Этапы, время (мин.) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап (1 мин.) | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Вы спешите, ребята, в свой класс, Без учебы дела не пойдут. Космонавты растут среди нас, Но без знаний на Марс не возьмут! Ребята! Готовьтесь к полету! Скоро, скоро настанет тот час, Когда будут дороги открыты На Луну, на Венеру, на Марс! - Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом. |
Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний (4 мин.) | - Ребята, сейчас мы обобщим знания по определенной теме. Что это за тема, вы скажите мне сами, после того, как мы сыграем. У меня в руках куб, на каждой грани которого написаны разные слова, каждое из которых представляет собой либо вопрос, либо задание: «Назови», «Почему», «Объясни», «Предположи», «Придумай», «Поделись». - Итак, сейчас я брошу кубик любому из вас, выпавшая вам грань укажет на то, какое задание вам необходимо выполнить. ![]()
![]() ![]() ![]() ![]()
![]()
| Ловят кубик, отвечают на вопросы по тематике урока. |
| 1. - Назови, что такое космос. (Мир, Вселенная)
- Назови первого космонавта в России. (Юрий Гагарин)
2. - Почему на Земле происходит смена дня и ночи? (Смена дня и ночи происходит благодаря вращению Земли вокруг собственной оси)
- Почему нашу планету назвали Земля? (Планету назвали так потому, что все ее население могло жить только благодаря тому, что произрастает в земле)
3. - Объясни, для чего человек стремится к освоению космоса? (Высказывание К.Э. Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле…Планета есть колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели»)
- Объясни, почему Солнце является источником жизни на Земле (Всякое движение на Земле происходит главным образом за счет энергии, которая поступает к нам в солнечных лучах)
4. - Предположи, как называется специальность людей, которые летают на космических кораблях? (Космонавт)
- Предположи, как называется космический транспорт? (Ракета)
5. - Поделись своим мнением, что лучи Солнца несут на Землю. (Свет и тепло)
- Поделись своим мнением о том, в чем же могут быть схожи планеты. (Все планеты в Солнечной системе обращаются по орбитам вокруг Солнца в том же направлении, в каком вращается Солнце, то есть против часовой стрелки)
6. - Придумай название новой звезды, которую может быть откроет ваше поколение.
- Придумай название ракеты, которую ты бы запустил в космос.
|
|
3. Сообщение темы и целеполагание (1 мин.) | - Ребята, догадались ли вы, о теме нашего урока? (Космос) - Правильно! Сегодня мы поговорим о космосе. Точнее, о истории космонавтики России. - Определим цели урока. Предположите. 1. Узнать, кто впервые побывал в открытом космосе 2. Узнать, кто впервые сконструировал космический корабль 3. Узнать имена российских космонавтов - Итак, ребята, тема нашего урока «Дорога в космос»
| Отвечают на вопросы учителя по теме урока.
Определяют цели урока. |
4. Первичное усвоение новых знаний (15 мин.) | - Космос привлекал людей с давних времен. Люди смотрели на звездное небо, и думали, что возможно там, где-то еще есть жизнь. Его тайны призывали человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Люди всегда хотели понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются. В 15 веке ученым Ньютоном был построен первый телескоп. - Ребята, что мы можем увидеть с помощью этого прибора? (Телескоп - астрономический оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил). Обратите внимание на слайд. - Благодаря этому прибору удалось составить карту звездного неба, открыть планеты. - Ребята, кто знает, что изучает наука астрономия? (Астрономия - наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем). Обратите внимание на слайд. - Принято считать, что российская астрономия стала развиваться примерно в 16 веке. Самый ее расцвет связан с именами Ломоносова, Петра Первого и Якова Брюса. Именно их по праву можно считать первыми русскими астрономами, а переоценить их влияние на историю российской астрономии просто невозможно. При Петре Первом были построены астрономическая обсерватория, планетарий и Петербургская академия наук. С этого времени люди мечтали о полетах в космос. Но до этого будет еще длинная дорога. - Россия стала первопроходцем в освоении космоса. С конца 1950-х до середины 1960-х годов было положено начало всем основным направлениям развития мировой космонавтики. Запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос, первый выход человека в открытое космическое пространство, первые полеты космических аппаратов к Луне и планетам Солнечной системы. 4 октября 1957 года с 5-го Научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, получившего впоследствии название космодром Байконур, ракетой-носителем «Спутник» (Р-7) был запущен первый искусственный спутник Земли. Он просуществовал три месяца и всё время передавал радиосигналы «пип-пип» на Землю. - Ребята, первыми в космос были отправлены животные. Какие? (Собаки) - Какие клички были у этих собак? (Белка и Стрелка) - Полёт продолжался более 25 часов. За это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые совершили орбитальный космический полёт и успешно вернулись на Землю. - Ребята, кто является конструктором, космического корабля на котором человек впервые вышел в космос? (Сергей Павлович Королев). Название космического корабля – «Восток». - 12 апреля 1961 года сбылась вековая мечта человечества, полёт человека в космос. Этот день стал Днем космонавтики. - Ребята, кто совершил первый полет в космос? (Юрий Гагарин) - Старт осуществлялся с космодрома «Байконур». Гагарин совершил один виток вокруг Земли. - С этого дня история освоения космоса обогатилась множеством фактов и историй.
