Проект "Проектная задача"
проект

Приходько Ульяна Александровна

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ  НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_proektnaya_zadacha.docx50.85 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ

 НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        ….……………………………………….………………………….……....2

1. Организация проектной деятельности, характеристика класса…..………........3

2. Экспериментальная работа  по  развитию   познавательной самостоятельности младших школьников ………………………………......…….5

3. Итоги заключительного этапа исследования …………………………………..8

Заключение        …………………………...…………………………….………..............9

Список использованной литературы……………………………….…………….10

 Проектирование – известный тренд отечественного и зарубежного образования. Данный вид учебной деятельности школьников обладает многими преимуществами, основное из которых – познание окружающего мира через практическую творческую деятельность.  Однако заметим, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. По мнению А.Б.Воронцова, Т.А. Иващенко.  М.В.Заславского, О. В. Раскиной, С. В. Клевцовой и других, в младшем школьном возрасте имеет место проектная задача [3, с.13].  

Проектная задача – это система заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». (А.Б. Воронцов) [4, с.9] Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования проектных задач как особой формы учебной деятельности в младшем школьном возрасте и формирование предпосылок для последующей проектной деятельности в подростковом возрасте.

           Выявленная актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы исследования: «Проектная задача на развитие познавательной самостоятельности младшего школьника»

Объект исследования: процесс обучения решению проектных задач на уроках в начальной школе.

Предмет исследования: организация образовательной технологии с использованием заданий, необходимых учителю в процессе обучения учащихся решению проектных задач.

Цель исследования: создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.

 Задачи исследования: 

1.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать и провести проектные задачи на уроках окружающего мира.

3. Внедрить данную работу в классно-урочную деятельность без ущерба для освоения программы.

           Гипотеза исследования: я предположила, что применение проектной задачи будет способствовать развитию самостоятельности младших школьников, поможет сформировать целеустремлённость, настойчивость в достижении целей.

 если:

      -   учитываются возрастные особенности младшего школьника;

      - проектная задача строится на основе учебной деятельности, что обеспечивает целенаправленное развитие умения ставить цель, планировать, контролировать, оценивать результат.

Методы исследования:

- теоретические: анализ и обобщение научно-методической

литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: наблюдение, диагностика, эксперимент.

Новизна исследования: заключается в подборке проектных задач на уроках и занятиях внеурочной деятельностью

          Теоретическая значимость: состоит в анализе теоретических подходов к пониманию понятий «познавательная самостоятельность» и «проектная задача».

Практическая значимость исследования: состоит в том, что результаты исследования могут быть применены в педагогической практике учителя начальных классов.

        Этапы проведения

Вся исследовательская работа проходила в соответствии с планом.

1 этап (октябрь - декабрь 2021 г.) - проведён анализ научно-методической литературы по вопросам исследования; изучалось современное состояние проблемы в теории и практике начального общего образования; определены параметры исследования и выявлена актуальность исследования; разработана методика проведения исследования.

2 этап (январь-апрель 2022 г.) - проведен констатирующий и формирующий этап.  Разработка и реализация проектных задач, исследование динамики развития познавательной самостоятельности второклассников.

3 этап (апрель-май 2022 г.) – уточнены и оформлены основные результаты и выводы исследования.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

1. Организация проектной деятельности, характеристика класса

У второклассников недостаточно развиты действия планирования, контроля и самооценки, что снижает эффективность   развития познавательной самостоятельности. Проектная деятельность в 1 классе не использовалась. Диагностика умения учиться (познавательной самостоятельности) в школе не проводится.

Для выявления начального уровня познавательной самостоятельности у детей, мы применяли методику А.К. Марковой «Нерешаемая задача». Выбор данной методики обоснован тем, что    исследуются качества личности, которые являются составляющими для становления познавательной самостоятельности

Цель: выявить сформированность умения осуществлять самостоятельные действия у учащихся младшего школьного возраста..

С помощью методики А.К. Марковой, мы осуществили оценку сформированности умений выполнять самостоятельные действия у младших школьников. Результаты данной методики представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень сформированности умений выполнять самостоятельные действия у младших школьников на констатирующем этапе

 Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже        среднего

Низкий

уровень

20%

40%

15%

      25%

Показатели свидетельствуют о том, что высокий уровень сформированности у детей умений осуществлять самостоятельные действия выявлен у 20% детей экспериментальной группы. У этих детей младшего школьного возраста в разных видах деятельности устойчиво проявляется стремление к самостоятельности. В учебной деятельности эти дети могут самостоятельно выполнять как учебно-теоретические, так и учебно-практические задания.

Средний уровень выявлен у 40% детей экспериментальной и контрольной группы. Данный уровень характеризуется тем, что у младших школьников в целом недостаточно развит мотивационный компонент на познавательную деятельность.

