« Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников»
статья

« Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников»                   

  Шерхунаева Августина Борисовна – учитель   начальных    классов

           МБОУ Забитуйская СОШ, Аларского района, Иркутской области.

              (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

« Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших                                школьников»                   

  Шерхунаева Августина Борисовна – учитель   начальных    классов

           МБОУ Забитуйская СОШ, Аларского района, Иркутской области.

                                               (из опыта работы)

      Начальная школа – это особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Сама жизнь требует новой работы с содержанием образования. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу правильную гражданскую активную позицию, учить искать, думать, творить, делать. Именно на решение этих важных задач направлена педагогическая деятельность.

      Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они  взаимосвязаны друг с другом, т.е.

 заимствуют друг друга технологические приемы. Реализация  СДП в обучении младших школьников  позволяет достигать определенных результатов:

 - дети учатся анализировать, сравнивать, устанавливать, размышлять, формулировать, доказывать, не бояться высказывать свои мнения, свою точку зрения, работать на высокий результат. Я в своей работе применяю технологию системно - деятельностного обучения, чтобы мои ученики умели работать на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, добывать и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.

   Основной формой организации обучения является урок - образовательное событие, взаимодействие  учителя и ученика. Как построить урок  так, чтобы каждый ребенок понимал, зачем он учится, какие действия совершает, как он делает и достиг ли он результата собственной деятельности?

   Что нужно для этого сделать?  Во– первых процесс учения необходимо сделать привлекательным для  всех учеников:

- не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовать  

обучение так, чтобы дети добывали это знание  в процессе собственной

учебно – познавательной деятельности;

- соблюдать преемственность между  дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности детей;

- создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

- выбирать средства обучения, формирующие у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);

- формировать у учащихся способность к  аналитическому выбору и правильному принятию решения в ситуации выбора;

- создавать условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

   Ребенок  усваивает  какой - либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить ребенок начинает тогда, когда у него проявляется потребность что-то понять. И начинается у него мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, на каждом уроке необходимо создавать условия для формирования у детей положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и. самое главное, захотел он это узнать. И на этом этапе я использую при доброжелательной атмосфере урока следующие приемы работы:

1. Ставлю проблемный вопрос;

2. Создаю проблемную ситуацию:

-  предъявление противоречивых фактов,

-  столкновение разных мнений учащихся вопросом или практическим заданием,

- ошибочное суждение педагога,

- невыполнимое практическое задание;

3. Веду подводящий диалог  (задаю учащимся посильные вопросы и задания, которые подводят детей  к осознанию темы урока):

- репродуктивные задания  (вспомни, выполни, повтори),

- задания на развитие логического мышления (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»);

4. Сообщаю тему урока с мотивирующим приёмом:

- использование стихов, сказок, загадок, исторического материала,

- прием «актуальность», чтобы учащиеся поняли практическую значимость знаний;

5. анализирую жизненные ситуации;

6. создаю ситуацию спора, дискуссии, выбора;

7. организую игру.

  В ходе такой работы учащиеся обращаются к своему личному опыту и опыту одноклассников и в результате формулируют тему урока, приходя к выводу: «Мне не хватает знаний, и я хочу это знать»

  Следующее  условие  организации учебной деятельности - это постановка перед школьниками учебной задачи, т.е. представление такого материала, с которым дети могут производить преобразования. Здесь у ученика сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение всей работы, преобразовывать, дополнять, а также ставить учебные задачи.

 И вот на этом этапе создаю условия для того, чтобы дети сформулировали цели и задачи урока:

 1. Начинаю с побуждающего диалога:

- какие есть предположения?

- какие вопросы можно задать?

- какие вопросы вы хотели бы задать?

2. Далее провожу фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением учащимися учебных задач;

3. применяю приемы, помогающие удерживать учебные задачи в течение всего урока.

    Школьники, участвуя в диалоге, дискуссии, высказывая свою точку зрения, своё отношение к материалу, самостоятельно формулируют цель урока и учебные задачи, ставя перед собой вопрос: «Что мне надо узнать?»

