«Как произошли названия геометрических фигур»
творческая работа учащихся

Васильченко Нина Владимировна

«Как произошли названия геометрических фигур»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл start_v_nauku.docx76.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи

Город Оха

Школа №2

Класс 3 б

Направление естественнонаучное

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Как произошли названия геометрических фигур»

Руководитель Васильченко Нина Владимировна,

Первая  квалификационная категория

Учащийся Хетик Полина Юрьевна

2018

Оглавление

Введение        3

Теоретическая часть        5

1.1 Понятие «геометрические фигуры » в математике        5

1.2 Виды геометрических фигур        6

1.3 Кто же и когда придумал названия  геометрических фигур?        7

Практическая работа.        9

Заключение.        10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        11

Приложение 1        12

Приложение 2        13

Приложение 3        14

Приложение 4        15

Введение

Мы с первого класса на уроках математики стали знакомиться с различными геометрическими фигурами. Это меня очень увлекло. Геометрические фигуры окружают каждого человека в повседневной жизни, но мы их не замечаем. У меня зародился вопрос: кто же дал название геометрическим фигурам?

Актуальность моего исследования заключается в том, что уже с рождения все мы видим вокруг геометрической фигуры. Каждая фигура имеет свое название и форму. Но кто и когда дал им названия?

Цель исследовательской работы: узнать, как геометрические фигуры получили свои названия.

Объект исследования: геометрические фигуры.

 Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

 1. Узнать, что такое геометрические фигуры;

2. Какие виды геометрических фигур существуют;

3. Собрать информацию о названиях геометрических фигур, используя словари и энциклопедии.

Гипотеза: исследование названий геометрических фигур позволяет развивать не только математические и логические навыки, но оттачивает ассоциативное, пространственное и образное мышление.

Методы исследования: анкетирование, обзор литературы, сравнение, обобщение.

Исследовательская работа состоит из введения,  теоретической части, практической  части, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Во введении определены актуальность темы, объект, цель и задачи исследования.

В теоретической части исследовательской  работы рассматриваются теоретические аспекты, понятия геометрической фигуры и виды геометрических фигур.

В практической части исследовательской  работы анализируются и оцениваются знания учащихся о геометрических фигурах, о происхождение названий геометрических фигур.

В заключении представлены основные выводы по результатам исследования.

Теоретической базой исследования послужили научные и учебные издания по математике, материалы периодических изданий по вопросам геометрических фигур.

Теоретическая часть

1.1 Понятие «геометрические фигуры » в математике

Упоминание о первых геометрических фигурах встречается еще у древних египтян и древних шумеров. Учеными-археологами  был найден папирусный свиток с геометрическими задачами, в которых упоминались геометрические фигуры. И каждая из них называлась каким-то определенным словом.

Само слово «ФИГУРА» - латинское слово, означает "образ", "вид", "начертание". Этот термин вошел в общее употребление в XII в. До этого чаще употреблялось другое латинское слово — "форма", также означающее ''наружный вид", "внешнее очертание предмета".

         По определению Ожегова «геометрическая фигура» - это часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, а также совокупность определенным образом расположенных точек, линий на поверхностей или тел.        

В советской энциклопедии геометрической фигуре даётся следующее определение - термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно фигурой называют такие множества, которые можно представить состоящими из конечного числа точек, линий или поверхностей, в частности сами точки, линии и поверхности.

В современном словаре иностранных слов геометрическая фигура – это совокупность точек на плоскости; совокупность точек в пространстве.

В словаре Р. Якубова геометрической фигуре даётся следующее определение – часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, а также совокупность точек, линий, поверхностей или тел.

Вывод: геометрическая фигура - множество точек на поверхности (зачастую на плоскости), которое образует конечное количество линий.

1.2 Виды геометрических фигур

Какие же бывают геометрические фигуры? Фигуры бывают плоские (двухмерные) фигуры и объёмные фигуры (трёхмерные).

К плоским относят: круг, полукруг, окружность, луч, прямоугольник, треугольник и другие. Их изучает планиметрия. Точка тоже плоская фигура.

К объёмным относят: шар, конус, сфера, куб, цилиндр, пирамида и другие. Эти тела имеют нечто общее. Все они ограничиваются замкнутой поверхностью, внутри которой находится множество точек. Их изучает стереометрия.

Основными геометрическими фигурами на плоскости являются точка и прямая линия. Отрезок, луч, ломаная линия — самые простые геометрические фигуры на плоскости. 

Точка — мельчайшая геометрическая фигура, являющаяся основой других фигур во всяком изображении либо чертеже.

Каждая более сложная геометрическая фигура есть множество точек, которые обладают определенным свойством, характерное только для этой фигуры.

Прямая линия, либо прямая – это бесконечное множество точек, расположенных на одной линии, которая не имеет начала и конца. На листе бумаги можно увидеть лишь часть прямой линии, так как она не имеет предела.

