Доклад Формирование УУД
методическая разработка

Наумова Виктория Анатольевна

Доклад Формирование УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_uud.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Наумова В.А.

Формирование универсальных учебных действий у первоклассников во внеурочной                                                          и урочной деятельности

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

      Перед начальным образованием остается актуальной проблема успешного формирования «умения учиться». Данное умение предполагает овладение младшими школьниками многообразием видов универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода.

    На сегодняшний день значимым направлением остается обеспечение формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся в контексте развивающего потенциала федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного к самообразованию, самосовершенствованию, готового к решительным действиям и принятию самостоятельных решений. Перед начальным общим образованием остается актуальной проблема успешного формирования «умения учиться»

    Обучение в начальной школе определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий младших школьников. Период обучения чтению и письму – это очень важный и сложный этап в формировании комплекса универсальных учебных действий младших школьников. Именно этот этап предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми учебными действиями – основой успешного обучения.

    Освоение первоклассниками совокупности способов действия (УУД) в контексте системно-деятельностного подхода дает возможность самостоятельного получения новых знаний, умений и компетентностей, включая процесс организации их усвоения, то есть умения учиться. Способность «умение учиться» обеспечивается тем, что совокупность способов действия (УУД) учащихся как обобщенные действия открывают последним возможность широкой ориентации как в рамках отдельных предметов, так и в строении самой учебной деятельности, включающей понимание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. По этому достижение данного умения предполагает эффективное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) комплекс учебных действий и операций (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

     Развитие личности младших школьников обеспечивается, прежде всего, через формирование совокупности способов действия (УУД) учащихся, которые лежат в основе образовательного процесса начальной ступени образования. В широком значении понятие «универсальные учебные действия» означает способность школьника к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Если же рассматривать это понятие в более узком (собственно психологическом) значении, то понятие «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному освоению нового содержания, объема знаний и умений, включая эффективную организацию этого процесса.

      Универсальность УУД проявляется в том, что они носят межпредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех этапов образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности школьника независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают ступени усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Формирование совокупности способов действия (УУД) учащихся: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе освоения разнообразных учебных областей. Требования к формированию совокупности способов действия (УУД) учащихся находят отражение в планируемых результатах освоения образовательных программ разных учебных предметов.

    Таким образом, работу над формированием универсальных учебных действий первоклассников в период обучения грамоте следует организовать с учетом требований ФГОС НОО и творческих возможностей обучающихся. Организационный принцип обучения грамоте представляет содержание данного периода в виде трёх его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного). Чтобы понять, какими учебными действиями необходимо овладеть учащимся, остановимся на особенностях каждого из перечисленных периодов обучения грамоте. Обучение грамоте первоклассников, прежде всего, направлено на формирование элементарного навыка чтения и письма, речевого развития, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

       Цель и задачи начального периода образования решаются на уроках обучения чтению и уроках обучения письму. Процесс обучения чтению и письму протекает параллельно с учётом интеграции устной и письменной речи. При реализации ФГОС НОО произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Как было сказано выше, учебный процесс на начальной ступени образования строится на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, и специфических принципов:                                                                                                                             а) активной деятельности, суть которой заключается в том, что обучающийся, самостоятельно добывая знания, стремится к осознанию содержания и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует эффективному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;                                                                             б) непрерывности, предполагающей взаимодействие всех ступеней и этапов образовательной деятельности на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития младших школьников;                                                                 в) целостности, что означает формирование у первоклассников обобщенного системного мировоззрения и представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в общей системе наук);                                                                       г) минимакса, который заключается в том, что учебное заведение должно создать условие обучающемуся для освоения содержания образования на максимальном, довольно высоком для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС НОО);                                                                                                                                                                    д) психологической комфортности, предполагающего снятие всех стрессообразующих факторов, связанных с процессом урочной и внеурочной деятельности, создание в школе доброжелательной, комфортной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;                                                               е) вариативности в формировании у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному, самостоятельному принятию решений в ситуациях выбора; ж) творческой атмосферы, что означает максимальную ориентацию на творческое начало, способности и возможности каждого ребенка в учебной деятельности, приобретение обучающимися собственного творческого опыта.

