Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
консультация

Шарф Лариса Викторовна

 Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)- структура -для обучающихся с УО (ИН) (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr-struktura.docx73.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа интернат

основного общего образования г. Татарска

Принято решением        СОГЛАСОВАНО

Методического объединения учителей        Зам. директора по УР

начальных классов        _____________/Петрова Е.Л. /

Протокол №        от "_____"______2021г.

от "____"________2021г.

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося класса

Ф.И.О.

Структура СИПР

  1. Общие сведения о ребёнке.
  2. Характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).
  3. Индивидуальный учебный план.
  4. Содержание образования.
  1. Программы учебных  предметов и коррекционных занятий.
  2. Нравственное воспитание.
  3. Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.
  4. Внеурочная деятельность.
  1. Организации  реализации  потребности  в  уходе  и присмотре.
  2. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
  3. Программа сотрудничества специалистов с семьей.
  4. Перечень  необходимых  технических  средств,  дидактических материалов.
  5. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

  1. Общие сведения о ребёнке.

     ФИО ребенка:  

     Возраст ребенка:

     Место жительства:

     Мать:

     Отец:

     Год обучения в МБОУ школе-интернате:

         Ступень обучения:

         Группа (особые потребности):

 Заключение ПМПК: 

Характеристика:

        

  1. Индивидуальный учебный план:

Обязательная часть:

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

Математика

Математические представления

Окружающий мир

Окружающий природный мир

Человек

Окружающий социальный мир

Домоводство

Искусство

Музыка и движение

Изобразительная деятельность

Физическая культура

Адаптивная физкультура

Коррекционно-развивающие занятия

Итого:

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Коррекционные курсы:

Сенсорное развитие

Предметно-практические действия

Двигательное развитие

Альтернативная коммуникация

Итого:

Внеурочная деятельность:

Итого:

  1. Содержание образования.

Базовые учебные действия:

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

- направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

- выполнение инструкций педагога:

  • «Возьми»

  • «Посмотри на меня»

  • «Покажи»

- использование по назначению учебных материалов

- выполнение действия

  • по подражанию

  • по образцу

  • по инструкции

- выполнение задания от начала до конца

  1. Программы учебных  предметов и коррекционных занятий

(Приложение к СИПР)

Пример содержания программ учебных предметов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

- обращение по имени к собеседнику

- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: жестом (помахать рукой из стороны в сторону) словом «Привет»

Поддержание контакта

- выражение своих желаний («Дай»)

- выражение просьбы о помощи («Помоги»)

  • выражение согласия:
  • жестом (кивок головы)
  • словом («Да»)

  • выражение несогласия:
  • жестом (покачать головой из стороны в сторону)
  • словом («Нет»)

Завершение контакта

- прощание с собеседником:

  • жестом (помахать рукой)
  • словом («Пока»)

Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

  • понимание имен:
  • педагогов класса
  • учащихся класса

- понимание названий предметов по темам:

«Семья»

«Игрушки»

«Овощи»

«Фрукты»

«Одежда»

- понимание названий действий

- понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит. Он спит и др.)

Экспрессивная речь

- употребление отдельных звуков (а, у и др.)

- употребление звукоподражаний животным

- употребление простых слов ( дай и др.)

- называние своего имени

- употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)

Математические представления

Количественные представления

- нахождение одинаковых объектов:

  • предметов

  • изображений

- различение множеств

  • один

  • много

  • пусто

Пространственные представления

- составление упорядоченного ряда из однородных предметов

- составление предмета (изображения):

  • из 2-х частей

  • из 3-х частей

Представления о цвете

- различение цвета предмета:

  • красный

  • желтый

  • зеленый

  • синий

- группировка предметов по цвету

Представления о форме

- группировка предметов по форме

- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Представления о величине

- группировка предметов по величине

Окружающий природный мир

Животный мир

- различение диких животных:

  • лиса

  • заяц

  • волк

  • медведь

- различение домашних животных:

  • корова

  • свинья

  • лошадь

  • кот

  • собака

Растительный мир

- различение отдельных фруктов:

  • яблоко

  • груша

  • банан

  • лимон

  • апельсин

- различение отдельных овощей:

