Доклад «Формирование УУД»
материал

Цыбиктарова Тамара Доржиевна

Доклад

«Формирование УУД»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Формирование УУД»

Подготовила учитель начальных классов

Цыбиктарова Т.Д.

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

     Большинство учёных, педагогов, методистов, изучая роль школы в обучении и воспитании подрастающего поколения, отмечают, что главную роль в этом процессе играет начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. 
    В чём заключается эта роль? В свете новых требований - научить ребёнка учить себя. 
    Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем? Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? На эти и множество других вопросов ответ нашла сейчас: это - несформированность универсальных учебных действий. 
         Работу  разделили на этапы: 
1.Подготовительный
    Провели диагностику сформированности УУД обучающихся. Как известно, УУД делятся на 4 группы: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные. Для определения уровня сформированности УУД каждой группы использовали  различные методики, их можно взять из опыта работы коллег в методических изданиях и в Интернете. Вот некоторые из них: 
- методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера) 
- проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка» 
- методика «Кто я?» (модификация методики М.Куна) 
- рефлексивная самооценка учебной деятельности 
- шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой) 
- опросник мотивации 
- методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха 
- задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи 
- задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006) 
- анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю) 
2. Теоретический. 
Формирование УУД должно проходить в соответствии с программой. 
На основании результатов диагностики  составили программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности, но и как процесса развития личности. 
3. Практический. 
    Каждый урок  планируют, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. 
Вот некоторые из них: 
    Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 
    1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. На обобщающем уроке русского языка в 4 классе по теме «Имя существительное», прослушав стихотворение Т. Рика «Имя существительное» дети ставят задачи: повторить изученное о роде, числе, склонении и падежах имени существительного. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать безударные окончания имён существительных. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 
    2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. 
    3. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом. 
    4. Шкалирование  применяют и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагают на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделывают сами. Если  согласны с мнением ученика, то обводят крестик в красный кружок. Если не согласны, ставят свою отметку. Обязательно анализировать  итоги самооценки и оценки учителя. 
    5. При изучении нового материала выполняют прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». 
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом. 
    6. На уроке учащиеся самостоятельно контролируют свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока. 
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный 
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный 
«+ » - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный 
«!» - ответил по своей инициативе, ответ правильный 
«0» - не ответил 
   
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке: 
- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; 
- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше 
времени, чем при фронтальной работе; 
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 
учащихся; 
- возрастает сплочённость класса; 
- ученик более точно оценивает свои возможности; 
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; 
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. 
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 
    Для данных видов работы ребята вырабатывают свои правила: 
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте. 
2. Вы уважаете мнение каждого участника. 
3. Шум может быть только рабочим. 
    Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы. Обязанности каждого члена группы составлены ребятами (вернее, выбраны из разных вариантов, которые были ими предложены): 
координатор - обеспечивает равное участие в работе членов группы, планирует этапы работы; 
инструктор - оказывает помощь; 
идеолог – направляет работу в соответствии с задачей (Не отвлекаемся, мы ушли от темы и др.); 
секретарь - записывает идеи, ответы; 
заводила - отмечает групповые свершения (Молодцы, дадим возможность ответить Пете и др.); 
бодрила - воодушевляет членов группы (Мы продвинулись вперёд, интересная идея и прочее). 
     Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. 
     Работа над проектами. 
При работе над среднесрочным проектом «Что такое здоровый образ жизни?» ребята проводят много исследований, делают выводы.
     Творческие задания на уроках. 
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. При изучении стихотворений использовать, например, такие: 
1. Пересказать. 
2. Спеть. 
3. Написать мини-сочинение. 
4. Придумать загадку. 
5. Сыграть мини-спектакль. 
6. Составить тест. 
7. Написать отзыв. 
     Проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология проблемного диалога). 
Использовать чаще всего при изучении новой темы. Например, на уроке окружающего мира по теме «Кто такие рыбы?», дети высказывают предположения: кит – рыба и кит – млекопитающее. После чего спрашиваем: «Что вас удивило? Какое противоречие видите? Какой возникает вопрос?», тем самым подводим к проблемному диалогу.
На уроках чтения часто проводим по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. 
Я почувствовал (а) … 
Я увидел (а) … 
Я улыбнулся (ась) … 
Я вспомнил (а) … 
Мне стало грустно … 
Я бы продолжил (а) написанное так … 
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … 
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни … 
Будущее героев я представляю … 
Произведение вызвало у меня чувства… 
     Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. 
    Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы. 
    Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями, используются  практически на каждом уроке. Например, при работе над проектом «Что такое здоровый образ жизни?», ребятам предложены фотографии здорового и больного мальчиков, рядом с которыми лежит пустая пачка сигарет и задан вопрос: «Кому принадлежала пачка?». Дети отвечают, аргументируя выбор, и делают вывод о вреде курения. 
На уроках математики используются схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко используются  различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 
    Карточка-алгоритм изучения имени существительного. 
1. Что такое имя существительное? 
2. а) Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? 
б) Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным склонениям? 
3. Что значит: просклонять имя существительное? 
4. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного? 
5. Что следует помнить об окончаниях имён существительных в родительном падеже единственного числа? 
6. Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже единственного числа? 
7. Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже единственного числа? 
Почему он так называется? 
Подобные карточки использую при изучении других частей речи. 
    Схема работы над ошибками, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 
1. Большая буква в начале предложения. 
2. Пропуск буквы. 
3. Перенос слова. 
4. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. 
5. Ударение. 
6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. 
7. Большая буква в именах собственных и далее. 
    При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. 
В конце урока обязательно проводится рефлексия: 
было трудно …, 
я понял …, 
у меня получилось …, 
меня удивило… и другие. 
    Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы. 
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока. 
    Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. 
    Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя 
Результаты работы над данной темой: 
1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. Но этим умением не овладели ещё 4 человека. Им я даю подсказки: 
а) Сколько раз ты ответил правильно, где допустил ошибки, отметил ли на рабочем листе? 
б) При составлении плана работы, например, по теме «Склонение имени существительного»: что должны определить у имени существительного в первую очередь? Далее? 
Этих детей иногда определяю в отдельную группу и уделяю им большее внимание. А иногда они работают в группе постоянного состава и сами ребята помогают им и учат их. 
2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 
3.Развивается умение работать в парах и группах: 
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; 
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 
4. Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно. 
5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности. 
    Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 

Литература: 
1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование самостоятельной читательской деятельности».

Материал знакомит с основными этапами формирования читательской деятельности....

Доклад"Формирование УУД начальных классов-требование времени"

В докладе даётся характеристика УУД с учётом специфики предмета "Математика", "Русский язык", "Окружающий мир" и базируясь на концепции УУД...

Доклад "Формирование нравственных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности"

В последние годы- отличительные  изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую...

Доклад "Формирование критического мышления у младших школьников"

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Пр...

Доклад "Формирование ИКТ-компетентности у учащихся начальных классов"

Материал может быть использован как самостоятельный доклад и как текст -сопровождение к презентации "Формирование ИКТ-компетентности у учащихся начальных классов", опубликованной ранее.  В работе...

ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».

Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...

Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"

          Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...