Уровень ниже среднего выявлен у 15% детей.   У этих второклассников    отмечается неумение проводить самостоятельную деятельность, при этом большая мотивационная потребность в обучении.  Прежде всего, это проявляется в том, что, испытывая потребность в выполнении самостоятельной деятельности, они не умеют организовать ее и им требуется постоянная помощь.    Это связано с недостаточными действиями   в планировании, выборе средств обучения, целеполагания и самоконтроля.

Низкий уровень умения осуществлять самостоятельную деятельность выявлен у 25% детей экспериментальной. У этих детей отмечается сочетание низкого уровня мотивации и слабо сформированных умений организовывать самостоятельную деятельность. Эти младшие школьники не стремятся к самостоятельной деятельности, они целиком ориентированы на помощь учителя, взрослого в любой деятельности.

Таким образом, по результатам этой методики, можно сделать вывод о том, что у второклассников познавательная самостоятельность сформирована недостаточно. Это характеризуется тем, что у одних младших школьников недостаточно сформированы сами умения осуществлять самостоятельные действия, которая усугубляется низкой познавательной мотивацией.

2. Экспериментальная работа  по  развитию познавательной самостоятельности младших школьников

На основе теоретического анализа я выделила следующую модель   организации работы по развитию познавательной самостоятельности в условиях применения проектной задачи у младших школьников. Она включает в себя ряд компонентов:

  1. Целевой компонент. Цель: развитие самостоятельности младших школьников на основе решения проектной задачи.
  1. Содержательный компонент.  Отражает содержание работы. Тематическое планирование   проектной задачи для младших школьников.
  1. Процессуальный    компонент (отражает    процесс     проведения проектной задачи).

При проектировании проектных задач учитывала, чтобы задания   были направлены   на развитие у учащихся умений самостоятельно осуществлять свою деятельность, а именно:

- определять цель деятельности,

- планировать деятельность,

-организовывать деятельность и реализовывать запланированные действия,

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

В процессе работы опирались на следующие принципы: принцип систематически и последовательности, принцип учета индивидуальных особенностей, принцип единства и взаимодополняемости методов, используемых при организации проектной деятельности.

Таблица 2. Тематика проектных задач для формирования познавательной самостоятельности у учащихся 2 класса

Название проектной задачи

Вид проектной задачи

Предметы, обеспечивающие реализацию проектной задачи

1

«Уникальный Сахалин»

Предметная

Окружающий мир

2

«Доктор Айболит путешествует на Сахалин»

Предметная

Окружающий мир

3

«Я живу около моря»

Межпредметная

Внеурочная деятельность «Краеведение»

        1. «Уникальный Сахалин»

Цель: создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая, таким образом, у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.

Работа проходит в 4-х группах, выполняя ряд заданий для создания продукта своей деятельности: газета, буклет, презентация и т.д. С помощью результатов заданий они смогли создать свои уникальные проектные работы. У данной проектной задачи нет единственно правильного варианта решения, за исключением фактических данных. Создавая свой «продукт», дети заготовленный текст наполняют фактическими данными (датами, фамилиями, цифрами), при этом осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают его, дополняют своими сведениями. Работа рассчитана на 2 урока, 1 занятие внеурочной деятельности и самостоятельную подготовку дома.

Проектная задача начинается с проблемных заданий:

  • День рождения нашего региона и города?
  • Нарисовать флаг Сахалинской области по памяти.
  • выбрать из предложенных вариантов фотографии Сахалинской области.
  • Придумать виртуальную мини-экскурсию по городу.

В процессе выполнения дети сталкиваются с трудностями, и учитель нацеливает на то, чтобы дети захотели узнать больше про свой регион. На первом этапе они вместе с учителем отправляются в путешествие по региону, где не просто учитель рассказывает материал, а использует краеведческие задания. Например, из текста про Сахалин найди все числа и сложи их. После прохождения всех заданий дети приступают к работе, учитель предлагает несколько вариантов тем, но дети также могут придумать и свою. 

Темы распределились так:

1 группа: «Лекарственные растения Сахалинской области»

2 группа: «Достопримечательности Сахалина и Курил»

3 группа: «Я живу на Сахалине»

4 группа: «Мои любимые места на Сахалине»

1, 3, 4 группы представили свои работы в виде газеты. Они использовали яркие картинки, подготовленный текст и свои умения рисовать. 

2 группа подготовила буклет о достопримечательностях, который также презентовали. Также дети раздали классу свои буклеты. В нем была информациях как о природных местах, так и городских.

В заключении совместно с учителем подвели итоги занятия, провели анализ своей деятельности.

