АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
рабочая программа (2 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_grishin_razvitie_rechi.docx59.38 КБ

Предварительный просмотр:

 АДАПТИРОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (вариант 5.1)

Наименование учебного предмета: «Развитие речи»

Класс: 1

Уровень общего образования: начальное общее образование.

Методическое пособие: Чиркина Г. В., Алтухова Т.А.. Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. - С.: Просвещение, 2013.

                                                                                           

 

                                                               СОДЕРЖАНИЕ:

Наименования разделов

стр.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3 -4

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4 -9

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Развитие речи»

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

2.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».

13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты освоения программы по «Развитию речи» оговорены в соответствующих разделах «Основного содержания».

Предметные результаты

1.  Формирование представлений о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

2.  Формирование осознания безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры.

3.  Владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использовать для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

4.  Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, его грамматические категории, использовать их адекватно   ситуации общения.

5.  Формирование умений анализа текстов.

6.  Формирование умений работать с разными видами текстов, различая их характерные особенности.

7.  Формирование умений на практическом уровне создавать тексты разного вида (повествование, описание, рассуждения).

8.  Формирование умений создавать собственные тексты с опорой на иллюстрации, художественные произведения, личный опыт и др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

"Развитие речи"

Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности.

Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».

Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.

Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:

- формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия;

- обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;

- формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова;

- уточнение значений слов;

- развитие лексической системности;

- расширение и закрепление связей слова с другими словами;

- обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи.

Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности обучающихся на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи.

В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное значение (денотативный компонент — связь с конкретными предметами, действиями, признаками предметов). В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом значения слова (слово как обозначение группы, класса предмета). Уточнение значения обобщающих слов производится параллельно с дифференциацией слов, относящихся к этому обобщающему понятию (посуда — тарелка, чашка, нож, вилка, кастрюля и т. д. — кухонная, столовая, чайная), определяется сходство и различие в значении этих слов.

По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е. функциональное объединение слов семантически близких).

Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико- семантическим признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть—целое, по сходству или противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи антонимы и синонимы.

Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих определенную синтаксическую роль в речи, но не имеющих лексического значения (союзы, междометия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление обучающихся с различными способами словообразования. У обучающихся формируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах. В процессе усвоения словообразования рекомендуется следующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по значению двух слов, выделение общих и различных элементов в словах, уточнение обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковой некорневой морфемой. Обучающиеся знакомятся с многозначностью отдельных приставок. При образовании новых слов с помощью суффиксов следует обучать обучающихся улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами (например, обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов (-щик, -чик, -ист, -тель, -арь).В дальнейшем в речь вводятся слова, образованные при помощи приставок и суффиксов одновременно.

Для закрепления слова в речи и активного его использования обучающимися необходимо создавать на уроках условия для частого употребления слова в составе различных словосочетаний и предложений. Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельно включали отработанные слова в спонтанную речь.

На уроках развития речи обучающиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.

Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям. Упражнения должны носить характер практической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять навык точного употребления слов в речи. Теоретические сведения по лексике обучающимся не сообщаются. Слова отбираются в соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формирования структуры предложения.

При усвоении конкретного значения слов используются различные наглядные средства (показ предмета, действия, его изображение на картинке и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ морфологической структуры и др.).

Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его грамматическое значение. Усваиваются языковые закономерности и правила их использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными признаками.  Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; осваиваются менее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание непродуктивных форм словоизменения и словообразовательных моделей.

Формируются понимание и дифференциация грамматических форм словоизменения: выделение общего грамматического значения ряда словоформ; соотнесение выделенного значения с флексией, выражающей данное грамматическое значение; звуковой анализ флексии; закрепление связи грамматического значения и флексии; уточнение значения, употребления и дифференциации предлогов (в значении направления действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах); дифференциация форм единственного и множественного числа существительных (на материале слов с ударным/безударным окончанием, с ударным/безударным окончанием с морфонологическими изменениями в основе);дифференциация глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (с ударной/безударной флексией без чередования звуков в морфеме, с чередованием звуков в морфеме); умение определять род существительных по флексии.

Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей: существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без чередования); глаголов, образованных префиксальным способом. Уточняются общие значения и звучания словообразующих аффиксов. Сравниваются родственные слова по значению и звучанию (производящего и производного), определяется их сходство и различие. Определяются и выделяются в родственных словах общие морфемы, соотносятся со значением. Формируются модели словообразования, уточняются и дифференцируются значения словообразующих аффиксов через сравнение слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных слов.

Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слов и грамматического оформления связей слов в предложениях.

Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.

В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).

Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.

Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых (морфологических и синтаксических) обобщений.

Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе речевых образцов, так и на основе демонстрируемого действия, с помощью картинок. При этом важное место отводится таким видам работы как моделирование и конструирование, способствующих формированию процессов анализа, синтеза и обобщений на синтаксическом уровне.

В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению, верификации предложений, различной символизации).

При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться на внешние схемы, выделяя и обозначая графически его структурные компоненты. Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю организовывать умственную деятельность обучающихся.

Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:

- формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;

- формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;

- формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;

- формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.

Программой предусматривается овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять диалоги под руководством учителя.

Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит в определенной последовательности,с учетом психологической структуры этого вида речевой деятельности: осознание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста и в языковых средствах выражения этого содержания, создание программы (плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация программы (рассказывание).

Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию,серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти, а в дальнейшем развертывать ее в процессе порождения связного высказывания.

В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией сюжетных картинок (раскладывание серий, нахождение лишней или «выпавшей» картинки и т.д.); работа с двумя сходными сюжетными картинками, на одной из которых отсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу. Используется также работа над соотнесением сюжетных и предметных картинок; по анализу отдельной сюжетной картинки; составлению смыслового плана связного высказывания (сначала картинно-графического, затем картинно-вербального, далее вербального).

Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между словами в предложении, а также умения использовать специальные лингвистические средства связи между отдельными предложениями текста.

В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этим сначала в работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки, и в дальнейшем обучающиеся учатся составлять рассказы без использования наглядности, по заданной теме.

Система работы по развитию связной речи должна строиться с учетом различной степени самостоятельности обучающихся при планировании текста. В связи с этим предусмотрена следующая последовательность работы: пересказ с опорой на серии сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке (сначала с предварительной беседой по содержанию картинки, а затем самостоятельный рассказ); самостоятельный рассказ на заданную тему (по предложенному названию, началу, концу).

Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры рекомендуется следующая последовательность работы: формирование умений составлять текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

В 1 классе обучающиеся учатся отвечать на вопросы учителя, составлять короткие рассказы по серии сюжетных картинок. Под руководством учителя пересказывают небольшие тексты, составляют несколько предложений, объединенных одной темой (по картинке или серии картинок), высказываются по личным наблюдениям и впечатлениям. Примерная тематика для развития речи: «Наш класс, наша школа», «Осень», «Наш город (село)», «Зима», «Моя семья. Наш дом», «Весна», «Родная страна», «Лето».

  1. Наша школа, наш класс – 1 ч.

Экскурсия по школе. Здание школы, ее оформление. Расположение классов, столовой, спортивного зала, библиотеки и др. название и назначение их. Оборудование помещений.

Знакомство с классной комнатой: месторасположение в школе, описание предметов. Личные учебные вещи, учебные принадлежности. Уважительное отношение к труду работников школы, бережное отношение к школьному имуществу. Правила поведения в классе и школе. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор и др. Имя и отчество учителя, воспитателя. Основные формы обращения (приветствие, просьба, прощение, извинение и др.) Распределение обязанностей в классе, в работе, ролей в игре, выполнение поручений взрослых. Название игрушек, их назначение. Название отдельных частей игрушек, ее описание. Обобщение знаний по теме: «Наша школа, наш класс».

  1. Осень - 2 ч.

Характерные признаки осени. Осенние месяцы, их последовательность.

Наблюдение за явлениями природы за погодой. Деревья, кустарники, цветы на пришкольном участке, в парке или сквере. Бережное отношение к растениям, уход за ними. Названия их частей. Различение и название 2-3 видов деревьев и 2 видов кустарников. Участие в работе на пришкольном участке. Посадки деревьев и кустарников. Плодовый сад и огород осенью. Название фруктов и овощей. Описание 2-3 овощей, фруктов (форма, размер, вкус, запах, способ употребления). Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Начало, конец, середина (месяца, недели, дня). Названия дней недели, их последовательность. Названия домашних животных. Описание внешнего вида животных. Назначение домашних животных и птиц. Профессии, связанные с уходом за животными (доярка, пастух, птичница, конюх). Экскурсия. Обобщение знаний по теме: «Осень».

  1. Наш город - 4 ч.

