Программа внеурочной деятельности "Юный краевед" 2-3 кл.
рабочая программа (3 класс)

Вагентова Лариса Алексеевна

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний о родном крае, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г. Вязьмы Смоленской области.

Общая характеристика внеурочной деятельности:

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний о родном крае, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. В свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно - научным и историческим дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов целостности окружающей среды, направленных на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: истории, экологии, географии; взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем; соответствия содержания, форм и методов психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа внеурочной деятельности строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, истории, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Материалы по результатам выполненных проектных работ оформляются в виде презентаций и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится туристской работе, в ходе которой школьники получают исторические знания о своей малой родине и окружающего мира в целом.

Цели и задачи курса

 Основная цель курса – привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Вяземской земли и Смоленской области в целом.

Задачи:

Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного города и региона, о значении города в истории России, о музеях, памятниках природы, истории и культуры, о вязьмичах и смолянах, прославивших родной край.

Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности; развитие умения ориентироваться в своём родном городе, умения работать с историческими и географическими картами.

Возраст детей – 8-9 лет (2-3 классы)

Срок реализации программы 2 года

Программа «Юный краевед» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю во внеурочное время в объеме 35 часов в год – 2 класс и 35 часов в год-3 класс.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Окружающий мир» и «Азбука Смоленского края»

  1. Учебно-тематический план

2 класс

п/п

Название раздела, темы

Всего

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Мой родной край – Вязьма  

6

2

4

2.

Достопримечательности  нашего города

23

6

17

3.

Школа, в которой я учусь

5

2

4

               ИТОГО:

34 ч

10

24

3 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Всего

Количество

часов

Теория

Практика

1.

История православия на Смоленской земле

2

1

1

2.

Архитектурное наследие Смоленщины. «Здесь воздух на истории настоян»

5

2

3

3

Святые земли Смоленской

4

1

3

4

Святые места Смоленщины. Монастыри

6

2

4

5.

Культура Смоленской земли

8

3

5

6.

Творчество смоленских поэтов

3

1

2

7.

Музыкальное наследие

2

1

1

8.

Знаменитые земляки

5

2

3

ИТОГО:

35

13

22

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

                                                        2 класс

Экскурсии: в МБОУСШ №4, в школьный музей, в школьный клуб ОБЖ, в парк «Берёзы», в сквер Нахимова, на площадь Ефремова, к памятникам героям 1812 года, к памятникам ВОВ, на Советскую площадь, в городскую детскую библиотеку, в выставочный зал, в литературный салон, в художественную школу, в музыкальную школу, в краеведческий музей, «К истокам родного города» (Спасская башня, Аркадьевский монастырь, Соборная гора, Троицкий собор),

Практические занятия: «Моя дорога в школу», «Практическая работа с картой города», «Мой родной край», работа с фотоматериалами, книгами.  

3 класс

История православия на Смоленской земле(2ч)

Распространение Христианства на смоленской земле.

Архитектурное наследие Смоленщины. «Здесь воздух на истории настоян» (5ч)

 Древние архитектурные памятники Смоленска: церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела, Смоленский Успенский собор.

Чудотворная икона Одигитрии Смоленской. История и современное состояние древних храмов Смоленского края.

Экскурсия в «Свято-Троицкий собор».

Святые земли Смоленской(4ч)

 Собор Смоленских святых.

Слово о Меркурии Смоленском, о Святом Аркадии Вяземском.

Святые места Смоленщины. Монастыри(6ч)

Болдинский Свято-Троицкий монастырь.

 РославльскийСпасо-Преображенский монастырь.

Свято-Троицкий мужской монастырь в Смоленске.

Ионно- Предтеченский монастырь в Вязьме

Культура Смоленской земли(8ч)

М.К. Тенишева и ее роль в развитии русского искусства ХIХ века.

Историко-  архитектурный комплекс «Теремок».

 Художники Смоленска,Вязьмы.

Экскурсия в выставочный зал.

Творчество смоленских поэтов (3ч)

Творчество А.Т. Твардовского.

