Несломленный город
план-конспект

Протопопова Ирина Борисовна

Был город фронт-была Блокада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neslomlennyy_gorod.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы

«27 января 1944 года -день снятия Блокады с Ленинграда»

«Несломленный город»

Подготовила

Учитель начальных классов

Протопопова Ирина Борисовна

Санкт – Петербург

2022

Содержание

Введение        3

1. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам»        5

2. «Дорога жизни»        6

3. Румболовская гора        7

4. Дети блокадного Ленинграда        8

5. Весна 1942-го. Блокадные огороды        10

6. «Матч жизни»        11

7. «А музы не молчали…»        12

8. Ленинградский зоосад        13

9. «Мяукающая дивизия»        14

10. «Нам в 43-м выдали медали, и только в 45-м – паспорта»        15

Заключение        17

Список использованной литературы        19

Приложения        20

1. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам»

«Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,

Кто-то – с первых ступеней детсада…

В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,

Где не знают, что значит – БЛОКАДА…»

(В. Кухарь)

Блокада Ленинграда – одна из самых страшных страниц в истории города. Эти события вошли в мировую историю как самая длинная и тяжелая  по своим последствиям осада.

8 сентября 1941 года гитлеровские войска заняли Шлиссельбург и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Согласно плану «Барбаросса», Ленинград, все его жители, а также оборонявшие его солдаты должны были быть полностью уничтожены. План провалился, оборону фашистам прорвать не удалось. Тогда было принято решение брать непокорный город измором.

Началась блокада Ленинграда, длившаяся 871 день. Она показала всему миру великий дух народа, способного на подвиг в условиях войны, голода, болезней и холода. Город выстоял, но цена, заплаченная за эту победу, была очень высока.

Главной проблемой осаждённого Ленинграда стал голод. На 21 июня 1941 на ленинградских складах хранилось муки и зерна на 52 дня, крупы — на 89 дней, мяса — на 38, растительного масла — на 29 дней[1].  

12 сентября фашистская авиация разбомбила Бадаевские склады, где был основной запас продовольствия. После пожара оказалось, что сырья для хлеба осталось на 35 дней.

20 ноября 1941 была установлена самая низкая норма хлеба - 250 граммов в день для рабочих и 125 граммов для остальных жителей города.  

В блокаду хлеб готовили из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он получался водянистым, практически черным по цвету и горьким на вкус.

В музее хлеба (улица Михайлова, 2) отдельный зал посвящен выпечке хлеба во время блокады Ленинграда, здесь же реконструирована блокадная комната и выставлен кусок блокадного хлеба — 125 грамм, которые получали жители осажденного города. На стенде наглядно видно - как менялась норма выдачи от 1941 до 1943 года.  

Переоценить эти драгоценные граммы просто невозможно! Хлеб на протяжении многих блокадных дней оставался для Ленинградцев единственным источником жизни и единственной надеждой!

«И в час беды, и под счастливым небом,

Вчера, сегодня завтра и вовек

Мы дорожить должны и крошкой хлеба,

Без хлеба жить не сможет человек!» (С. Чекмарев)

2. «Дорога жизни»

Ледовая трасса, проложенная в годы войны по Ладожскому озеру, официально называлась - Военно-автомобильная дорога №101. Она была единственной дорогой, связывавшей блокадный Ленинград с остальной страной. В народе ее назвали «Дорога жизни». Несмотря на все опасности и трудности пути она давала миллионам горожан надежду на спасение. По ней в город везли продовольствие, боеприпасы, а также эвакуировали мирных жителей.

22 ноября 1941 года воды Ладожского озера замерзли и по ним пошли грузовики   ГАЗ-АА («Полуторки»). Из-за погодных условий машины часто уходили под лед, терялись в снежной буре. Но каждый водитель боролся «за два рейса» - ведь они обеспечивали 10500 ленинградских жизней.

Зачастую водители ехали с открытой дверью чтобы успеть выскочить из кабины, если машина провалится под лед.

