Профориентационная работа
материал

Шачнева Наталья Ивановна

Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Данные занятия  помогают выяснить уровень знаний учащихся о профессиях, расширить знания и представления детей о мире профессий, показать важность и необходимость любого труда,  способствуют формированию интереса  к профессиям, осознанности и ответственности за выбор будущей профессии, воспитывают  уважение к труду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ 

по профориентации «Работа шофера трудна и сложна» 

(2 класс школы VIII вида)

ПЛАН - КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

по профориентации «Работа шофера трудна и сложна» (2 класс )

Цель: Познакомить обучающихся с профессией шофёра.  

Задачи.

- Рассказать детям о профессии шофёр

- Способствовать развитию устной связной речи

- Способствовать активизации словарного запаса детей

- Способствовать развитию памяти, внимания, расширению кругозора  

- Воспитывать интерес и уважение к профессии шофёра

- Воспитывать коммуникативные навыки через игру

Основные  виды  деятельности: двигательная,  игровая, познавательно-

исследовательская, коммуникативная.

Словарь: шофёр, гараж, автомойка, бензоколонка,  пассажир.

Оборудование: атрибуты  к  игре  (шапочки  шофёра,  руль,  строительный

материал, вывеска «автомойка»), маленькие грузовые  машинки (красные и  синие),  игрушки  (легковые  и  грузовые  машинки  разной  величины и цвета).  

Предварительная  работа: наблюдение,  игры,  чтение  детской

художественной  литературы,  рассматривание  иллюстраций,  сюжетных

картинок.

                                              Ход занятия:

Учитель: - Ребята, послушайте загадку.

На резиновом ходу  все дороги обойду

Я на стройке пригожусь . Я работы не боюсь

Мне открыты все пути, могу людей перевезти.

 - Ребята, как вы думаете, что это?  (Машина)

Учитель:   Верно!  Машины  –  наши  помощники,  они  помогают

перевозить  грузы  и  людей,  привозят  продукты  в  магазины,  лекарства  в

аптеки, доставляют больных  в  больницы. Машины  пашут землю,  помогают  собирать  урожай,  помогают  строить  дома.  Без  машин  люди  не  смогли  бы обойтись.

Вместе с обучающимися рассматриваем изображения машин на доске.

-  Кто может назвать эти машины? Кто из вас видел их в городе? Это

грузовые и легковые машины. Почему машина называется грузовой? (потому

что она перевозит грузы)

Грузовик привёз нам грузы:  Три початка кукурузы,

Половинку кирпича,  два проколотых мяча

Ржавый гвоздик, медный таз —  разгружали целый час.

Но даже если кузов пуст,  грузовик от слова «груз».  

- Какие грузы перевозят на грузовой машине? (ответы детей)

-  У  каждой  машины  есть  название  как  у  человека  имя.  Грузовые

машины называются: Камаз (показ картинки), Газель (показ картинки).  

-А   теперь скажите, почему  легковая  машина  так  называется?  (Ответы

детей)  Кого  возят  на  легковой  машине?  (людей)  Как  называются  люди,

которые едут в машине? (пассажиры).  

- У легковых машин тоже есть название: Лада, Жигули, Тойота.

Игра «Грузовой и легковой»

Вариант  игры  1.  На  столе  учителя  стоят  грузовик  и  легковая  машинка.  У детей карточки с изображением грузовых и легковых машин. Условие игры: правильно положить свою карточку к нужной машинке.

Вариант  игры  2.  Дети  делятся  на  две  команды.  Карточки  с  изображениями  машин развешаны по классу. Одна команда должна собрать только грузовые  машины, другая – легковые.

Учитель:  -    Назовите  части  грузовой  машины.  (У  грузовой  машины

есть: кабина, кузов, окна, колеса, фары). Назовите части легковой машины?

(корпус, окна, фары, колеса). Что общего есть у всех машин? (ответы детей).

Учитель на доске собирает машины из разрезных частей.

Игра «Собери машину»  Детям  надо  собрать  грузовик  и  легковой  автомобиль  из  деталей.  (дети собирают автомобили из разрезных деталей на партах).

ФИЗМИНУТКА.  - Ребята, давайте поиграем. Надо провезти кубики (строительный материал)  на  грузовике от  шкафа до  доски.  Выигрывает тот,  кто не  уронит  ни одного  кубика.  (Дети  по  очереди  или  по  желанию  перевозят  кубики).  

Cоревнование по командам по перевозке строительного материала.

Два  человека  из  команды  перевозят  кубики,    а  один  человек  строит  из  них башню.

