Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда
материал

Евсеенко Юлия Анатольевна

На прoтяжении всей свoей прoфессиoнальнoй деятельнoсти учитель-логопед дoлжен пoддерживать спoсобность к твoрчеству и пoстоянном саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iop_pedagoga.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Икейская средняя общеобразовательная школа»

Тулунского района Иркутской области

Индивидуальная

образовательная программа педагога

2020-2023 уч.г.

Фамилия, имя, отчество педагога Евсеенко Юлия Анатольевна

Дата рождения: 15.06.1978г

Образование: Иркутский государственный университет, 2015 г.

Специальность по диплому: специальное (дефектологическое) образование

Место работы: МОУ «Икейская СОШ»

Занимаемая должность: учитель-логопед

Общий стаж: 19 лет

Педагогический стаж: 17 лет

Квалификационная категория, дата присвоения: высшая, 2018 г.

Выходные данные ИОП: разработана на 2020-2023 г.г.

Пояснительная записка

Единая методическая тема школы на 2019-2024 гг.: «Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях работы по ФГОС».

Методическая тема работы школы в 2021-2022 уч. г.: «Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования».

Методическая тема школьного МО специального коррекционного обучения в 2021-2022 уч. г.: «Совершенствование коррекционной работы в образовательном учреждении путем развития профессиональной компетентности педагогов в условиях специального образовательного стандарта».

На прoтяжении всей свoей прoфессиoнальнoй деятельнoсти учитель дoлжен пoддерживать спoсобность к твoрчеству и пoстоянному прoфессиональному самoразвитию. Каждый учитель дoлжен постoянно рабoтать над собой, самoсовершенствоваться, делать все, чтобы его деятельнoсть носила творческий, исследoвательский характер. Одной из форм непрерывного профессионального образoвания служит индивидуальная образoвательная программа (ИOП) педагога.

Индивидуальная образoвательная прoграмма педагога может стать весьма действенным средствoм и факторoм адаптации к введению Профессионального стандарта. Современная система образoвания нуждается в высoкоквалифицированных специалистах, спосoбных к профессиональнoму рoсту в условиях информатизации общества.

В процессе логопедической деятельности мною были выявлены профессиональные затруднения, на решение которых направлена ИОП:

  • низкий уровень учебной мотивации и активности обучающихся с ОВЗ на логопедических занятиях;
  • недостаточное владение теоретическим материалом, практическими методами и приемами нейропсихологической технологии;
  • недостаточный уровень овладения приемами работы над формированием навыков смыслового чтения.

Приведенные выше основания определили выбор темы программы «Использование приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях для повышения эффективности коррекционного процесса».

Данная программа сoставлена на основе запросов работoдателя и на основе прoфессиональных затруднений, с которыми мне пришлось стoлкнуться. Для разработки ИОП были определены направления и мерoприятия работы, сроки реализации, а также представлены oжидаемые результаты.

Цель ИОП - повышение профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя-логопеда и эффективное использование личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации.

Задачи ИОП:

  1. Изучить теоретический материал по теме самообразования.
  2. Внедрить нейропсихологические приемы в организацию логопедической коррекции с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  3. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.
  4. Заинтересовать педагогов возможностями применения нейропсихологических методов для эффективности коррекции обучающихся с ОВЗ.
  5. Просветить родителей в вопросах нейропсихологических методах и приёмах коррекции речевых нарушений, обучающихся ОВЗ.
  6. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
  7. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.

Условия непрерывного профессионального образования, которые подтолкнули к разработке ИОП:  

- участие в школьных и районных методических мероприятиях (конкурсах, семинарах, конференциях);

- планирование курсов повышения квалификации по направлению работодателя и самостоятельно. 

Основные направления ИОП и планируемые результаты ее реализации

При составлении ИОП были выделены основные направления, формулируемые как задачи профессионального развития:

  1. Изучить методы и приемы нейропсихологической диагностики.
  2. Изучить методы и приемы нейропсихологической коррекции речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ.  
  3. Изучить основы организации деятельности обучающихся на логопедических занятиях с использованием нейропсихологических приёмов.
  4. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся.
  5. Изучить опыт коллег по данной проблеме.

