Проблемы преподавания родного языка в начальной школе
статья

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Проблемы преподавания родного языка в начальной школе

                                                                       

Родной язык- это не нарочно

                                                         придуманные для ребенка    

                                                         правила и нравоучения, а

                                                         воздух, которым дышит его

                                                         душа наравне с душой его народа.    

                                                                        Януш Корчак - Польский                

                                                                        педагог, писатель, врач.

 Родной язык – душа народа. И каждый народ (большой он или малый по численности) хранит и бережет свой язык с одной целью – передать его своим потомкам.

   С самого рождения ребенок должен слышать, ощущать красоту и прелесть, глубину и богатство, силу и величие родной речи. И цель наша на сегодня- это повышение интереса к изучению родного языка, родной литературы и культуры, воспитанию наших детей на лучших традициях и обычаях своего  народа, вооружение детей знаниями, формирование самостоятельности мышления.

     Обучение детей родному языку решает следующие задачи:

  во первых, развивать в детях ту врожденную душевную способность, которую  называют даром слова;

во вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка

в третьих,  усвоить детям логику этого языка. Эти цели  и задачи достигаются не одна после другой, а совместно.

   Много сил нужно приложить, для того чтобы эти цели и задачи были выполнимы. Как это сделать на уроках родного языка и литературы? Какие новые формы ввести, чем заинтересовать детей?

    Родное слово является основой всякого умственного развития и всех знаний. Очень важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и грамотности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

   Чем лучше они владеют родным языком, тем ярче, красивее и богаче выражают свои мысли в устной и письменной речи. Первоначальные сведения об окружающем мире и о человеческой деятельности дети получают посредством родного языка, на котором они общаются дома, в классе, на улице. Поэтому первейшая задача школы - обучить детей хорошо владеть родным языком.

      Возлагать задачу сохранения и развития родных языков  только на систему образования, снимая ее с других институтов воспитания, в частности с семьи,  прежде всего с родителей, значит, обречь наши языки на искусственное существование или тихое вымирание. А сегодня на самом деле эти задачи решают в основном только учебные заведения и учреждения культуры. Однако язык нельзя сохранить насильственным путем,  его можно сохранить, если представители этноса любят родную словесность, говорят на ней, гордятся ею, а чувство любви может быть заложено только в семье.

     Проблемы обучения родному языку связаны с вопросами формирования национального самосознания учащихся. Думается, необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков – по многим причинам.

    Во-первых, очень остро стоит вопрос, связанный с мировоззрением, а значит и вопрос о родном языке как факторе национального самосознания. Родной язык и речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова.

    Во-вторых, самое характерное устремление сегодняшнего дня – поиск путей гуманизации общества и школьного обучения. Поэтому создание интереса к изучению родного языка – это по-прежнему один из злободневных вопросов преподавания предмета. Важнейшим двигателем стремления совершенствовать знание родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости, особое эмоциональное отношение к этому. На родном языке, через родную речь дети узнают  национальную жизнь, приобщаются к культурному наследию народа, через учебный предмет “родной язык” осваивают традиции и закономерности языка. И тогда на первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого и естественного.

     Живое слово земляков и о земляках на уроках родного языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне.

      В связи, с чем  в учебно-воспитательном процессе нужно использовать средства этнопедагогики, связанные с укладом жизни, ценностями и психологией народа. Думаю, что системное использование прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе может привести к значительному и ожидаемому результату.

         Актуальной остается и то, что бедна материально-техническая база школы по родным языкам. В отличие от других дисциплин, сегодня мало издаются дидактические, методические материалы.  Очень мал контингент учителей, занимающихся над собой, над развитием родного языка, хорошо знающий теоретические и методические основы изучения родных языков.    

      Так же  отсутствие мультимедийных программ,  УМК, программ факультативных курсов, позволяющих изучать указанные предметы на уровне разговорной речи; технические средства обучения, дидактические материалы и наглядные средства (зрительной, звуковой), методических журналов по родным языкам и литературам, что ограничивает возможность обмена опытом методической работы, его распространение и обобщение.

          Не хватает или же вообще нет продуктов мультимедиа, которые содержат компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь, музыку,  где зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остаются пассивными, учебная информация на родном языке может подаваться  и письменным текстом, и речью, с видеосюжетом и музыкальным сопровождением. Я считаю, что использование цифровых образовательных ресурсов позволяют лучше применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Существенной проблемой для нас является отсутствие в школьных библиотеках  достаточного количества учебников и словарей, совершенно нет внеклассной литературы, дополнительных учебных материалов, учебно-наглядных пособий мало. Мы прибегаем к использованию мультфильмов, однако их тоже очень    мало.   

Большую роль в лучшем овладении родным языком, в стимулировании интереса к его изучению играют конкурсы, олимпиады, круглые столы,  семинары, научно-практические конференции.

    В качестве одного из главных направлений  хотелось бы выдвинуть  работу с одарёнными детьми. Поддержка талантливой молодежи предполагает создание специальной системы по выявлению и поддержке одарённых детей и формированию среды для проявления и развития способностей каждого ребёнка.

          Изложенные выше обстоятельства, условия и факторы условно можно обобщить следующим образом:

*  Острая нехватка учебников, словарей, внеклассной литературы и в т.ч., национальных народных сказок (особенно красочно иллюстрированных), художественных произведений, учебно-методических, учебно-наглядных материалов.
* Практическое отсутствие обучающих компьютерных программ и на родных языках, а также мультфильмов на родных языках.

* Пассивное отношение большинства родителей к изучению их детьми родного языка.
* Недостаточная практическая востребованность родных языков в различных сферах общественной жизнедеятельности.

 Мы не должны забывать о том, что  вне родной культуры, родного языка, родной речи мы не состоимся, не сохранимся  как самодостаточные этносы со своей уникальной, богатейшей  историей и  неповторимыми традициями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе/

Материал предназначен для учителей иностранного языка, работающих в начальной школе....

" Новые подходы к преподаванию русского языка в начальной школе"

Новый подход к обучению русскому языку - попытка гуманизации обучения, преодоления формализма, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, поиск условий для раскрытия его творческого потенциал...

Технологии преподавания английского языка в начальной школе

Инновационные технологии с использованием таких современных средств, как интерактивные доски, делают современный урок английского языка еще более увлекательным и позволяют раскрыть и увлечь обучающихс...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья о роли информационных технологий в преподавании русского языка в начальных классах....

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Проблемы преподавания английского языка в начальной школе

  Раннее обучение английскому языку широко внедряется в практику. К младшим школьникам приходят опытные учителя, работающие в средней школе, не имеющие практики преподавания в начальном зв...

Презентация "Современные проблемы преподавания родного языка (русского) в начальной школе и пути их решения".

Обучение детей родному языку (русскому) решает следующие задачи:развивать в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова;ввести детей в сознательное обладание сокровищами род...