Необходимо было очень внимательно следить за толщиной льда на озере – для этого составлялись специальные карты глубин. Зимой 1942 года толщина льда составляла больше 1 м – это позволяло пропускать по Ладоге даже тяжелые танки.

«Дорога Жизни» через Ладогу функционировала с 12 сентября 1941 по 30 марта 1943 года. Протяженность участка дороги по льду озера - 32 км.

За это время в город было доставлено 1 млн 615 тыс тонн груза, эвакуировано 1 млн 376 тыс жителей[2].  

На берегу Ладожского озера, где грузовики спускались на лед, находится памятник в виде разомкнутого кольца.

3. Румболовская гора

 «Румболовская гора» - мемориал в память обороны Ленинграда в 1941-44 годах, входит в составе Зелёного пояса Славы.

У подножья горы расположен памятник – лист дуба, лавра и желудь. Лист дуба символизирует жизнь, лавра - славу, а жёлудь перед ними — символ новой жизни. Памятник был сооружен в 1967 году.

На вершине горы находится большой мемориальный комплекс. В него входит Вечный огонь, Братское кладбище советских воинов, памятник «Погибшим и замученным в фашистских концлагерях», «Воинам, павшим в Афганистане», «Ликвидаторам Чернобыльской катастрофы» и Сад памяти в честь погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом.

На другой стороне находится бронзовая скульптура в натуральную величину грузовика «Газ-АА» с надписью: «Памяти машины-солдата».  Подобного памятника больше нет нигде. Он был открыт 27 января 2012 года. Место для установки памятника было выбрано не случайно — на этом участке дороги были самые ожесточенные обстрелы.

«Полуторка» - основной вид транспорта блокадного Ленинграда. Она обеспечивала жизнь города, доставляя с «большой земли» по ледовой дороге топливо и продовольствие, вывозила детей и раненых.

 «Сквозь сто смертей тогда полуторки неслись,

Сто раз на них обрушивалось небо,

Но слово хлеб равнялось слову жизнь,

А если жизнь, то значит и победа!»

(Э. Хиль «Баллада о ледовой трассе»)

Этот памятник увековечивает героизм водителей, которые порой ценой жизни выполняли свою работу, а также напоминает нам о тяжелых испытаниях, пережитых в военные годы жителями города.

4. Дети блокадного Ленинграда

Во время блокады в Ленинграде оставалось почти 400 000 детей.

Малышей старались эвакуировать в первую очередь вместе с воспитателями детских садов, но многие все же оставались в городе.

Уже в октябре 1941 ученики начальных классов вновь сели за парты. Учились по сокращенному плану, только основные предметы. Уроки длились не больше 25 минут.

Зимой, когда в классах было холодно, стояли печки «буржуйки». Ребята сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали карандашом, так как чернила замерзали на морозе. Но даже во время авианалетов, в бомбоубежищах уроки не прекращались.

Учителя самоотверженно заботились о своих учениках, старались поддержать, заинтересовать ребят - чтобы они хоть ненадолго отвлеклись от ужасов войны.  Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-42, с уважением называли «зимовщиками».

В тяжелейшем январе 1942 года для школьников, воспитанников детских домов и детских садов были организованы новогодние елки! Елки на праздниках были настоящие: тысячу елок заранее завезли из прифронтового леса. В подарок от Деда Мороза ребята получили небольшую порцию супа, каши и настоящие мандарины[3]!

«...Это было что-то сказочное: в мёртвом городе ёлка, настоящий Дед Мороз, представление и даже подарки! И, что самое удивительное - больше всего меня обрадовало в подарке…очаровательная елочная игрушка — маленький смешной ватный поросёнок в поварском колпачке, который весело улыбался и словно говорил, что всё будет хорошо...» (Из воспоминаний блокадницы, Т. Б. Фабрициевой)[4].

