Конспект внеурочного занятия курса «Мир деятельности» 2 класс.
план-конспект занятия (2 класс)

Хамидуллина Анжела Римовна

Тема Урок 10. «Учимся дружно. Я автор, я - понимающий»

Целиформирования понимания правил высказывания «автором» своих суждений, а также правила поведения «понимающего».

Задачи: продолжить ознакомление с правила автора и понимающего, формировать понимание последовательности действий автора и понимающего в коммуникации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский
педагогический колледж № 1»

Конспект внеурочного занятия

Название кружка: надпредметный курс «Мир деятельности»

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная

Класс/ возраст детей: 2-5/8-9 лет

Тема: «Учимся дружно. Я автор, я - понимающий»

Планируемые результаты:

Предметные: знать правила автора и понимающего и уметь определить последовательность выполнения этих правил;

уметь определять правила ученика, исходя из позиции автора для достижения цели.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

Цель: формирования понимания правил высказывания «автором» своих суждений, а также правила поведения «понимающего».

Задачи: продолжить ознакомление с правила автора и понимающего, формировать понимание последовательности действий автора и понимающего в коммуникации.

Форма проведения: занятие

Дата проведения: 23.11.2020

Выполнили:
студентки 31 группы

Хамидуллина А., Гарина М.
Методист: Адреева Т. С.

Отметка:

Челябинск, 2020

Дата проведения внеурочного занятия: 23.11.2020
ФИО учителя: Пашнина Татьяна Сергеевна
Класс: 2-5

Этап

Время

Содержание

Действия учащихся

Формируемые УУД

Примечание

1. Самоопределение деятельности

4 мин

Слайд 1.

Здравствуйте ребята.

Слайд 2.

– Вы узнали наших гостей?

– Эти герои к нам уже приходили. Что нового вы узнали с их помощью?

– Давайте обратимся к нашей «Лесенке успеха». Вспомните ситуации, когда вы выполняли роли автора и понимающего. Отметьте, насколько хорошо вам удавалось различать эти роли и выполнять их.

– Этот урок будет также посвящен ролям автора и понимающего.

– Смотрите, что принесли с собой гномы.

Слайд 3

- Что это такое?

– Какие шаги закрыты?

Слайд 3, анимация 1–6

- Молодцы, мы повторили этапы открытия нового знания.

- Это Белоснежка и гномы.

- Мы познакомились с ролями автора и понимающего.

- «Повторяю необходимое», «Получаю пробное действие», «Фиксирую затруднение», «Строю план», «Получаю результат», «Выполняю самостоятельную работу».

Л: самоопределение учебной

деятельности


Р:умение настроиться на работу.


К: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками

Оценка своих умений на «Лесенке успеха»

2. Актуализация знаний, введение в ситуацию

2 мин

6 мин

2 мин.

– Гномики очень шумные и подвижные. Эталон с прошлого урока попал им в руки, посмотрите, что получилось.

Слайд 4

– Вам нужно  правильно собрать эталон.

– Расскажите, что у вас получилось.

Слайд 6

– Вы повторили цели автора и понимающего. Знать цель очень важно, но этого недостаточно.

– Сегодня на уроке вы узнаете, что именно должны делать автор и понимающий, чтобы успешно взаимодействовать.

Слайд 7

– Найдите задание № 1 в учебном пособии.  Слайд 7, анимация 1. 

– Попробуйте выбрать правила, которые должен соблюдать автор.

 - Поднимите руку те, кто точно уверен, что сделал выбор правильно.

– В чём вы не уверены?

– Молодцы! Вы поняли, в чём ваша трудность.

Слайд 7, анимация 2

- Пора выяснять, почему эта трудность возникла.

– Какое задание вы выполняли?

Слайд 7, анимация 3

– Почему возникло затруднение?

– Какую цель вы перед собой поставите?

Слайд 8. 

– Давайте подумаем, что вам может помочь достичь цели.

– Что вы повторили в начале урока?

Слайд 8, анимация 1.

– А какая цель у ученика, который находится в роли понимающего?  

Слайд 8, анимация 2.

– Чтобы понимающий достиг своей цели, что он должен соблюдать?

Слайд 8, анимация 3.

– Гномик Умник знает эти правила. Он предлагает вам с ними познакомиться.

Слайд 8, анимация 4.

– Кто прочитает правила понимающего?

– Почему понимающий должен внимательно слушать автора?

– Для чего понимающий должен задавать вопросы автору: «Я правильно понял, что...?» – Молодцы. С помощью этих правил мы и выбирем верные правила автора.

– Составим план урока.

Слайд 9.

- Посмотрите на план прошлого урока.

Слайде 9, анимация 1.

– Кто догадался, какой будет первый шаг для открытия нового на этом уроке? На прошлом уроке вы выбирали цель автора, а теперь…

Слайде 9, анимация 2.