Планируемые результаты, формулируемые как компетенции, освоение которых предусмотрено в ходе реализации ИОП:

-  применение в образовательном процессе педагогических технологий, современных образовательных и коррекционно-развивающих дидактических средств, информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;

- обеспечение развития у лиц с нарушениями речи мотивации к качественному образованию, личностному развитию, социальной адаптации с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей;

- разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи.        

Ожидаемые результаты ИОП:

- повышение эффективности коррекционного процесса, успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к посещению логопедических занятий;

- разработка дидактических пособий, рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением нейропсихологического подхода;

- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;

- разработка и проведение открытых логопедических занятий, мастер-классов, обобщение опыта по теме самообразования, доклады, выступления на заседаниях ШМО, РМО и ОМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.

        В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Мои профессиональные достижения

Компетенции

(трудовые действия)

Компетенции  оцененные

баллом «2»

Формы предъявления

результатов,

подтверждающих высокий

уровень владения

компетенцией

Описание опыта

Трудовая функция «Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи»

Организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе

2

Ежегодная подготовка и организация образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи

Оформление логопедической документации и кабинета на 2020-2021 уч. год.

Участие в работе заседаний РМО, вебинаров, курсовой подготовке, школьных, районных и областных семинаров

Планирование и проведение логопедических групповых (подгрупповых) и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

2

Открытые индивидуальные, подгрупповые и групповые логопедические занятия для коллег

Показ открытых логопедических занятий

Проведение мониторинга достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов освоения образовательных программ и (или) программ логопедической помощи при использовании способов, содержания и методов, учитывающих индивидуальные возрастные и особые образовательные потребности и особенности обучающихся

2

Ежегодная организация и осуществление мониторинга речевого развития обучающихся (устная и письменная речь)

 Обследование и составление речевых профилей обучающихся с нарушениями речи

Применение в образовательном процессе педагогических технологий, современных образовательных и коррекционно-развивающих дидактических средств, информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

2

Семинар учителей-логопедов ОМО «Использование образовательных технологий на логопедических занятиях в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС УО»

Заседание РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов «Инновационные технологии в образовательном процессе как инструмент реализации ФГОС для детей с ОВЗ (нарушение интеллектуального развития)»

Методический семинар «Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования»

Выступление с докладом «Использование нейропсихологических приёмов в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллектуального развития»

Выступление с докладом «Нейропсихологические приемы в логопедической практике»

Выступление «Приёмы работы над формированием навыков смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ»

Обеспечение формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками за счет постепенного расширения образовательного пространства, ознакомления с социокультурной жизнью

2

Ежегодное участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах

Участие в областной логопедической олимпиаде среди учащихся 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Муниципальный конкурс для детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Я могу! Творчество без границ».

Муниципальный конкурс чтецов «Живое слово» (школьный этап)

Муниципальных конкурс «Новогодний калейдоскоп» (конкурс новогодних стихов).

Подготовка обучающихся к олимпиаде

Трудовая функция «Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи

и программ логопедической помощи»

Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

2

Ежегодная разработка и реализация коррекционных курсов

Разработка и реализация коррекционного курса «Логопедические занятия» на 2020-2021 уч. год

Корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации, обновление фондов оценочных средств

2

Постоянная корректировка программ, планов занятий и оценочных средств

По необходимости

Оформление программно-методической документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающей реализацию образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных потребностей лиц с нарушениями речи

2

Ежегодная подготовка и оформление документации

Подготовка и оформление логопедической документации на 2020-2023 уч. год

Трудовая функция

«Осуществление диагностической и консультативной помощи»

Анализ документов лиц с нарушениями речи, оформленных организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта, правоохранительными органами

