Развитие интереса к чтению у младших школьников.
статья

Одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры. В статье описываются подходы к обучению чтению младших школьников в рамках группы продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_interesa_k_chteniyu_u_mladshih_shkolnikov.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. В русской школе всегда, прежде всего, учили детей читать, а потом уже писать и считать. Перед воспитателем встаёт вопрос: кто и почему любит читать или кто, и почему не любит читать? Ежегодно школьный порог переступает многотысячная «армия» первоклассников. В их глазах горит огонёк пытливости, любознательности. Все они хотят учиться. Многие гордятся тем, что уже знают все буквы, умеют складывать слоги, а некоторые даже читать. Возвращаясь, домой, наперебой рассказывают, что было в школе. Но проходит неделя, другая, месяц, второй, и от бурной радости ничего не остаётся. От родителей всё чаще можно услышать, что дети после уроков говорят: «Я устал!», «Не хочу читать!», «Можно сегодня я не пойду в школу!» Почему же это происходит? Почему же дети так быстро теряют интерес к школе, и, если не сразу на начальной ступени образования, то при переходе в старшее звено?

      Мною были пересмотрены подходы к обучению чтению. Определяющим стало совершенствование занятий, его содержания, структуры. Занятия должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Для этого я создала атмосферу, которая способствовала тому, чтобы дети чувствовали себя творцами, соавторами с учителем в проведении урока, не боялись высказывать своё мнение. В своей работе использую различные методы и приёмы. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение привлекает и удерживает интерес к чтению, который потом не угасает у них и впоследствии. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: сказки, путешествия, аукцион, инсценированные, викторина, игра.  Задачи моего урока обучения чтению следующие:

- создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором, усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы;

 - больше уделять внимания словарной работе и речевому развитию вообще;

-   сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке;

- учить умению самостоятельно работать с полученной из книги информацией.

Учу читать с помощью игр, понятного детям юмора, простых, но интересных заданий, учитывающих возрастные особенности детей и формирующих их познавательную активность. А, главное, делаю это ненавязчиво. При этом дети учились слушать и слышать, к ноябрю у них исчезла речевая напряжённость. В первую очередь   я использовала игры   и занимательный материал. С той же целью применяю частично - поисковый метод и создание проблемных ситуаций на различных этапах урока обучения чтению; приём интеграции; включала задания на развитие творческой фантазии и совершенствование речевого развития; практиковала работу по

Особое внимание уделяю построению работы с иллюстрациями книг и использованию дополнительной наглядности.  По ним я провожу следующие виды работы: «Подпиши картинку»; «Придумай историю»; «Назови одним словом»; «Озвучь картинку»; «Оживи картинку» или «Покажи сказку» (пантомимы). При работе над иллюстрациями к сказкам, прошу вспомнить начало или, наоборот, окончание сказки.  Для обучения рассказыванию по представлению и из личного опыта использую задание: составить рассказ с опорой на образец, данный учителем, и имеющий определённую модель построения. Например: «Моя любимая игрушка», «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Если бы я оказался на Северном полюсе (в Африке)» и т.п.

Книги позволяют использовать для развития творческой фантазии приём словесного рисования, который, в свою очередь, помог разнообразить работу по формированию навыка осознанного чтения. Для развития интереса к работе по совершенствованию навыка чтения в своей работе я использовала и дифференцированный подход. В школу все дети приходят с разноуровневой подготовкой. Есть дети, которые едва знают все буквы, а другие, наоборот, бегло читают. Значит, моя задача - организовать работу по обучению так, чтобы было интересно и тем и другим. Дифференцированный подход при отработке читательского навыка я осуществляла в подготовке сложности. При этом я успешно использовала приём, обеспечивающий развитие навыка чтения, - многократное обращение к одному и тому же тексту, перечитывание его.

           Разработанная мною система обеспечивает не только взаимодействие, но и взаимодействие данных компонентов, что можно рассматривать как одно из главных условий приобщения ребенка к книге, введение его в многогранный мир художественной литературы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы  ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Проблема пробуждения и развития интереса к чтению у младших школьников.

Работа учителя на уроке литературного чтения будет эффективна, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произ...

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Раз в четыре года (когда ко мне приходят первоклассники) приходится сталкиваться с проблемой  трудностей формирования интереса к чтению у детей младшего школьного возраста.  Очень хочется, ч...

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данной статье рассматриваются вопросы формирования и развития интереса к чтению средствами внеурочной деятельности, где чтение выступает как универсальное умение в жизни человека, без которого он не...

Формирование и развитие интереса к чтению у младших школьников

Компьютер, телефон и телевизор отняли у детей время и желание читать.   Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка ...

Способы и методы развития интереса к чтению у младших школьников

Статья представляет собой краткое описание путей развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста...