Практическое занятие "Огород на подоконнике"
план-конспект занятия (4 класс)

Толкачева Наталия Вячеславовна

Побуждать детей к исследовательской деятельности, знакомить  их  со  значением витаминов в жизни  человека, воспитывать культуру  питания, прививать бережное  отношение к  своему здоровью, важная задача в  развитии  полноценной  личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_podokonnike.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие: Огород на подоконнике.

Цель: Посадка мини-огорода в семье(группе). Создать условия для исследовательской деятельности.

Задачи: Закрепить у детей знания о здоровом образе жизни. Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека. Прививать бережное отношение к своему здоровью, воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.

Материал: На подносе лук разного цвета, чеснок, укроп, петрушка, салат; семена укропа, петрушки, салата, лука; контейнеры для посадки зелени, пульверизатор с водой, перчатки, дневники наблюдений, этикетки с именами, листы наблюдений (дата посадки, сорт, наименование зелени, имя того, кто посадил)

 Предварительная работа: Приготовить с детьми контейнеры с землей, беседа о пользе для детей витаминов. карточки и контрольные: «есть», «и», «каждый», «день», «лук», «чеснок». «Каждый день нужно есть лук и чеснок»), рецепты, буклеты, фартуки, перчатки, палочки.

Эпиграф «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».                   Сократ

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам здоровья. Здоровье для человека - главная жизненная ценность. Но, к сожалению, часто мы не умеем беречь его. А ведь каждому хочется быть сильными, красивыми, здоровыми и прожить прекрасную, счастливую жизнь. А что такое хорошая жизнь? Давайте поразмышляем об этом каждый и продолжите фразы: «Счастливая жизнь – это…», выбрав предложенные ответы. А теперь их расставим по степени значимости.      

     (Заготовки: это – много денег, друзья, семья, здоровье. (будут выбирать и расставлять по степени значимости). Дети расставляют по степени значимости, говорят свое мнение. 

Воспитатель. Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Ребята, что включает в себя понятие «здоровый образ жизни»? Как вы понимаете? Что является основными составляющими здорового образа жизни. Что можно и что нельзя?

После обсуждения ученики делают вывод о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются: 

Итак, ребята основными составляющими здорового образа жизни являются:

  • Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность.
  • Рациональное питание.
  • Гигиена.
  • Отказ от вредных привычек

Давайте на доске поставим основные составляющие здорового образа жизни

(Приложение № 1)

Да, все правильно и сегодня мы продолжим тему здорового питания.

 - Какие полезные продукты вы считаете полезными? (Богатые витаминами).

 Сейчас у нас холодная осень, скоро настанет зима. Зимой нам не хватает солнца, тепла, поэтому весной человек испытывает недостаток витаминов. И нам надо как следует подготовить свой организм и не болеть.

- А как можно укрепить и сохранить наше здоровье? (Закаляться, заниматься спортом, бегать, правильно питаться).

- В каких продуктах можно найти витамины?

Ответы: овощи, фрукты

Все правильно, а еще мы с вами забыли про зелень. Да, зелень на первый взгляд не заметна, но польза организму огромная. Какие виды зелени вы знаете? (укроп, листовая петрушка, зеленые (листовые) овощи - салат, зеленый лук, шпинат,  щавель, петрушка, руккола, кинза, фенхель, мангольд и т. п.)

- А в какой зелени наибольшее количество витаминов для нашего здоровья? (в чесноке, в луке)

Я вам сейчас загадаю загадки:

Загадки про лук, укроп, петрушку, чеснок:

Кустик с запахом приятным,

Душистым, пряным, ароматным.

Он форму зонтика имеет,

Когда в нем семена созреют.

(Укроп)

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь - слезы льешь. (Лук)

Зелена, свежа, кудрява

Ароматная приправа.

Укропу я подружка –

Душистая… (Петрушка)

Луку я родной братишка.
Я  не нравлюсь ребятишкам!
Только, как же я полезен -
Тот не знает и болезней,
Кто со мной, ребята, дружит,
Ешь меня и врач не нужен!