  • помидор

  • огурец

  • капуста

  • морковь

Человек

Самообслуживание

Прием пищи

- еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

- снятие отдельных предметов одежды:

  • свитер

  • футболка

- расстегивание:

  • молнии

  • кнопок

Одевание

- застегивание:

  • липучек

  • кнопок

  • пуговиц

  • молнии

- надевание предмета одежды:

  • шапка

  • свитер

  • футболка

Туалет

- сообщение о желании сходить в туалет

- пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за полостью рта

- чистка зубов

- полоскание полости рта

  • соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:
  • открывание тюбика с зубной пастой
  • намачивание щетки
  • выдавливание зубной пасты на зубную щетку

  • чистка зубов

  • полоскание рта

  • мытье щетки

  • закрывание тюбика с зубной пастой

Уход за волосами

- расчесывание волос

Представление о себе

  • различение частей тела:
  • рука
  • нога
  • туловище
  • живот
  • голова
  • шея
  • волосы
  • уши

  • различение частей лица:
  • нос
  • рот
  • глаза
  • брови
  • зубы
  • язык

Окружающий социальный мир

  • узнавание предметов одежды:
  • куртка
  • брюки
  • шапка
  • шарф
  • свитер

  • футболка

  • узнавание предметов обуви:
  • сапоги
  • ботинки
  • кроссовки
  • тапки
  • сандалии

  • узнавание предметов мебели:
  • стол
  • стул
  • шкаф
  • кровать
  • диван

  • узнавание учебных принадлежностей:
  • кисточка
  • краски
  • карандаши
  • пластилин
  • бумага
  • ножницы
  • шило
  • коврик
  • доска

  • узнавание предметов посуды:
  • кружка
  • тарелка
  • ложка
  • вилка
  • нож
  • кастрюля
  • чайник

  • узнавание предметов бытовой техники:
  • телевизор
  • утюг
  • холодильник
  • компьютер

Музыка и движение

- узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

- различение музыкальных инструментов, контрастных по звучанию:

  • барабан – маракас

  • барабан – бубенцы

  • барабан – бубен

  • маракас – бубенцы

  • маракас – бубен

- различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

Движение под музыку

- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

  • топанье

  • хлопанье

  • покачивание с одной ноги на другую

  • прыганье

  • кружение

  • приседание

- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

- ведение хоровода

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

- соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой

  • снятие лишней воды с кисти

  • опускание ворса кисти в краску

  • снятие лишней краски о край баночки

  • рисование на листе бумаги

  • опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов

- рисование точек

- соединение точек

- рисование линий

  • вертикальных

  • горизонтальных

Предметное рисование

- рисование контура предмета:

  • по контурным линиям

  • по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

- закрашивание внутри контура

Лепка

Подготовка материала к работе

- разминание материала

Деление на части

- отрывание куска материала от целого куска

- откручивание куска материала от целого куска

Придание формы

- катание шарика

- катание колбаски

- выдавливание формы формочками

Видоизменение формы

- сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

Работа с бумагой

- сминание бумаги

- разрывание бумаги

Работа с клеем

- намазывание всей поверхности клеем

Работа с шилом

- выкалывание шилом по контуру

Составление аппликации

- сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физкультура

Физическая подготовка

Построение и перестроение

- принятие основной стойки для построения и перестроения

- построение в колонну по одному

- размыкание на вытянутые руки в стороны

- ходьба в колонне по одному

- бег в колонне

Общеразвивающие упражнения

- вдох и выдох через рот

- вдох и выдох через нос

- сжимание и разжимание кистей рук

- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

- круговые движения кистью

- движения руками в разных направлениях в

положении «стоя»

- круговые движения руками в исходном положении

«руки к плечам

- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

- наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.