Часть прямой линии, которая ограничена с двух сторон точками, называют отрезком прямой, либо отрезком.

Луч — это направленная полупрямая, имеющая точку начала и у которой нет конца. Если на прямой поставить точку, то эта точка будет разбивать прямую на два противоположно направленных луча. Эти лучи называют дополнительными.

Ломаная линия — несколько отрезков, которые соединены друг с другом таким образом, что конец первого отрезка оказывается началом второго отрезка, а конец второго отрезка — началом третьего отрезка и так далее, причем соседние (которые имеют одну общую точку) отрезки располагаются на разных прямых. Когда конец последнего отрезка не совпадает с началом первого, значит, эта ломаная линия будет называться незамкнутой. Когда конец последнего отрезка ломаной совпадает с началом первого, значит, эта ломаная линия будет замкнутой.      Четырехзвенная замкнутая ломаная линия — четырехугольник. Трехзвенная замкнутая ломаная линия — треугольник.

 На самом деле фигур в математике достаточно. Мы рассмотрели основные и наиболее часто встречающие на уроках математике в начальной школе.

1.3 Кто же и когда придумал названия  геометрических фигур?

Термин "геометрическая фигура" придумали древние греки. До греков фигуры никто не изучал и никаких названий у них не было. Греки нашли гениальный выход: они стали называть геометрические фигуры словами, обозначавшими предметы похожей формы.

Слово "точка" происходит от латинского глагола "ткнуть", а равнозначное слово "пункт" - от латинского глагола punktum ("укол"), то есть первоначально под точкой понимали укол. Точка – в русском языке означало конец заточенного гусиного пера. 

«ЛИНИЯ» происходит от латинского слова «линеа» - льняная (имеется в виду льняная нить).

КВАДРАТ произошел от латинского слова «кваттуор» (четыре) - фигура с четырьмя сторонами. 

КРУГ - общеславянское слово, имеющее соответствия в германских языках: в древнегерманском "кригер" — "кольцо", "круг", в греческом - "колесо", "круг").

ОКРУЖНОСТЬ в переводе с греческого это слово означает "периферия".

ОТРЕЗОК – это общеславянское слово, производное от "резать".

ПРЯМАЯ - общеславянское слово, в греческом "промос" — "передовой", "прямой".

Термин ПРЯМОУГОЛЬНИК образован путем соединения двух слов: "прямой" и "угол".

Одни считают, что греческое слово ''пирамида" происходит от египетского "пирамус" — "боковое ребро сооружения". Существует другое предположение: термин берет своё начало от формы хлебцев в Древней Греции, то есть является производным от греческого слова "пирос" — "рожь". Некоторые ученые считают, что термин произошел от греческого слона "пир" — "огонь", так как пламя иногда напоминает по форме пирамиду.

Одни считают, что термин РОМБ произошел от греческого слова "ромбос", означающего ''бубен", т.к. ромб похож на четырехугольный бубен, другие — что от греческого слова "'ромб", которое означает «вращающееся тело», «веретено», так как сечение в обмотанном веретене имеет форму ромба.

УГОЛ - общеславянское слово индоевропейского характера (сравним в латинском ''ангулус" — "угол", "кривой").

ЦИЛИНДР - происходит от греческого «кылиндрос» — «валик».

Я поняла, что названия геометрических фигур совсем не странные, а очень даже разумные и понятные. Названия геометрических фигур первоначально были названиями предметов, имеющих форму близкую к форме фигур. Названия некоторых геометрических фигур отражают их свойства.  Просто почти все они пришли к нам из греческого или латинского языков.

Практическая работа.

Изучив теорию я преступила к исследованию. Исследование я проводила на базе МБОУ НОШ №2 г.Охи, среди учащихся 3б класса. В классе обучается 22 человека: 11 мальчиков и 11 девочек.

 На начальном этапе своей исследовательской работы я решила выяснить, какие знают геометрические фигуры учащиеся моего класса. Учащимся было предложено назвать геометрические фигуры которые они знают.  Обработанные данные показали, что геометрические фигуры знают многие учащиеся. Поученный материал  я составила в виде диаграммы. (Приложение 1).

Дальше я решила узнать, а что ребята моего класса знают о происхождении названий геометрических фигур. Для этого я предложила учащимся 3 б класса ответить на вопрос: Кто  и когда придумал названия  геометрических фигур?

 Обработанные данные показали, что мои одноклассник ничего не знают о происхождении названий геометрических фигур, полученный материал я составила в виде диаграммы. (Приложение 2).

Исходя из данных полученных на начальном этапе моей исследовательской работы, я провела работу, задача которой состояла в том, чтобы раскрыть и умножить знания учащихся о происхождении названий геометрических фигур.

