РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «ШАХМАТЫ» направленность – спортивно-оздоровительная для обучающихся 1-4-х классов на 2018-2019 учебный год
рабочая программа

Давыдова Ирина Владимировна

Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого и второго года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакомиться с фигурами и их расположением на шахматной доске, узнать ходы фигур и их ценности, особенности взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_po_fgos_shahmaty.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

                                                           начального общего образования,

                                                           утвержденной приказом по школе

                                                           от 31.08.2018 № 500

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по ФГОС

«ШАХМАТЫ»

направленность – спортивно-оздоровительная

 для  обучающихся 1-4-х классов

на 2018-2019 учебный год

 

учителя начальных классов

Давыдовой Ирины Владимировны.

МБОУ «НШ №24»

Пояснительная записка

Содержание

1.Планируемые результаты изучения программы

2. Содержание программы

3. Тематическое планирование

Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого и второго года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакомиться с фигурами и их расположением на шахматной доске, узнать ходы фигур и их ценности, особенности взаимодействия.

  Этапы проведения уроков по программе:

- вводный — даётся необходимая для учителя информация по изучаемой теме (если в этом есть необходимость);

- постановки учебной задачи и поиска её решения;   примерный перечень наводящих вопросов, побуждающих учащихся к диалогу и направленных на поиск решения поставленной учебной задачи;

— работы с шахматным словарём;

— разыгрывания шахматных задач и этюдов;

- самостоятельной работы и самопроверки;

— подведения итогов — учащимся предлагается самостоятельно оценить своё состояние, эмоции, результаты деятельности на уроке.

 Разбираются дидактические шахматные позиции,  в шахматные термины и понятия

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Шахматы»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, мета предметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала.

 К личностным результатам относят:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- наличие чувства прекрасного;

-  формирование основ шахматной культуры;

-  понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-  уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

-  воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

- умение управлять своими эмоциями;

-  дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-  формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированное  универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1. Познавательные УУД:

-  умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- владение способом структурирования шахматных знаний;

- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- умение находить необходимую информацию

—  способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

-  умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД:

— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и ко-операцию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3.  Регулятивные УУД:

-  умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

—  способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1—4 классы) должны:

— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

—  владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Планируемые результаты изучения предмета «Шахматы в школе»

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся  должны:

— уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;.

— знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

— иметь представление о том, что такое' нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

— ориентироваться на шахматной доске;

— играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

— правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

— правильно расставлять фигуры перед игрой;

— различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

— рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

— знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

—  знать цену каждой шахматной фигуры;

— усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

—  владеть способом взятия на проходе;

— записывать шахматную партию;

— уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала доконца с записью своих ходов и ходов партнёра.

         К концу второго года обучения  обучающиеся должны:

- уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

- защищать свои фигуры от нападений и угроз;

- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

- ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

- разыгрывать шахматную партию сначала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

- реализовывать большое материальное преимущество.

2.Содержание программы

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, запись шахматной партии.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

3.Тематическое планирование

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Планирование прохождения программного материала на первом году обучения

п/п

Виды Деятельности

Распределение учебных часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории шахмат

1

2

Базовые понятия шахматной игры

29

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

 

 

Конкурсы решения позиций

Соревнования

Шахматные праздники

4-5 часов

Общее количество часов

33 (для обучающихся 1-х классов)

 

Тематическое планирование второго года обучения

п/п

Виды Деятельности

Распределение учебных часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории шахмат

1

2

Базовые понятия шахматной игры

26

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

 

 

Конкурсы решения позиций

Соревнования

Шахматные праздники

 7 часов

Общее количество часов

 

34 (для обучающихся 2-4 классов)

Поурочное планирование «Шахматы»- 1-й год обучения ( 1 классы)

№ урока

Тема

Шахматы- мои друзья. История возникновения шахмат.

Шахматная доска.

Горизонталь.

Вертикаль.

Диагональ.

Шахматная нотация.

Шахматные фигуры, начальная позиция.

Ладья.

Слон.

Ферзь.

Конь.

Пешка.

Превращение пешки.

Король.

Ценность фигур.

Нападение.

Взятие. Взятие на проходе.

Шах и защита от шаха.

Мат.

Пат- ничья.

Рокировка.

Основные принципы игры в начале партии.

Мат двумя ладьями одному королю.

Мат ферзем и ладьей одному королю.

Мат ферзем и ладьей одному королю.

Материальное преимущество.

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

Партии- миниатюры.

Запись шахматной партии.

Шахматный этикет.

Шахматные соревнования и праздники.

Шахматные соревнования и праздники.

Шахматные соревнования и праздники.

Поурочное планирование, 2 год обучения ( 2,3,4 классы).

№ урока

Тема

 Из истории шахмат. Чемпионы по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях   по шахматам.

Шахматные фигуры ( повторение). Повторение первого года обучения.

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка ( повторение).

Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход ( повторение).

Защита в шахматной партии,  уход из под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

Защита в шахматной партии: перекрытие , контрнападение.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Тактический приём «двойной удар».

Тактический приём «связка».

Конкурс решения позиций : как бы вы сыграли?

Тактический приём «Ловля фигуры».

Тактический приём «Сквозной удар».

Мат на последней горизонтали.

Конкурс решения позиций : как бы вы сыграли?

Тактический приём «открытый шах».

Тактический приём «двойной шах».

Шахматный турнир ( игровая практика).

Шахматный турнир ( игровая практика).

Шахматный турнир ( игровая практика).

Шахматный турнир ( игровая практика).

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

Основы игры в дебюте: атака на короля.

Основы игры в дебюте: атака на короля.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Основы анализа шахматной партии.

Основы анализа шахматной партии.

Основы анализа шахматной партии.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Шахматный турнир ( игровая практика).

Шахматный турнир ( игровая практика).

Шахматные турнир (игровая практика).

Шахматный праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ  1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» (спортивно-оздоровительное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»(спортивно-оздоровительное  направление)ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОРИ ДОБРО» (социальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ТВОРИ ДОБРО»(социальное направление)ДЛЯ  1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ» (общекультурное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»(общекультурное  направление)ДЛЯ  1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» (общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»(общеинтеллектуальное направление) ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Социокультурные истоки» направленность - духовно-нравственная для обучающихся 1 -4-х классов на 2018-2019 учебный год

Программа является результатом работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Занимательная математика» направленность - общеинтеллектуальная для обучающихся 1-4-х классов на 2018-2019 учебный год

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...