

Подска…ка_____________________

Л…дышка__________________

Л…сник____________________

Л…нивец___________________

Обл…мать__________________

М…нять____________________

М…рзляк___________________

Нал..вается__________________

Подно…_______________________

Ле…ть_________________________

Ма…ь_________________________

Пару…________________________

Блу...ка________________________

Вни…__________________________

Гла…___________________________

Л…жачий___________________

Ск…тать____________________

К…чели____________________

К…нюшня__________________

Ч…стюля___________________

К…льцо_____________________

С..мейка____________________

В…ктория___________________

В ст…пи____________________

Выгл…нет__________________ Н..силки____________________

Ре…кий_________________________

Пово…ка________________________

Ни…кий________________________

Парово…_______________________

Изморо…ь______________________

Слё…ки________________________

Витя…ь________________________

Моро…________________________

Сколь…кий____________________

Поя…_________________________

При…_________________________

Св….тит____________________

Л…чить_____________________

Св…тлячок__________________

Ш…рокая___________________

Д..тишки____________________

Т…мнота____________________

Л..сничие___________________

В..сна_______________________

..строта_____________________

Хо…ьба________________________

Пулемё…чик____________________

Медве…ка______________________

Моне…ки_______________________

Фло…__________________________

Чис..ка_________________________

Боро..ка_______________________

Полё…________________________

Сле…_________________________

Ст…на_____________________

Р…ка______________________

Скр…пучий________________

Л…сточки__________________

Л…нивый___________________

В…снушки__________________

Д..ма_______________________

..вечка______________________

Сто…_______________________

Плу…_______________________

Ледни…______________________

Глубо…_______________________

Ельни…________________________

Тигрёно…______________________

Виз…_________________________

Побе…_________________________

П…рнатые__________________

В…сят______________________

Л..зала______________________

Л…сичка___________________

Ч…рника____________________

П…щат_____________________

Отт…пель___________________

Р..чушка____________________

Пор..вну ____________________

Репорта…______________________

Мы…ка________________________

Подру...ка______________________

Экипа…_______________________

Серё…ка_______________________

Лягу...ка________________________

Окро...ка________________________

Малы…ка_______________________

Глупы…ка______________________

Хр…брец_______________________

С…сновый_____________________

Б…бры________________________

К…мок________________________

Гр…ница______________________

Д…рить_______________________

К…злёнок_____________________

Переп…сь_____________________

Интере…______________________

Вку…_________________________

Пови…________________________

Па…тбище_____________________

Развя…ка______________________

Кара...ь________________________

Сала...ки _______________________

Рука…_________________________

Х…ровой______________________

Т…нул________________________

П…хучие______________________

В…жак________________________

Ут…пают______________________

По  кр…ям_____________________

Г…рбы________________________

С…дение______________________

Брати...ка______________________

Маку…ка_______________________

Зайчи…ка______________________

Труси…ка______________________

Зёрны…ко______________________

Морда…ка______________________

Дету…ки _______________________

Ры…ка_________________________

Р...дился________________________

Ст…лбы________________________

П…ляны________________________

Гр…чи__________________________

М…лыши_______________________

К…мочки________________________

П…лина_________________________

С…нева_________________________

Авгус…________________________

Акроба…______________________

Грани…________________________

Бере…_________________________

Вра…_________________________

Витя…ь________________________

Гла...ки_________________________

Биле…_________________________

Об…жает________________________

Л…нейка________________________

Т…рпеть________________________

Взгл…нул_______________________

Зв…ринец_______________________

Р…чушка_______________________

З…мной_________________________

М…лодка________________________

Ла…ка_________________________

Кра…ка________________________

Компо…________________________

Ко…ьба________________________

Поко…_________________________

Ласти…________________________

Люти…________________________

Медве…ь______________________

Изв…нять______________________

П…вец_________________________

Обл…тела______________________

Осв…щали______________________

…довитый_______________________

Л…дник_________________________

Р…довой________________________

Р…товой________________________

Обу…ка______________________

Овра…________________________

Остро…ки______________________

Алма…_________________________

Соста…________________________

Выста…ка______________________

Портре…_______________________

Петру…ка______________________

М…хаил________________________

Б…ляк__________________________

В…черок________________________

Вр…дит________________________

В…сеть_________________________

Ч…жи__________________________

Встр…чал_______________________

Р…зумник______________________

Бутербро…______________________

Исто…________________________

Диало…_______________________