Старшие школьники и студенты совмещали учебу с работой на фабриках и заводах, в госпиталях. В самый тяжелый период блокады (январь-февраль 1942) в ВУЗах была проведена зимняя сессия, где большинство студентов показали хорошие знания по предметам.

А уже 6 июля 1942 года во Дворце Пионеров был проведен настоящий бал выпускников.

Молодые ленинградцы понимали, что после войны на их плечи ляжет ответственность за восстановление города. Поэтому они несмотря ни на что учились, осваивали новые профессии - связисты, военно-физкультурные работники, инженеры, детские врачи, медицинские сёстры. Ни у кого не было сомнения, что город справится с натиском врага!

5. Весна 1942-го. Блокадные огороды

Пережив тяжелейшую зиму 1941-42 года, Ленинград начал возрождаться.

Одной из главных задач в марте 1942 года стала очистка города от снега и мусора, который скопился за зиму. Необходимо было расчистить трамвайные пути. 8 марта тысячи ленинградцев вышли на первый общегородской воскресник. Повсюду были развешаны плакаты и лозунги, звавшие население в поход за чистоту: «Городу-бойцу — грязь не к лицу!»

Страна оказывала городу помощь. Но как бы интенсивно ни работала Дорога Жизни через Ладогу, жители города-фронта понимали, что этого не хватает.

Еще в марте 1942 года Исполком Ленгорсовета принял специальное постановление «О развитии индивидуального огородничества»[5], на основе которого развернулась подготовка к весеннему севу. Летний сад, Марсово поле, Исаакиевская площадь, парки, скверы, площади, где раньше были цветники и газоны, теперь были засеяны овощами. На окнах жителей города в горшочках вместо цветов зеленели салат, редис, лук. Основная культура тех лет - капуста, которая очень богата витаминами, удавалось выращивать картофель и свеклу.

Витамины для голодающего города - особая проблема. Был очень высок риск развития цинги на фоне дистрофии жителей. По радио ученые-биологи читали лекции о том, какие растения лучше всего выращивать в домашних условиях, чтобы пополнить свой скудный рацион. Выпускались специальные плакаты - «Приготовление витаминного напитка из хвои»[6]. В пищу шло все – лебеда, крапива, свекольная ботва.

Первый урожай помог тысячам блокадников пережить следующую зиму. А уже в 1943 году почти каждая семья в Ленинграде обрабатывала свой или коллективный огород. В домах стали появляться даже банки с заготовками овощей.

Осажденный город сумел приспособиться, сумел выстоять и выжить!

6. «Матч жизни»

Ленинград не желал признавать блокаду. Пережив суровую зиму 1941-42 года, всеми силами жители города-фронта хотели доказать, что остаются в строю, продолжают бороться, что невзгоды не сломили их дух и веру в скорую победу. Надежда жила, её поддерживали всеми возможными способами. Даже футболом.

31 мая 1942 года на стадионе «Динамо» состоялся настоящий футбольный матч, который уже тогда назвали «Матч жизни».  

В матче участвовали команды «Динамо» и команда Ленинградского металлического завода. Всего в игре принимали участие 22 футболиста. Болельщиками были пациенты госпиталя и ученики военной академии. Во время второго тайма начались бомбежки и артобстрелы стадиона. Но когда все стихло, футболисты вернулись к игре.

Если футболист падал, то его поднимали товарищи – самому встать не получалось. Уходили с поля так же – в обнимку – так было легче идти.

Репортаж о матче транслировался далеко на фронт. Услышав его, бойцы не верили своим ушам. Ведь за пределами Ленинграда фашисты активно распространяли слухи, что в городе не осталось живых. Это был подвиг людей, которые доказали, что город выжил и продолжает бороться!

В 2012 году, в память о 70-й годовщине той игры, на стадионе «Динамо» был открыт памятник.

Спорт помогал защитникам города быть в хорошей физической форме, постепенно восстанавливать здоровье и напоминал им о мирной жизни, ради которой они сражались с врагом. В этих целях в городе стали проводиться спортивные соревнования по простейшей, доступной программе.