     Как известно, основной формой организации на первой ступени обучения является урок, построенный с учетом требований ФГОС НОО, специфических принципов и структуры учебной деятельности. Требования ФГОС НОО, в основе которого лежит деятельностный подход к организации процесса образования первоклассников, предполагает иную структуру урока, которая значительно отличается от классического варианта. Достижение образовательных результатов разворачивается через определенную последовательность этапов работы на уроках, формирование того или иного учебного действия определяет тип, содержание и структуру урока. Ключевой технологический элемент уроков обучения грамоте в контексте системно-деятельностного подхода – ситуация успеха и актуального активизирующего затруднения. Выход из сложившийся ситуации – это личный образовательный маршрут и результат младшего школьника, полученный в ходе специально организованной деятельности, предполагающий идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и прочее).                                                                                                                   Учитель начальных классов может выбрать один из подходов к разработке уроков и строить их в соответствии с концептуальными положениями и требованиями к такому роду классификации уроков.                                                                                                                            Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно учесть критерии результативности   урока, вне зависимости от того, какой типологии придерживается учитель: цели урока задаются тенденцией передачи функции от педагога к ученику; педагог систематически обучает школьников осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, осознавать причины затруднений и т. п.); используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе; педагог владеет технологией диалога, обучает младших школьников ставить и адресовать вопросы; учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит младших школьников, уже на начальном этапе образования, работать по правилу и творчески; на уроке возникают проблемы, задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся); педагог добивается осмысления учебной информации всеми школьниками, используя для этого специальные приемы; стремится оценивать реальное продвижение каждого ребенка, поощряет и поддерживает минимальные успехи; специально планирует коммуникативные задачи урока; принимает и поощряет выражаемую ребенком собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения; стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта; в учебном процессе осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.) Для планомерного и эффективного формирования УУД можно выделить традиционный комплекс этапов: пропедевтический (подготовительный), основной и заключительный.

     Приобщение школьников к изучению родного языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической).

Уже на пропедевтическом этапе у первоклассников формируются первоначальные представления о синтаксических конструкциях, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Дети стремятся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем – моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука.

На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы; первых согласных звуков и их буквенных обозначений; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; про исходит знакомство с буквами, не обозначающими звуков.

В период освоения каллиграфического навыка обучающиеся усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении младших школьников смысловому чтению. Для реализации данной задачи необходимо создать определенные условия: парное и неоднократное предъявление изучаемых букв, что позволяет оптимизировать процесс становления навыка чтения и вместе с тем обеспечивает первоклассникам приобретение знаний о звуках и буквах; разноуровневые компоненты на каждой странице, что позволяет одинаково активно включить в работу как читающих, так и начинающих читать ребят.

Данный этап позволяет осуществлять усвоение механизма чтения, работу со слоговыми таблицами и слогами – слияниями; освоение письма всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Для формирования УУД младших школьников в период обучения грамоте

предлагаются разнообразные задания: работа с моделями предложений, слов.

Сначала формируется представление о том, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слова из звуков, звуки – гласные и согласные, гласные – ударные и безударные, согласные – твердые мягкие, согласные – звонкие, глухие. Затем все эти понятия находят отражение в схематических моделях, что позволяет судить о формировании действий со знако-символическими средствами.

Первоклассникам предлагается разнообразие заданий – игр со словами, которые дают возможность замещения, перестановку букв, слогов, звуков.

Именно на основном этапе организуется подготовка к выполнению пробного учебного действия, его осуществления и фиксации индивидуального затруднения. Поэтому этот этап предполагает актуализацию изученных способов

действий, достаточных для овладения новым знанием, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Таким образом, буквально с первых уроков идет формирование логических способов действия (УУД) обучающихся, а именно предлагаются следующие задания: выдели первый, последний звуки, подбери слова к схемам, найди «лишнее» слово, среди слогов найди слово, соотнеси картинку со словом, раздели на группы, составь слова, прочитай текст, рассмотри иллюстрации, примени свои знания из личного опыта и так далее.

Формирование логических способов действия (УУД) обучающихся направлено на выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие элементы; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родовидовых и ситуативно-существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.

Формирование познавательных способов действия (УУД) обучающихся направлено на усвоение способов решения разнообразных частных задач в период обучения грамоте. Однако невозможно получить развитие способности к самостоятельному нахождению способов решения за счет усвоения способов решения разнообразных частных задач, важно овладение общими принципами (способами) решения задач определенных классов. Для этого в период обучения грамоте первоклассники открывают внутренние свойства и отношения объектов действия, т.е. их свойства, которые определяют закономерности их функционирования и преобразования. Итак, чтобы общий принцип построения учебных

действий был осознан каждым ребенком именно в этом своем качестве, школьник должен действовать с объектом, выявляя в ходе возникающих при этом изменении свойства этого объекта, анализируя и обобщая условия задачи, фиксируя их в форме понятия. Такая деятельность требует критического сопоставления процесса ее и результата с методами и результатами других обучающихся, поэтому возникает необходимость в общении между учениками и учителем, в процессе которого формируются коммуникативные способы действия (УУД) обучающихся.

Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня  развитости устных форм речи каждого ребенка, особенно устных ее видов: слушания и говорения. Младшие школьники в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: учатся ставить цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывать свои действия, выбирать способ действия, обдумывать и предлагать план достижения цели и определять средства – приемы, способы, алгоритмы, модели и прочее.

