Проект «Моя малая Родина»
презентация к уроку (3 класс)

Обобщение информации об историческом прошлом нашего села Байкит, о символах ЭМР, воспитание чувства гордости за свою малую Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina_.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проект «Моя малая родина».

Цели: обобщить информацию, собранную об историческом прошлом села, о символах ЭМР (герб, флаг); развивать монологическую и диалогическую речь; воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

Оборудование: презентация с видами родного села, детская научная и художественная литература о селе; физическая карта РФ.

Этапы урока

                        Действия учителя

    Действия ученика

1. Введение в тему.

В 2017 исполняется 90 лет со дня образования нашего села Байкит. К юбилейной дате классом создали проект о своём селе. Для создания проекта ребята разделились на группы, каждая из которых выполняла одно творческое задание. Результаты проделанной работы представили  в классе, а сегодня представим для вас.    

Слайд 1

- Послушайте стихотворение, которое мне очень понравилось.

Слайд 2

Слышишь песенку ручья?

Это Родина моя!

Слышишь голос соловья?

Это Родина моя!

Видишь звездочки Кремля?

Это Родина моя!

Школа, где мои друзья,

 Это Родина моя!

Руки матери моей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в лесу смородина –

Это тоже – Родина.

               М. Пляцковский

- Вам понравилось стихотворение?

Почему?

- О чём в нём говорится?

- Что автор стихотворения называет «Родиной»?

- Стихотворение понравилось потому, что оно доброе, радостное и понятное.

- В нём говорится о Родине.

-Песенку ручья, голос соловья, звездочки Кремля, школу, друзей, руки матери, звон дождей, шум ветвей, смородину в лесу.

2. Постановка учебной задачи.

- Как вы объяснили, что такое Родина?

- Почему получились такие разные ответы?

- Значит, какую учебную задачу вам необходимо решить на уроке?

- Учебная задача нашего урока показана на экране.

Слайд 3

«Родина - ?

- «Это наша страна», «Это Россия», «Это место, где мы родились», «Это что – то близкое и родное».

- Потому что каждый понимает смысл слова «Родина» по – своему.

- Уточнить, что значит слово «Родина», узнать какая бывает Родина.

3.Исследовательские проблемы.

- Решить задачу нам поможет карта.

- Прочитайте её название.

Слайд 4

- Что такое Россия?

- Можем ли мы Россию назвать нашей Родиной?

- Почему?

- И так мы узнали первое значение слова «Родина».

Слайд 5

«Родина – Россия»

- Посмотрите на карте границы России.

- Назовите главный город нашей страны.

- Что вы можете сказать о нашей стране? Какая она?

- Наша страна большая. Значит, можно сказать, что Россия большая Родина.

- В нашем языке есть слова, близкие по смыслу к слову «Родина». Прочитайте эти слова.

Слайд 6

Род, родные, родители, родиться.

- Чем они схожи со словом «Родина»?

- Значит, какой ещё смысл имеет слово «Родина»?

- Правильно, родиной называют место, где родился человек.

Слайд 7

«Родина - место, где родился».

- Назовите место своего рождения.

- Место вашего рождения – это тоже родина, но уже другая – малая.

Слайд 8

«Малая родина -?».

- Как называется место, где мы с вами живём?

- Для нас Байкит – родное село. Как о нём можно сказать?

- Поставим вместо вопросительного знака название нашего села.

Слайд 9

«Малая родина - Байкит».

- Карта России.

- Наша страна.

- Можем.

- Родина – родное место, родная страна. Для нас родная страна – Россия.

- Главный город нашей страны - Москва.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

- Родина – родное место.

Ответы учащихся

- Село Байкит.

- Наша малая родина.

4.Конструирование способа действий.

- Чтобы выполнить своё творческое задание, некоторым ребятам на время пришлось стать историками, экскурсоводами, художниками, библиотекарями. Сегодня   историки, экскурсоводы, художники, библиотекари расскажут всё то, что они узнали о нашем любимом Байките.

- Это план, который поможет нам сообща представить нашу малую родину.

Слайд 9  Историки.

Слайд  10

- Узнать об истории образования Байкита.

