Коррекционно-педагогическая работа с обучающимися с ОВЗ на уроках "Речь и альтернативная коммуникация"
статья

Коростылева Елена Сергеевна

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ОВЗ при обучении в школе. Трудности в обучении усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.  Для детей с интеллектуальной недостаточностью рекомендуются вариативность содержания и индивидуализация процесса обучения и образования. Создаются специальные адаптированные программы с учетом особенностей данной группы детей и подростков. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через создание в образовательном процессе специальных условий на занятиях. Педагог должен уметь создаать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики в педагогической работе с учащимся с ОВЗ, уметь устанавливать эмоциональный контакт с ребенком. Это возможно с помощью использования на своих уроках (например таких, как "Речь и альтернативная коммуникация") приемов музыкальной терапии, а так же мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального и духовного настроя педагога. Важное место в коррекционно-воспитательной работе с учащимися имеет полисенсорный и духовный подход, который не подменяет медико-биологического взгляда на развитие, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическая работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития. Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития. Характерными особенностями детей и подростков с ОВЗ является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации. Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, большинство изних при условии направленного лечения и коррекционно-воспитательной работы способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности. Коррекционно-педагогическая работа осуществляется с помощью средств обучения и воспитания.

Под коррекционно-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности. Когнитивная сфера  - это познавательная сфера личности ребенка, которая включает в себя такие процессы, как: память, восприятие, ощущение, внимание, воображение, мышление и речь.

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ОВЗ при обучении в школе. Трудности в обучении усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.

 Для детей с интеллектуальной недостаточностью рекомендуются вариативность содержания и индивидуализация процесса обучения и образования. Создаются специальные адаптированные программы с учетом особенностей данной группы детей и подростков. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через создание в образовательном процессе специальных условий на занятиях. Педагог должен  уметь создаать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики в педагогической работе с учащимся с ОВЗ,  уметь устанавливать эмоциональный контакт с ребенком. Это возможно с помощью использования на своих уроках приемов музыкальной терапии, а так же мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального и духовного настроя педагога. 

Важное место в коррекционно-воспитательной работе с учащимися имеет полисенсорный и духовный подход, который не подменяет медико-биологического взгляда на развитие, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

На ряду с основными (словесный, наглядности, практический, проблемно-поисковой) методами организации деятельности  в образовательном процессе используются не традиционные (специальные) методы и приемы, такие как:

-  альтернативной коммуникации;

- музыкальной терапии (например: слушание записей православных духовных песнопений; колокольных звонов; классической музыки, звуков природы, организация игровой деятельности под музыку);

-сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств (стимуляция на основе разного рода раздражителей: визуальных, звуковых, тактильных и др.).

Обучение детей с умственной отсталостью в образовательном процессе  носит практическую направленность. Приоритет отдается базовым учебным действиям и личностному развитию учащегося с ОВЗ. Жизненные компетенции преобладают над академическими и выходят на первый план, а именно: личностно-социальные компетенци, необходимые для решения практико-ориентированных задач; освоение доступных социальных ролей, осознание себя, окружающего мира, развитие этических чувств и эстетических потребностей.

 У учащихся с ОВЗ  страдает еще и эмоционально-волевая сфера. Поэтому, в процессе обучения необходимо работать над коррекцией поведенческой сферы, широко применяя принцип воспитывающего обучения, где обучение тесным образом связано с воспитанием. Обучение и воспитание должны рассматриваться как фактор  развития учащегося. Необходимо как можно чаще использовать педагогический принцип деятельного подхода в своей работе. И не важно- это двигательная, коммуникативная или какая-либо другая  деятельность, главное- это деятельность ребенка (например: во время игры развивать внимание и т.п.).

Целью коррекционно-педагогической деятельности является разностороннее развитие личности, социальная реабилитация ребенка с ОВЗ, а также предупреждение развития вторичных дефектов, усвоение ребенком культуры общества, овладение опытом деятельности и отношений в доступной для него форме.

Основная форма организации обучения детей с ОВЗ является занятие, которое проводит педагог с учётом возрастных, психофизиологических и поведенческих особенностей, целевых и программных установок. Он же проводит подбор методов и приёмов для наиболее эффективного достижения целей на данном занятии.

По дидактическим целям занятия делятся на:

  • усвоения новых ЗУН
  • закрепления приобретённых ЗУН,
  • применения ЗУН,
  • комбинированного вида.

В настоящее время наибольшее распространение получили занятия комбинированного вида.

По своему содержанию чаще всего применяются интегрированные занятия, сочетающие в своем материале, знания из разных областей (окружающий мир, литература и музыка). На примере урока «речь и альтернативная коммуникация»: при изучении темы «Времена года», разбирая особенности времени года весна, послушали музыкальные произведения, посвященные этой теме, выучили (или послушали) стихотворение о ней и нарисовали рисунок к этому стихотворению.

Все чаще специалисты в коррекционной педагогике и психологии обращаются за помощью к  различным видам исскусства: художественной литературе, музыке, живописи и др. Настоящее искусство способно положительно влиять на эмоциональную и когнитивную сферу ребенка, увлекать  в прекрасный мир творчества, раскрывать и обогащать его внутренний мир. Творческая деятельность дает возможность активно участвовать в общественной социальной жизни,  реализовывать свои способности. Ребенок всегда остается ребенком, даже ели он «особенный». Ему свойственно радоваться, смеяться, удивляться при встрече с миром сказок в художественной литературе, с красивой мелодией в музыке, при виде красочного альбома с детскими репродукциями...

Очень важно использовать с детьми с ОВЗ наглядно-игровые средства, создавать игровые занимательные моменты, которые стимулируют познавательный интерес к занятиям и речевую активность.  В тесной связи находятся развитие речи и произведения русского фольклора. Мир русских народных сказок притягивает и детей и взрослых. Сказка помогает отвлечься от переживаний, снимает психоэмоциональное напряжение. Сказки формируют представление о добре и зле, воспитывают доброту в ребенке, учат сопереживать героям.  Использование в игровых моментах театрализацию, пальчиковый кукольный театр, прослушивание  сказок с музыкальным сопровождением делает занятие интересным и обогащает личный сенсомоторный  опыт ребенка.  Учитель должен поощрять, побуждать и мотивировать к совместной игровой деятельности. Игра должна давать  массу возможностей использовать воображение и творческий потенциал, а также обогащать словарный запас слов и стимулировать речевую активность ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа и её анализ по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Диагностическая работа и анализ   по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 дополнительный класс для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...

Коррекционно-развивающая работа по альтернативной коммуникации «PECS» (Picture Exchange Communication System) для обучающего с ТМНР

Коррекционно-развивающая работа по альтернативной коммуникации для детей с ТМНР через систему PECS сложный и трудоемкий процесс. Для каждого обучающегося требуется индивидуальный подход и разное колич...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...

Сообщение " Приёмы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями"

Пятый учебный год я работаю учителем надомного обучения с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, у которых отсутствует речь из-за системного недоразвития речи. Коммуникация - основа жизни челов...