| Слушают информацию учителя по теме урока.
Отвечают на вопросы учителя по теме урока. |
Физминутка | Видео-физминутка «Зеленые лунатики» | Выполняют физические упражнения |
5. Первичная проверка понимания | - Продолжим работу по теме урока. - Ребята, домашним заданием у вас было подготовить небольшие доклады об истории освоения космоса. - Обратите внимание на слайд. На нем мы видим яркие звезды. Мы будем их открывать и узнавать новую информацию об освоении космоса. На каждой из них тема из истории космонавтики. (Учитель поднимает ранее заготовленные звезды с темами докладов об истории космоса. Ранее детям был озвучен план их выступления). Ребята, у кого подготовлен доклад по данной теме, выходит к доске и рассказывает. ![]()
- «Вселенная. Земля. Планеты» ![]()
- «Животные первооткрыватели» ![]()
- «Покорение космоса. Юрий Гагарин» ![]()
- «Особая профессия космонавт. Жизнь и работа на космической станции» ![]() - «Музей космонавтики» (Пример доклада: Музей космонавтики - один из крупнейших научно-исторических музеев мира. История музея в 1964 году, когда в Москве поставили монумент «Покорителям космоса» - это уникальный памятник, расположенный в мемориальном парке у метро "ВДНХ", второй по высоте среди памятников России. И только в апреле 1981 года в стилобате монумента был открыт Мемориальный Музей космонавтики) - Молодцы ребята! Вы подготовили познавательные доклады об истории космоса и космонавтики. | Зачитывают доклады по теме урока. |
6. Первичное закрепление (10 мин.) | - Ребята, сейчас мы с вами поиграем, чтобы закрепить наши знания по теме урока. Игра «Верите ли вы, что….» 1. …изобретатель первых советских космических кораблей Сергей Павлович Королев. 2. …12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с человеком на борту. 3. … кроме собак побывали другие животные 4. … в космос летают, чтобы изучить поверхность Земли и другие планеты 5… Юрий Гагарин – смелый и мужественный человек. 6. …полет Юрия Гагарина продолжался 3 часа 48 минут - Ребята, перед вами на столах лежат карточки. Найдите здесь спрятанные слова, связанные с космосом. Работаем самостоятельно. Затем проверим. ![]()
Ответ: космос, планета, Земля, ракета, скафандр, космонавт. - Молодцы! Вы хорошо усвоили материал урока.
| Выполняют задания на закрепление полученных знаний. |
7. Итог (1 мин.) | - Посмотрите сколько знаний мы сегодня получили об освоении космоса, сколько открытий сделали. - Все ли цели урока мы достигли? (Да, мы многое узнали об истории освоения космоса) - Ребята, приближается 12 апреля – День космонавтики. День космонавтики отмечается в честь первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток». Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. - В этот день, мы вспоминаем о российских конструкторах космических кораблей, космонавтах. Мы гордимся ими!
|
Отвечают на вопросы учителя
|
8. Рефлексия | Листок самооценки ……………………… Я умею работать с информацией |
| Я умею слушать и слышать товарищей |
| Я умею чётко и ясно излагать своё мнение |
| Я горжусь космическими достижениями своей Родины |
|
| Оценивают свою деятельность на уроке. |