Обучающий интерактив с родителями "Почему дети лгут?"
материал (3 класс)

Грищенкова София Кирилловна

Обучающий интерактив (родительское собрание) - "Почему дети лгут?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка сценария родительского собрания для начальной школы.

Тема родительского собрания: «Почему дети лгут?»

Цель: помочь родителям разобраться в причинах детской лжи и правильно реагировать на проявление подобного поведения у своего ребёнка

Форма: круглый стол.

Задачи:

1. Осмысление родителями причин детских проступков;

2. Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями (трудности в общении).

Ход собрания

1. Вводная часть

- Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас сегодня, и благодарю за то, что Вы, несмотря на занятость, нашли время посетить родительское собрание.

-Обращаю ваше внимание на документы, регламентирующую мою деятельность как учителя и наше взаимодействие с вами – Семейный Кодекс, ФЗ Об образовании, Конвенция о правах ребенка, ФГОС НОО второго поколения (слайд)

-Я бы хотела начать нашу встречу с высказывания английского педагога и философа Джона Локка «Ничто так не прекрасно для глаза, как правда для ума; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь» ИЛИ «Лучше говорить истину, которая причиняет боль и затем исцеляет, чем ложь, которая успокаивает и затем убивает» (ложь копится, растет и в конце концов наступает момент когда ее уже невозможно скрыть, раскрывается правда, правда которая причиняет боль, оставляет на душе шрам, который напоминает о предательстве. Это как нож в спину, чувствуешь, что тебя предали, обманули. А человек, которого обманули единожды, начинает сомневаться во всех людях)

- Какая проблема здесь отражена? (Проблема детской лжи)

-Как вы думаете, какая тема нашего обучающего интерактива? (Почему дети лгут?)

- А как вы думаете, актуально ли данная тема на сегодняшний день? Почему? (Актуальность: Большая ложь начинается с малой лжи. Обман в обществе воспринимается в целом негативно. При определенных обстоятельствах можно оправдать только ложь во благо, но это реалии взрослой жизни, а детскую нечестность этим благородным мотивом оправдаешь не всегда. Поэтому даже первые невинные попытки ребенка обманывать настораживают взрослых. Детская ложь – тревожный симптом. А поскольку еще ни один ребенок не вырос, не расстроив своих родителей и учителей невероятными выдумками, досадными недомолвками, а иногда и откровенной ложью, то проблема не теряет своей актуальности и относится к категории вечных.)

-Что бы вы хотели сегодня обсудить, какую цель поставим? (Будем говорить о детской лжи, причинах и последствиях, Узнать, как преодолеть детскую ложь)

2. Основная часть

В толковом словаре В. И. Даля находим следующее определение: «Ложь – то, что солгано, слова, речи, противные истине. Лгать – врать, говорить или писать ложь, неправду, противное истине».

Чтобы изменилось поведение ребенка достаточно изменить ситуацию, в которой он находится.

Врунишка обычно страдает от недостатка внимания и любви со стороны родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая самооценка. Не оправдывающий ожиданий родителей, которые ему об этом постоянно сообщают, имеет трудности в учебе или нарушения поведения.

Данная проблема актуальна и в нашем классе. К родительскому собранию я провела диагностику с целью выявления частоты прибегания младшего школьника к обману (С.С. Носова). Результаты вы можете увидеть на доске.

https://vuzlit.com/imag_/20/413/image001.jpg

Сегодня я предлагаю Вам составить маршрут решения выявленной нами проблемы и с помощью него найти пути решения данной проблемы. На доске вы видите маршрут, который мы должны с вами сегодня пройти. И первое, что мы выясним, почему наши дети лгут (МАРШРУТ: причины, виды, признаки)

Сейчас я предлагаю вам поработать в группе по 2 человека и написать возможные причины детской лжи. Я вас дополню, это недоверие ко взрослым, желание самоутвердиться, обман как зашита.

Социальный психолог- Э́рих Фромм выделяет четыре основные причины лжи:

  1. Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви
  2. Чтобы скрыть свою вину
  3. Чтобы избежать наказания
  4. Чтобы выразить свою враждебность нам

-Какие виды лжи вы знаете? Предлагаю перейти к следующей станции – виды лжи. Предлагаю объединиться в одну большую группу и выбрать из предложенных 4 вида, которые встречаются чаще всего и обоснуйте почему вы так думаете.

  1. Умолчание.
  2. Неприкрытое враньё.
  3. Частичная или искажённая констатация фактов.
  4. Спонтанная ложь.
  5. Хвастовство и преувеличение.
  6. Ложь, необходимая в каких- либо обстоятельствах.

Американский психолог Пол Экман говорит, что детскую ложь можно представить тремя категориями:
     1. Ложь, которая помогает взаимодействовать с другими людьми («Ты такая красивая»);
     2. Ложь, направленная на защиту от наказания («Я это не говорил»);
     3. Самообман («Я не обманывал»).

