Мастер-класс для педагогов ДОУ « Экспериментальная деятельность дошкольников».
опыты и эксперименты

наталия юрьевна николаева
Мастер-класс для педагогов Доу «Экспериментальная деятельность дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

                        Мастер-класс для педагогов ДОУ          «Экспериментальная деятельность дошкольников»  

Тема. Экспериментальная деятельность дошкольников.

Цель: предоставление  участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;

- демонстрация некоторых виды экспериментирования;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области, с целью развития их творческого потенциала;

-распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Материалы и оборудование: яйцо (сырое и варенное, пищевые красители, пищевая сода, лимонная кислота, стаканчики, два апельсина, таз с водой, стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка, молоко, ватная палочка, мыльный раствор, капуста, бумажный макет - «улыбка».

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.

Ход мастер-класса.

І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Добрый день, коллеги! Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания  мира. Они реализуются через поисковую, исследовательскую деятельность, которая, в свою очередь, развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью. В ходе эксперимента он уточняется и проясняется

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский.

Главные достоинства метода экспериментирования в детском саду:

-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

- идёт обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы.

- развивается речь, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденом, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

- происходит  накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются, как умственные умения.

- детское экспериментирование важно для формирования самостоятельности и целеполагания, а так же развития эмоциональной сферы и творческих способностей.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты развивают наблюдательность и пытливость ума, стимулируют стремление к познанию мира, формируют творческую личность.  А так же учат использовать нестандартные решения в трудных ситуациях. Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Очень важно, объяснить ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4. Нужно не просто показать ребенку интересный опыт, но и объяснить, доступным ему языком, почему это происходит;

5. Нельзя оставлять без внимания вопросы ребенка – необходимо найти ответы на них в книгах, справочниках, интернете;

6. Там, где нет опасности, нужно предоставить ребенку больше самостоятельности;

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;

8.И, самое главное, очень важно порадоваться успехам ребенка, похвалить его. Это поспособствует его желанию учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. О свойствах материалов.

2. О природных явлениях.

3. О закономерностях в природе.

Опыт № 1 «Сырые, вареные яйца».

Проведение: определить (вареное яйцо крутиться – сырое нет)

Вывод: в вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно крутиться. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться с трудом.

Опыт № 2 «Засохшие цветы».

Материалы:  вода, миска, бумага, газета, картон, ножницы, карандаши.

Вырежьте из газеты "цветы". Сложите, скрутите карандашом, лепестки к центру. Используйте разную бумагу: тонкую, толстую, картон…

Проведение: распустятся бумажные цветы в воде или нет.                                    Что произойдет с "цветком", как вы думаете? Кидаем в воду один цветок лепестками вверх и смотрим, как он распускается.

Объяснение: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются". Какой цветок распустится самым первым, а какой последним? и положите в воду цветы из разной бумаги и картона.

Опыт № 3 «Дождевые облака»

Необходимый инвентарь: стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.

С помощью этого опыта схематично объясним детям, как идет дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается на землю. В стакан налить воды на 2/3. Выдавить пену прямо поверх воды. Пипеткой на пену накапать окрашенную воду. Теперь наблюдаем, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.

Опыт №4. «Салют»

Материалы: лимонная кислота, пищевые красители,  сода, стаканчики, вода, тарелка.

Проведение: разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка.           На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности. Для этого опыта используется три основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции? Капните несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть, в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой.

Опыт №5 «Цветные узоры на молоке»

Материалы: Молоко, пищевые красители, ватная палочка, мыльный раствор

Ход опыта: молоко разлить по тарелкам, добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Объяснение: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению, поэтому и перемешиваются красители

Опыт № 6 «Надуй шар».

 Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.

Опыт № 7 «Исчезающий мелок»                                                                                Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.                                Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

Опыт № 8 «Краснокочанная химия»

Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты. В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.

Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны и  легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата.

Рефлексия.

1. Полезна ли была вам информация мастер – класса (предложить участникам поднять «улыбочки»- макет из бумаги).

2. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию.

Спасибо за внимание и участие в мастер - классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Мастер-класс для конкурса "Педагог года" "Как играть с гиперактивными детьми?"

Данный материал включает разработку занятия  и сопроводительную презентацию....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: « Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома».

заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность раскрыть ее  значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления...

Мастер - класс для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» с использованием ИКТ.

Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками....

Мастер - класс для воспитателей по опытно- экспериментальной деятельности, как элемент экологического воспитания дошкольников

1.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальнойдеятельности детей.2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умениеделиться приобретенным опытом с другими людьми....

Мастер - класс "Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога"

Тема моего мастер-класса:  «Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога».ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Разработанный Генрихом Сауловичем Альтшуллеро...