2

Изучение документации обучающихся с ОВЗ

Составление программы  коррекционной работы в соответствии с ИПРА

Составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с нарушениями речи

2

Анализ и изучение речевого развития обучающихся с нарушениями речи

Составление психолого-логопедической характеристики

Выбор методик для диагностики состояния речи у детей и взрослых с учетом их индивидуальных особенностей, методик логопедического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья

2

Подбор методик для проведения диагностики состояния речи

По необходимости

Консультирование родителей (законных представителей), и членов семей лиц с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, профориентации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи

2

Подготовка и разработка консультаций для родителей

Выступление на родительских собраниях

Консультирование педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации процессов образования, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи

2

Подготовка и организация консультаций и выступлений по обобщению опытом на заседаниях школьного методического объединения, методического совета, педагогического совета школы

Выступления  на  заседаниях школьного методического объединения, методического совета, педагогического совета школы

Мои профессиональные дефициты

Компетенции

(трудовые действия)

Компетенции

(трудовые действия),

оцененные баллами

«0» или«1»

Распределение дефицитов

по степени актуальности

их восполнения

Примечание

Трудовая функция «Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи»

Применение в образовательном процессе педагогических технологий, современных образовательных и коррекционно-развивающих дидактических средств, информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

1

Реализация нейропсихологического подхода на логопедических занятиях

Использование ИКТ на логопедических занятиях

Формирование навыков смыслового чтения на логопедических занятиях

Использование нейроигр и упражнений на коррекционных занятиях

Применение специализированных компьютерных программ

Применение приёмов по формированию читательской грамотности на индивидуальных и групповых занятиях

Обеспечение развития у лиц с нарушениями речи мотивации к качественному образованию, личностному развитию, социальной адаптации с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей

1

Формирование положительной мотивации обучающихся к логопедическим занятиям при помощи ИКТ и дидактических средств

Подбор приемов и средств для

повышения мотивации обучающихся

Трудовая функция «Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи

и программ логопедической помощи»

Разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

1

Система оценки результатов коррекционного курса «Логопедические занятия»

Нахождение способа проверки, знаний обучающихся: заключительное занятие в нестандартной форме (тестирование, викторина, защита проектов, конкурс стихов)

Трудовая функция

«Осуществление диагностической и консультативной помощи»

Выбор методик для диагностики состояния речи у детей и взрослых с учетом их индивидуальных особенностей, методик логопедического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1

Изучение нейропсихологических методик обследования устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ

Создание копилки нейропсихологических диагностик

Разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации и (или) к реализации логопедической помощи, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты

1

Разработка рекомендаций по применению коррекционных нейропсихологических приемов для педагогов и родителей

Методические рекомендации с использованием нейропсихологических приемов на уроках чтения и русского языка для обучающихся с ОВЗ

План устранения дефицитов профессиональной деятельности

Трудовые

функции

Компетеции

(трудовые

действия),

овладение

которыми

актуально

для меня

Планируе-

мый результат развития

компетенции

Планируемые сроки в

2020-2023 г.г.

Формы работы по преодолениюдефицитов

Формы предъявления

результатов овладения компетенцией

1

2

3

4

5

6

Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи

Применение в образовательном процессе педагогических технологий, современных образовательных и коррекционно-развивающих дидактических средств, информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

2

2020-2023

Изучение успешного опыта учителей-логопедов (видеолекции, вебинары, консультации коллег)

Повышение курсовой квалификации по теме «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушений речевого развития у детей»

Курсы повышения квалификации «Смысловое чтение как основа формирования читательской компетенции школьника»

Схема анализа эффективности логопедических занятий и подходов к коррекционному процессу обучающихся с нарушениями речи

Получение удостоверения

Получение удостоверения

Обеспечение развития у лиц с нарушениями речи мотивации к качественному образованию, личностному развитию, социальной адаптации с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей

2

2020-2021

Изучение литературы по теме

Выступление на заседании РМО с темой «Нейропсихологические приемы, как средство формирования мотивации обучающихся с нарушениями речи»