    После того, как сформулирована цель урока и поставлены учебные задачи, перехожу к поиску их решения, составляя условия для самостоятельного выбора учащимися способов решения учебных задач. На этом этапе я:

1. побуждаю к поиску собственного плана решения;

2.учу выбирать более эффективный путь решения;

3.организую процесс решения учебных задач (фронтально, индивидуально, в парах, в группах);

4.стимулирую учащихся к исследовательской деятельности;

5.побуждаю учащихся к высказыванию собственных затруднений и организую деятельность по выявлению причин;

6.консультирую;

7.контролирую ненавязчиво;

8. создаю ситуацию «успеха»

     В результате  после такой работы ученик самостоятельно или с помощью учителя выбирает способ решения учебных задач, отвечая на вопрос: « Как я буду узнавать?»  Школьники участвуют в предложении и обсуждении способов деятельности, планируют работу, задают вопросы учителю, одноклассникам, решают учебные задачи, работают фронтально, в парах, в группах, индивидуально, осуществляют самоконтроль, обращаясь к  учебнику, таблице, модели, консультируясь с  учителем.

 И последний завершающий этап учебной деятельности – контроль, он обеспечивает школьнику правильное выполнение учебных действий. Оценка  позволяет ученику определить усвоен или не усвоен материал.

 На этом этапе организую первичное закрепление знаний (работа с учебником, выполнение  разноуровневых заданий) создаю условия для  рефлексивной  деятельности учащихся:

1. обучаю анализу полученного результата, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- выполнение заданий по инструкции с ограничениями или с нарушенным порядком действий, применяя памятки, алгоритмы, схемы, рабочие закладки;

2. помогаю  учащимся оценивать  действия и действия товарищей.

     На этом этапе урока учащиеся применяют полученные знания в практической деятельности, отвечая на вопрос: «Что я узнал?», осуществляют контроль и взаимоконтроль ( по образцу), демонстрируют результат рефлексивной деятельности, отвечая на вопросы: «Какую задачу ставили на уроке?», «Удалось решить поставленную задачу?»,  « Что я узнал?», «На каком уровне я узнал?», « Каков уровень моего незнания?», «Над чем еще надо поработать?» и другие вопросы.

   Особенность деятельностного метода – самостоятельное  «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности дает групповая работа  и работа в парах. Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как работает сосед. В   традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах, в группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить в ответ  консультацию или разъяснение,  у учеников формируется позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится успешным. Таким образом, использование приемов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы дает учителю возможность  реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

   Заключение.  

  Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведенные среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. Выпускники, которых я выпустила в 2021 учебном году, при переходе в основную школу показали  хорошие результаты обучения, из 10 учеников, 6 учеников закончили первое полугодие на «4» и «5». Очень хорошо написали ВПР по всем предметам  за курс начальной школы, ведь подготовка к  нему велась стабильно, системно, систематически. У обучающихся сформировались основные учебные умения, которые позволили им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно – методическому комплекту. Ведь у них была и есть внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, они умели  и умеют учиться в условиях коллектива, они верят  в свои силы, им интересно, комфортно и  хорошо в школе.

    Совокупность образовательных технологий, методов и приемов СДП дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокий результат, формировать у учеников УУД и готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

     Я убеждена в том, что если школьник хочет учиться, он обязательно добьется успеха. И я, учитель начальных классов, создаю условия для того, чтобы мои первоклассники были активны, любознательны, эмоциональны, способны в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями действовать самостоятельно и нести  ответственность за свои поступки, способны организовать свою деятельность, контролировать и оценивать себя и своих товарищей.

      Я хочу  предложить рекомендации учителю для успешного перехода в деятельность СД подхода, формирование  психологической комфортности участников образовательного процесса.

1.  Перефразируйте высказывания ребенка, чтобы показать, что вы поняли его. Это дает ребенку уверенность в том, что вы слышите его, позволяет ему ещё раз услышать себя уже со стороны и ощутить свои чувства, а вы получите подтверждении, что правильно поняли его.