План: 1. Выбрать правила автора. 

– Какой второй шаг?

– Будем менять этот шаг?

«2. Объяснить свой ответ».

– Что скажете про третий пункт?

 «3. Сверить свой ответ с эталоном».

 

- С повторения необходимых знаний.

- Он рассыпался…

Ученик отвечает на вопрос по заданию.

Высказывают свое мнение

- Мы не уверены, что правильно выбрали правила автора. Мы пока не можем обосновать свой ответ.

- Мы должны были выбрать правила, которые должен выполнять автор.

- Мы не знаем правил, которые должен выполнять автор. У нас нет этого эталона.

- Узнать правила, которые должен выполнять автор.

- Кого называют автором, а кого понимающим.

- Правильно понять автора.

- Правила.

- Чтобы постараться правильно его понять, чтобы дать возможность автору высказать свою мысль.

- Чтобы проверить, так ли он понял автора, уточнить своё понимание.

- Выбрать правила автора в зависимости от правил понимающего.

- Объяснить свой ответ.

- Нет.

- Его нужно оставить, так как наше предположение нужно сверить с эталоном, чтобы понять, правильно мы думаем или нет.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации


К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Л: анализ объектов с целью выделения признаков

Вспоминают знания, открытые на прошлом уроке

Выполняют задание №1 в учебном пособии.

Составляют план урока.

3. Основной

5 мин

2 мин

7 мин.

5 мин.

2 мин

2 мин.

– Предлагаю выполнить задание в группах.(П–10.5).

– Что вам нужно будет сделать?

Слайд 9, анимация 3 

- Группы работают 2 минуты. Представители от каждой группы озвучивают свои рассуждения. Главным будет тот, кто выше по росту.

Слайд 10.

– Прочитайте первое правило понимающего.

– Зачем понимающий должен внимательно выслушивать автора?

– Что должен делать автор для этого?

– Почему не подойдёт карточка «Говорить»? Слайд 10, анимация 1.

– Какое следующее правило понимающего?

 

– Зачем он должен задавать этот вопрос?

– Что должен делать автор?

Слайд 10, анимация 2.

- Ребята, давайте посмотрим какой эталон у нас получился.

Слайд 11.

– Но он пока неполный. Я предлагаю вам  расставить стрелочками порядок выполнения правил автором и понимающим в эталоне группы.

Слайдом 11, анимация 1–3.

– Кто первый приступает к выполнению правила?

– Почему?

– Какое правило должно быть выполнено следующим?

– Какое следующее правило?

– Какую цель вы ставили перед собой?

– Что вы теперь знаете, какой результат вы получили?

– Найдите эталон в своих учебных пособиях. Что нужно сделать?

– Смогли вы преодолеть затруднение?

– Молодцы!

(Слайд 11, анимация 4).

– Какой следующий шаг на уроке?

Слайд 12.

– Гномы очень рады, что вы смогли открыть эти правила.

– Послушайте историю Белоснежки. Подумайте, чем ей можно помочь: «Я десять раз объясняла Весельчаку, как надо ухаживать за цветами. Спрашивала, понятно ли ему. Он говорил, что всё понятно, но делал всё не так, как я объясняла. Что мне с ним делать?»

– Посоветуйте, что предпринять Белоснежке и Весельчаку, чтобы понимать друг друга. Какое правило кто-то из них пропустил?

- Ребята, а как теперь вы будете действовать в похожих ситуациях?

– Я предлагаю вам потренироваться в выполнении ролей автора и понимающего.

Сначала в парах.

- Первые (первый вариант) вы сегодня будете в роли авторов, подойдите за раздаточным материалом(П–10.6)

- Вторые, вы будете в роли понимающих, возьмите свой раздаточный материал.(П–10.6).

– Понимающий с помощью автора должен восстановить на чистом квадрате узор, который видит только автор. И автор, и понимающий должны выполнять свои правила.

– Кто знает, как можно проверить, достигли ли целей автор и понимающий?

– Вы правы. Давайте посмотрим. Слайд 12, анимация 1.

– Какой следующий шаг на уроке?

– Найдите задание № 2 в учебном пособии. Слайд 13.

– Гномик Умник предлагает выполнить следующие задания. Вам нужно в двух ситуациях определить, кто нарушает правило: автор или понимающий.

Если вы считаете, что нарушает автор, то козырёк нужно раскрасить красным цветом, если понимающий — синим.

1-я ситуация: «Гномики решали, какие пирожные приготовить для Белоснежки. Ворчун объяснял Скромнику, как сделать шоколадные пирожные. Скромник задал вопрос: «Правильно я понял, что в тесто надо добавить шоколад?» Ворчун только поворчал, чтобы ему не задавали лишних вопросов, так и не ответив Скромнику». 