Название города. Главная улица (площадь, проспект) города. Основные учреждения города, культурные учреждения,спортивные сооружения. Строительство в городе. Магазины промтоварные, продовольственные, их назначение. Продукты питания (молочные, мясные продукты, хлебобулочные и кондитерские изделия). Профессии и труд людей, работающих в магазине. Улицы. Название улицы, где находится школа. Транспорт города. Правила поведения обучающихся на улице, в транспорте. Некоторые профессии людей, занятых на производстве, строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте.Машины, облегчающие труд людей. Обобщение знаний по теме: «Наш город».

  1. Зима - 3ч.

Характерные признаки зимы. Зимние месяцы.

Наблюдение за погодой зимой. Экскурсия. Картины зимней природы в лесу, у водоемов. Хвойные и лиственные деревья, кустарники зимой. Жизнь животных в лесу зимой.

Приспосабливание к условиям жизни зимой. Зимующие птицы. Подкормка птиц зимой.

23 февраля - День защитника Отечества. Профессии военных. Роль пограничников в защите Отечества. Наблюдение за зимующими птицами. Экскурсия.  Описание птицы (отличительные особенности, названия отдельных частей тела птицы). Зимняя одежда и обувь. Зимние развлечения детей, спортивные игры на воздухе. Название зимних видов спорта. 8 Марта – Международный женский день.

Обобщение знаний обучающихся по теме: «Зима».

  1. Моя семья. Наш дом - 3ч.

Домашний адрес. Знания школьника о себе. Знание состава своей семьи. Понимание родственных отношений в семье.

Заботливое отношение к членам семьи, уважение к старшим, к труду взрослых.

Правила поведения дома. Режим дня.

Правила личной гигиены. 12 декабря - День конституции. Названия предметов мебели, уход за ними. Бережное отношение к книгам, игрушками, спортинвентарю, оборудованию квартиры. Названия предметов одежды, уход за ними.

Бережное отношение к одежде, обуви. Название чайной и столовой посуды.

1января – Новый год. Комнатные растения. Названия 2-3 комнатных растений, уход за ними. Обобщение знаний по теме: «Наш дом, моя семья».

  1. Весна – 4 ч.

Характерные признаки весны.

Весенние месяцы. Наблюдение за ветками дерева или кустарника, поставленными в воду в классе ранней весной. Первые весенние цветы.

1 Мая – Праздник весны и труда. Растения пришкольного участка (название, уход за зелеными насаждениями). Птицы весной. Возвращение перелетных птиц. Польза птиц, их охрана. Бережное отношение человека к животным, к птицам. 9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне.   Героизм защитников Отечества на фронте.

Памятники погибшим воинам. Названия основных сельскохозяйственных профессий. Озеленение городов. Обобщение знаний по теме: «Весна».

  1. Родная страна – 4ч.

1сентября-День знаний! 12 декабря - День конституции.

1января – Новый год. 23 февраля -День защитника Отечества.

8 Марта – Международный женский день.

1 Мая – Праздник весны и труда.9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне.

Моя родная страна – Россия. Столица России – Москва. Флаг России. Герб. Гимн России. Крупные города страны.

Народные праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке утренников.

 Обобщение знаний по теме: «Родная страна».

*Праздники и знаменательные даты изучаются в течение учебного года.

  1. Лето - 4ч

Сезонные изменения природы. Летние месяцы. Летние цветы. Насекомые. Лес летом. Береги природу!    Летом на реке. Развлечения на реке летом. Обобщение по теме: «Лето».  

Проверочная работа.

                                                      Тематическое планирование

Перечень разделов

Количество часов

1

Наша школа, наш класс

1ч.

2

Осень

2ч.

3

Наш город

4 ч.

4

Зима

3 ч.

5

Моя семья. Наш дом

3 ч.

6

Весна

4 ч.

7

Родная страна

4 ч.

8

Лето

4 ч.

Итого

25 ч.

Календарно-тематическое планирование курса

«Развитие речи»

1 класс

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Наш класс, наша школа -1ч.

1

Обобщение знаний по теме: «Наш класс, наша школа». Правила поведения в классе и в школе.

1

Осень – 2ч.

2

Живая и неживая природа осенью. Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке.

1

3

Домашние животные, их назначение.Обобщение знаний по теме: «Осень»

1

Наш город – 4ч.

4

Город, в котором мы живем.

1

5

Магазины и их назначение.