2.   Наблюдайте за языком и мимикой ребенка. Иногда слова расходятся с языком тела, всегда верьте последнему.

3.   Оказывайте бессловесную поддержку и одобрение. Это могут быть улыбка, подмигивание, объятье, поглаживание, взмах рукой и.д.

4. Следите за своим тоном.

5. Используйте ободряющие фразы, чтобы поддержать разговор и продемонстрировать интерес. Выражения типа: «Ой, правда?», «Расскажи мне об этом», «Кажется ты…», «А что потом?» очень важны ребенку, это способ сказать о вашей заинтересованности и способ стимулировать его к дальнейшему общению.

6. Хвалите как можно чаще, ищите достижения даже в незначительных поступках.

7. Хвалите усилия, а не только результаты. Пусть ребенок знает, что он не всегда должен побеждать. Напряженные усилия и попытки тоже ценны.

8.  Помогите ребенку ставить реальные результаты. Пусть ребенок знает, что он не всегда должен побеждать. Напряженные усилия и попытки тоже ценны.

9. Не сравнивайте  усилия ребенка с усилиями других. Всегда будут дети более или менее спортивнее, умнее, артистичнее и т.д.

10. Делая замечание, осуждайте поступок, не самого ребенка.

- Полезное замечание: «Перелезая через забор, ты мог пораниться, поэтому неделай этого больше, пожалуйста»

11. Несите ответственность за свои негативные  чувства.

Полезное высказывание: «Для меня важно, чтобы в доме было чисто. Я огорчаюсь, когда ты оставляешь учебники на столе и свои вещи разбросанными. Убирай за собой, пожалуйста»

12. Давайте ребенку посильные задания – это формирует ощущение успеха, собственной значимости и ответственность.

13. Демонстрируйте детям своё хорошее отношение. Это дает хорошие самоощущения и повышает самооценку.

    Для успешной реализации СД подхода в обучении школьников, я применяю в своей работе, начиная  с 1 класса различные виды работ, по разным методическим пособиям:

1. Рабочая тетрадь по азбуке(2 ч), которая очень помогает в работе, при организации самостоятельной, парной, групповой работы. Содержит много полезного материала. К каждой теме подобраны  задания, которые помогают первокласснику усвоить и закрепить материал, расширяют его кругозор. На уроках дети отгадывают загадки, решают ребусы, работают со стихотворными текстами и звуковыми схемами(предложений, слов, звуков), занимательные задания со словами, которые помогают улучшить навыки фонематического восприятия языка и чтения. Материалы использую как на уроке, так и для выполнения детьми заданий дома.

2. Рабочие тетради –тренажеры по чистописанию(добукварный и букварный периоды,  послебукварный период). Использование пособия в учебном процессе помогает учителю съэкономить время подготовки к урокам письма, а детям дает дополнительную тренировку в написании букв, обеспечивает развитие мелких мышц руки, способствует личностному развитию и формированию УУД. Приведены игровые задания, которые заинтересовывают детей, предложены упражнения для развития логического и вариативного мышления. Материалы из пособия использую на основных и дополнительных занятиях в урочное и внеурочное время.

3. Тренажер по математике. В пособие включены все виды примеров и задач для 1 класса. математические диктанты, задания по применению математических знаний для измерения величин. Основная цель – формирование системы начальных математических знаний. После каждого задания учащийся оценивает свои достижения, нарисовав смайлик.

4.Игры по обучению грамоте и чтению.

  В данном пособии представлены дидактические игры, которые помогают обучать чтению и письму в игровой форме.

5. После изучения «Азбуки» хочу начать работу по учебно – методическому комплекту О.Н.Крыловой. Чтение. Работа с текстом. 

Работу по данному комплекту провожу давно, в каждом классе, начиная с 1 класса и до перехода детей в основную школу.

Работа с текстом – это интересный и полезный  вид работы. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Работа с иллюстрированным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.

