Доклад на тему "3-D моделирование как средство развития творческого воображения младших школьников"
опыты и эксперименты

Я являюсь руководителем Центра "Точка роста". И в своем докладе хочу рассказать о своей работе и работе своих коллег по теме : «Организация внеурочной деятельности в Центре гуманитарных и цифровых профилей «Точка роста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Чехов-7

городского округа Чехов Московской области

Тема доклада:

«Организация внеурочной деятельности в Центре гуманитарных и цифровых профилей «Точка роста».

Подготовил учитель начальных классов,

руководитель Центра «Точка роста»

Шунейкина Н.В.

2021 г.

          В сентябре 2020 года на базе нашей школы, МБОУ СОШ Чехов-7, состоялось торжественное открытие Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Функционирование Центра осуществляется в рамках федерального проекта «Современная школа», который нацелен на уменьшение разрыва между городскими и сельскими, поселковыми школами. 

      Основной целью Центра «Точки роста» является формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков по предметным областям, а также внеурочной деятельности.  Кабинет Центра оснащен самым современным оборудованием: квадрокоптеры, очки виртуальной реальности, инструменты для уроков технологии и многое другое.

      Работа «Точки роста» в МБОУ СОШ Чехов-7 выстроена следующим образом: в первую половину дня в специализированном кабинете проходят уроки по трем обозначенным предметам: «Технология», «Информатика», «ОБЖ», а после ребят ждут занятия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования.

     В Центре функционируют объединения:

1. «Шахматная азбука»,

2. «Lego-конструирование»,

3. «Объемное моделирование 3D-ручкой»,

4. «Будь здоров»,

5. «Первые шаги в программировании. Среда программирования Scratch»,

6. «3Д-моделирование»,

7. «Волшебный объектив».

8. «Электронные таблицы для решения практических задач» 

     Всего в Центре «Точка роста» занимаются во внеурочное время и получают дополнительное образование более 250 учеников.

     На занятиях кружка «Шахматная азбука» учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур. На занятиях педагог использует материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Занятия в кружке увлекли и заинтересовали ребят, так как шахматы -это в первую очередь игра, а дети любят играть. Каждый триместр учитель для большей мотивации детей проводит шахматные турниры, где дети демонстрируют свои полученные знания и сильнейшие игроки награждаются дипломами.

     Рисование 3Д ручкой – новейшая технология творчества, в которой для создания объёмных изображений используется нагретый биоразлагаемый пластик. Застывающие линии из пластика можно располагать в различных плоскостях, таким образом, становится возможным рисовать в пространстве. Рисование 3Д приучает мыслить не в плоскости, а пространственно.

     Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому освоение 3D-моделирования призвано способствовать приобретению соответствующих навыков.

        В процессе обучения важным является проведение различных ролевых игр, небольших соревнований по мере изготовления моделей, работа по устранению недочетов и ошибок, ремонт моделей. Все это позволяет закрепить и повторить пройденный материал.

      В течении учебного года ребята выполнили поделки ко Дню Матери; подарили сделанные своими руками брелоки ко Дню Защитника Отечества и к празднику 9 мая; изготовили и преподнесли уникальные 3Д-цветы своим учителям; участвовали в различных конкурсах, таких как: «Техно-снегопад», «ПДД», «Международный день птиц» и много других.

          На базе нашей школы в центре «Точка роста» функционирует кружок по Легоконструированию. В нем занимаются дети начальной школы и учащиеся 5-7 классов.

      Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Занятия по «Легоконструированию» главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей;  способствуют развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по легоконструированию этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

      Изучение легоконструирования создает предпосылки для социализации личности учащихся и обеспечивает возможность ее непрерывного технического образования, а освоение с помощью лего-наборов  – это путь школьников к современным перспективным профессиям и успешной жизни в информационном обществе. Конечно же, данные занятия не приведут к тому, что все дети захотят стать программистами, инженерами, исследователями. В первую очередь занятия рассчитаны на общенаучную подготовку школьников, развитие их мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков.

     Работая с конструктором LEGO индивидуально, парами, или в командах, учащиеся имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате повышается самооценка ребёнка.

   И, сегодня испытать своего программируемого робота LEGO можно и на различных соревнованиях. Так учащиеся 7 класса Чигарев Артем и Колесников Артем в прошлом учебном году стали призерами регионального фестиваля-конкурса робототехнических и 3Д-моделей.

      Программа курса внеурочной деятельности «Будь здоров» направлена на формирование у обучающихся  здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья, обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях и носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

     Тренажёр-манекен для отработки приёмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей появился в нашей школе совсем недавно, но учитель активно его использует не только во внеурочное время, но и на уроках ОБЖ. Тренажёр-манекен имитирует тело человека (торс, голова, внутренние органы дыхательной системы) и позволяет отрабатывать навыки удаления инородного тела из верхних дыхательных путей в положении лёжа и стоя (приём Геймлиха). Данный манекен позволяет проводить обучение в условиях приближенных к реальным благодаря качественной имитации анатомии человека и строения верхних дыхательных путей.

