МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ
проект (3, 4 класс)

Нигматуллина Чулпан Фавадисовна

Предварительный просмотр:

Задания для индивидуальной работы с обучающимися,

 имеющими затруднения в усвоении учебного предмета «Русский язык», 3-4 класс

Орфография. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.

Выучи правило: 

Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

1.Спишите,  вставляя  пропущенные  буквы.

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат, гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

_____________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

2. К  данным  словам  подбери и  запиши  проверочное слово.   Вставь  пропущенные буквы.

г...лодать -  ...............................                             ст...рожка-   ....................................

в...здушный -  ..........................                             в...сёлый -    ....................................

д...лёкий -     ............................                             ч...совщик -  ....................................

ш...стёрка -   ............................                             кр...кливый - ...................................

к...рмушка  -  (  о,а)   -  ...............................  д...ревья -  (е,и) - ..................................

уг...щать  -  (а,о) -      ...................................  ст...рожить - ( а,о) - ..............................

ш...лестеть  - (е,и) -  ....................................  ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) -    .....................................  м...рской -  (о,а)  -   ...............................

т...пло -  (е,и) -    ..........................................  ж...мчужина - (и,е) - .............................

3. Вставь пропущенные  буквы.  Выделите в словах корень и напишите к каждой группе  поверочное слово.

          П...сатель,  расп...сание,  зап...сал,   п...сьмецо;-  .................................

          Стр...лок,  стр...льба,    стр....лял,   выстр...л;  -   ....................................

          Т...рговля,  т...ргует,    т...рговый (город);   -     ........................................

          Гл...тать,   прогл...тил,    гл...ток,  гл....тнул;  -   ......................................

4. Вставь пропущенные буквы, спиши, поставь ударение,. Подчеркни орфограммы:

  в.ренье                                        д.ньки                                            л.док

  к.тёнок                                        м.чи                                                р.ды

  с.довник                                      гр.бы                                             стр.жи

  к.рмушка                                     л.щи                                               цв.ты

  тр.винка                                       сл.ды                                             б.да

  ч.жи                                              гн.здо                                            зм.я

  хл.ба                                             з.рно                                              зв.зда

Орфография. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.

1.Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова:

  в.ренье-_______                         д.ньки-_____                                 л.док-_______

  к.тёнок-_______                         м.чи-_______                                р.ды-________

  с.довник-______                         гр.бы-______                              стр.жи-_______

  к.рмушка -_____                          л.щи-_______                               цв.ты-_______

  тр.винка-______                          сл.ды-_______                              б.да-________

  ч.жи -________                           гн.здо-_______                              зм.я-________

  хл.ба-________                           з.рно-________                             зв.зда-_______

2. Вставь пропущенные буквы:    ( Можно использовать как диктант)

  М_роз кр_пчал. Луна осв_щала л_сную гущу. Охотник Ст_пан возвр_щался д_мой. За сп_ной у него в_сел убитый за_ц. Ст_пан сп_шил д_мой. Лыж_ быстро ск_льзили по сн_жку. Вдруг на п_ляну выб_жала б_льшая л_сица. У Ст_пана зам_рло сердце. Лиса шла не сп_ша. Не успел Ст_пан взв_сти курок, как она исчезла в с_сновом б_ру.

Орфография. Правописание проверяемой согласной в корне слова.

  1. Зачеркни лишние буквы.

Ле(г,к)кий моро(з,с). Мя(г,к)кий сне(г,к) замел тро(б,п)ки и доро(ж,ш)Ки. Наш са(д,т) побелел. Дере(в,ф)ца нарядились в белые шу(б,п)ки. Я вышел погулять и зале(з,с) в наш овра(г,к). Сне(г,к) в овраге покрыл хру(б,п)кий нас(д,т). На дне оврага кре(б,п)кий ле(д,т). Это замер(з,с) ручеек.