   

            



Предварительный просмотр:

 

« Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших                                школьников»                   

  Шерхунаева Августина Борисовна – учитель   начальных    классов

           МБОУ Забитуйская СОШ, Аларского района, Иркутской области.

                                               (из опыта работы)

      Начальная школа – это особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Сама жизнь требует новой работы с содержанием образования. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу правильную гражданскую активную позицию, учить искать, думать, творить, делать. Именно на решение этих важных задач направлена педагогическая деятельность.

      Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они  взаимосвязаны друг с другом, т.е.

 заимствуют друг друга технологические приемы. Реализация  СДП в обучении младших школьников  позволяет достигать определенных результатов:

 - дети учатся анализировать, сравнивать, устанавливать, размышлять, формулировать, доказывать, не бояться высказывать свои мнения, свою точку зрения, работать на высокий результат. Я в своей работе применяю технологию системно - деятельностного обучения, чтобы мои ученики умели работать на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, добывать и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.

   Основной формой организации обучения является урок - образовательное событие, взаимодействие  учителя и ученика. Как построить урок  так, чтобы каждый ребенок понимал, зачем он учится, какие действия совершает, как он делает и достиг ли он результата собственной деятельности?

   Что нужно для этого сделать?  Во– первых процесс учения необходимо сделать привлекательным для  всех учеников:

- не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовать  

обучение так, чтобы дети добывали это знание  в процессе собственной

учебно – познавательной деятельности;

- соблюдать преемственность между  дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности детей;

- создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

- выбирать средства обучения, формирующие у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);

- формировать у учащихся способность к  аналитическому выбору и правильному принятию решения в ситуации выбора;

- создавать условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

   Ребенок  усваивает  какой - либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить ребенок начинает тогда, когда у него проявляется потребность что-то понять. И начинается у него мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, на каждом уроке необходимо создавать условия для формирования у детей положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и. самое главное, захотел он это узнать. И на этом этапе я использую при доброжелательной атмосфере урока следующие приемы работы:

1. Ставлю проблемный вопрос;

2. Создаю проблемную ситуацию:

-  предъявление противоречивых фактов,

-  столкновение разных мнений учащихся вопросом или практическим заданием,

- ошибочное суждение педагога,

- невыполнимое практическое задание;

3. Веду подводящий диалог  (задаю учащимся посильные вопросы и задания, которые подводят детей  к осознанию темы урока):

- репродуктивные задания  (вспомни, выполни, повтори),

- задания на развитие логического мышления (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»);

4. Сообщаю тему урока с мотивирующим приёмом:

- использование стихов, сказок, загадок, исторического материала,

- прием «актуальность», чтобы учащиеся поняли практическую значимость знаний;

5. анализирую жизненные ситуации;

6. создаю ситуацию спора, дискуссии, выбора;

7. организую игру.

  В ходе такой работы учащиеся обращаются к своему личному опыту и опыту одноклассников и в результате формулируют тему урока, приходя к выводу: «Мне не хватает знаний, и я хочу это знать»

  Следующее  условие  организации учебной деятельности - это постановка перед школьниками учебной задачи, т.е. представление такого материала, с которым дети могут производить преобразования. Здесь у ученика сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение всей работы, преобразовывать, дополнять, а также ставить учебные задачи.

 И вот на этом этапе создаю условия для того, чтобы дети сформулировали цели и задачи урока:

 1. Начинаю с побуждающего диалога:

- какие есть предположения?

- какие вопросы можно задать?

- какие вопросы вы хотели бы задать?

2. Далее провожу фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением учащимися учебных задач;

3. применяю приемы, помогающие удерживать учебные задачи в течение всего урока.

    Школьники, участвуя в диалоге, дискуссии, высказывая свою точку зрения, своё отношение к материалу, самостоятельно формулируют цель урока и учебные задачи, ставя перед собой вопрос: «Что мне надо узнать?»