Слайд 11

 № 1

     Село Байкит был основан как село в 1927 году по распоряжению Комитета содействия народов Севера и находится на юго – западе района на расстоянии 350 км от центра Эвенкийского муниципального района с. Туры и в 670 км от г. Красноярска.

Слайд 12

    Село Байкит (что в переводе с эвенкийского «богатое место») расположено в Эвенкийском районе Красноярского края  на правом берегу Подкаменная Тунгуска, в месте впадения в неё реки Байкитик.    

И  в самом  деле, место, где  расположилась  фактория,  было  сказочно  богатым. Реки полны  рыбой  тайга – зверьем, рядом – Соболиный  Хребет,  где  в  изобилии  водился  этот  ценный  пушной  зверек.

Слайд 13

Сюда  сходились оленьи  тропы, здесь  ранее  купцы  меняли  у  эвенков  пушнину  практически  за  бесценок  на продукты,

боеприпасы, товары.

 Слайд 14

    История основания села связана с именами организаторов новой жизни на Енисейском Севере.

Слайд 15

Георгий  Константинович Низовцев

Первый советский торговый

представитель. Родился 5 мая

1887 года. В Байкитском районе

проработал 40 лет до 1959 года.

Основатель Кузьмовки, Байкита,

Полигуса и Тычан. Половину своей

долгой жизни отдал Эвенкии, её

зарождению и развитию.

Слайд 16

Михаил Иванович Ошаров

     В 1919 году  на  Север был  направлен  во  главе  хозяйственно – этнографической  экспедиции  М.И.  Ошаров. В  его  задачу  входило  изучение  быта, ведения  хозяйства, традиции  тунгусов, а  также  организации  советской  торговли, поскольку  он  имел  коммерческое  образование. Здесь  Ошаров  встретился  с  Низовцевым, и  они  вместе  проводили  нелегкую работу  по  налаживанию  нового  быта  эвенков .

     М.И.Ошаров  жил  на  Севере  до  1927  года  и  собрал  богатейший  материал  об  эвенках, на базе которого написал роман  «Большой  аргиш». Судьба  этого  человека  трагична. В 1937 году  он  был  репрессирован, приговорен  расстрелу. В  1939 году  приговор  приведен в  исполнение. А в 1956  Ошаров был  реабилитирован… за  отсутствием  состава  преступления.

Слайд 17

Павел Романович Валдаев.

   В 1927 году направлен открыть факторию Байкит, где работал счетоводом.

Друг М.И. Ошарова и Г. К. Низовцева

№ 2

Слайд 18

   1935 год стал для Байкита годом внедрения ППО ( простейших производственных объединений). В это время в селе уже были построены десять домов, из них пять жилых.

Слайд 19

       В летний период в Байкит с Енисея на больших лодках – илимках десять – двенадцать раз доставлялись товары, а поднимались эти лодки вверх по  

Слайд 20

Подкаменной Тунгуске бригадами так называемых лямщиков вручную, бечевой с лямкой  на конце, в которую впрягались люди, иногда лошади, если позволял берег.

Слайд 21

      В тридцатые годы образовался колхоз «Омокто ин» (Новая жизнь), первый в Эвенкии оленьсовхоз, получают своё развитие народное образование,

Слайд 22

здравоохранение, культура, ведутся научные изыскания богатейших недр земли.

Слайд 23

Слайд 24

№ 3

    Великая Отечественная война надолго затормозила развитие территории. Ушли на фронт 498 человек, большинство из них погибли.

Но жизнь постепенно стала налаживаться. Всё вошло в своё русло. Люди самоотверженно работали во всех отраслях производства и многие из них оставили заметный след в истории села. Низкий им всем поклон.

Слайд 25

      Село находится в живописном уголке природы. Богат и разнообразен растительный мир прилегающих к селу лесов. Здесь произрастают редкие растения: - подснежник (сон – трава), багульник, жарки (купальница азиатская), саранка (лилия узколистая) и многие другие.

Слайд 26

      Тайга издавна кормит людей ягодами и орехами со знаменитого кедра ( сосны сибирской). Разнообразен и животный мир тайги.

Слайд 27

 В реках водится таймень, хариус, щука.

Слайд 28

№ 4

     С 1955 года в районе работает авиация. Построена сухопутная посадочная площадка, регулярные рейсы осуществляются в Красноярск и Туру.