  1. Разделить текст на части. Списать, вставляя пропущенные буквы.

Ле…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек. ____________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 « Правописание парных согласных в корне слова».

Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,

слово смело изменяй
Рядом гласный подставляй!

1. Соедини линиями согласные буквы, парные по звонкости-глухости.

Обведи кружком буквы, которые пары не имеют.

з Д л Б Ж Щ В г

ш х т п Ц с К ч Ф

2. Отметь значком «+» верные высказывания. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании проверяемой согласной в корне?

  • Изменить слово
  • Изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласная Л,М,Н,Р
  • Подобрать однокоренное слово
  • Проверить по словарю

 

3. Подчеркни согласные, которые не требуют проверки.

з Д л Б Ж Щ В г

ш х т п Ц с К ч Ф

4. Подчеркни орфограмму «Проверяемые парные согласные в корне слова».

Снег да снежные узоры,

В поле - вьюги разговоры,

Холод, полутьма.

День - коньки, гора, салазки,

Вечер - бабушкины сказки.

Вот она - зима!

5. К каждому слову из левого столбика подбери проверочное слово из правого столбика. Соедини стрелкой. Вставь пропущенные буквы. (Задание с ловушкой).

пло..цы                                       пирожочек  

пиро…ки                                    ягодный      

кру…ки                                       пловец

яго…ка                                         кружка

6. Исправь ошибки.

Ножка, гри6, гупка,  варешка , сугpoп, утюг, сладкий.

7. Диктант

Зима началась легкими морозцами. Принарядила она деревца в белые шубки. На каждый сугроб надела шапку. Под снег на ночь спрятала рябчика. А медведь уже с осени залез в берлогу.

Орфография. Непроизносимые согласные звуки в корне слова.

Непроизносимые согласные в корне

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке

Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.

И ужасно, и опасно
Букву «т» писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву «т» писать уместно! 

.1. Образуй от заданных слов однокоренные слова, в которых есть непроизносимая согласная.

Известие ___________________, место____________________, прелесть__________________, солнышко________________________,

ненастье __________________, доблесть __________________________.

2. Подбери проверочные слова и запиши заданные слова правильно.

  Облас(т)ная,   свис(т)нул,   звёз(д)ный,   радос(т)ный,   поз(д)ний, интерес(т)ное,   ужас(т)ный,   хрус(т)нул,   чес(т)ный,   грус(т)ный.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Распредели слова в таблице.

непроизносимая согласная есть

непроизносимой  согласной  нет

Лес(т)ница,  вкус(т) ный,  мороз(д)ный,  чу(в)ство,  сер(д)це,  напрас(т)ный,  праз(д)ник,   чудес(т)ный,   счас(т)ливый,    опас(т)ный.

4. Непроизносимый согласный звук в слове — это_______________

1) согласный звук в ударном слоге
2) согласный звук, который нужно проверить
3) парный согласный звук
4) звук, который не произносится, но буквой обозначается

5. Вставь, где нужно непроизносимую согласную. Укажи вариант, где во всех словах пропущена одна и та же буква.

1) со..нце, ярос..ный, грус..ный, мес..ность
2) хрус..нул, чудес..ный, доблес..ный, прекрас..ный
3) поз..но, праз..ник, сер..це, звёз..ный
4) лес..ница, чу..ство, вес..ник, ужас..ный

Ф.И.

  1. Вставьте, где надо,  разделительный Ь знак.

 ноч...ю, тр...япка, счаст...е, л...епка, друз...я, бр...юки, б...ёт.

  1. Вставьте, где надо,  разделительный Ъ знак.

под...ехал, по...ехал, раз...езд, за...явление, об...яснил, под...ём, разр...яд.

3. В какой строке все слова с разделительным Ъ?

1. бол..шой,  п..ёт, под..ём, мурав..и, кон..ки

2. обез..янка, в..юга, под..ём,  л..ётчик, л..иса

3. об..ём, с..ёмка, в..ехали,  под..езд, с..ел

4. В какой строке все слова с разделительным Ь?