    После того, как сформулирована цель урока и поставлены учебные задачи, перехожу к поиску их решения, составляя условия для самостоятельного выбора учащимися способов решения учебных задач. На этом этапе я:

1. побуждаю к поиску собственного плана решения;

2.учу выбирать более эффективный путь решения;

3.организую процесс решения учебных задач (фронтально, индивидуально, в парах, в группах);

4.стимулирую учащихся к исследовательской деятельности;

5.побуждаю учащихся к высказыванию собственных затруднений и организую деятельность по выявлению причин;

6.консультирую;

7.контролирую ненавязчиво;

8. создаю ситуацию «успеха»

     В результате  после такой работы ученик самостоятельно или с помощью учителя выбирает способ решения учебных задач, отвечая на вопрос: « Как я буду узнавать?»  Школьники участвуют в предложении и обсуждении способов деятельности, планируют работу, задают вопросы учителю, одноклассникам, решают учебные задачи, работают фронтально, в парах, в группах, индивидуально, осуществляют самоконтроль, обращаясь к  учебнику, таблице, модели, консультируясь с  учителем.

 И последний завершающий этап учебной деятельности – контроль, он обеспечивает школьнику правильное выполнение учебных действий. Оценка  позволяет ученику определить усвоен или не усвоен материал.

 На этом этапе организую первичное закрепление знаний (работа с учебником, выполнение  разноуровневых заданий) создаю условия для  рефлексивной  деятельности учащихся:

1. обучаю анализу полученного результата, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- выполнение заданий по инструкции с ограничениями или с нарушенным порядком действий, применяя памятки, алгоритмы, схемы, рабочие закладки;

2. помогаю  учащимся оценивать  действия и действия товарищей.

     На этом этапе урока учащиеся применяют полученные знания в практической деятельности, отвечая на вопрос: «Что я узнал?», осуществляют контроль и взаимоконтроль ( по образцу), демонстрируют результат рефлексивной деятельности, отвечая на вопросы: «Какую задачу ставили на уроке?», «Удалось решить поставленную задачу?»,  « Что я узнал?», «На каком уровне я узнал?», « Каков уровень моего незнания?», «Над чем еще надо поработать?» и другие вопросы.

   Особенность деятельностного метода – самостоятельное  «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности дает групповая работа  и работа в парах. Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как работает сосед. В   традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах, в группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить в ответ  консультацию или разъяснение,  у учеников формируется позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится успешным. Таким образом, использование приемов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы дает учителю возможность  реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

   Заключение.  

  Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведенные среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. Выпускники, которых я выпустила в 2021 учебном году, при переходе в основную школу показали  хорошие результаты обучения, из 10 учеников, 6 учеников закончили первое полугодие на «4» и «5». Очень хорошо написали ВПР по всем предметам  за курс начальной школы, ведь подготовка к  нему велась стабильно, системно, систематически. У обучающихся сформировались основные учебные умения, которые позволили им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно – методическому комплекту. Ведь у них была и есть внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, они умели  и умеют учиться в условиях коллектива, они верят  в свои силы, им интересно, комфортно и  хорошо в школе.

    Совокупность образовательных технологий, методов и приемов СДП дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокий результат, формировать у учеников УУД и готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

     Я убеждена в том, что если школьник хочет учиться, он обязательно добьется успеха. И я, учитель начальных классов, создаю условия для того, чтобы мои первоклассники были активны, любознательны, эмоциональны, способны в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями действовать самостоятельно и нести  ответственность за свои поступки, способны организовать свою деятельность, контролировать и оценивать себя и своих товарищей.

      Я хочу  предложить рекомендации учителю для успешного перехода в деятельность СД подхода, формирование  психологической комфортности участников образовательного процесса.

1.  Перефразируйте высказывания ребенка, чтобы показать, что вы поняли его. Это дает ребенку уверенность в том, что вы слышите его, позволяет ему ещё раз услышать себя уже со стороны и ощутить свои чувства, а вы получите подтверждении, что правильно поняли его.

2.   Наблюдайте за языком и мимикой ребенка. Иногда слова расходятся с языком тела, всегда верьте последнему.