Слайд 29

    Общая площадь с. Байкит составляет 12,53 кв.км. Численность населения с. Байкит на период 2016 года составила 3750 человек, из них1861 оставляют мужчины, 1889 человек  - женщины. Возрастной состав населения: пенсионеры – 12%, дети – 27,3 %, трудоспособное население – 60,7%.

Слайд 30

      Дружно живут люди в многонациональном Байките, в этом суровом загадочном таёжном краю. Для многих жителей – это родная сторонка, где родилось ни одно поколение байкитян.

Слайд 31  Экскурсоводы

Узнать современное состояние территории ЭМР.

Слайд  32,33,34,35,36,37

Слайд 38  Художники.

Изучить символы ЭМР.

Слайд  39

Герб Эвенкийского муниципального района представляет собой схематическое изображение ритуального шаманского бубна, в центре которого помещена мифическая птица - белая гагара.

  • Бубен - это символ Вселенной, место сбора духов-помощников, которые оберегают эвенкийский народ.
  • По горизонтальной оси бубна с востока на запад - от восхода солнца и до заката - протекает река, которая, как верят эвенки, соединяет мир живых людей и их предков, прошлое и настоящее.
  • Сама же гагара, пролетающая на закат от восхода, есть не что иное, как творец Земли, покровитель эвенкийского народа.

Слайд  40

     Флаг Эвенкийского муниципального района представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх равновеликих полос: верхняя - голубого, средняя - белого и нижняя - синего цветов. Эти цвета символизируют полярные день и ночь. В центр флага помещено стилизованное изображение национального эвенкийского коврика - кумалана, олицетворяющего собой солнце.

    На сегодняшний день официальные символы села Байкит не установлены, но органом местного самоуправления поселений ЭМР разрешено использовать символику ЭМР до принятия собственной символики.

Слайд 41  Библиотекари.

-Узнать творчество поэтов - земляков.

- Найти и выучить стихотворения поэтов – земляков.

Слайд 42

Алитет Николаевич Немтушкин

    Родился 12 ноября 1939 года, в стойбище Иришки Катангского района Иркутской области в семье охотника, воспитывался в школах-интернатах и бабушкой Огдо-Евдокия Ивановной Немтушкиной.

В 1957 году окончил Ербогачонскую среднюю школу, в 1961 году - Ленинградский Педагогический институт имени Герцена.

Страсть к писательству привела Немтушкина в редакцию газеты "Красноярский рабочий". Более чем на 20 лет журналистика стала его судьбой.

Слайд 43

     А вот первая книга - сборник стихов "Утро в тайге" - "Тымани агиду" вышла, когда Алитет Николаевич был еще студентом в 1960 году. С тех пор из под пера Немтушкина вышло более 20-ти книг, которые были изданы в Красноярске, Ленинграде, Москве, Якутске. Стихи и проза Немтушкина переведены на десятки языков народов бывшего СССР и социалистических стран. Самыми значительными и популярными произведениями Алитета Немтушкина являются  стихотворные сборники

Слайд 44

"Костры моих предков", "Дыхание земли", прозаические книги "Мне снятся небесные олени", "Следопыты на оленях", "Дорога в нижний мир", и др.

Слайд 45

     В 1986 году А. Немтушкин избирался ответственным секретарем Красноярской писательской организации; в 1990 году был удостоен звания "Заслуженный работник культуры"; в 1992 году был отмечен Государственной премией Российской Федерации в области литературы; член Союза писателей с 1969 года.

   В 2002 году был удостоен звания академика Петровской Академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург) наряду с такими известными красноярцами как Виктор Астафьев и Тойво Ряннель.

Слайд 46

     В декабре 2006 года Туринской средней общеобразовательной школе-интернату присвоено имя Алитета Немтушкина.

Послушайте стихи Алитета Немтушкина.

Слайд 47

      Николай Оёгир - эвенкийский поэт, фольклорист и сказитель родился 15 марта в 1926 году в стойбище на озере Еромо, которое в то время относилось к Чириндинскому родовому совету в семье охотника, рыбака. По всей илимпийской тайге свирепствовала тогда "черная царапка" – эпидемия кори. Только постоянные кочевки и спасли семью Оёгиров. Родители - Константин Михайлович - оленевод, охотник-рыбак, Екатерина Игнатьевна - мать многодетной семьи.