Педагог, в свою очередь, руководит этим процессом: сначала с помощью

подводящего диалога (беседы, рассуждения и так далее), затем – побуждающего,

а потом и с помощью исследовательских методов. После чего обсуждаются различные предложения, выдвинутые младшими школьниками, и выбирается универсальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Данный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В итоге, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Так, на пропедевтическом этапе обучающиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания с использованием новых способов действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Вследствие чего формируются  коммуникативные учебные действия.

На основном этапе осуществляется звуковой разбор, где осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется у младших школьников умение читать про себя, формируется навык чтения: сознательного, правильного, беглого и выразительного; чтения слов, предложений и текстов.

Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с

формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих возможностей первоклассников. На этом этапе интенсивно происходит формирование следующих универсальных учебных действий младших школьников: личностных; регулятивных коммуникативных и познавательных.

На основном этапе рекомендуется использовать ряд упражнений, которые разбиты на четыре группы: упражнения со словами и звуковыми схемами; фонетические упражнения, включающие транскрипцию звуков; задания, направленные на слуховое восприятие слов и звуков; анализ и синтез звуков в словах.

Целью первой группы упражнений является совершенствование действия

моделирования звуковой оболочки слова и связаны с формированием УУД. Затруднения в этой группе упражнений могут вызвать слова с непроизносимым согласным в средине слова, к которым нужно составить фонетическую модель, а также упражнения, в которых необходимо определять сильную и слабую позицию согласного по твердости-мягкости.

Целью второй группы заданий является перекодировка слов в соответствующие знаки (звуки транскрипции). Например, выберите верный ответ фонетического анализа слова, сделайте фонетический анализ слов. Трудность в этой группе заданий может появиться при работе с йотированными гласными.

Третья группа заданий заключается в восприятии речи на слух и выделении

(нахождении) из нее определенных звуков. Например, замена первого звука в слове «точка». Какие слова получились?

Данная группа заданий, чаще всего, не вызывает затруднений у первоклассников. Причина, на наш взгляд, в том, что у первоклассников не сформирован буквенный образ слова, что дает нам огромные возможности для формирования фонематического слуха без опоры на буквенный образ слова.

Четвертая группа заданий преследует цель: формирование умений синтезировать и выделять звуки в слове. Например, найдите слова, в которых согласных звуков меньше, чем гласных; произнесите в обратном порядке слова: «шум», «лён», «люк», «таз», «шалаш» и другие.

Здесь возможны ошибки, когда обучающиеся встречаются со словами с йотированными гласными, и при произнесении в словах в обратном порядке звуков. Обучающиеся при работе опираются на буквенный образ слова, что подтверждает задачу (проблему), представленную в начале описания этапа.

Важнейшей задачей в обучении фонетике является формирование способов

фонетического анализа. Это действие должно быть вполне осознанным обучающимися. Осознанность возможна только в том случае, если само действие будет осваиваться одновременно со способом самоконтроля за правильностью его выполнения.

Еще одно базовое умение первоклассников – это умение выделять звуки в словах и устанавливать их последовательность. Это умение является ключевым способом действий на начальном этапе обучения грамоте, если на первых ступенях своего формирования оно складывается осознанно и целенаправленно, а младший школьник не только осваивает алгоритм (последовательность операций) действий, но и приобретает способность осуществлять контроль и оценивать свои действия.

Способ выделения звука из слова обоснован и подробно описан Д.Б. Элькониным, который дал характеристику этому действию, и представил его как интонационное выделение (протягивание, пропевание) каждого последующего звука в полном слове.

Правильность выделения каждого отдельного звука эффективнее всего контролируется слухом, если ребенок работает с полным словом, так как если один из звуков слова называется неверно, искажается весь, присущий каждому слову, звуковой «портрет». Между произношением слова и его лексическим значением в языке имеется закономерная связь. Поэтому всякое нарушение одного из компонентов этой взаимосвязи ведет к его обнаружению.

Таким образом, иллюстрирование того, как изменяется слово, если хоть один из звуков назван неверно, – ключевой прием, который используется для того, чтобы научить первоклассников контролировать себя в момент выделения звука из слова.

Одним из условий успешного освоения фонематических значимых характеристик звуков является грамотная и своевременная постановка учебных задач в работе со звуками.

