Формирование функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста
статья

Шаврина Надежда Владимировна

Функциональная грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.1          

                                                                     

 Н.В. Шаврина

МБОУ ООШ №73

г.Ленинск-Кузнецкий

учитель начальных классов

N.V. Shavrina

MBOU OOS №73

Leninsk-Kuznetsky

primary school teacher

E-mail: dwpa@yandex.ru

Формирование функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста

Formation of functional literacy in primary school children

Данная статья посвящена самой важной теме в наше время - формирование функциональной грамотности школьников. Рассматривается вопрос о том, что влияет на формирование функциональной грамотности.

This article is devoted to the most important topic in our time – the formation of functional literacy of schoolchildren. The question of what influences the formation of functional literacy is considered.

Функциональная грамотность, грамотность, формирование грамотности.

Functional literacy, literacy, formation literacy.

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году. Но раньше о ней так не говорили, как сейчас. Только при отсутствии сформированности функциональной грамотности люди пришли к выводу, что она необходима человеку. У функционально безграмотного человека недостаточно или даже совершенно не сформированы социальные взаимоотношения.

А.А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[1,с.35].

Функционально грамотный человек – это тот человек, который разбирается в обществе и умеет функционировать вместе с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Процесс развития и формирования функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста тесно связан с читательской грамотностью, креативным мышлением, математической грамотностью.

На первых этапах обучения детей самым важным является – научить ребёнка размышлять с помощью логических заданий.

Функциональная грамотность опирается на – «Международную программу оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)».

Самым основным и базовым умением функциональной грамотности является читательская компетентность. В наше время умение работать с книгой это самое важное условие для наилучшего развития и  благополучия. Чтение является самым главным для развития человека, как личности. Если младший школьник недостаточно читает, то у него можно уловить несовершенство умственного развития и от этого будет западать грамотность по другим учебным предметам.

Самым главным для функциональной грамотности является способность личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять  знания, умения и навыки для решения жизненных задач в любой сфере деятельности человека.

Компонентами функциональной грамотности являются:

  • коммуникативная грамотность;
  • информационная грамотность;
  • деятельностная грамотность.

Коммуникативная грамотность – это когда человек свободно владеет всеми видами речевой деятельности в любой ситуации.

Информационная грамотность – это когда человек умеет самостоятельно найти любую его интересующую информацию в книгах, Интернете и других источниках.

Деятельностная грамотность – когда человек может самостоятельно сформулировать перед собой цель деятельности, спланировать и уметь её объяснить.

Русский язык является самым важным предметом в школе, так как именно на уроках русского языка самым главным и основным умением является умение работать с текстом. Это умение является необходимым для изучения всех остальных предметов в школе.

На уроках русского языка можно использовать следующие упражнения для формирования функциональной грамотности:

1.Запиши слова, которые нужно писать с заглавной буквы, даже если они находятся в середине предложения.

2.Напишите родственные слова к слову – лес.

3. Найди слово с суффиксом –ик: столик, перчик, ослик, барабанчик.

4. Найдите значение слова: квашёнка.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников необходимо соблюдать следующие условия:

  • использование групповых форм;
  • деятельностный характер обучения;
  • использование «учебных ситуаций»;
  • использование информационных и коммуникационных технологий;
  • дифференцированное обучение.

Начальная школа является основным звеном для формирования и укрепления функциональной грамотности. Именно в начальной школе идёт интенсивное обучение разным видам речевой деятельности: письму, чтению, решению логических задач.

По утверждению О.Г. Грохольской: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре»[1,с.127].

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности указывает на социокультурные достижения общества; низкий – на то что у человека могут возникнуть проблемы в общении с социумом, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать свои взаимоотношения в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить всех учащихся к жизни, обучив мобильного человека, способного при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции.

Литература

  1. Девятова Щ.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности.
  2. Образовательная система «Школа 2100» Педагогика здравого смысла (под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста

Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет  роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...

Специфика формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста

Формирование экологической грамотности младших школьников – процесс длительный, который стоит рассматривать с разных сторон. Цель этого процесса – овладение основными закономерностями в об...

"Формирование математической грамотности у детей младшего школьного возраста"

Создать условия для формирования у учащихся представления о технике выполнения кувырка вперед; развитие физических качеств (гибкость, быстрота, сила)....

Формирование цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста.

В данной сети описывается процесс формирования цифровой грамотности у младших школьников...

Практические упражнения по развитию читательской грамотности у детей младшего школьного возраста с дислексией

В презентации показаны практические упражнения для детей с 1-4 класс, имеющих трудности с чтением. Показаны упражнения разной сложности, помогающие преодолеть трудности...