     Также в нашем Центре имеется «Тренажёр-манекен «Александр-06» взрослого пострадавшего для отработки приёмов сердечно-лёгочной реанимации (голова, туловище). Тренажёр-манекен представляет собой имитацию туловища с головой и предназначен для отработки навыков проведения СЛР с возможностью контроля качества выполнения упражнений. Тренажёр-манекен позволяет учащимся приобретать знания и отрабатывать навыки, необходимые для проведения следующего комплекса реанимационных мероприятий:

• диагностики состояния пострадавшего (измерение пульса, определение состояния зрачков и т. д .);

• подготовки пострадавшего к проведению реанимационных мероприятий (при выполнении упражнения необходимо расстегнуть или ослабить поясной ремень манекена, а также придать голове правильное положение выполнения непрямого массажа сердца (в  процессе отработки упражнения производится автоматический контроль положения рук обучающегося, усилия и ритмичности действий, оказываемых на грудную клетку манекена);

• выполнения ИВЛ способами «изо рта в рот».

      Ребята, занимающиеся в кружке "Будь здоров" Центра «Точка роста» нашей школы, учатся оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

     Начальное программирование с помощью программы Scratch  осуществляется с детьми начальной школы и средней школы. Это среда программирования, которая позволяет создавать анимированные истории, мультфильмы, квесты, интерактивные презентации.

    Данный курс позволяет получить знание основных принципов механики, основ программирования в компьютерной среде Lego Spike Prime (Scratch или Python). Освоение данного курса даст ученикам возможность научиться работать по предложенным инструкциям, творчески подходить к решению задачи, доводить решение задачи до работающей модели, излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

      Курс «Основы 3д-моделирования» способствует развитию конструкторских, изобретательских, научно-технических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых обществу профессий, как инженер- конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, умение работать в коллективе. Занятия по 3D моделированию помогают приобрести глубокие знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Знания, полученные при изучении программы «Основы 3D-моделирования», учащиеся могут применить для подготовки мультимедийных разработок по различным предметам – математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.

     Курс внеурочной деятельность «Волшебный объектив» направлен на формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентации учащихся.

      Занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность; активизируют процессы формирования самостоятельности обучающихся, поскольку цифровая графика связана с обучением творческой информационной технологии. Через занятия по программе у детей развиваются такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем.

      Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.

     Внеурочная деятельность «Электронные таблицы для решения практических задач» 

 ориентирована на учащихся 10-11-х классов, обладающих повышенной мотивацией к изучению информатики и имеющих начальные знания в области алгоритмизации на уровне понимания простейших алгоритмов. При изучении данного курса решается такая важная задача, как формирование умений и способов деятельности для решения практических задач в экономике, статистике. Курс предназначен для углубленного изучения работы в электронных таблицах и ориентированы в первую очередь на подготовку учеников к последующему профессиональному образованию.

      В каникулярное время на базе Центра проходят тематические смены для обучающихся начальной школы «Умные каникулы», где ребята осваивают компьютерную грамотность.

     Программа ориентирована на развитие логического и комбинаторного мышления, на развитие навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами. Знакомство с основными приёмами работы в среде Windows, со стандартными приложениями: для вычислений, набора и редактирования текста, а также знакомство с графическим редактором Paint, созданием и редактированием графических изображений в Adobe Photoshop, Microsoft Word, табличным процессором Microsoft Exсel, средством создания презентаций Microsoft PowerPoint. 

     Педагоги нашей школы прошли обучение по курсу «Гибкие компетенции проектной деятельности» на федеральной платформе Фонда новых форм развития образования. Курс ориентирован на подготовку педагогов предметных областей «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». Материалы курса дали общее представление о проектном подходе в организации учебной и внеучебной деятельности. Кроме курсов учителя систематически принимают участие в вебинарах и семинарах для совершенствования своего мастерства.

    Учащиеся нашей школы имеют возможность заниматься на современных образовательных площадках наряду со школьниками больших городов и крупных мегаполисов. Школе это помогает решить проблему внеурочной занятости детей и обеспечить профессиональный рост педагогов.

     Я верю, что из наших учащихся мы сможем вырастить  увлеченных ребят, способных в будущем владеть инновационными технологиями и создавать проекты, вносить свой весомый вклад в технологический прогресс нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"

Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...

Развитие творческого воображения младших школьников

Выступление на методическом объединении...

Развитие творческого воображения младших школьников.

В статье рассматриваются эффективные способы и приемы развития творческого воображения младших школьников...

«Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время»

Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточ...

Доклад на тему "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей младших школьников"

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можн...