В данном случае можно использовать следующие упражнения: «Подберите по три слова, в которых звук [н] произносится твердо, и три слова, в которых этот звук произносится мягко». Чтобы закрепить умение различать словоразличительные качества согласных, можно использовать игры со звуками. Одной из таких игр является «Хоккей», которая предлагает учащимся проверить, кто из них является лучшим вратарем. Учитель называет слова, которые начинаются со звука [С]. Только эти слова школьники должны пропустить через ворота. Но учитель, в свою очередь, постарается забросить «шайбу». Шайба в этой игре – это слово, которое начинается на другой любой звук, но не [с]. Как только педагог

попробует забросить шайбу, необходимо быстро захлопнуть ворота. Начали: «сыр»! «сумка»! «стол»! «хорошо»! …Первоклассники почему-то не захлопывают ворота?! Учитель спрашивает: «С какого звука начинается слово «хорошо»? Верно, это слово начинается со звука [х]. Значит, это шайба. Продолжаем: «сани»! «коса»! «хорошо»! «сосна»!

Основным затруднением в работе со звуками является то, что от произнесения слова как верного, так и неправильного, никаких следов не остается. Поэтому психологи и методисты нашли возможность искусственно «остановить», зафиксировать звучание слова и при этом обойтись без букв – это использование многочисленных моделей и схем, то есть условных значков, используемых на занятиях в период обучения грамоте.

На основном этапе мы работали со схемами, моделями слов. Знаково-символическая система позволяет делить слова и использовать всевозможные методические игры. Одной из самых эффективных, на наш взгляд, является игра «На стадионе».

Учитель утверждает и пытается убедить первоклассников в том, что на футбольных и хоккейных матчах болельщики постоянно изучают русский язык! Дети сомневаются в этом. Тогда педагог спрашивает у школьников: «Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы хоккеисты забили гол? Давайте-ка и мы громко крикнем так, как кричат болельщики: «Шай-бу, шай-бу, шай-бу!»

Болельщики кричат слово по слогам. Слоги – это такие части (кусочки), на которые делятся слова, но все равно их можно узнать на слух. Для этого опять вернемся на стадион. Что кричат болельщики, когда команда забивает гол? Правильно, они кричат: [ма-ла-цы], [ма-ла-цы]! (При произнесении слова по слогам нельзя произносить его так, как оно пишется. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова!)

– Ребята, теперь, когда вы захотите разделить слово на слоги, представьте,

что вы на стадионе и кричите (только негромко) это слово игрокам. Тогда оно

само разделится на слоги.

Кроме того, в период обучения грамоте предлагались следующие задания:

подберите по четыре слова, соответствующих слоговым моделям; в чем преимущества небуквенных схем (моделей) звукового состава перед транскрипцией? Задумайтесь и аргументируйте свой ответ. Составьте фонетические модели слов: «Нина», «Стасик», «Константин», «Юля».

Использование звуковых моделей помогает совершенствовать фонетические знания и умения первоклассников, так как создает дополнительные предпосылки для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках обучения грамоте, а затем на уроках русского языка.

С фонетическими моделями слов можно предложить самые разнообразные задания. Например: даны три модели и три слова. Младшие школьники определяют, какой из моделей соответствует каждое слово. При этом среди моделей может быть такая, которая не подходит ни к одному из слов. Обучающиеся находят ошибку, а затем составляют правильную модель. Особенно привлекательны для школьников на начальном этапе обучения задания с моделями, если они предлагаются в форме игры. Допустим, обучающиеся «расселяют» жильцов в их квартиры (схемы) или исправляют ошибки Незнайки и так далее.

Таким образом, только при планомерной и целенаправленной деятельности

у первоклассников на заключительном этапе обучения может быть сформирован

комплекс универсальных учебных действий: личностных (развитие положительной мотивации к обучению); регулятивных (совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слова; познакомить детей со звуками; планирование способности самостоятельно определять последовательность выполнения действий при звуковом разборе); коммуникативных (умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; учиться самостоятельности, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом, учителем; ставить вопросы; выражать свои мысли полно и точно); познавательных (развивать речь учащихся; развивать фонетический слух и культуру звукопроизношения; развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограмму)).

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической  и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов

нового поколения // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 18–22.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 199

3. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников : сб. науч. ст. / под общ. ред. Л. Д. Мали, Н. И. Наумовой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование самостоятельной читательской деятельности».

Материал знакомит с основными этапами формирования читательской деятельности....

Доклад"Формирование УУД начальных классов-требование времени"

В докладе даётся характеристика УУД с учётом специфики предмета "Математика", "Русский язык", "Окружающий мир" и базируясь на концепции УУД...

Доклад "Формирование нравственных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности"

В последние годы- отличительные  изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую...

Доклад "Формирование критического мышления у младших школьников"

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Пр...

Доклад "Формирование ИКТ-компетентности у учащихся начальных классов"

Материал может быть использован как самостоятельный доклад и как текст -сопровождение к презентации "Формирование ИКТ-компетентности у учащихся начальных классов", опубликованной ранее.  В работе...

ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».

Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...

Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"

          Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...