Выступление на заседании РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов с темой «Игровые приемы работы с текстом для повышения мотивации к смысловому чтению на логопедических занятиях (из опыта работы)»

Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи

и программ логопедической помощи

Разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

2

2020 -2023 уч. г

Изучение литературы «Оценка планируемых результатов на логопедических занятиях»

Участие в семинарах ШМО, РМО и вебинарах по оценки достижения планируемых результатов

Открытое логопедическое занятие с использованием нейропсихологических приемов

Подготовка обучающихся к школьным и муниципальным конкурсам

Открытое логопедическое занятие с использованием приемов смыслового чтения по теме «Текст. Работа с деформированным текстом»

Осуществление диагностической и консультативной помощи

Выбор методик для диагностики состояния речи у детей и взрослых с учетом их индивидуальных особенностей, методик логопедического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья

2

2020-2023

Изучение литературы «Нейропсихологические приемы  диагностики»

Выступление на ШМО специального коррекционного обучения «Методы диагностики нарушений устной и письменной речи»

Разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации и (или) к реализации логопедической помощи, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты

2

2020-2023

Изучение литературы, семинары, вебинары

Разработка методических рекомендаций для педагогов с использованием нейропсихологических приемов на уроках чтения и русского языка для обучающихся с ОВЗ

Составление сборника приемов и техник по формированию смыслового чтения на логопедических занятиях

Определение мер по профилактике нарушений речи, а также заболеваний, трудностей в развитии и социальной адаптации лиц с нарушениями речи

2

2020-2023

Изучение литературы, опыта коллег

Разработка программы для воспитателей ДОУ, учителей  и родителей по профилактике нарушений речи в дошкольном  и младшем школьном возрасте

Список используемой литературы:

  1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019.
  2. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019 (Серия «В помощь логопеду»).
  3. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019 (Школа развития).
  4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009.
  5. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ  28.05.2014 №  3241п-П8 Электронный журнал «Менеджер образования» «Работа с педагогами» «Индивидуальная образовательная программа педагога в условиях Профстандарта» https://www.menobr.ru/article/59746-qqe-16-m7-individualnaya-obrazovatelnaya-programma-pedagoga
  6. ЭКММ «Компас  Профстандарта» http://kompas-profstandarta.ru/index.php/novosti/vas-zainteresuet/39-13-04-2017-g-individualnaya-obrazovatelnaya-programma-pedagoga-v-usloviyakh-profstandarta
  7. Рекомендации по проектированию индивидуальной траектории (индивидуального плана) профессионального роста учителей- предметников на основании анализа результатов их профессиональной деятельности в части обеспечения качественной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС (ФК ГОС) http://www.metodcenter.novotec.ru/upload/gia/metodicheskie_INDprogramma.PDF
  8. Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога учителя географии Половко Л.В. http://lvpolovko.ucoz.ru/avatar/30/polovko.pdf
  9.  Т.В. Коротаева, старший научный сотрудник ГБОУ ДПО «Институт развития образования Пермского края «Индивидуальные траектории профессионального развития педагогов».
  10. «Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности: методические рекомендации/ сост. Т. Г. Блинова, Е.Н. Жаркова, И. Н. Стукалова. http://www.akipkro.ru/images/docs/profstandart/samoanaliz/ind_plan_razvitiya.pdf
  11. Индивидуальная образовательная программа педагога «Академия педагогических проектов Российской Федерации» https://педпроект.рф/гутенко-с-а-публикация/
  12. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)

https://ngknn.ru/images/Incluzivnoe_obrazovanie/doc/act/prof/Surdopedagoga.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»

Данная программа помогает адаптироваться к школьным требованиям детям с гиперактивностью...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НОО С ОВЗ

Индивидуальный план работы учителя-логопеда с обучающимися начальной школы, имеющими ТНР. План разработан в соответствие с ФГОС ОВЗ....

Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"

Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....

Индивидуальная образовательная программа как основной этап организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его п...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

   Речевое развитие детей с ОВЗ протекает медленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются недостаточно сформированными.Коррекц...