Учитель:  -  Ребята,  а  кто  управляет  машинами?  (шофер,  водитель).

Читаю отрывок из стихотворения «Стишок для юного водителя».

Я держусь за руль рукой —  Посмотрите — я какой!

 Я — внимательный водитель, ты меня не беспокой!

- Посмотрите и скажите мне, за что шофер держится руками?  - За руль!

- Во что одет шофер? – В костюм, на голове фуражка.

- У каждой профессии есть своя спецформа. У шофера она такая,  как

видите на картинке.

- Как вы думаете, каким должен быть шофер?  (Внимательным, ответственным, знать Правила дорожного движения)

- Правильно, шофер должен быть внимательным и осторожным. А еще

он должен знать правила дорожного движения.

Игра «Я шофер». - А вы  хотите быть шоферами?  Дети по  очереди выступают в  роли шофера.

Играющий  надевает  фуражку,  он  держит  игрушечный  руль.  По  считалке

выбирается  водящий,  который    показывает  цвета  светофора,  а  играющий

имитирует движения со словами ( красный – стою, зеленый – еду)  

(Играющие ходят по кругу и крутят воображаемый руль.)                

Нажимаю на педаль и -  машина мчится вдаль.

Учитель: - А кто знает,  где ночуют машины? (в гараже)  

- А  где  шофер  заправляет машину бензином?  (на  заправке). Да,  они

называются бензоколонки и выглядят вот так (иллюстрация).

- Какие  инструменты  нужны  шоферу  в  дороге  для  ремонта  машины?

(отвертка, гаечный ключ, домкрат, запасное колесо...).  

Я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери инструменты для шофера»

(на  столе лежат предметы: игрушечный  руль, отвертка,  фуражка,  половник,  шприц,  гаечный  ключ,  весы,  белый  колпак).  Нужно  выбрать  предметы,  необходимые шоферу.  

- Молодцы, вы теперь знаете,  чем шофер чинит машину, справились с

заданием.  У  вас  на  столах  лежат  машины,  которые  тоже  нуждаются  в

ремонте.  Переверните  альбомные  листочки  и  подумайте,  каких  частей  не

хватает.  Дорисуйте их карандашом (колеса, окна).

-  Как  вы  считаете  труд  шофера  трудный  или  легкий?  Опасный?

Почему?  (труд  шофера  трудный,  т.к.  он  рано  встает,  должен  быть

внимательным на дороге, чтобы не сбить пешеходов...)  

Учитель: - Вы знаете, что машины умеют разговаривать? Как работает

мотор машины? (имитируем рев мотора).  

Послушайте сказку про машины (инсценировка с машинками).

Правила.  Одна  очень  упрямая  зеленая  Газель  не  хотела  соблюдать  правила  дорожного  движения.  Не  хотела,  и  все  тут.  Газель  была  очень  мила,  всем  нравилась, поэтому думала, что все можно, гоняла по улицам, пела песни и  очень хотела, чтобы все видели, какая она смелая, отважная, как красиво она  едет, не обращая внимания на другие машины и даже на светофор. Поэтому,  она  не  ждала,  когда  загорится  зеленый  свет,  она  просто  не  смотрела  по  сторонам. Ни направо, ни налево.

Был  дождь,  асфальт был  очень сколький,  после  дождя всегда  асфальт

скользкий,  и  колеса  по  нему  скользят.  Газель  беззаботно  ехала  по  дороге  и  пела песни.  На перекрестке стоял очень старый и умный светофор. Светофор видел,  что  Газель  несется  очень  быстро,  он  зажег  свой  красный  глаз,  потому  что  хотел, чтобы все были осторожны. Но Газель гнала, не глядя на светофор.  А  с  другой  стороны  перекрестка  ехал  грузовик  КАМАЗ,  и  глаз  светофора показывал для него зеленый свет. КАМАЗ начал двигаться и вдруг в него врезалась наша  Газель.

-  Ой-ой-ой!,  -  закричала  Газель.  Ей  было  очень  больно.  У  нее  были

разбиты  фары  и  лобовое  стекло,  сломано  крыло  и  еще  что-то  внутри,

наверное, мотор.  КАМАЗ был очень большой, и с ним ничего не случилось.  

- Срочно вызывайте скорую помощь! – загудел КАМАЗ, - наша Газель

разбилась, здесь авария!  Скорая  помощь  отвезла  Газель  в  больницу  для  машин,  станцию  техобслуживания.  

- Да … Долго теперь ты не будешь гонять, - сказали ей там, - долго мы

тебя будем лечить. Ты пропустишь даже свой день рождения и не получишь

подарки. Разве ты не знала, что ездить можно только на зеленый свет?

Загрустила  зеленая  Газель,  но  теперь  она  точно  знает,  что  правила

нужно  соблюдать.  И  не  только  дорожного  движения,  а  еще  много  других  правил – правило поведения за столом, правило умываться и чистить зубы по  утрам,  правило  убирать  за  собой  и  много  других.  Потому  что  правила  придуманы для того, чтобы никто не попал в беду.

- А вы соблюдаете Правила дорожного движения и другие правила?

Заключение:  - Мы  сегодня  с  вами  познакомились  с  трудом  шофера.  Много  интересного узнали. Труд шофера труден, но очень важен и нужен людям, а  так  же  мы  узнали,  что  есть  машины  легковые  и  грузовые.  Они  перевозят  разные  грузы  и  людей.  Люди  не  смогут  жить  без  машин.  Они  их  главные  помощники.  Ребята, вы  были активными на занятии, правильно выполняли задания.

Давайте посмотрим мультфильм  про шофера и споем веселую песенку



Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по профориентации «Сто дорог – одна твоя!»
Цель: Создать информационное пространство о профессиях.
Задачи:
- расширить знания детей о профессиях;
- прививать интерес к различным видам деятельности;
- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разного рода
профессий.
Форма внеклассного мероприятия: игровая
Оборудование: - Компьютер. - Проектор для показа презентации.
- Иллюстрации с изображением людей разных профессий.
- Пазлы, раскраски, карандаши. - Кроссворд.
План:
1. Вступительное слово.
2. Конкурс:
- «угадай кто эти люди?»;
- «кто, где работает?»;
- «бюро находок»;
- «расскажи про профессию»
- «строителей, маляров».
3. Рефлексия.
4. Домашнее задание.

                                            Ход мероприятия

Вступительное слово учителя
Чтобы определить тему нашего сегодняшнего разговора, я вам предлагаю послушать и отгадать несколько загадок. (мультимедиа презентация).
Кто догадался, о чём мы сегодня поговорим?
(Ответы детей… – Будем говорить о профессиях…).

Да, ребята, мы с вами сегодня будем вести разговор о различных профессиях.
Хотя вы ещё учитесь в начальной школе, но должны уже знать, что путь к любой профессии начинается с первого класса. Школа – начало пути к любой профессии.
Как можно раньше вы должны узнать, какие профессии бывают, определить ту, к которой у вас есть способности, и… учиться, учиться, развивать свои умственные способности на школьных уроках. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом строить – стена бы завалилась; пошел бы в моряки – корабль бы на мель посадил; решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. И что бы ты ни мечтал делать в жизни, нужно учиться
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
- А что такое профессия? Кто может объяснить понятие профессия?
«Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
-
А скажите, пожалуйста, люди, каких профессий работают у нас в школе. (Ответы детей).
Игра: «Кто, где работает?»
Сейчас мы с вами вспомним, кто, где работает, и соединим профессию с местом работы (парикмахер – парикмахерская и т.д.).

Для начала давайте с вами вспомним, какие здания изображены на данных карточках (больница, школа, гараж).

Конкурс «Бюро находок»
В бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял?
Ученики достают из «волшебного мешочка картинки», на которых изображены предметы, инструменты, необходимые разным профессиям. Каждый ученик достаёт только одну картинку, которую он должен повесить на доске напротив названия соответствующей профессии.
Ножницы;
Кастрюля;
Сантиметровая лента;
Колесо;
Кирпич;
Таблетки;
Нитки;
Мел;
«Расскажи про профессию»
А сейчас мы будем составлять небольшой рассказ по схеме, про профессию.
1. Название профессии.
2. Место работы.
3. Что делает человек данной профессии.
Тот, кому я дам конверт, составляет связный рассказ по схеме про ту профессию, которая изображена на конверте (продавец, почтальон, воспитатель и т.д.).
Кроссворд «Чем пахнут ремесла»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/5/1_d23160a30b5b2762c5e050dbabcb4da6.jpg.jpg


