Рабочая программа по учебному предмету «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» (предметная область «внеурочная деятельность» для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа (3 класс)

Светлана Александровна Мизгирёва

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 3 к АОП ФГОС

Администрация Уйского муниципального района

МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида»

Рабочая программа по учебному предмету

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

(предметная область «внеурочная деятельность»

для учащихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

(АОП ФГОС, 1 вариант)

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Разработана:

Мизгирёвой С.А

учителем начальных классов,

первая квалификационная категория.

Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»

1-4 год обучения.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «творческая мастерская» является составной частью АОП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I  вариант) МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида». Учитывает реализацию учебного плана в части образовательной области в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), требования к содержанию учебных программ, соблюдение принципа преемственности общеобразовательных программ, цели и задачи адаптированной основной образовательной программы, особенности контингента обучающихся (интеллектуальные нарушения) и их характеристики по возможностям обучения (I,II,III, IVгр.), требования локальных актов МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида».

Программа разработана на основе АОП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I  вариант) МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вид»

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

  В процессе курса осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Цель программы обучения:

Способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.

Задачи:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
  • уважение к людям труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия,   работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Направление « Творческая мастерская» входит в формируемую часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа «творческая мастерская» реализуется через внеурочную деятельность в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами.

Программа рассчитана на 4 года обучения (135 часов).

Первый год обучения – 33 часа ( 33 нед. по 1 ч);

Второй год обучения –34 часа (34 нед. по 1 ч);

Третий год обучения -34 часа (34 нед. по 1 ч);

Четвертый год обучения - 34 часа (34 нед. по 1 ч);

                     Формирование базовых учебных действий

1-4 год обучения.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;
  • навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • закладываются основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

  • учатся первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • в результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.               

  • различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП 1-4 год обучения

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
  • называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
  • выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
  • выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами;
  • выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник;
  • выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;
  • наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

  • пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
  • историю возникновения  и развития бумаги,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ; 
  • понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
  • виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

Характеристика возможностей обучения учащихся по курсу

«Творческая мастерская» 1-4 год обучения.

Учащиеся I группы: На занятиях «Творческая мастерская» ученики, входящие в 1 группу, не испытывают серьёзных затруднений. При анализе образца, рисунка или чертежа изделия ученики придерживаются определённой последовательности, дают полные, довольно точные характеристики, в которых указываются конструктивные особенности изделия.

Однако в условиях фронтальной работы при изучении нового учебного материала, изготовлении конструктивно более сложных изделий у этих учащихся все же проявляются затруднения в ориентировке и планировании работы. Им бывает, нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно.

Приобретённые знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия

Учащиеся  II группы: На занятиях «Творческая мастерская» ученики II группы нуждаются в определённой помощи, при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешнее. Изделия, близкие по конструкции и плану работы выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительная деятельность и словесные отчёты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но все, же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкции изделий, взаимоположением деталей.

В заготовках развёрток сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.

Учащиеся III группы: На занятиях «Творческая мастерская» ученики  этой группы  испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров.

Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Об этом говорят те факты, что учащиеся не замечают ошибок в своём изделии или выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки.

Учащиеся IV группы: На занятиях у учащихся этой группы тоже проявляется значительное отставание от одноклассников. Низкий уровень их возможностей проявляется, в первую очередь, при планировании и изготовлении объекта, в неадекватном переносе ранее известного в новые условия. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках труда показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал.

Контрольно-измерительные материалы 1-4 год обучения.

№ п/п

Тема

Вид контрольно

измерительного материала.

1.

День Матери

Изготовление поздравительной открытки.

2.

Зимушка-зима

Изготовление новогодней игрушки.

3.

23 февраля

Изготовление поздравительной открытки.

4.

8 марта

Панно «Цветочная поляна» из семян и круп.

5.

9 Мая

Изготовление поздравительной открытки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в

Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...

Организация досуга во внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассматривается досуговая деятельность, как актуальная форма организации внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Опубликован детский досуг ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Окружающий мир» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований Федераль...