Хоть не очень то и вкусный -
Организму, все же, нужный!
Вот такой я паренек
И зовут меня... ( Чеснок. )

 Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)

Еще в Древнем Египте лук является священным растением. Форма луковицы напоминала древним людям Луну, в начале его не применяли в пищу «земное подобие луны». Затем люди раскрывали лечебные свойства лука. Рабы и крестьяне при постройке пирамиды Хеопса стали есть лук в огромном количестве, так как он придавал им силы, здоровье. Лук поистине стал божественной пищей.

- Лук содержит много различных витаминов. А вы знаете, как называются витамины, которые есть в луке? (фитонциды)

(Когда лук очистишь от шелухи, появится едкий запах, он улетучивается и убивает микробы). Еще есть витамин С, который укрепляет наше здоровье.

- Знаете ли вы чем помогает лук садоводам? (Настой луковой шелухи уничтожает вредных насекомых).

- Какие виды лука вы знаете? (севок, чернушка, репчатый, слизун, лук- порей, лук-шолот, черемша). Рассмотрите, какие разные луковицы. (Дети рассматривают).

 - Какими еще лечебными свойствами обладает лук? (Улучшает аппетит, борется с микробами, хорошее средство при лечении зубов, кожи, от кашля, насморка).

А что вы знаете про укроп, петрушку, салат? Какими полезными свойствами они обладают?

Не менее ценное витаминное растение с нежными зелеными листьями- салат. Это растение может расти и в виде кочанов, напоминая капусту.

Салат богат витаминами, минеральными солями, поэтому является ценным продуктом для питания детей.

А кто не знает укропа? Но не все его любят. Многие не прочь выбросить из супа его веточки. И напрасно! Укроп - превосходное средство для профилактики и лечения целого ряда болезней. И для этого достаточно ежедневно употреблять с пищей каких-то две-три щепотки его зелени.

Петрушка снимает покраснение кожи и отечность, осветляет кожу, освежает ее тонизирует. Петрушка- обладает омолаживающими свойствами, так как предохраняет кожу от морщин.

Родиной этого растения считают Средиземноморье. В Древней Греции и Риме петрушка длительное время выращивалась как декоративное растение, нередко ее зеленью украшали жилища, листья использовали для плетения венков, которыми увенчивали победителей Истлийских и Пифийских игр. Сам Геркулес украшал себя петрушкой в торжественные моменты. Долгое время ее считали священным растением, символизирующим славу и радость. В Средние века знатные дамы обязательно дополняли свои роскошные наряды бутоньерками из петрушки и укропа.

С лечебной целью используют траву, корни и семена петрушки. Давно известны витаминные свойства петрушки, способность выводить веснушки, регулировать солевой обмен: очищать организм от шлаков, в том числе, и от солей тяжелых металлов. 
Кроме того, эфирные масла в сочетании с другими маслами способствуют стимулированию роста волос, разглаживанию морщин и подходят для профилактики целлюлита.

Физ минутка

http://schools.mari-el.ru/y-ola15/m1/rasdel3/HealthyStyle/OutOfClass.files/image002.gif

Воспитатель предлагает каждому выбрать лепесток от цветика – семицветика. На этих лепестках – задания для «разминки». На листке написано название вида спорта. Каждый показывает пантомиму, другие разгадывают, что за вид спорта был показан.

- Ребята, доктор нам передавал конверт, давайте мы прочитаем, что здесь написано: «Что нужно делать, если в городе эпидемия гриппа? (Тут же в разнобой лежат карточки и контрольные: «есть», «и», «каждый», «день», «лук», «чеснок». «Каждый день нужно есть лук и чеснок»).

Мы с вами поговорили о пользе этих на первый взгляд неприметных в рационе питания трав

Ребята, а ведь самое главное, мы можем вырастить эти полезные растения в семье, это в наших силах. В домашних условиях выращиваются разные овощи, причем для некоторых их видов уже выведены и специальные комнатные сорта. На подоконнике можно вырастить огурцы, помидоры, перец сладкий. Простора, света и тепла на подоконниках, оказывается, достаточно для нормального роста и развития. И сегодня мы посадим свой огород. Какие же основные кандидаты в наш «домашний огород».

С вами мы сегодня посадим лук, укроп, петрушку и сделаем свой огород.  

Мы отобрали лишь те виды, успех в выращивании которых можно предсказать заранее. В любое время года мы сможем украсить свой стол целебной витаминной зеленью.

 (воспитатель подводит детей к столу, на котором подготовлен необходимый инвентарь).

