Статья о проблемах инклюзивного образования.
статья

Бадмаева Юлия Ивановна

Статья напечатана на сайте Педагогического колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispravennaya.docx674.52 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации инклюзивного образования в сельской школе

Бадмаева Юлия Ивановна,

учитель начальных классов, социальный педагог

МКОУ «Воробьёвская СОШ имени Н.Т.Воробьёва»

Приютненский район, РК

Глаза больных детей – что может быть тревожней?
Что может с сердца тяжкий камень снять?
Работать здесь лишь ПО ПРИЗВАНЬЮ можешь,
Готов ты этим детям руки подставлять?

Фрида Полах ( писатель)

 

В современной России огромное количество детей с ограниченными возможностями здоровья.  Все дети, имеющие те или иные проблемы со здоровьем, нуждаются в особом к себе отношении, внимании, получении специальной медицинской и психолого-педагогической помощи и специальном образовании, соответствующем их потребностям. При работе с такими детьми учителя опираются на адаптированные образовательные и коррекционно-развивающие программы.

Важным моментом инклюзивного образования – это доступность. В законе об инклюзивном образовании есть пункт, который даёт право такому ребёнку пойти в школу по месту жительства. И именно родители таких «особенных» детей настаивают на том, чтобы их ребенок обучалось в школе вместе со своими сверстниками. Родитель желает, чтобы ребёнок не только обучался, но и социализировался, так как «особенный» ребёнок находится в изоляции от социума.

Но до сих пор открытым остаётся вопрос об организации процесса развития и обучения «особых» детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр.

        Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании в РФ», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» а также Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом №1 Европейской конвенции и защите прав человека и основных свобод.

На сегодняшний день в РФ применяют 3 подхода в образовании детей с ОВЗ:

  1. Инклюзивное образование, в котором дети с ОВЗ обучаются совместно с обычными детьми.
  2. Интегрированное образование детей в специальных группах (классах) в школах.
  3. Дифференцированное образование детей с ОВЗ в коррекционных (специальных) учреждениях I-VIII видов.

Инклюзивное образование, безусловно, имеет множество преимуществ: главными из них называют демонстрацию более высокого уровня социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками (в том числе социальное принятие детей с особенностями развития и дружбу между детьми); улучшение социальной компетенции и навыков коммуникации; большую насыщенность учебных программ для детей с ОВЗ и, как результат, улучшение их навыков и учебных достижений.

На сегодняшний день отношение к таким детям изменилось: практически никто не возражает, что образование должно быть доступно для всех детей, главный вопрос в том, как сделать так, чтобы «особый» ребёнок получил и богатый социальный опыт, и были реализованы его образовательные процессы.

В настоящее время большой проблемой на пути продвижения инклюзии остаётся:

- неучтённость различного уровня нужд и потребностей детей-инвалидов;                    -неподготовленность общественности для принятия таких детей;

- отсутствие доступной среды;

- недостаточное  целевое финансирование.

 Инклюзивное образование в сельской школе имеет свои особенности. В основном, под инклюзией  понимается обучение на дому. С 2016 года я занимаюсь с  девочкой-инвалидом,  она   находится на домашнем обучении. Девочка имеет диагноз: ребёнок с расстройством аутистического спектра (по заключению ЦПМПК).

Работа педагога в данной области потребовала от меня  прохождения специальных курсов, изучение специальной литературы, поиск материалов для организации занятий, изучение опыта организации других педагогов на образовательных сайтах.

И сразу я столкнулась с различного рода трудностями. Во-первых: отсутствие учебников. Библиотекой школы были выписаны учебники, но в перечне стояли только книги для детей с нарушением интеллекта, что далеко не подходило к моей ученице. Во-вторых: таким детям предусмотрено выделение компьютера и все прилегающие для её обучения программы, чего не было сделано. Так как ребёнок не посещал детский сад, мне пришлось начинать с самого малого. За три года работы с данным ребёнком трудностей было много. Даже если бы такие дети обучались в школе вместе с остальными детьми всё равно были бы трудности, так как на недостаточном уровне находится и оборудование в кабинетах, а зачастую и вообще отсутствует (это особенно касается сельских школ), отсутствие беспроводного скоростного интернета. В моей школе только в начальных классах 4 ребёнка с ОВЗ, трое из них дети-инвалиды. И все они нуждаются в тьюторском сопровождении, логопеде, дефектологе. А у нас есть только педагог-психолог и социальный педагог. Но, не смотря на все эти трудности мы социализируем таких детей. Они принимают у нас участие в различных акциях (фото1. - акция «Мы против терроризма», конкурсах (фото 2.- «Поделка к Новому году» и фото3. - «Букет учителю»)

C:\Users\User\Desktop\Акция Мы против терроризма.jpg

Фото 1. Акция «Мы против терроризма».

C:\Users\User\Desktop\Поделка к Новому году.jpg

Фото 2.Конкурс «Поделки к Новому году»

C:\Users\User\Desktop\Букет учителю.jpg

Фото 3. Конкурс «Букет учителю»

Очень часто дети, которые находятся на индивидуальном обучении, приходят в гости в свой класс и вместе со своими одноклассниками занимаются.  (фото 4)

C:\Users\User\Desktop\Артур.jpg

             Фото 4.  Обучение в классе вместе с одноклассниками.

Есть еще много проблемы, которые необходимо решать при организации инклюзивного образования:

Психологические проблемы учителей.  Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах. Опыт показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения.

Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей.  Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасения, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребёнка.

Проблемы, которые возникают у детей инвалидов и детей с ОВЗ и их родителей. С раннего детства дети с отклонениями сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у таких детей формируется замкнутость, избегание широкого круга общения, депрессия. По мере взросления дети с ОВЗ начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей снижен. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. Кроме того, некоторые родители «особых» детей не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

         Проблемы инклюзивного образования сложны, но главное они решаемы, так как они являются действительно социальными, в ходе её решения затрагиваются интересы колоссального числа людей. Общество должно предоставить любому человеку право выбора  любого вида образования в зависимости от его возможностей [5].

        В заключение хочется привести слова Министра образования и занятости британского правительства Дэвида Бланкетта, который не понаслышке знаком с проблемами детей-инвалидов, так как сам от рождения был слепой: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач   для любого  общества. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать свою востребованность. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

Список использованных источников:

1.Сунцова, А.С. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования /  А.С.Сунцова ‒ М.: Форум, 2012.

2. Михальченко, К.А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире . – 2008. – №5. – С. 77-79.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

5. Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс. Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ режим доступаhttp://www.dislife.ru/flow/theme/1000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются методы оценки инклюзивного образования в трёх основных моделях, реализуемых на практике....

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

В данной статье описаны проблемы и перспективы инклюзивного образования в массовой школе....

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в общеобразовательных школах"

В научной статье проанализированы общие проблемы инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Приведены и рассмотрены основные проблемы инклюзивного образования в России....

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...

Статья "Инклюзивное образование, как современная модель образования"

Инклюзивное образованиеВ России обучение детей с особенностями здоровья имеет более чем 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске было открыто первое училище для 12-и глухонемых детей, а в 18...