Статья " Гармония в жизни человека и изобразительном искусстве "
статья

Девятко  Татьяна Сергеевна

В данной статье раскрывается место гармонии в жизни человека, как способ восприятия, чувствования, оценивания на примере науки и искусства.

Ключевые слова: гармония, математика, музыка, изобразительное искусство, эстетика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmoniya_v_zhizni_cheloveka.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГАРМОНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

                                             

 Надо претворять жизнь в гармонию –

                                                 всю жизнь, во всех ее проявлениях.

                                                                                            Павел Флоренский

Одним из аспектов композиции в изобразительном искусстве является гармония. Это важный элемент художественного произведения, объединяющий композицию в единое и целостное пространство, соподчиняющий её компоненты друг другу в целом. Но только ли в изобразительном искусстве есть понятие гармония? Где еще возможно ее проявление? Какая связь между гармонией в изобразительном искусстве и, например, в математике и музыке?  Какое место гармонии в человеческой жизни?

Учитывая существующее состояние научных знаний и исследований в области проблем гармонии, а также - опыт международной ассоциации SIS-S, на конференцию выносятся следующие темы:

- философские аспекты теории гармонии;

- гармония в структуре Вселенной и физических явлениях;

- гармония в природе;

- гармония в архитектуре, дизайне, изобразительном искусстве;

- гармония в музыке;

- золотое сечение и его приложения; математика золотого сечения;

- математическое моделирование гармоничных процессов;

- методика гармонизации в художественном и инженерно-техническом         творчестве;

- гармония социальных процессов;

- симметрия и гармония; теория симметрии; реализация симметрии в природе и искусстве;

- гармония и человек: физический и духовный аспекты;

- гармония в технологических процессах;

- тема гармонии в образовательном процессе. [1]

Гармония — это состояние устойчивого равновесия, покоя, возникающее в результате правильного распределения, согласования и т. д. чего-либо. [2]

Философский словарь С.А. Лебедева: Словарь основных терминов: Термин гармония определяется как один из регуляторов ценности научного знания, состоящего в убеждении, что бесконечное разнообразие наблюдаемых явлений базируется на сравнительно небольшом числе фундаментальные законы и константы, управляющие этим разнообразием, и отношения основаны на принципе наименьшего действия или минимума, что природа проста в своем действии, экономна и нетерпима к излишествам. [3]

Это определение показывает, что существует бесконечное разнообразие явлений. Проявленный мир открывается человеку во всем своем многообразии, сочетание форм мира может быть бесконечным. Но из всего этого многообразия его направленность выделяется тем, что близко и свойственно его индивидуальности. Лучшие положительные качества человека выражаются в высших степенях гармонии, и наоборот - эгоистичное сознание отрицательно проявляется перед хаосом и разрушением.

Существует около тридцати определений слова гармония в различных сферах человеческой деятельности.

Слово «гармония» используется, чтобы попытаться отразить взаимосвязь частей целого. По словарю Даля это означает равновесие, взаимность, гармонию, гармонию.

   Если вы посмотрите на законы гармонии в математике, то увидите, что всякая гармония подчиняется строгим математическим законам. Эти законы принимают форму энергетических явлений. Эти явления можно увидеть, услышать, ощутить, потрогать.

 В Древней Греции наука и математика развивались под лозунгом «математизации гармонии». В современной математике вопрос «гармонизации математики» сильно поднимают и такие работы, как «коды золотого сечения», закон структурной гармонии систем Эдуарда Сорока, экспериментальное открытие симметрии «золотого сечения». В квантовой физике, 2010. Поэтому развитие тех областей науки, которые находятся на стыке науки и искусства.

Это изучение золотого сечения, чисел Фибоначчи и их проявлений в природе, науке и искусстве. Пифагор, Платон и Евклид начали первые исследования в этом направлении. Понятие золотого сечения изначально ассоциировалось с явлением гармонии. По мнению древних греков, эти два понятия, две идеи тождественны. Золотое сечение представлено как отношение меньшей части к большей, как большей к целому отрезку и рассматривается ими как наглядная иллюстрация гармонии как геометрическая интерпретация целого и его отношения. компоненты.