Посмотрите, что лежит у меня на столе. Для того, чтобы посадить зелень нам понадобится… (воспитатель называет и показывает предметы).

Сейчас я посажу свою луковицу, а вы смотрите внимательно:

1.Делаю лунку, аккуратно не просыпая землю.

3.Беру луковицу и опускаю ее в лунку донцем вниз.

4.Поливаю.

Вот я посадила свою луковицу.

Давайте еще раз вспомним последовательность того, как нужно сажать лук (воспитатель закрепляет на доске)

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Делаете бороздочки,

Брызгаете бороздочки

Рядочком сыплете семена

Закрываете семена тонким слоем земли

Поливаете (пошаговые изображения, проговариваем действия).

Игра: «Что сначала, что потом?»

После закрепления алгоритма действий при посадке зелени, воспитатель предлагает детям самостоятельно посадить лук.

Включить музыку (Звуки природы).

Дети подходят к столу по 3 человека, где все подготовлено для посадки (фартуки, стаканчики, земля, совочки, пульвилизатор с водой, палочки с фото или именем). Дети приступают к самостоятельной практической деятельности по посадке зелени, опираясь на алгоритм посадки на доске. Воспитатель осуществляет контроль, помощь. После посадки ребенок в свой стаканчик вставляет палочку со своей фотографией или именем. Воспитатель предлагает выбрать место, где поместить огород (подоконник, там светло и тепло).

Вот какие вы молодцы, все справились и посадили свои витамины. Я вам раздам листы наблюдений и свои наблюдения мы будем фиксировать в листе наблюдений. После этого переставляют контейнеры на подоконник.


ИГРА

-Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Волшебная горошина».

Дети встают в круг. Один из них — фея Горошина, у которой горошина доброты. Фея передает горошину кому-либо из детей в круге и говорит ему что-либо доброе. Ребенок, получивший горошину, может передать ее своему соседу и сказать ему что-либо доброе. Игра продолжается, пока волшебная горошина не обойдет всех детей.

ИТОГ

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Что было трудным на занятии?

- Что понравилось делать?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Где пригодятся знания?

Вот и подошел к концу наше занятие. Сегодня мы с вами научились сажать лук, зелень в землю. Что мы с вами делали? (проговаривание алгоритма),

Вспомнили, как ухаживать за посадкой. Что нужно делать? (поливать, свет, тепло). Вы все молодцы, хорошо потрудились теперь мы будем ухаживать за нашим огородом, и ждать урожай. Урок окончен.

Использованная методическая литература и сайты:

1. Сайт программы «Разговор о правильном питании» www//prav- pit.ru;

2.Сайт:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/09/25/okruzhayushchiy-mir-chto-rastyot-na-podokonnike;

3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: К.н для воспитателей дет сада и родителей. – М.: Просвещение. 1992;

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ГИГИЕНА        СПОРТ

ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ

ПРИВЫЧЕК

                                                          ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

http://schools.mari-el.ru/y-ola15/m1/rasdel3/HealthyStyle/OutOfClass.files/image002.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 1 класс."Что растёт на подоконнике?"(презентация)

Окружающий мир 1 класс."Что растёт на подоконнике?"(презентация) к учебнику А.А.Плешакова...

Окружающий мир "Что растёт на подоконнике"

Фото  известных растений, которые учащиеся видят часто в помещениях у себя дома или в школе....

"Что растет на подоконнике и на клумбе ?", 1 класс

Презентация и конспект урока по окружающему миру в 1 классе (Школа России)....

Что растет на подоконнике

К уроку "Окружающий мир" в первом классе (УМК "Школа России")...

Исследовательская работа "Аптека на подоконнике "

В современном мире все чаще обращаются к народной медицине, которая использует лекарственные растения. К сожалению, сведения о лекарственных комнатных растениях очень скудны. В данной работе рас...

Визитка учебного проекта "Скорая помощь" на нашем подоконнике".

Визитка учебного проекта "Скорая помощь" на нашем подоконнике.  Проект в рамках дополнительной образовательной программы "Юный эколог" по ФГОС в разделе "Мой Зелёный Друг". 2 класс....

Буклет для родителей по проекту "Скорая помощь" на нашем подоконнике".

Буклет для родителей по проекту "Скорая помощь" на нашем подоконнике"....