1

6

Транспорт города. Правила поведения на улице и в транспорте.

1

7

Обобщение знаний по теме: «Наш город»

1

Зима – 3ч.

8

Зима в природе. Экскурсия.

1

9

23 февраля – День защитника отечества

1

10

Жизнь животных и птиц зимой.Обобщение знаний по теме: «Зима»

1

Моя семья. Наш дом- 3ч.

11

Я и моя семья.Правила поведения в гостях и дома. Режим дня.

1

12

Комнатные растения и уход за ними.

1

13

Обобщение знаний по теме: «Моя семья. Наш дом»

1

Весна – 4ч.

14

Признаки в живой и неживой природе. Экскурсия.

1

15

Бережное отношение человека к животным и птицам.

1

16

9 мая – День Победы в Великой Отечественной Войне.

1

17

Обобщение знаний по теме: «Весна»

1

Родная страна – 4ч

18

Моя родная страна – Россия. Столица России – Москва.

1

19

Флаг, герб, гимн России.

1

20

Народные праздники и знаменательные даты.

1

21

Обобщение знаний по теме: «Родная страна»

1

Лето – 4ч.

22

Сезонные изменения природы. Экскурсия.

1

23

Развлечения детей летом.

1

24

Берегите природу!

1

25

Обобщение знаний по теме: «Лето». Проверочная работа.

1



Календарно-тематическое планирование курса «Развитие речи» 1 класс

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Наш класс, наша школа - 5ч.

1

1 сентября – День знаний.

1

2

Учебные предметы. Цвет, форма, величина.

1

3

Оборудование школы. Работники школы.

1

4

Правила поведения в классе и в школе.

1

5

Обобщение знаний по теме: «Наш класс, наша школа»

1

Осень – 4ч.

6

Живая и неживая природа осенью. Экскурсия.

1

7

Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке.

1

8

Домашние животные, их назначение.

1

9

Обобщение знаний по теме: «Осень»

1

Наш город – 4ч.

10

Город, в котором мы живем.

1

11

Магазины и их назначение.

1

12

Транспорт города. Правила поведения на улице и в транспорте.

1

13

Обобщение знаний по теме: «Наш город»

1

Зима – 4ч.

14

Зима в природе. Экскурсия.

1

15

23 февраля – День защитника отечества

1

16

Жизнь животных и птиц зимой.

1

17

Обобщение знаний по теме: «Зима»

1

Моя семья. Наш дом - 4ч.

18

Я и моя семья.

1

19

Правила поведения в гостях и дома. Режим дня.

1

20

Комнатные растения и уход за ними.

1

21

Обобщение знаний по теме: «Моя семья. Наш дом»

1

Весна – 4ч.

22

Признаки в живой и неживой природе. Экскурсия.

1

23

Бережное отношение человека к животным и птицам.

1

24

9 мая – День Победы в Великой Отечественной Войне.

1

25

Обобщение знаний по теме: «Весна»

1

Родная страна – 4ч

26

Моя родная страна – Россия. Столица России – Москва.

1

27

Флаг, герб, гимн России.

1

28

Народные праздники и знаменательные даты.

1

29

Обобщение знаний по теме: «Родная страна»

1

Лето – 4ч.

30

Сезонные изменения природы. Экскурсия.

1

31

Развлечения детей летом.

1

32

Берегите природу!

1

33

Обобщение знаний по теме: «Лето». Проверочная работа.

1

Тематическое планирование

Перечень разделов

Количество часов

1

Наша школа, наш класс

5 ч.

2

Осень

4 ч.

3

Наш город

4 ч.

4

Зима

4 ч.

5

Моя семья. Наш дом

4 ч.

6

Весна

4 ч.

7

Родная страна

4 ч.

8

Лето

4 ч.

Итого

33 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОКОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

"Развитие речи" 3 класс

Общение и его значение в жизни

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?

Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?

Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д

Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.

Опора на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации:

  •  нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;
  •  говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
  •  когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
  •  если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;
  •  нужно не забывать употреблять «вежливые» слова: пожалуйстаизвини, извините, спасибо.

Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки).

Аудирование

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов- паронимов, предложений, различных по количеству слов:

ма мя, ло — лё, вя — въя; был — бил, пел — пил, кости — гости, тонет — стонет; Я видела в скворечнике скворцаЯ видела в скворечнице скворца и скворушку. Игра «Маленький учитель», выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).

Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.

Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке — клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки); Вася удивляется (на картинке — мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.

Дикция и выразительность речи

Совершенствование речевого дыхания: посчитать до 10 на одном выдохе; потянуть звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.

Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию, например: От топота копыт пыль по полю летит (выбор силы голоса и ритма); Что ты, ёж, такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи!  (смена тона голоса, переход от интонации повествовании, к интонации вопроса и наоборот) и др.

Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.

Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.

Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывание ситуации типа: Снег идёт? — Да, снег идёт (Ура, снег идёт!).

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».

Примерная тематика речевых ситуаций:        «Это         моя школа», «Вместе после уроков», «Успехи и неудачи бываю1 у каждого»; «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Настя и Марфуша в гостях у Морозко»; «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения»; «Я пешеход», «Мой дом и моя семья», «На приёме у врача», «Я зритель»; «Привычки хорошие и не очень», «Хочешь со мной дружить?», «Вместе нам не скучно»; «В зоопарке у зверей», «Погода и мы», «Мы — друзья или враги природы?».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал: Коля подарил то, во что можно играть. Эта игрушка небольшая, быстрая, у неё есть пульт управления.

Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая Настя? — Добрая, вежливая, трудолюбивая. — А Марфа? — Жадная, грубая, ленивая.

А Морозко какой? — Справедливый. — Кто тебе больше всех понравился? — ...

Составление диалогов типа «вопрос — сообщение»: Что ты можешь приготовить? — Я могу сварить макароныподжарить яичницу. — Как ты варишь макароны? — ...; Какие привычки ты считаешь хорошими? — Я думаю, что хорошо никогда не опаздывать, не надо врать, нехорошо обижать малышей. — Тебе когда-нибудь  приходилось опаздывать в школу? — Да, однажды по дороге сломался автобус, и я пришёл только ко второму уроку.

Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации, например по теме «Это моя шкота»: Вот моя школа (Здесь находится моя школа), В школе четыре этажа (пять этажей, два этажа школа двухэтажная). Около школы спортивная площадка (небольшой сад). На первом этаже мастерские. Мы учимся на втором этаже (Наш класс на втором этаже).

Замена часто повторяющегося слова школа другими словами (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4—5 предложений).

Культура общения

Выражение просьбы (Будьте добры, помогите мне, пожалуйста. Не могли бы вы мне помочь... Я прошу вас, дайте Мне сказку «Аленький цветочек» Аксакова), извинения (Простите меня, пожалуйста. Извините меня, пожалуйста ).

Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией: Здравствуй! Здравствуйте! До свидания! Всего хорошего! Будьте здоровы! Пока! Счастливо!

Речевое общение с малознакомыми людьми: Как вас зовут? Как тебя зовут? Как ваша фамилия? Как твоя фамилия? Извините, пожалуйста, вы не скажете, как пройти на остановку автобуса? Не могли бы вы объяснить мне дорогу до остановки? и т. д.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  1. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. Развитая мотивация  учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т
  3. Развитие мыслительной деятельности;
  4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  5. Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  6. Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала

Метапредметные:

а) регулятивные универсальные учебные действия

 определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

б) познавательные универсальные учебные действия:

находить ответы на вопросы ;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

умение высказывать  своё отношение к получаемой информации ;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме

в) коммуникативные универсальные учебные действия

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

Предметные результаты

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

  • передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи;
  • выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
  • сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;

2-й уровень

  • выполнять задания по словесной инструкции учите детей;
  • выражать свои просьбы, используя «вежливые» ело адекватно пользоваться правилами этикета при ветре и расставании с детьми и взрослыми;
  • сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
  • участвовать в беседе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Перечень разделов

Количество часов

1

Школьная жизнь

4

2

Мои друзья

4

3

Играем в сказку

14

4

Я за порогом дома

4

5

Я дома

2

6

Мир природы

4

7

Это я!

3

Итого

35 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, темы урока

Кол-во
час

Тип урока

Информ. сопровождение

Дата

Школьная жизнь-

1

«Снова в школу». Правила поведения на уроке, на перемене.

1

Урок актуализ. зн.

с 7 - 9

2

«Снова в школу». Вспоминаем каникулы.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 10

Мои друзья-

3

Мы собрались поиграть. Правила общения. Считалки.

1

Урок актуализ. зн.

с 13-15

4

Мы собрались поиграть. Игра дома, в коридоре, на улице.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 16-17

Школьная жизнь-

5

РС «В библиотеке». Выражение просьбы. Диалог.            