Вывод: решение проектной задачи позволила не только узнать больше о Сахалинской области, но и способствовала развитию навыков целеполагания, планирования, поиска и отбора необходимой информации. Данные действия являются составными частями формирования учебной самостоятельности школьника.

2. «Доктор Айболит путешествует на Сахалин»

Цель: развитие способностей самоконтроля, планирования оценивания себя и своих товарищей, создание групповой работы. 

Основной замысел задачи: Путешествие доктора Доктора Айболита на остров Сахалин для исследования острова. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий. Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся вынуждены обращаться к текстам и результатам других заданий для получения необходимых данных. 

Примеры заданий:

  • Айболит запутался, помогите ему разобраться в словах. Хаисанл – Сахалин, ИКУРЫЛ – Курилы, ОРЕМ – море и т. д.
  • Отгадать загадки о лекарственных растениях или о достопримечательностях.
  • Собрать пазл сюжетной картинки.
  • Решение математических задач. 
  • Составление ответов из ключей и подготовка итогового выступления.

По результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, обучающимся предстояло создать итоговый продукт – карту для путешествия по Сахалину, это было заданием на последней станции.  Все дети успешно справились с прохождением проектной задачи. 

Вывод: данная проектная задача способствовала развитию умений самоконтроля, планирования, поиска и отбора необходимой информации, оценивания, а также способствовала развитию коммуникации между школьниками.

3. «Я живу около моря»

Данное занятие проведено в форме мини - проектной задачи и было рассчитано на одно занятие на кружке «Краеведение».

Цель: формирование действий учебной самостоятельности.

С помощью картин, музыки, мультимедиа и учителя дети были мотивированы на обсуждение темы море вокруг нас. Так были заданы проблемные вопросы? 

  • Где мы с вами живем, что на окружает?
  • Куда любят ездить отдыхать в тепло люди и почему? 
  • Любите ли вы купаться и где?

В ходе обсуждения плана работы над проектной задачей, были определены необходимые источники информации, средства для проведения работы. Большое внимание было уделено планированию проведения работы. Совместно определили цель; источники информации, распределение задач между членами групп; ожидаемый продукт проектной работы.

Подготовительный этап:

Анализ имеющейся информации (репродукции картин художников, рисунки второклассников прошлого года).

Обсуждение оптимального способа достижения цели.

План работы.

- разделение детей на три группы;

- подготовка пространства;

- распределение функционала;

- подготовка к восприятию музыкального произведения о море;

- восприятие музыкального произведения;

- просмотр морских пейзажей известных авторов

- выполнение коллективной работы “Море в ясную (ненастную) погоду”.

- обсуждение качества выполненной работы с точки зрения выразительности используемых живописных средств;

- обсуждение способов взаимодействия в группе и его влияние на качество выполняемой работы.

Выполнение плана работы.

Текущий контроль, внесение изменений, корректировка.

Публичное представление, демонстрация “продукта”.

Обсуждение качества выполнения “продукта” (итоговый контроль).

Обсуждение результата - качественное изменение в группе детей.

Первая группа создали творческий проект в виде театрализованного представления «Море эмоций». Они сами написали сценарий, сделали костюмы из подручных материалов и подобрали музыкальное сопровождение.

Каждый ученик выбрал подходящую эмоцию и изобразил ее перед классом. А итогом стало то, что каждая эмоция важна для человека и не стоит стесняться их показывать.

Вторая группа оформила результаты своей деятельности в виде презентации. Где они рассказали о полезных свойствах времяпровождения на море. А также о том, как море может быть опасным в плохую погоду для людей. Ребята выступили с небольшими докладами перед классом и ответили на их вопросы.

Третья группа разработали перечень самых любимых морей учащихся класса. Они провели опрос среди класса и выбрали топ-7 лучших морей мира.

В своей деятельности они работали с различными источниками информации, чтобы подобрать интересные факты о каждом море. Проект дети оформили на стенде и представили классу. 

Вывод: данная проектная задача способствовала развитию умений целеполагания, планирования, поиска и отбора необходимой информации. Появилось желание дальнейшего изучения данного вопроса.

  1. Итоги заключительного этапа исследования

На контрольном этапе нашей целью являлась оценка динамики в развитии самостоятельности детей младшего школьного возраста. На этом этапе использовались методики констатирующего этапа. Результаты повторной диагностики по методике А.К. Марковой «Формирование познавательной самостоятельности» представлены в таблице 3.        

Таблица  3. Динамика        показателей        сформированности параметров самостоятельности у младших школьников на контрольном этапе

 Уровень самостоятельности

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже        среднего

Низкий

уровень

30%

50%

15%

      5%

Как видно из таблицы, уровень сформированности параметров самостоятельной деятельности у младших школьников по результатам проведенной работы, изменился.