 Эта связь очень важна, столь глубокий смысл придавали ей очень проницательные древние греки. Спустя две с половиной тысячи лет мы знаем, что золотое число Ф является основой математического направления, позволяющего моделировать и изучать формирование живой природы. Золотое сечение как проявление гармонии стало неотъемлемой характеристикой геометрического рисунка природы. [4]

Если говорить об искусстве, то оно основано на эмоциональном восприятии человеком окружающего мира. Музыка, в частности, влияет на самое важное средство выражения — гармонию. Гармония подчеркивает выразительность мелодии, завершает и дополняет мысли в ней. В то же время гармония в музыке — одна из самых сложных наук. С древних времен интерпретация законов музыкальной гармонии была одним из важнейших направлений исследований.

Гармония как учебный предмет составляет основу профессионального музыкального образования, представляя собой один из крупных разделов музыкознания.

Гармония, выразительные средства музыки, основанные на соединении звуков музыки в гармонии. Например, аккорды — это гармония трех и более звуков, расположенных по определенному принципу.

В исследованиях композитора Л. Сабанеева, анализируя большое количество музыкальных произведений, пришла к выводу, что организация музыкального произведения построена таким образом, что его основные части, разделенные поэтапно, образуют золотые линии. [5]

Опыт в области искусства и архитектуры показывает уникальные свойства золотого сечения. Золотая, иногда называемая божественной, пропорция признается наиболее совершенной эстетической закономерностью, играющей особую роль в способе гармонизации художественных форм.

Леонардо да Винчи был одним из первых, кто популяризировал термин «Золотая середина». Об этом свидетельствует Эдуард Сорок, исследователь в области Теории Гармонии и Золотого Сечения, написавший в уникальной книге «Структурная структурная гармония систем»: человеческий рост в этом отношении был бы естественным образом разделен. Этот термин закрепился и стал популярным благодаря Леонардо да Винчи, который

Список литературы:

1) Боднар О. Я. : учение о гармонии – в образование. Фестиваль Гармонии,2008  http://www.peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=355 // «Академия Тринитаризма» (дата обращения 22. 12. 2018)

2) Дмитриев  Д. В.  Толковый словарь русского языка, М.:  Астрель 2003,

с. 1578

3)Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов, М: Академический Проект, 2004, с. 320  

4) Боднар О. Я. Учение о гармонии – в систему образования // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12775, 02.01.2006

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/006a/02320007.htm 

( дата обращения 18. 12.2018)

(дата обращения 22.12.2018)  

5) Васютинский Н.А. Золотая пропорция, М: Молодая гвардия, 1999,

 с. 187-190

6) Сороко Э.М. Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем М.: Либроком, 2012. –с. 266

7)Габриэль Сеайль. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве :

Литагент АСТ  2017,  с. 8    

Оригинальное издание: Gabriel Séailles Léonard de Vinci. Essai de biographie psychologique        

8) Стахов А.П., «Код да Винчи»: лекция профессора Роберта Лэнгдона // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.13418, 09.06.2006 http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/004a/02321049.htm 

( дата обращения 21.12.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Прекрасное в жизни и произведениях изобразительного искусства"

В презентации представлена подборка натюрмортов русского художника Ильи Машкова....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Музей в жизни города», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Музей в жизни города» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирова...

Конспект интегрированного урока для 2 «Б» класса по предметам «Мир природы и человека» и «Изобразительное искусство» на тему: «Путешествие в весенний лес»

Развивать познавательный и эстетический опыт, образное и логическое мышление, память и речь (продолжать учить отвечать на вопросы)Развивать неречевое восприятиеРазвивать общую и мелкую моторику...