6 сентября 1942 года состоялся первый чемпионат Ленинграда по легкой атлетике.

7. «А музы не молчали…»

Даже в жутких условиях войны Ленинград оставался поистине культурным городом. Работали театры, библиотеки, проводились концерты самодеятельности.

Вплоть до весны 1942 года, пока в осаждённом городе было электричество, в кинотеатре «Колизей» показывали фильмы.  

В августе 1941 практически все ленинградские театры были эвакуированы. Остались лишь театр Музкомедии и Симфонический оркестр Радиокомитета.

В октябре 1942 года родился новый Городской театр, теперь носящий имя В.Ф. Комиссаржевской. Со временем в блокадном городе организовали оперную и балетную труппы.

Театр укреплял в человеке силу духа, помогал выжить!

Спектакли прерывались сигналами воздушной тревоги, но ни разу не были отменены. Залы были забиты полностью. Актеры, испытывающие все тяготы блокадной жизни, стремились шуткой и юмором поддержать в жителях города веру в победу. Как вспоминала певица Софья Преображенская: «Творческие силы в нас вливало общение с нашей замечательной публикой, с её верой в победу и отвагой»[7].

Музыка блокадного Ленинграда - отдельная страница трагической истории.

Зимой 1941 года композитор Д.Д. Шостакович написал Седьмую симфонию, которую назвали «Ленинградской». Она состоит из нескольких частей, которые рассказывают о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и долгожданной победе.

Впервые в осажденном Ленинграде симфония прозвучала 9 августа 1942 года в большом зале Филармонии. Именно в этот день по планам Гитлера, город должен был пасть. Но пока звучала симфония ни одна бомба не упала на город – защитники Ленинграда стойко отражали вражеские атаки.

Концерт в блокадном Ленинграде стал символом сопротивления города и его жителей. Музыка поднимала дух измученных людей, внушала веру в то, что Ленинград выстоит.

8. Ленинградский зоосад

Ленинградский зоопарк работал всю войну, практически без перерыва. Еще до Блокады часть животных эвакуировали в Казань, но многих вывезти не удалось. Осталось более 160 зверей и птиц - бизоны, олени, слониха Бэтти, бегемотиха Красавица, дрессированные медвежата, лисята, тигрята и другие.

Сотрудники зоопарка самоотверженно ухаживали за животными – приносили воду с Невы (водопровод не работал), собирали на полях остатки травы, овощей.

Зимой с 1941 на 42 год зоопарк был закрыт. Но работал выездной театр зверей «Кротон», который показывал свое небольшое представление в госпиталях, школах и детских домах. Им руководили супруги Раевский и Рукавишникова. В их труппу входили собачки, лисичка, курочка, 2 медвежонка, белка, обезьянка, кролики и павлин[8]. Они кувыркались, разыгрывали сценки, и это было невероятным счастьем, чудом, символом другой, мирной жизни.

К 8 июля 1942 года в зоопарке восстановили все вольеры, привели в порядок территорию, и он вновь открыл свои двери для посетителей. За лето 1942 года его посетили 7400 человек!

9. «Мяукающая дивизия»

В блокаду огромной проблемой были крысы. Они уничтожали остатки запасов еды, урожай с огородов, музейные экспонаты, разносили болезни. Известен случай, когда из-за собравшейся на путях стаи крыс с рельсов сошел трамвай.

В  апреле 1943 года в Ленинград из Ярославля привезли четыре вагона дымчатых кошек. Горожане окрестили их «мяукающая дивизия».

Кошек везли 5 суток и когда их, голодных, выпустили из вагонов, то они моментально разбежались по городу и остановили рост популяции крысиного войска.

В конце войны привезли второй эшелон – еще 5000 кошачьих из Сибири.  

Котенок в Ленинграде был на вес золота - он стоил как 10 кг хлеба!

По воспоминаниям одной жительницы блокадного Ленинграда, весной она увидела толпу людей у кинотеатра. Оказалось, что там на окне на солнышке грелась кошка. Увидев мирно спящее животное, люди поняли, что город выжил.