2-я ситуация: «Гномики Чихун и Весельчак собирали вишню для украшения торта. Чихун объяснил другу, какие ягоды нужно срывать. Весельчак засомневался, что понял, но решил не задавать вопросов, чтобы не показаться глупым, поэтому нарвал много незрелой ягоды». 

– Итак, проверьте свою работу по образцу.

Слайд 13, анимация 1–2

– Укажите результат своей работы (Слайд 13, анимация 3).

– Кто ошибся при выполнении первого заданий? (Слайд 13, анимация 4).

– Кто выполнил работу без ошибок? (Слайд 13, анимация 5).

- Сделайте вывод.

Задания запасное(если осталось время):

– Посмотрите на задание, которое я вам предложу.

 Определите, к какой роли относится то или иное высказывание, объясните, как вы его понимаете?

1. Больше слушай, чем говори.

2. Коротка речь и ясна — оттого и прекрасна. 3. Внимание – ключ к пониманию.

4. Мудрый человек — не тот, кто много говорит, а тот, кто больше слушает.

5. Веревка хороша длинная, а речь короткая.

- Выбрать и приклеить рядом с правилами понимающего правила автора.

– Так как понимающий должен правильно понять мысль, то автор должен понятно говорить.

- Автор должен говорить понятно.

- Говорить можно по-разному, важно, чтобы было понятно.

- Задаёт вопросы «Я правильно понял, что…»

- Чтобы убедиться, что понял правильно, лучше понять...

- Ответить на вопросы понимающего.

- Автор.

- Он высказывает свою мысль.

- Правило понимающего «Слушать внимательно».

- Понимающий должен задать вопросы, а затем автор должен ответить на них.

- Узнать правила, которые должен выполнять автор.

- Мы открыли правила, которые должен выполнять автор, и узнали правила, которые должен выполнять человек в роли понимающего.

- Наклеить наклейки.

- Да.

- Мы должны закрепить новое знание.

- Сначала должна говорить Белоснежка, а Весельчак слушать. Потом гномику нужно задать вопросы на понимание, а он их не задал. И после того, как Белоснежка ответит на вопросы, приступать к действиям.

Учащиеся приводят примеры.

- Нужно посмотреть, какой узор получился у понимающего

- Нужно выполнить самостоятельную работу.

- Мы хорошо поняли правила автора и понимающего.

П:проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

П: построение речевого высказывания

Л: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответствии с задачей

П:проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Групповая работа.

Работа в парах.

Выполняют задание №2 в учебном пособии

4. Рефлексия

3 мин

– О чём мы с вами говорили на уроке?

– Почему эти роли важно выполнять?

– Теперь оцените свою работу на «Лесенке успеха» (Слайд 15, анимация 1-4)

– На уроках у вас будет возможность потренироваться в выполнении ролей автора и понимающего. Попробуйте дома потренироваться правильно выполнять эти роли.

- О роли автора и понимающего.

- Для того чтобы уметь слушать и слышать, лучше общаться, понимать друг друга.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Оценивают свою работу в «Лесенке успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация в начальной школе. Конспект внеурочного занятия "Совместная трудовая деятельность"

Занятие для внеурочной деятельности в 1 классе по теме "Совместная трудовая деятельность". На основе героев басни И.Крылова раскрываются понятия о совместной деятельности. В практической час...

Конспект внеурочного занятия курса "Мастера Урала", 3 класс

Цель занятия: выявление имеющихся знаний учащихся об Урале, о его природных богатствах и культуре; углубление имеющихся знаний об Урале и  Челябинской области; введение понятия «деко...

Технологическая карта внеурочного занятия курса: «Исследовательская деятельность».

Тема занятия: Поздравительная открытка к 9 мая “Вечный огонь”Технология занятия: проектная деятельность.Образовательная цель: Формирование способности обучающихся к новому с...

Конспект внеурочного занятия "Совершенствование воображения" 2 класс курс:"Юные умники и умницы"

Название кружка: «Юные умники и умницы»Направленность внеурочной деятельности: Общеинтеллектуальная Класс / возраст детей: 2-6 класс, 7-8 летТема: Развитие воображения. Решение логических ...

Конспект внеурочного занятия курса "Юным Умникам и Умницам" "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант" (1класс).

Название курса: «Юным умникам и умницам»Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеКласс / возраст детей: 1-7 класс, 6-7 летТема: Тренировка слуховой памяти. Развитие мышл...

Конспект внеурочного занятия «Учусь классифицировать» - 4 класс (курс «Мир деятельности»)

Тема: «Учусь классифицировать»Цель: уточнение понятия классификация и построение алгоритма проведения классификации. Задачи:1. Обучающая: обучать детей анализировать объекты, с целью ...

Конспект внеурочного занятия (курс «В мире информации») «Вот и осень пришла» (1 класс)

Цель:развитие умения работать с таблицами, расширение кругозора об осени.  Планируемые результаты:Личностные:  проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослым...