Системно- деятельностный подход на уроках начальных классов в коррекционной школе
учебно-методический материал

Крачек Оксана Петровна

Описаны принципы сиситемно- деятельностного подхода в коррекционной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-d_podhod_na_urokah.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

2020 год

Системно- деятельностного подхода на уроках начальных классов в коррекционной школе

Крачек О.П.

    Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

    Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

 Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

 Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

 Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

 Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

 Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

      Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.

  Использование данного метода в практике   позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  Чтобы материал лучше усваивался, провожу уроки в игровой форме, используя принцип минимакса, психологического комфорта. Дети младшего школьного возраста ещё не могут самостоятельно находить информацию, отбирать её и применять для получения другой нужной информации, поэтому совместно с ними проектируем способ решения поставленной задачи на уроке, стараюсь, чтобы это сочеталось из практики из реальной жизни.

У  детей  с  отклонениями  в  развитии  отсутствуют  или  недостаточно  развиты  такие  имеющиеся  у  нормально  развивающегося  ребенка  структуры, как  житейский  опыт, соответствующие  житейские  представления, понятия и  практические  умения. Нет  у них  и необходимого  и  достаточного  для  освоения  общеобразовательных  предметов  понятийного  багажа.  Предметно-практическая  деятельность, в  процессе которой успешно  развиваются  высшие  психические  функции  ребенка: восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация, ─  является  мощным  коррекционно-компенсирующим  педагогическим  средством  в  работе  с  детьми  с  особыми  образовательными  потребностями. В  специальном  образовании  распространена  коллективная  предметно – практическая  деятельность  под  руководством  педагога  (работа ,,парами”и др.), которая  создает естественные  условия  для  мотивированного  речевого  общения, постоянно  воспроизводя  потребность  в  таком  общении.   Общение, в  свою  очередь развиваясь, способствует  овладению  языком  во  всех  его  функциональных  сопутствующих, мыслительными  операциями, различными  ситуациями  общения  и  социального  взаимодействия. Предметы, которыми  оперируют дети, создают  устойчивую  мотивацию  деятельности  и  являются  источником  недостающих  детям  знаний  об  окружающем  их  предметном  мире, о  назначении  этих  предметов  и  способах  действий  над  ними.

      Соответствие  учебного  содержания  технологии  урока  предполагает наличие  последовательности  заданий, обеспечивающих деятельность ученика  на  каждом  уроке. Следовательно, по  форме  учебное  задание  должно  представлять  систему  учебных  задач, каждая  из  которых  несет  строго  определенную  деятельностную  нагрузку. Только  в  этом  случае  учебное  содержание  включать  ребенка  в  активную  учебную деятельность, что обеспечит практическую реализацию принципа деятельности.

  Учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, создавая «ситуацию успеха». Стараюсь, чтобы дети для достижения результата, применяли уже полученные знания, иначе можно сказать – систематизация полученных знаний.

Учу их самостоятельно анализировать свои результаты по заранее подготовленным критериям (Солнышко улыбается, наполовину улыбается, грустит. Объяснить почему).  То, чему  обычного  ребенка  можно  научить  на  словах, для  ребенка  с  особыми  образовательными  потребностями  становится  доступным  только  в  процессе собственной  деятельности, специально  организованной  и  направляемой  педагогом.

     Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

- успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития

- развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию

- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации

Для активизирования познавательной деятельности учащихся и повышения интереса к учению на каждом этапе урока, применяю для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, анаграммы, урок-путешествие). Вместо обычного вступления предлагаю разгадать (расшифровать) тему урока, загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

   Игровое упражнение «Реши правильно и прочти»

Цель: Закреплять прием сложения одно­значного и двузначного чисел без перехода через десяток.

1.        Название игры

2.        Проговаривание условий игры

3.        Плакат с цифрами и буквами

4.        Решение примеров

5.        Ответ + соответствующая буква

  Игра “Слоговое лото”

Цель: Развивать умение составлять из слогов слова

1.        Прочитать слоги

2.        Придумать с ними слова

3.        Посчитать сколько гласных, согласных букв

4.        Посчитать звуки

5.        Поставить ударение

 Игра «Наложенные картинки»

Цель: развитие зрительного восприятия

1.        Рассмотреть картинку

2.        Найти животных

3.        Назвать   домашние животное

4.        Назвать дикое животное

5.        Назвать   лишние  

 Игровое упражнение «Сколько звуков в слове?»

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове

    1.Вспомнить, что такое звук

    2. Каким цветом обозначается гласный?

    3. Каким цветом обозначается согласный?

    4. Прочитать слово

     5. Вставить цветок в тот домик, цифра на котором соответствует количеству звуков в слове

  Игра «Магазин игрушек»

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках

    1. Вспомнить, что такое звук

    2. Каким цветом обозначается гласный?

    3. Каким цветом обозначается согласный

    4. В корзину с красным кружком поместить  игрушки, названия которых начинаются с гласного звука

    5. В корзину с синим кружком поместить  игрушки, названия которых начинаются с согласного звука

Игровые технологии – эффективное средство развития, коррекции познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Системно-деятельностный подход на уроке математики в 4 классе по теме «Многогранник», УМК «Начальная школа XXI века»

В моей творческой разработке представлен  проект урока математика для 4 –го  класса, УМК «Школа XXI века»,  по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание ...

Мастер-класс на тему "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"

Применение  системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе...

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Системно – деятельностный подход на уроке математики» «Квадратный миллиметр и квадратный метр». (УМК «Перспективная начальная школа, 3 класс)

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые зна     ния и ...

Тема: «Системно - деятельностный подход на уроке математики» «Числовое равенство и уравнение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Перемены, происходящие в  современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и лично...

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...