«Когда бессильны были неотложки

И жизнь людская падала в цене

От смерти нас порой спасали кошки,

Хоть ничего не смыслили в войне.

Мы их привыкли видеть на обложке

Календаря как «кича» элемент.

А мне сдается, заслужили кошки

Хотя бы очень скромный монумент!»[9]

В благодарность пушистым зверькам в городе установлено несколько памятников -  на доме № 8 по Малой Садовой установили скульптуру кота Елисея, а напротив, на доме № 3, его подруги — кошки Василисы.

Еще один памятник находится на севере города – его установили жильцы дома №4 по улице Композиторов.

В 2008 году в городе Всеволожск на Дороге Жизни открыт «Музей кошки».

10. «Нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом – паспорта»

Говоря о героических защитниках Ленинграда, нельзя не сказать о детях, которые остались в осажденном городе, и помогали взрослым не жалея сил.

Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день – никто не считал.

Дети помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против пожаров, разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.

С весны до поздней осени в 1942-44 годах школьники работали на совхозных полях. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. Несмотря на это ребята выполняли рекордные нормы по сбору овощей.

Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненых.  Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.

С 1943 года в городе были организованы команды «тимуровцев». Они навещали стариков, больных, разносили почту.

Они учились, сражались, трудились: 15000 школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Маленький подвиг каждого ленинградца являлся частью огромного героизма всего города!

Заключение

Первое, что приходит на ум при упоминании Санкт-Петербурга (Ленинграда) - что это город-герой, культурная столица России и многое другое. Но уникальность нашего города еще и в том, что в страшные годы войны в нем жили люди, для которых главной задачей было выжить, отстоять город, не сдать его врагу во что бы то ни стало!

К сожалению, блокадников с каждым годом остается все меньше.

По мнению британского журналиста Александра Верта, который посетил Ленинград в 1943 году, главным фактором, который помог ленинградцам выстоять, была их горячая любовь к самому городу, к его историческому прошлому.  

Порой ценой собственной жизни сохранялись памятники культуры, архитектурные сооружения. Юные ленинградцы продолжали учиться, потому что знали, что после войны на их плечи ляжет ответственность за восстановление города. Они помогали взрослым изо всех сил – работали на заводах, тушили зажигательные бомбы, помогали в госпиталях.

Чтобы поддержать моральный дух и несгибаемую веру в победу трудились и работники искусства. В театрах актеры старались шуткой и юмором поднять зрителям настроение, отвлечь их от военной реальности. Ленинградская симфония Д. Шостаковича стала настоящим гимном сопротивления города и его жителей.

После лютой зимы 1941-42 года ленинградцы стали приводить город в порядок – убирать улицы, расчищать трамвайные пути. Помимо очевидной необходимости в чистоте это давало ощущение сплоченности, что город-крепость един с его жителями.

Распространение огородничества положительно сказалось на состоянии ленинградцев. Они стали получать больше витаминов, можно было разнообразить свой рацион. И вновь мощным фактором здесь послужила коллективная работа. Люди засеивали каждый свободный клочок земли, приближая долгожданную мирную жизнь.

Совершенно уникальным явлением стал футбольный матч в осажденном Ленинграде. Он доказал всем, что город жив и продолжает бороться вопреки ожиданиям фашистских захватчиков! Это была настоящая победа духа.

Удивительно, что такие привычные в наше мирное время вещи, как театр, музыка, зоопарк, футбольные матчи в блокадном Ленинграде давали его жителям силу жить, выстоять и победить.

Те, кто пережил ту войну, блокаду, были обычными мальчиками и девочками, порой моими сверстниками.  Они отстояли наш город ради нас. И мы не имеем права забыть их подвиг. Мы обязаны быть достойны звания «потомки жителей блокадного Ленинграда».

 «Свой город отстояв ценою бед.

Не сдали Ленинграда ленинградцы, -

Да, в нем ключи чужих столиц хранятся.