Количественные показатели этих изменений свидетельствуют о том, что число младших школьников с высоким уровнем увеличилось в группе на 10%. Количество младших школьников со средним уровнем увеличилось на 10%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 20%.

Качественные изменения в развитии параметров самостоятельной деятельности на контрольном этапе исследования проследились в том, что по результатам оценки младшие школьники стали проявлять большую активность и инициативность в самостоятельной деятельности. У них стали лучше сформированы умения организовывать самостоятельную деятельность на всех этапах деятельности.

Таким образом, результаты показывают, что проведенная работа способствовала развитию познавательной самостоятельности, побуждения работать самостоятельно стали более выраженными и нашли отражение в увеличении доли самостоятельной деятельности младших школьников. Это свидетельствует о том, что проведенная работа являлась эффективной. Дети стали более организованные, последовательные независимо от контроля взрослого при осуществлении самостоятельной деятельности.

Эти результаты позволяют говорить о том, что проведенная работа являлась эффективной и способствовала развитию у детей умения осуществлять самостоятельную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследования являлось изучение особенностей самостоятельности младших школьников, выявление и экспериментальная проверка условий развития самостоятельности младших школьников на основе проектной задачи.

Я составила перечень задач, чтобы достигнуть цели исследования. Проанализировав научную литературу по проблеме исследования, выделили самостоятельность как качество личности, которая определяется следующими проявлениями: сознательной мотивированностью действий, их обоснованностью, неподверженностью влиянию и внушению, способностью человека самому усматривать объективные основания для поступков. Аспектами познавательной самостоятельности являются: мотивация, умение планировать, реализовывать, контролировать действия, умение действовать без помощи.

Младший школьный возраст самый благоприятный период для развития самостоятельности, именно в младшем возрасте у детей работают и развиваются все области психики, растет произвольность поведения, улучшается саморегуляция, самоконтроль, формируются индивидуальные качества личности. Развитие самостоятельности возможно в процессе организации реальной практической деятельности, значимой для данного возраста. Одним из таких видов деятельности является проектная деятельность.

Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результат.  

Мной была организована работа по развитию познавательной самостоятельности в условиях применения проектной задачи на формирующем этапе.   Проведение работы в целях развития самостоятельности у младших школьников осуществлялось с учетом ряда условий: развитие умений осуществлять самостоятельную деятельность (ставить цель, планировать, реализовывать, контролировать, оценивать результат); оценка результатов самостоятельной деятельности; расширение интересов детей и побуждение к самостоятельной деятельности.

Результаты контрольного этапа исследования показали, что после проведенной формирующей работы возросло количество младших школьников с высоким уровнем развития познавательной самостоятельности. Качественные изменения характеризуются развитием умения осуществлять самостоятельную деятельность. Статистическая обработка подтвердила результаты исследования.

Это позволяет говорить о том, что проведенная работа по использованию проектной деятельности в развитии самостоятельности младших школьников являлась эффективной.

Таким образом, цель исследования была достигнута, выдвинутая гипотеза доказана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя М.: Просвещение, 2008. 151 с. [Электронный ресурс]
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности М.: ОНРО 2010. 432с
  3. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина, М.В.Енжевская, С.В.Клевцова, Н.И.Трояновская; под ред. А.Б.Воронцова.  3-е изд. М.: Просвещение, 2011.  176 с. (Стандарты второго поколения).
  4. Воронцов А. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // Начальная школа.  2007.  №6 [Электронный ресурс] – URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608 (Дата обращения 02.03.2022)
  5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология М.: Педагогика, 2013.  581с.
  6. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов.  М.: Вентана-Граф, 2004.
  7. Пидкасистый Б.И. Педагогика М: Образование 21 века 2016. 608  
  8. Плешаков А.А.  Школа России Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. М.: Просвещение, 2009. 158 с.
  9. Плешаков А.А. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2018. 143 с.
  10. Смолянская Г.Д. Проектная задача как актуальная технология организации современного урока [Электронный ресурс]

URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii /2015/05/10/ proektnaya-zadachakak-aktualnaya (Дата обращения 02.03.2022)

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  [Электронный ресурс]   http://standart.edu.ru/ (Дата обращения 02.03.2022)
  2. Цукерман Г. А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер // Психологическая наука и образование.  2010.  № 4.  С. 77–90
  3. Эльконин Д. Б. Детская психология М.: Академия, 2007. 384 с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача. Решение задач.

Урок составлен для учащихся, которые обучаются в одном классе, но по разным образовательным программам. Материал подготовлен для того, чтобы закрепить умение решать задачи, анализировать условие...

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)

Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....

Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)

Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...