1

Урок актуализ. зн.

с 19-21

6

РС «В библиотеке». Ролевая игра «Я читатель».

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 22-23

Играем в сказку-

7

РС «Сказки про Машу». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного.  

1

Урок актуализ. зн.

с 25- 27

8

РС «Сказки про Машу». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с. 28-29

Я за порогом дома-

9

РС «Отправляюсь в магазин». Отделы, название продуктов в магазине.  

1

Урок актуализ. зн.

с 31-33

10

РС «Отправляюсь в магазин». Вопросно-ответный диалог. Правила речевого общения.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 32-33

Я дома-

11

РС «Я тебе позвоню». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.    

1

Урок актуализ. зн.

с 37-39

12

РС «Я тебе позвоню». Участие в вопросно-ответном диалоге.   Правила речевого общения.    

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 40-41

Я за порогом дома-

13

РС «Я зритель». Речевое общение с малознакомыми людьми  

1

Урок актуализ. зн.

с 43-45

14

РС «Я зритель».  Правила речевого общения

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 46-47

Мир природы- 2ч

15

РС «Погода и мы». Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.      

1

Урок актуализ. зн.

с 49-51

16

РС «Погода и мы». Составление предложений по теме ситуации.        

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с. 52-53

Играем в сказку- 2ч

17

РС «Снегурочка». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного.    

1

Урок актуализ. зн.

с 55-57

18

РС «Снегурочка». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.  Замена часто повторяющего слова другими словами.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 57-59

Мои друзья-

19

РС «В гости на день рождения». Определение темы ситуации. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.        

1

Урок актуализ. зн.

с 61-63

20

РС «В гости на день рождения». Вежливый тон в разговоре. Передача различных чувств тоном голоса

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с 64-65

Мир природы-

21

РС «Мы друзья или враги природы».  Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.      

1

Урок актуализ. зн.

с 67-69

22

РС «Мы друзья или враги природы». Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

 с 70-71

Играем в сказку- 2 ч

23

РС «Настя и Марфуша в гостях у Морозко». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного.    

1

Урок актуализ. зн.

м/ф

24

РС «Настя и Марфуша в гостях у Морозко». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.  Замена часто повторяющего слова другими словами.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

иллюстр

Это я!- 3ч

25

РС «Привычки хорошие и не очень». Определение темы ситуации. Составление загадок.  

1

Урок актуализ. зн.

с 73-75

РС «Привычки хорошие и не очень».  Составление загадок с опорой на наглядный материал.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

76-77

27

РС «Привычки хорошие и не очень». Различение на рисунках выражения чувств.

1

Комбинированный урок

иллюстр

Играем в сказку-

28

РС «Гуси-лебеди». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного

1

Урок актуализ. зн.

м/ф

29

РС «Гуси-лебеди». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.  Замена часто повторяющего слова другими словами.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

диафильм

30

РС «Гуси-лебеди». Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. Замена часто повторяющего слова другими словами.

1

Комбинированный урок

иллюстр

Играем в сказку-5ч

31

РС «Волк и козлята». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного.

1

Урок актуализ. зн.

м/ф

32

РС «Волк и козлята». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал. Замена часто повторяющего слова другими словами.  

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

Презент

33

РС «Волк и козлята». Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.      

1

Урок актуализ. зн.

м/ф

34

РС «Волк и козлята». Составление загадок с опорой на наглядный материал.

1

Комбинированный урок

иллюстр

35

Моя любимая сказка (проектная деятельность)

1

Урок актуализ. зн.

Презент

Дополнительная литература:

  1. Гаврикова, М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие - 2-е изд., доп.  / М.Ю. Гаврикова. – М.: Глобус, 2007. - 48 с.
  2. Каткова, Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию./ Е.Г. Каткова. – М.: Интелект – Центр, 2005. - 38 с.
  3. Николаекова, Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. / Е.И. Николаекова. – М.: «Первое сентября», 2002. – 24 с.
  4. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002. – 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

Авторская программа "Художественное слово" (образовательная программа по развитию речи)

В программе отражены цели и задачи работы по развитию речи младших школьников, методы организации образовательного процесса, учебно-тематический ...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Программа по развитию речи "Речь" в начальной школе с тематическим планированием и разработками уроков.

Аннотация к программе развития речи «Речь». За основу программы «Речь»  взяты материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных жанров (пов...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...