Ключей к нему - в чужих столицах нет!

И мы, огонь познавшие и голод.

Непобедимы в городе своем,

И не взломать ворота в этот город

Ни голодом, ни сталью, ни огнем.»

(В. Шефнер)

Список использованной литературы

1. Победа Ленинграда. Из блокады – к весне 45-го. В дневниках, воспоминаниях, фотографиях и документах. – СПб.: ЛИК, 2014. – 164 с.

2. Великая Отечественная война: правда и вымысел: сб. статей и воспоминаний; вып. 10: Сборник научных трудов / Зиновьев И.П., Ильин Е.В. - СПб:СПбГУ, 2017. - 160 с.

3. Карелин П. – Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 3. Подвиг Ленинграда – М.: Современник, 1984. – 606 с.

4. Неизвестная блокада. Путь к победе. Ленинград 1941-1944 гг./Никитин В.А. – М.: Лимбус-Пресс, 2013. – 306 с.

5. Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга первая: июнь 1941 - май 1942: Научное / Соболев Г.Л. - СПб:СПбГУ, 2013. - 696 с

6. Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга третья: январь 1943 - январь 1944: Научное / Соболев Г.Л. - СПб:СПбГУ, 2017. - 748 с.

7. Великая Отечественная война: правда и вымысел: сб. статей и воспоминаний; вып. 10: Сборник научных трудов / Зиновьев И.П., Ильин Е.В. - СПб:СПбГУ, 2017. - 160 с.

Интернет-ресурсы

http://blokada.otrok.ru

http://leningradpobeda.ru

http://pobeda.elar.ru

http://histrf.ru

https://vsevologsk.com/pamyatnik-polutorke-rumbolovskoy-up/

https://spbarchives.ru/leningrad-victory_6

https://tass.ru/spec/leningrad

http://osporte.online/novosti/nesmotrya-ni-na-chto-sportivnaya-zhizn-blokadnogo-leningrada


[1] Соболев Г.Л. «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга первая: июнь 1941 - май 1942» – 17 c.

[2] Соболев Г.Л. «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга первая: январь 1943 - январь 1944» – 384 c.

[3] Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга первая: июнь 1941 - май 1942: Научное / Соболев Г.Л. - СПб:СПбГУ, 2013. - 547 с

[4] Великая Отечественная война: правда и вымысел: сб. статей и воспоминаний; вып. 10: Сборник научных трудов / Зиновьев И.П., Ильин Е.В. - СПб:СПбГУ, 2017. - 102 с.

[5] См. приложение 1

[6] См. приложение 2

[7] http://leningradpobeda.ru

[8] http://www.zoopicture.ru/spbzoo-vo-vremya-blokady/

[9] Автор стихотворения не известен, опубликовано на сайте: obshelit.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История города 4 класс игра "Чудесный город""

Викторина может быть использована в обобщающем уроке по истори Санкт-Петербурга....

« Город чудный, город древний….»

Конспект внеклассного мероприятия по истории Москвы./3 класс/...

Урок изобразительного искусства. Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость.

Цель:Создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа  древнего русского города с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами.Задачи:   Обра...

Белгород! Наш областной город. Город первого салюта. Город богатый достопримечательностями.

23 октября мы, обучающиеся 4 «А» и 4 «Д» классов МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов» с классными руководителями Романенко В.М. И Базаровой Т.И. посетили по...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня горожане слушали из репродукторов «…немецкие войска вероломно, без объявления войны, нарушили государственную границу...

Классный час ко Дню воинской славы России 2 февраля 1943 года – день разгрома немецких войск под Сталинградом. «Город жил… Город сражался… Город победил…» .

Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. И тут преувеличения нет. Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в которо...

Город, в котором я живу. Город, который я люблю. Город, которым я горжусь

Сценарий внеклассного занятия по окружающему миру, посвященного истории родного города-героя Волгограда. Материал можно использовать на классном часе ко дню города....