Выдер…ка_____________________

Голу…ь________________________

Горс…ка_______________________

Горо…_________________________

Жемчу…_______________________

Св…стун________________________

Ж…на__________________________

С…рдечко_______________________

Выпр…мить_____________________

Сн…гирь________________________

Т…снота________________________

П…тьё__________________________

Р...бинушка_____________________

Ле…ко________________________

Кро…кий______________________

Скла…________________________

Лебе…ь_______________________

Матери…______________________

Моро…________________________

Но…ка________________________

Мину…ка______________________

Л…сник________________________

С…мён_________________________

П…тёрка________________________

Л…карство______________________

Од…ночество____________________

Прип…кает______________________

Нар…дилась_____________________

Св…зист________________________

Живо…________________________

Ни...ко_________________________

Патрио…_______________________

Автопоез…_____________________

Перепи…ка_____________________

Плю…_________________________

Укла…ка_______________________

Пру…_________________________

Сн…жинка______________________

Л…чить________________________

Подт…нул______________________

Шм…ли________________________

Скр…пач_______________________

В  ст…пи_______________________

С…няк_________________________

Св…тлица_______________________

Дене…ки______________________

Девя…ка_______________________

Камы…_________________________

Каранда…______________________

Космо…_______________________

Карли…_______________________

Квадра…_______________________

Клёс…________________________

М…лодец_____________________

М…литва______________________

М…крота______________________

Р…зок________________________

М…лчун______________________

М…лодёжь____________________

С…мёрка_____________________

Д…ждливый___________________

Кре…кий_____________________

Мла…ший_____________________

Лоша…ь_______________________

Ло…ка_________________________

Мя…кий______________________

Ме…ь________________________

Наря…_______________________

Ло…кость_____________________

Ос…нью_______________________

Н…сить________________________

Сохр…нять_____________________

Н…сильщик____________________

Цв…точек______________________

Л…дяной______________________

П…чурка_______________________

Д…чурка_______________________

Ре…кий________________________

Ло…кий_______________________

Пряни…_______________________

Приве…_______________________

Огра…ка_______________________

Пилота…_______________________

Племянни…____________________

Позвоно…______________________

Л…бяжий______________________

М…ровой______________________

Л…вкач_______________________

Пор….деть_____________________

М…хнатый_____________________

Л…жанка______________________

Л…цо_________________________ См…льчак_____________________

Расска…_______________________

Решё…ка_______________________

Роман…_______________________

Безрука…ка____________________

Скорлу…ка____________________

Руле…ка_______________________

Све…_________________________

Ло…кач _____________________

М…тла________________________

П…так_________________________

Л…сок_________________________

М…док________________________

Нак…нец______________________

…рлиный______________________

М…слёнка_____________________

В…занки______________________

Тр..винка______________________

Пр..нцесса______________________ П..тнать________________________

Сове…________________________

Сосе…________________________

Насме…ка____________________

Спе…ка_______________________

Сосе…ка______________________

Спор…смен___________________

Пустя…______________________

Су…чик______________________

Пта…ка______________________

Ры…ка_______________________

Теле…ка_____________________

В…дны_______________________

На в…твях_____________________

Ж…льё________________________

Зв…здолёт_____________________

Прос…ка______________________

Зам…чание_____________________

Пр…мая_______________________

..кно___________________________

Р..дной________________________

Сыщи…_______________________

Теле…ка______________________

Отпус…______________________

Троллейбу…__________________

Тру…ка_______________________

Терра…ка_____________________

Тя…ко_______________________

Сро…_________________________

Пово…ка______________________

Д….сяток_____________________

С…лить________________________

Тр…скучий____________________

Гр…знить______________________

Р…бина________________________

С…няк_________________________

Д…машние______________________

Р..нение________________________

Сала…ки_____________________

Селё…ка_____________________

Сла…ко______________________

Сле…ка_______________________

Студен…_____________________

У…кий_______________________

Слобо…ка_____________________

Снегопа…_____________________

Ч….тыре______________________

Ч…сло________________________

Стр…ла________________________

М…рской______________________

Т…чение_______________________

Св….рло_______________________

М…чи_________________________

Обле…чение__________________

Супру…______________________

Ле…ковые____________________

Сюрпри…____________________

Тормо…______________________

Телегра…_____________________

Тря…ка______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...

Методическая копилка

Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

Методическая копилка

Развиваясь  - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...

Методическая копилка

Материалы для учителей начальной школы...