3.   Оказывайте бессловесную поддержку и одобрение. Это могут быть улыбка, подмигивание, объятье, поглаживание, взмах рукой и.д.

4. Следите за своим тоном.

5. Используйте ободряющие фразы, чтобы поддержать разговор и продемонстрировать интерес. Выражения типа: «Ой, правда?», «Расскажи мне об этом», «Кажется ты…», «А что потом?» очень важны ребенку, это способ сказать о вашей заинтересованности и способ стимулировать его к дальнейшему общению.

6. Хвалите как можно чаще, ищите достижения даже в незначительных поступках.

7. Хвалите усилия, а не только результаты. Пусть ребенок знает, что он не всегда должен побеждать. Напряженные усилия и попытки тоже ценны.

8.  Помогите ребенку ставить реальные результаты. Пусть ребенок знает, что он не всегда должен побеждать. Напряженные усилия и попытки тоже ценны.

9. Не сравнивайте  усилия ребенка с усилиями других. Всегда будут дети более или менее спортивнее, умнее, артистичнее и т.д.

10. Делая замечание, осуждайте поступок, не самого ребенка.

- Полезное замечание: «Перелезая через забор, ты мог пораниться, поэтому неделай этого больше, пожалуйста»

11. Несите ответственность за свои негативные  чувства.

Полезное высказывание: «Для меня важно, чтобы в доме было чисто. Я огорчаюсь, когда ты оставляешь учебники на столе и свои вещи разбросанными. Убирай за собой, пожалуйста»

12. Давайте ребенку посильные задания – это формирует ощущение успеха, собственной значимости и ответственность.

13. Демонстрируйте детям своё хорошее отношение. Это дает хорошие самоощущения и повышает самооценку.

    Для успешной реализации СД подхода в обучении школьников, я применяю в своей работе, начиная  с 1 класса различные виды работ, по разным методическим пособиям:

1. Рабочая тетрадь по азбуке(2 ч), которая очень помогает в работе, при организации самостоятельной, парной, групповой работы. Содержит много полезного материала. К каждой теме подобраны  задания, которые помогают первокласснику усвоить и закрепить материал, расширяют его кругозор. На уроках дети отгадывают загадки, решают ребусы, работают со стихотворными текстами и звуковыми схемами(предложений, слов, звуков), занимательные задания со словами, которые помогают улучшить навыки фонематического восприятия языка и чтения. Материалы использую как на уроке, так и для выполнения детьми заданий дома.

2. Рабочие тетради –тренажеры по чистописанию(добукварный и букварный периоды,  послебукварный период). Использование пособия в учебном процессе помогает учителю съэкономить время подготовки к урокам письма, а детям дает дополнительную тренировку в написании букв, обеспечивает развитие мелких мышц руки, способствует личностному развитию и формированию УУД. Приведены игровые задания, которые заинтересовывают детей, предложены упражнения для развития логического и вариативного мышления. Материалы из пособия использую на основных и дополнительных занятиях в урочное и внеурочное время.

3. Тренажер по математике. В пособие включены все виды примеров и задач для 1 класса. математические диктанты, задания по применению математических знаний для измерения величин. Основная цель – формирование системы начальных математических знаний. После каждого задания учащийся оценивает свои достижения, нарисовав смайлик.

4.Игры по обучению грамоте и чтению.

  В данном пособии представлены дидактические игры, которые помогают обучать чтению и письму в игровой форме.

5. После изучения «Азбуки» хочу начать работу по учебно – методическому комплекту О.Н.Крыловой. Чтение. Работа с текстом. 

Работу по данному комплекту провожу давно, в каждом классе, начиная с 1 класса и до перехода детей в основную школу.

Работа с текстом – это интересный и полезный  вид работы. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Работа с иллюстрированным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.

   

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

В статье  раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам...

Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»

Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматриваются аспекты применения ИКТ на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО....

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения....

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Деятельностный метод обучения  – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности...

«Реализация системно -деятельностного подхода в обучении младших школьников»

Презентация выступления на семинаре-практикуме по преемственности между детским садом и школой....