1. пал..то, бел..ё,  об..езд, ул..ица, дал..ний

2. мурав..и,  гост..я,  дерев..я,  ноч..ю,  крыл..я

3. с..езд, реб..ята, гост..я, пис..мо, мал..чик

5. Напишите слова в два столбика: в левый слова с Ь, в правый слова с Ъ.

обез...янка ,об...яснение, в...ехал, в...юн, под...езд, л...ёт, п...ёт, с...ёжился, мурав...и, в...ётся ,об...явление, под...ём.

6. Вставь пропущенные буквы Ъ или Ь.

под...ём флага, с...ёмка фильма, в...езжать в лес, п...ёт молоко, с...едобный гриб, об...яснил задачу, ш...ёт платье, под...езжали к дому, остановились у под...езда.

7.Диктант._ _____________________________________________________

Диктант на тему «Разделительный твёрдый знак».

Наступила шумная, весёлая, бурная весна. Жаркое солнце съедало последний снег. Деревья тихо шуршали голыми взъерошенными ветвями. Внизу грохотала, разбивая лёд, разъяренная река. Ветер пел свои вольные песни о раздолье пустынных полей, где под тающим снегом звенят весенние ручьи, и в высоких небесах курлыкают журавлиные стаи.

Ф.И._________________________________________

1. Подчеркни предложения, в которых содержится вопрос.

Осень, осень… Садик бедный,

Где цветов твоих краса?

Где твоих деревьев кудри?

Что ж так мрачны небеса?

                                                    (А. Коринфский)

2. Подчеркни побудительные предложения.

Просыпайся, подымайся

да росою умывайся!

Оглянись и улыбнись!

Солнце светит над тобою,

скачет заяц над водою,

пашет пахарь за рекою,

ночка дремлет под горою.

                                              (С. Городецкий)

3. Составь и запиши из слов побудительные предложения.

правила, школьного, выполняй, поведения

__________________________________________________________

осторожны, на воде, будьте

_________________________________________________________

4.Прочитай текст. Из каких предложений (по цели высказывания) он состоит?

Был зимний денек.(                ) Синичка Зинька прыгала по веткам. .(                           ) Глазок у синички острый. .(                    )  Под корой деревьев она добывала

насекомых. .(                              ) 

________________________________________________________

5.Определить, какой знак нужно поставить в конце предложений, опираясь на данную в скобках характеристику этих предложений.

В тёмный лес дремучий

Заглянула осень _____ (повест., невоскл.)

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен ___ (повест., воскл.)

Сколько алых ягод

У лесной рябинки ___ (повест., воскл.)

Выросли волнушки

Прямо на тропинке ____ (повест., невоскл.)

А под ёлкой грузди

Замостили мостик _____ (повест., невоскл.)

До свиданья, лето!

Приходи к нам в гости______ (побуд., воскл.)

6.Определить вид предложений по цели высказывания интонации, поставить знаки в конце предложений.

Хорошо гулять в осеннем лесу (             .,             )

Как тебя зовут (               .,                   )

Пришла дождливая осень (                     .,                    )

Ф.И.__________________________________________________

1. Запомни правила

После букв Ж, Ш, Ч, Щ, пишутся буквы И,У,А. 

ЖИ-ШИ                 ЧА-ЩА                                 ЧУ-ЩУ

2.Вставь буквы, объясни.

Жи-жи-жи - … В лесу ж.вут еж..

Ши-ши-ши -…   В пенале есть карандаш..

Ча-ча-ща………..Пищ.т  волч.та  у ручья.  

Чу-щу-щу            Ч.до в книжке я ищ..

3. Исправь ошибки.

А) Жизнь, жыраф, ширина, машына, тишына, жывотное, ландыши, чижы.