- наклоны туловища вперед, назад, в стороны

- ходьба с высоким подниманием колен вверх

- полуприсед

- поднимание на носках в положении «стоя»

  • ходьба:
  • по доске, положенной на пол
  • ходьба по гимнастической скамейке

  • прыжки на двух ногах:
  • на месте
  • с продвижением вперед

- стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

- ходьба по кругу, взявшись за руки

- ходьба в умеренном темпе

- спокойный бег с правильной координацией движений

  • ползание:
  • на четвереньках
  • на животе

  • лазание по гимнастической стенке:
  • вверх
  • вниз

  • броски мяча двумя руками:
  • вверх
  • о пол

- ловля мяча двумя руками

  • передача в шеренге:
  • мяча
  • гимнастической палки

Санки

- передвижение санок за веревку

- сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения

- удержание равновесия при спуске санок с горы

- подъем после падения с санок

Спортивные и подвижные игры

  • соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:
  • бег вокруг батута
  • запрыгивание на батут

- соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего

- соблюдение правил игры «Строим дом»:

  • соблюдение очередности при переносе модулей
  • составление «башни»

Велосипедная подготовка

- посадка на трехколесный велосипед

  • управление велосипедом:
  • по прямой
  • поворот по большому радиусу
  • вращение педалей

Предметно-практические действия

Действия с материалами

- разминание материала (тесто, пластилин)

- сминание материала (бумага)

- разрывание материала (бумага)

- переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую

- пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую

- наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити)

Действия с предметами

- сжимание предмета: мокрая губка прищепка

пинцет

- нанизывание предметов на нить

- вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия)

- вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок)

- закрывание предмета: коробок

банок (с капроновыми крышками)

Альтернативная коммуникация

- использование жеста как средства коммуникации

- использование слова как средства коммуникации

- использование изображения (фотография, картинка, пиктограмма) как средства коммуникации

  1. Нравственное воспитание.

Содержание

Наблюдение

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие  события,  встречи,  изменения  происходят  в жизни;

на доступном уровне  осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Доброжелательное                        отношение                                к окружающим,        умение        устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми.        Поддержание                у                ребенка положительных эмоций  и  добрых  чувств  в отношении окружающих с использованием                общепринятых                        форм общения,        как                вербальных,        так        и невербальных.

Умение выбирать деятельность, способ выражения своих желаний, принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий, на доступном  ему     уровне,        предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Контроль за своими эмоциями и поведением.

Усвоение правил совместной  деятельности в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге.

Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающихся  и  их семей.

  1. Экологическое воспитание и здоровый безопасный образ жизни.

Содержание

Наблюдение

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня

Интерес и бережное отношения к природе; экологически сообразное поведения  в  быту  и природе

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья

Безопасное поведение в окружающей среде, простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях

Знания  о  правилах  здорового питания

  1. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

  1. Организации  реализации  потребности  в  уходе  и присмотре.

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

  1. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:

Учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель физкультуры.

  1. Программа сотрудничества с семьей.

Задачи

Мероприятия

Отчет о мероприятии

1.

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.

  • Индивидуальные консультации

родителей (раз в триместр, по запросу родителей)

2.

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР.

  • договор о сотрудничестве между        родителями        и образовательной организацией;
  • участие родителей

в        разработке        СИПР        в интересах ребенка;

  • посещение        родителями уроков/занятий;
  • консультирование родителей по вопросам обучения в домашних условиях; выбор единых приемов и подходов;
  • домашнее визитирование

3.

Организация регулярного обмен информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

  • ведение дневника наблюдений (краткие записи);
  • информирование электронными средствами;
  • личные встречи, беседы;
  • просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;

4.

Организация        участия родителей во внеурочных мероприятиях.

  • Привлечение родителей к планированию        мероприятий:

«Новый  год»,  «Мы  –   ученики»,

«Мы перешли в следующий класс», «Первое сентября – день знаний».

  • поощрение        активных родителей

  1. Перечень  необходимых  технических  средств,  дидактических материалов:
  1. Ноутбук, презентации;
  2. Таблицы  и наборы букв, цифр;
  3. Мозаика, пазлы, кубики, конструкторы;
  4. Макет циферблата часов;
  5. Геометрические фигуры;
  6. Муляжи овощей, фруктов;
  7. Предметные и сюжетные картинки с различной тематикой;
  8. Дидактические игры с различной тематикой.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения:

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

  1. – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).
  2. – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.
  3. – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
  1. – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).
  2. – выполняет действие самостоятельно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Особенности разработки и реализации.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяю...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА (ОВЗ)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)ОБУЧАЮЩЕГОСЯ   3   КЛАССА...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.2

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  на ос...