В приведенных ниже строчках определите пропущенные слова и впишите их в горизонтальные ряды фигуры в соответствии с указанными номерами. При правильном написании в вертикальном выделенном ряду вы найдете ответ на 7–й вопрос.
1. Пахнет … скипидаром и краской.
6. Пахнет … оконной замазкой.
3. Пахнет…орехом мускатным.
2. В халате – лекарством приятным.
5. Куртка … пахнет бензином.
4. Рыбой и морем пахнет ….
7. Только безделье не пахнет никак.
Сколько не душится … богатый
Очень неважно он пахнет, ребята!
Конкурс «строителей»
Приглашаю на соревнования каменщиков.
Задание: составить из разрезанной на части картинки рисунок дома.
- В соревнование также вступают маляры.
На листах нарисованы дома, уч-ся должны раскрасить по своему вкусу дома так, чтобы это было красиво и быстро.
Заключение
Посмотрите на доску, как много профессий сегодня было представлено. На самом деле – это не все профессии, которые существуют.
Мир профессий очень разнообразен и сложен. Мы только начали знакомиться с ним, но обязательно продолжим знакомство с профессиями на других занятиях.
Вы еще маленькие, но трудясь в школе, делаете первый шаг навстречу своей профессии.
Рефлексия занятия.
- Что понравилось на занятии, а что нет?
- Что узнали нового?
- Чего ждёте от следующих занятий?



Предварительный просмотр:

Классный час по профориентации во 2 классе «Все работы хороши - выбирай на вкус!»

Цель: профориентация младших школьников

Задачи:

  1. Выяснить уровень знаний учащихся о профессиях.
  2. Расширить знания и представления детей о мире профессий.
  3. Показать важность и необходимость любого труда.
  4. Формировать интерес к профессиям, осознанность и ответственность  за выбор  будущей профессии.
  5. Воспитывать уважение к труду, к людям разных профессий.
  6. Развивать логическое мышление, память, связную речь. 

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный  проектор. Презентация.
  2. Детская выставка рисунков «Кем я хочу стать?».
  3. «Волшебный мешочек» с предметами, принадлежащими  людям разных профессий.
  4. Толковый словарь.

                                          Ход классного часа

Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок. Все за парты дружно сели,

На меня все посмотрели. Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно, на урок торопит вас – Классный час сейчас у нас.

Определение темы и цели занятия

- Послушайте, ребята, стихотворение и скажите  о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии.

У каждого дела запах особый. В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской - стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином, блуза рабочего - маслом машины.

Пахнет кондитер орехом мускатным, доктор в халате - лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом . Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак. Только бездельник не пахнет никак.

- Догадались, ребята, какая тема классного часа? (профессии)

- Каковы могут быть цели занятия? (узнать, какие профессии мы знаем)

- Да, сегодня мы поговорим о том, что такое профессия, какие вы знаете профессии, какие еще бывают профессии .

Основная часть. Знакомство с профессиями

- Что же такое профессия? Кто может объяснить?  (Это род занятий, работа, труд, любимое дело, которое люди выбирают на всю жизнь)

- А где  точно можно узнать, что означает это слово? (в толковом словаре)

- Читаем: профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

- Это вид труда. И вы, ребята, прекрасно знаете, что каждый человек от мала до велика должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой на Земле. О важности труда, его роли в человеческой жизни писали многие великие люди.  Владимир Лифшиц пишет для детей:

 Стол, за которым ты сидишь, кровать, в которой ты уснёшь,

 Тетрадь, ботинки, пара лыж, тарелка, вилка, ложка, нож,

 И каждый гвоздь, и каждый дом, и каждый ломтик хлеба –

 Всё это сделано трудом, а не свалилось с неба.

- Согласны, ребята, с этими словами?

- Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды человеческого труда. Народ сложил о труде много пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим.

Игра  «Закончи пословицу»

Пословицы и поговорки:

  1. Кто не работает,… (тот не ест).
  2. Хочешь есть калачи… (не сиди на печи).
  3. Труд человека кормит,… (а лень портит).
  4. Кто любит труд… (того люди чтут).
  5. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда).
  6. Землю красит солнце,… (а человека – труд).
  7. За всякое дело… (берись смело). 
  8. Славен человек не словами, ... (а добрыми делами).

- Нужно много трудиться, много знать и уметь, чтобы стать хорошим специалистом. Рядом с нами живут люди разных профессий, от них зависит насколько легка, спокойна и интересна будет жизнь человека.

- А какие профессии вы знаете?  (ответы детей)

Загадки:

1.Если заболело ухо, если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет… (врач)

2.Знает точно детвора, кормят вкусно … (повара)

3.Под весенний птичий свист  

Пашет землю ... (тракторист)

4.Вот на краешке с опаской он железо красит краской.

