Доклад "Методы обучения родному языку в начальной школе"
методическая разработка

В докладе раскрываются проблемы изучения бурятского языка в условиях ФГОС. Что должны знать, уметь учащиеся начальных классов, какими навыками должны обладать по окончании той или иной темы.Учитель учит ребят работать в парах, группах.Предлагает творческие задания. Ребята самостоятельно добывают знания из источников дополнительной литературы, коллективно обсуждают их. Развиваются коммуникативные отношения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы обучения родному языку в начальной школе

в условиях перехода на новый ФГОС и проблемы.

Бурятский язык  – один из относительно новых предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного общества. Наряду с русским языком, литературным чтением, литературой, иностранным языком он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и формированию основ филологического образования школьников.

Школьный предмет “Бурятский язык”, наравне с предметами “Русский язык”, “Литература” “Иностранный язык” представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия, расширяет лингвистический кругозор учащихся. Общение на бурятском языке - это межкультурное взаимодействие. Специфика изучения бурятского языка отличается именно коммуникативной, диалоговой направленностью, в процессе межнациональной коммуникации формируется уважение и внимание к другим.

Изучение бурятского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:  

формирование умения общаться на бурятском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;

приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство младших школьников бурятским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения;

развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;

воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами бурятского языка.

Деятельностный характер предмета «бурятский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать бурятскую речевую деятельность в другие виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметн ые общеучебные предметы и навыки.

Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Бурятский язык» направлено на решение следующих задач:

формирование представлений о бурятском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания между людьми, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарными лингвистическими представлениями, необходимыми для овладения устной и письменной речью на бурятском языке на элементарном уровне;

обеспечение коммуникативно-психологической адаптации  младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования бурятского языка как средства общения;

развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка;

приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

развитие познавательных способностей, овладение умениями координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением, и т.д.), умением работы в паре, в группе.

Личностными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном обществе; осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми; знакомство с миром бурятской культуры через средств бурятского языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской бурятской художественной литературы традиции).

Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:

развитие умений взаимодействия с окружающими, выполняя различные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младших школьников;

развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению бурятского языка;

овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.).

Предметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах бурятского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

  1. В коммуникативной сфере

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

Говорении:

- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения

(Этикетный диалог представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула и реплики-реакции.

Например:

Здравствуйте, Эрдэм Баирович!(пароль)

Рад вас видеть (реплика-реакция).

По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп:

- диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление);

- побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения, команды, приказ, требования);

- ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, разрешение.

Этикетный диалог необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.

Например:

  1. Танда часы бии гү?

Үгы (намда часы үгы).

Бии (Намда часы бии).

  1. Танда часы бии гү?

Арбанһаа хорин минута үнгэрөө.

Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.

Диалог-расспрос (запрашивать и сообщать информацию, вопрос-ответ) и

Диалог-побуждение к действию

- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;

- дать совет и принять/не принять его;

- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;

- сделать предложение и выразить согласие/несогласие с ним;

уметь на элементарном уровне рассказать о себе, семье, другеописывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж.

Аудировании:

- понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале;

Чтении: 

читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;

читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.

Письменной речи:  

владеть техникой письма;

списывать небольшие тексты, простые диктанты.

писать с опорой на образец поздравления с праздником и короткое личное письмо.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами):

знать звуки и буквы бурятского языка и владеть терминами (звук (абяан) и буква (үзэг), звуки гласные(аялган) и согласные (хашалган); гласные краткие (түргэн), долгие (удаан), дифтонги; согласные твёрдые (хатуу) и мягкие (зөөлэн);

адекватно произносить и различать на слух звуки бурятского языка;

соблюдать долготные ударения в словах;

- знать, что предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу;

- знать повествовательные (юрэ хөөрэһэн), вопросительные (асууһан) и побудительные (идхаһан) предложения;

- знать утвердительные (баталһан), отрицательные (буруушааһан), восклицательные(шангадхаһан), невосклицательные (шангадхаагүй) предложенияе, и уметь их использовать в разных речевых ситуациях;

- соблюдать логические ударения (удхын сохилто) и его роль в речи;

соблюдение интонации основных типов предложений;

- применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;

распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе.

Описание опыта работы по теме "Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе"...

Обучение иностранному языку в начальной школе и методы и приемы,повышающие качество обучения.

В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, заставляющих учителя обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке.В последние годы стала ощущаться нас...

Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

Методическая работа содержит теоретический и практический материал  по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во...

Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка» (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: «Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка»».Цели урока:- создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Урок родного языка»;- помочь детям увид...

Проблемы преподавания родного языка в начальной школе

Выступление на педагогическом совете...

Интерактивные игры на уроках родного языка в начальной школе

Применение интерактивных игр в практике обучения младших школьников родному языку как способ повышения качества образования, позволяющее не только активизировать познавательную деятельность ученика, п...