Б) В зоопарке на площядке молодняка весёлая кутерьма. Возятся, рычят медвежата. Качяются на ветках обезьянки. Пищят маленькие волчята.

4.Вставь буквы.

 Ж…вот, тотч…с, ж…раф, выруч…й, ж…знь, ж…ла, горяч…я, ш…на, могуч…я, ш…пучка, ч…шка, ч…до, ч…й, ч…до, уж…н, ч…вство, ч…жой, щ…ка, щ…пальцы, рощ…, ш…рокий, ч…жой, ш…рина, ш…петь,  ш…тьё,  ч…вкать, ч…епитие,  ч…родей, ч…совня, ч…стушка, тиш…на, ч…щ…, защищ…ть, чиж…к, ч…вствовать, свеж…й, ч…довище, ч…десный, ч…гунный, ч…жестранец, ч…лок, ч…ткий, ч…чело, ч…шь, щ…ка, кувш…н, щ…пальца, прищ…чить, ж…р,  ж…жа,  куч…, ч…йник, ч…ры, ш…ло, маш…на, ж…раф, ч…дак.

Диктант 1.Вася и Таня рвали на лугу щавель. Вдруг набежала туча. Ветер закачал деревья. Начался сильный дождь. Дети помчались домой. 

Диктант 2.В детском саду тишина. Малыши спят. Широкие окна прикрыты шторами. В альбомах красуются румяные груши, колючие ёжики. Малыши хорошо поработали. Теперь отдыхают.

Исправь ошибки.

В детском саду тишына. Малышы спят. Шырокие окна прикрыты шторами. В альбомах красуются румяные грушы, колючие ёжыки. Малышы хорошо поработали. Теперь отдыхают.

Ф.И._________________________       Тест однородные члены предложения

1. Члены предложения называются однородными, если ….

1) отвечают на один и тот же вопрос;

2) относятся к одному и тому же члену предложения:

3) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?

1) подлежащие;

2) сказуемые;

3) второстепенные члены предл..

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?

1) интонацией перечисления;

2) союзами;

3) предлогами.

4.Найди предложения с однородными членами.

 1). Ласточка питается мухами, комарами, мошками.

2). Цапли живут на болоте.

3). Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.

Задания

1) Прочитай. Найди однородные члены предложения. Отметь(×), к какому слову они относятся, задай к ним вопрос. Расставьте знаки препинания.

Больной  зверёк не отбивался  а только жалобно пищал. Заяц перескочил через дорогу подошёл  к  своей старой  норе  раскопал  снег  уложил  на спине уши  и заснул  с открытыми глазами. Старик  и  старуха вылепили  и носик  и ротик  и подбородочек.

2) Прочитай. Найди однородные члены предложения. Отметь(×), к какому слову они относятся, задай к ним вопрос. Расставьте знаки препинания.

Грачи  громко  кричали  рылись  в рыхлой  земле  искали  червячков.  Медведь подружился с собакой  и лазил  к ней  в будку и отнимал кости  и не давал ей проходу. Солнце встанет над землёй  но не осветит её своими лучами.

Диктант.

     Мать взяла лисят за спину зубами вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку. Гага уводит птенцов  в море  а гнездо бросает. Один горностай притащит в свою нору и пять водяных крыс и семь полёвок  и гадюку и ящерицу и тритона и лягушку и жук.

Ф.И.________________________________

Сложные предложения с союзами и, а, но.

1. Закончи предложения.

Предложение, которое состоит из __________________________

____________________________________, называется сложным.

Запятая ставится в сложном предложении ___________________

____________________________________________________.

Части сложного предложения соединяются с помощью _______

____________________________.

2. Расставь запятые в схемах там, где это необходимо.

а) [–  = ]  [–  =].                    г) [–  = ] но  [–  =].

б) [–  =  О  О  О].            д) [–  и  О и  О  и  О].

в) [–  О  но  О].                    е) [–  = ] и [–  =].

3. Определи.

Схемы сложных предложений записаны под буквами ________.

Схемы простых предложений записаны под буквами _________.

4. Спиши. Поставь необходимые знаки препинания. Выполни синтаксический разбор предложения.

Пушистые снежинки осторожно касаются земли и она одевается в ослепительный наряд.

5. Расставь знаки препинания.

        Рыбаки сняли сети с шестов и несут вёсла к лодкам. Берёзы ещё густо зеленели и земля пахла прелыми листьями. Тёмный бор встрепенулся от бури и закачал кудрявой головой. В середине февраля ударили морозы и вековые липы лопались вдоль и поперёк.

Ф.И.________________________________________

№1. Вспомни правила. Вставь слова.

Имя существительное – это _____________, которая отвечает на вопросы ________ , ________ и обозначает ____________ .

Имена существительные могут быть __________ , _________ или __________ рода.

№3 Вспомни.

Падежи

Вспомогательное

 слово

вопросы

предлоги

  1. склонение

окончания

  1. склонение

окончания

  1. склонение

окончания

Имена существительные бывают __________, __________ или __________ склонения. 

К 1-му склонению относятся существительные ______________________,

ко 2-му - ________________________________,

к 3-му - _________________________.Имена существительные могут изменяться по ________________ .

№2.Задание: обозначь склонение имён существительных.

Тишина, лошадка, тишь, тетрадка, лето, ночка, тетрадь, утро, тень, тенек, сынок, речь, лошадь, зверь, глушь, душ, заводь.

Ф.И._______________________________________________

1 Вспомни правило, вставь подходящие слова.

Имя прилагательное- это часть___________, которая обозначает __________предметов и отвечает на вопросы___________________________________________.

2.Выпиши только имена прилагательные.

осветило

шёпот

зверьки

редкие

деталь

стрекоза

годовой

смешное

хорошая

3. Просклоняй по падежам имена прилагательные вместе с именами существительными.

Морской зверь

Густое варенье

И.п.

что?        Какой?

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

4. Как изменяются прилагательные?_________,____________,__________

Определи род имен прилагательных, выдели окончание.

в учебном году, сказочный герой, речная вода, кожаное кресло, сосновая шишка, хорошее место, легкий плащ, зеленое дерево

5. Выдели окончание имен прилагательных. Определи род, число, падеж имен прилагательных.

О легкой задаче, крутая гора, в мыльную пену, летняя обувь, зимняя погода, без оконного стекла, по широкой тропе, благодаря точному расчёту, для младшего брата.

6. Вставь пропущенные окончания у имен прилагательных и выдели их. Обязательно определи род, падеж имен прилагательных.

От томатн.го сока, благодаря ароматн.му запаху, на обратн.м пути, у комнатн.го пуделя, к лежач.му камню, на лётн.е поле, за безбилетн.й проезд, по секретн.му поручению, без защитн.го костюма,на печатн.м станке, за красив.м шкафом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"

Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....

Материалы к уроку русского языка в 4 классе "По следам падежей"

"Портреты" падежей выполняли учащиеся, а затем на уроках информатики мы добавили их в презентацию...

Материалы к уроку "Золотое кольцо России"

В презентации представлены изображения и краткое описание основных достопримечательностей "Золотого кольца России". Может быть использована на уроках окружающего мира....

Материалы к уроку-тренингу по русскому языку (склонение, падеж, окончание)

Проверка проходит быстро, детям очень нравятся такие уроки...

УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 1 КЛАССЕ. РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ТЕМА УРОКА: «ЁЖИК ИЗ СЕМЕЧЕК»

Познакомить учащихся с приёмами изготовления ёжика из пластилина и природных материалов - семечек....

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: ИГРЫ НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ.

Дидактическими играми являются игры с правилами, специально созданные в целях обучения и воспитания. Такие игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития творческого интер...