Лирика М.В. Исаковского.

Наследие Н.И. Рыленкова.

Экскурсия в литературный салон.

Музыкальное наследие(2ч)

 Вклад М.И.Глинки, А.С. Даргомыжского в развитие русской и мировой музыки.

Экскурсия в музыкальную школу.

Знаменитые земляки(5ч)

Гагарин Ю.А.,ЛавочкинС.А.,Докучаев В.В., Пржевальский Н.М., Козлов П.К., Коненков С.Т., Папанов А, Никулин Ю.

Экскурсия в краеведческий музей.

Формы организации и видов деятельности

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры.

IY .Планируемые результаты

Мониторинговая карта  планируемых результатов освоения программы

внеурочной деятельности «Юный краевед»

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

( базовая  ценность-

нравственный выбор)

Воспитательные результаты

1 уровня

Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

______________________________

Воспитательные результаты

2 уровня

ответственное отношение

   к собственным поступкам

   и деятельности, осознанное

   принятие ценностей

   нравственного поведения

Воспитательные результаты

3 уровня

 нравственно-этический опыт

   взаимодействия с окружающими  

   людьми  в соответствии

   с общепринятыми  

   нравственными нормами.

Методика «ЛЕСЕНКА»

Анкета по оценке уровня школьной мотивации

(Н. Лусканова)

Детские исследовательские проекты.

Воспитательный эффект

позитивная адекватная

«Я – Концепция», Методика

«Календарь

полезных дел»

(Л.И. Понизовская)

___________________________________________

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Ученик научится:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Тест"Логические закономерности"

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Методика

"Корректурная проба"

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Методика

"Дорога к дому"

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Список литературы (для учителя)

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги. Береги природу!

2

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

3

Попов, Е. А. Воинская доблесть и слава Вяземской земли/ Е. А. Попов. – Смоленск, 2013. – 64 с.: ил.

4

Тайны и легенды Вяземской земли (включая подлинные сведения о людях, памятниках, топонимике и природных явлениях) // авторы-составители: Жукова Л. С., Музыченко И. Д. – Вязьма, 2012. – 374 с.

5

Ими гордится Вязьма (Почетные граждане г. Вязьма). – Вязьма : ВФ ГОУ МГИУ, 2008. – 360 с.

6

Гурская, Н. Г. Прогулки по старой Вязьме / Н. Г. Гурская. – Смоленск : Издательство «Смоленская городская типография», 2009. – 152 с.

7

Иванов, А. М. Религиозные святыни города Вязьмы: прошлое, настоящее, будущее : справочник / А. М. Иванов. – Смоленск, 2010. – 128 с.

8

"Страницы истории Смоленщины. Книга для дополнительного чтения"

Ю. Г. Иванов, Е. Н. Агинская, О. Ю. Иванов, Р. А. Халатов. - Смоленск: Русич, 2007.

9

А.А. Стукалов "Край мой Смоленский", ООО "Репортер", Смоленск, 2001г.

10

Смоленск и губерния. Время и люди. Историко-картографический атлас. - М.: ООО "Универсальные информационные технологии", 2008.

11

"Наследие земли Смоленской". Альманах "Памятники Отечества" №55, 2002г.

12

Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Рославль. – Смоленск, 2005. – С. 6-7.

13

Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. – Смоленск, 1864. О  Трофимовском смотреть: Виноградова О. Священник и гражданин // Смоленск. – Смоленск, 2004. - №5(61). – С. 36-37. 

14

Ж.В.Лукашенкова Формирование духовно – нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочное время.- Смоленск, 2013

15

З.И. Пастухова Скульптурные памятники Смоленщины. Знаменитые земляки. – Смоленск, 2008.

16

Учебники Азбука Смоленского края (Мир истории. Мир культуры. Мир природы.)

Список литературы (для учеников)

1

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

2

Учебники Азбука Смоленского края (Мир истории. Мир культуры. Мир природы.)

Технические средства обучения.

1

компьютер,

1

2

медиапроектор

1

3

экран

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...