С 10 лет Н. Оёгир начал работать приемщиком рыбы. В то время он уже был переростком и потому его, вместе со всеми взрослыми оленеводами, охотниками, рыбаками направили в ликбез. (Чириндинская начальная школа 1937 году). Окончив только четыре класса, он оставляет школу.

Слайд 48

Трудовая деятельность началась рано. Н. Оёгир в 10-летнем возрасте начал помогать отцу, затем стал приемщиком рыбы. Сушил, вялил ее. Детство и юность пришлись на трудные военные годы. После войны учился 3 месяца в колхозной школе на счетовода. В 1955 году, будучи курсантом этой школы, начал писать стихи. Писал только для себя, тайком от сокурсников. И все же его товарищи однажды узнали, что Николай сочиняет стихи, и дали ему прозвище — Поэт.

Слайд 49

Писать стихи Н. Оёгир начал в 60-е годы. При встречах с читателями его спрашивали: "Как и с чего вдруг начал писать стихи, когда почувствовал себя поэтом?" Николай Оёгир ответил так: "В 60-е годы Алитет Немтушкин, известный поэт, на страницах газеты "Советская Эвенкия" в стихотворной форме обратился к молодежи с призывом поддержать его костер поэзии:

Приходите, друзья, к моему костру,
Приходите, мне не гореть без вас:"

Это обращение глубоко взволновало Н. Оёгира, и он под впечатлением написал стихотворение "Би долдытчав" ("Я слышу"):

Я слышу твой голос.
Моя поэтическая строка -
Пока лишь мышиный след :"

Это было его первое стихотворение, опубликованное в газете "Советская Эвенкия".

Слайд 50

    Первый сборник стихов "Танец куликов" на эвенкийском и русском языках. Перевел поэт Вячеслав Пушкин. В этот сборник вошли стихи о родном крае - Эвенкии, ее людях - рыбаках, охотниках, оленеводах; их жизни, обычаях и традициях. Автор ярко и образно рисует неповторимую красоту сибирского Севера.

Слайд 51

   Его стихи пронизаны, согреты любовью к родному краю. Писатель в своих произведениях с особым тактом использовал культурные и языковые традиции, мотивы и ритмы жизни народа, глубоко осмысливал обычаи своих предков, очень бережно и нежно обращался с устным народным творчеством эвенков. Он говорил: "У эвенка два родителя: фольклор и родная природа".

- Послушайте стихи Николая Оёгира.

( Презентация)

- (Представители групп по очереди называют свои творческие задания.)

Историки.

- Узнать об истории образования Байкита.

Экскурсоводы

- Узнать современное состояние территории ЭМР.

Художники.

-Изучить символы ЭМР.

Библиотекари.

-Узнать творчество поэтов - земляков.

- Найти и выучить стихотворения поэтов – земляков.

5. Подведение итога.

- Пришло время подвести итог. Какую учебную задачу мы ставили на этом уроке?

- Что узнали о нашей Родине?

Слайд 52

«Проект «Моя малая родина».

- Какие чувства вызывают у вас слова «Моя малая родина?

- Уточнить, что значит слово «Родина», узнать какая бывает Родина.

Ответы учащихся.

6.Рефлексия.

Слайд 53

- Вот и заканчивается урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наша малая Родина"

Инновационный проект обновления образовательной программы       «НАША МАЛАЯ РОДИНА»   Возраст детей: 7-10 лет.Срок реализации: 3 года. Авто...

Проект "Моя малая родина"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Мы совместно с детьми и родителями делали проект своей малой родины. Работы выполнялись как в рабочих тетрадях, так и на отдельных плакатах....

Проект "Моя малая родина"

Приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает такую ключевую...

Урок – отчёт в 1 классе по окружающему миру по теме «Презентация проектов «Моя малая родина»» (УМК «Школа России»»)

Технологическая карта урока - отчета в 1 классе по окружающему миру по теме "Презентация детских проектов "Моя малая родина""...

Проект "Моя малая родина"

Проект составлен учениками 2 класса....