Моя работа заключалась в следующем: я на уроках математике в течение нескольких уроков рассказывала своим одноклассникам о происхождении названий геометрических фигур. Также изготовила информационные листы, где учащиеся моего класса могли познакомиться самостоятельно и познакомить других  с  происхождением названий геометрических фигур.

После проведённой мною работы, я провела повторное анкетирование учащихся моего класса. Результаты анкетирования представила в виде диаграммы. (Приложение 3).

По результатам исследовательской работы я могу сделать вывод, что проведя в классе целенаправленную работу по ознакомлению учащихся с происхождением названий геометрических фигур, уровень знаний у учащихся повысился, а также повысился интерес к изучаемому предмету.

Я проделала большую работу и ответила на все вопросы, которые возникли у меня в самом начале моей исследовательской работы. Отвечая на вопросы, я узнала для себя очень много интересного и полезного.

Заключение.

Математика очень важная и интересная наука. Я отметила, что в нашей жизни мы часто встречаем геометрические фигуры. Геометрические фигуры – это множество точек на поверхности.

 В ходе исследовательской работы я узнала, что существуют разные виды геометрических фигур, узнала что названия геометрических фигур пришли к нам из греческого или латинского языков.

 Значимость моей работы заключается в том, что  материал моего исследования можно использовать как на уроках математике, так во внеурочной деятельности. Многие ученики, познакомившись с данным материалом, на вопрос о необходимости изучать геометрические фигуры - ответят положительно! И, конечно же, будут с интересом изучать их  в дальнейшем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детская энциклопедия. 3-е издание. Том 02. Мир небесных тел. Числа и фигуры 3-е изд. - М.: Педагогика, 1972. - 480 с.
  2. Крысин, Л.П. Современный словарь иностранных слов: Свыше 7000 слов и выражений, толкование значений, происхождение, употребление / Л.П. Крысин. - М.: АСТ-Пресс, 2012. - 416 c.
  3. Математический энциклопедический словарь / Гл. ред. Ю. В. Прохоров . - М. : Советская энциклопедия, 1988 . - 847 с. 
  4. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
  5. Словарь "3 в 1" для начальной школы: орфографический, толковый, этимологический / Р. Б. Якубова, Н. Б. Якубова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 410 с.

Приложение 1

Рисунок 1 - «Какие знаете геометрические фигуры?»

Приложение 2

Рисунок 2 -  Уровень знаний учащихся на начальном этапе

Приложение 3

Рисунок 3 - Уровень знаний учащихся на заключительном этапе

Приложение 4

Информационный лист «Происхождение названий геометрических фигур»

Точка                

происходит от латинского глагола "ткнуть"

Линия

происходит от латинского слова «линеа» - льняная

Квадрат

произошел от латинского слова «кваттуор» (четыре) - фигура с четырьмя сторонами. 

Круг

общеславянское слово, в греческом - "колесо", "круг"

Окружность

в переводе с греческого это слово означает "периферия"

Отрезок

общеславянское слово, производное от "резать"

Прямая

общеславянское слово, в греческом "промос" — "передовой", "прямой"

Прямоугольник

образован путем соединения двух слов: "прямой" и "угол"

Ромб

от греческого слова "ромбос", означающего ''бубен"

Цилиндр

происходит от греческого «кылиндрос» — «валик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрические фигуры.Решение задач геометрического содержания.

Цель:учить решать задачи геометрического характера на смекалку.Материал: счетные палочки, набор плоскостных геометрических фигур;Ход занятия.-Сегодня занятие для самых умных, самых смекалистых, ...

Конспект урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса школы 8 вида.

Разработка комбинированного урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса коррекционной школы 8 вида.На данном уроке ...

"Повторяем названия геометрических фигур и предлоги места".

Power Point-презентация на английском языке для работы в начальной школе с углубленным изучением английского языка "Повторяем названия геометрических фигур и предлоги места"....

Закрепление знаний о плоских геометрических фигурах и их дифференциация, знакомство с объёмными геометрическими фигурами(шар)

Презентация на тему : Закрепление знаний о плоских геометрических фигурах и их дифференциация, знакомство с объёмными геометрическими фигурами(шар)Презентация ориентированна на детей дошкольного и мла...

Сценарий внеклассного мероприятия "Откуда произошло название нашего города "

Кл.час "Легенда о происхождении названия города Абакана"...

Карточки для развития внимания и мышления для младших школьников ,название " Геометрические фигуры"

Предлагаются карточки, которые помогут развить у детей внимание и мышление. Карточки даются трёх вариантов, на каждом из вариантов представлены по 3три различные фигуры, на каждый вариант даётся три з...

Проект " Откуда произошло название геометрических фигур"

Школьная проектная работа на тему"Откуда произошли названия геометрических фигур".Цель     проекта: изучение вопроса о том, кто и зачем придумал понятие «геометриче...