Следующее что мы выясним это внешние признаки того, что ребенок врет. Поработайте в двух группах и выберете, те, которые вы считаете верными. Затем объединитесь в одну большую группу и назовите 4 признака, на ваш взгляд, которые вы считаете наиболее часто проявляемые и почему.

  • Сжимать губы ...
  • Бурно спорить ...
  • Касаться шеи ...
  • Отворачиваться всем телом ...
  • Трогать глаза
  • Много говорит
  • Улыбается
  • Корчит лицо

Камила Мелитан, психолог, считает ложь признаком безнравственности: дети и взрослые начинают лгать тогда, когда в их поступках появляется «что-то нехорошее», что необходимо скрывать от других . Иначе говоря, автор рассматривает  ложь с позиции моральных и нравственных норм.

Сейчас мы снова поработаем в группах - 3 группы по 2 человека.

Ситуация 1.

Мальчик Саша 11 лет. Вечером классный руководитель Саши позвонил маме и поинтересовался, почему Саша не пришел в школу. При этом мама была уверена, что ребенок там был, так как с утра видела, как ребенок с портфелем ушел на занятия. Проступок ребенка на лицо. Как вести себя маме, когда ребенок пришел домой «якобы из школы».

Ситуация 2.

Учительница спрашивает у третьеклассницы Веры, написала ли она сочинение, заданное на дом. Катя отвечает, что написала, но забыла дома. На предложение учительницы принести сочинение на перемене (Вера живет в соседнем со школой доме), она отвечает, что у нее нет ключей и дома никого нет. В конце концов выясняется, что Вера сочинение не написала. Данная информация была доведена учителем до родителей. Как вести себя родителям в данной ситуации.

Ситуация 3.

В классе дети сдают деньги на фотографии. Игорь принес сумму больше, чем понадобилось. Учительница отдала мальчику сдачу. На родительском собрании мама поинтересовалась, почему такие дорогие фотографии, на что учительница ответила, что Игорь принес денег больше, чем надо, и она отдала ему сдачу в руки. Как вести себя родителям в данной ситуации.

-Вот мы с вами разобрали ситуации и давайте теперь запишем рекомендации, которые помогут вам, когда Ваш ребенок вам солгал.

Посмотрите, какой маршрут проблем у нас с вами получилась. Чтобы нам найти пути решения проблемы, и закончить наш маршрут сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 группы по 3 человека. У нас на столах лежат листы, клеи и рекомендации. Они разные. 1 группе нужно выбрать: Как вести себя с ребёнком – лгунишкой, а 2 группе: Как воспитывать в детях честность? Выбирайте рекомендации, которые вам подходят и приклеивайте их на цветные листы.

Как вести себя с ребёнком – лгунишкой,

  1. Понять возможную причину и проанализировать её.
  2. Если ребёнок сам сознался во лжи – не наказывайте его.
  3. Если вы точно знаете, что ребёнок врёт, скажи сразу, что вам всё известно.
  4. Любую ложь пытайтесь обсудить с ребёнком. Покажите возможные выходы из ситуации.
  5. Поощряйте искренность ребёнка. Старайтесь стать для него таким близким человеком, чтобы ему не хотелось вас огорчать.
  6. Ругайте ребенка за ложь
  7. Не анализируйте его поступки

Как воспитать честность?

  1. Верьте ребенку.
  2. Объясните, что на правде "держится мир", на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.
  3. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.
  4. Не учиняйте унизительных допросов.
  5. Вознаграждайте честность. Если ваш малыш признался вам, то покажите ему свою радость: "Я рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду".
  6. Показывайте пример честности.
  7. Ругайте ребенка за ложь, его проступки
  8. Необходимо ставить в угол за самую маленькую ложь

3. Заключительная часть

Вот мы и закончили наш маршрут. На столе у вас лежат силуэты человека, давайте представим, что это наши дети. Если мы будем соблюдать наш маршрут решения проблемы, какого человека мы получим, какие качества у него проявятся. Напишите эти качества на фигурке.

Наша встреча подходит к концу. Я предлагаю Вам подвести итоги и закончить следующие фразы «Сегодня я узнал….»
«Мне понадобиться….»

«Буду использовать…………..»

Я хочу закончить наше родительское собрание словами философа Жан Жак Руссо «Лгать самому себе для своей выгоды — подделка; лгать для выгоды другого — подлог; лгать для того, чтоб повредить, — клевета; это худший вред лжи». Не лгите своим детям, воспитывайте в них честность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник "Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях развития инклюзивного образования"

В данной сборнике представлены методические материалы теоретического и практического содержания из опыта  работы председателя ТПМПК Нижневартовского района, председателей консилиумов, профильных ...

Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях развития инклюзивного образования

Статья: Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в рамках ПМП консилиума (из опыта работы),  А.Т. Михайлова (стр.73)Методические материалы логопедов (дефектологов) г. Нижневартовска и Нижневартовско...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета "Математика" для обучающихся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностя...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Живой мир" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...

Интерактив компьютер и дети

Фрагмент интерактива по ПМ03 «Классное руководство»По теме «Компьютер и дети»....

обучающий интерактив для родителей

обучающий интерактив для родителей...