У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (маляр)

5.Кто же в стойле приберёт, подоит корову,

Песню звонкую споёт? (доярка)

6.Мебель, хлеб и огурцы, продают нам … (продавцы)

7.С сумкой тяжёлой обходит район,

Письма нам в ящик кладёт … (почтальон)

8.За мольбертом с кистью я. Краски – вот мои друзья.

Я один и не один – в окружении картин. (художник)

9.Наведет стеклянный глаз, щёлкнет раз - и помним вас. (фотограф)

- Молодцы, ребята.

Игра «Угадай профессию по опорным словам»

- А теперь догадайтесь, о каких профессиях идет речь по опорным словам.

  1. Небо,  штурвал,  аэропорт. (летчик)
  2. Расческа,  ножницы,  зеркало(парикмахер)
  3. Провода,  столбы,  выключатель. (электрик)
  4. Цемент, раствор, кирпич. (строитель)
  5. Театр, зрители, сцена. (артист)
  6. Детский сад, прогулка, утренник(воспитатель)
  7. Книги, читатели, тишина(библиотекарь)

Игра “Волшебный мешочек”  

В этом мешочке лежат разные предметы. Вы должны взять предмет, и, не вытаскивая из мешочка, сказать, человеку какой профессии он принадлежит.

Предметы: расческа (парикмахер), половник (повар), катушка (швея), шприц (медсестра), кисточка (художник), указка (учитель),  гаечный ключ (слесарь), калькулятор (бухгалтер), молоток (плотник)

Игра «Угадай профессию по пословице»

- Угадай, о какой профессии идет речь в пословице.

  1. Куй железо, пока горячо. (кузнец)
  2. Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть. (рыбак)
  3. Не игла шьет, а руки. (швея)
  4. Лес рубят – щепки летят. (лесоруб)
  5. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (плотник)

Игра «Таинственные слова»

-На карточках зашифрованы слова. Переставь буквы, разгадай профессию

Навтмокос, нержеин, тедиволь, ныйжарпо  ( космонавт, инженер, водитель, пожарный)

Профессий всех не счесть. В наше время в мире насчитывается около 40000 профессий.

- А кто слышал о такой профессии, как океанолог? (презентация)

Объясните, глядя на фотографию, чем занимаются люди этой профессии.

Океанолог (специалист, изучающий океаны и моря.)

Спелеолог (занимается изучением пещер, историей их происхождения, существования и  использования человеком)

Энтомолог (специалист, изучающий насекомых)

Ихтиолог (специалист, изучающий рыб)

Орнитолог (специалист, изучающий птиц)

Кинолог (специалист, дрессирующий собак)

А теперь ответьте ещё на несколько вопросов.

- Кто такой агроном?

Ученик: Самый главный в поле он!

Хлеборобы хлеб растят и за хлебушком следят.

- Кто такой овощевод?

Ученик: Тот, кто любит огород.

 - Кто такой животновод?

Ученик: Он животным корм даёт.

- Ну, а кто же композитор?

Ученик: Композитор сочиняет много музыки для нас.

Физминутка

Игра «Правда ли?» ( если правда – хлопаем, если неправда – топаем.)
- А теперь ответьте, правда ли...
- что пекарь доит корову?
- что таксист перевозит людей?
- что маляр красит стены?
- что кондуктор продает билеты?
- что стюардесса стрижет волосы?
- что слесарь-сантехник чинит краны?
- что клоун работает в бане?
- что модель демонстрирует одежду?
- что кондитер печет торты и пирожные?
- что бухгалтер выполняет рисунки?
- что библиотекарь разносит почту?
- что садовод ухаживает за садом?
- что полицейский ловит бандитов?
- что столяр делает мебель?
- что пчеловод разводит кроликов?
- что хлебороб растит хлеб?

«Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии слава и честь»

Инсценировка стихотворения Сергея Михалкова «А что у вас?»

Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.

Дело было вечером, делать было нечего.

Галка села на заборе, кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря просто так:

- А у меня в кармане гвоздь. А у вас?

- А у нас сегодня гость. А у вас?

- А у нас сегодня кошка родила вчера  котят.

Котята выросли немножко, а есть из блюдца не хотят.

- А у нас на кухне газ. А у вас?

- А у нас водопровод. Вот.

- А из нашего окна площадь Красная видна.

А из вашего окошка только улица немножко.

- Мы гуляли по Неглинной, заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий, презелёный красный шар.

- А у нас огонь погас это раз.

Грузовик привёз дрова это два.

А в-четвёртых, наша мама отправляется в полёт,

Потому что наша мама называется пилот.

С лесенки ответил Вова: - Мама - лётчик? Что ж такого!

Вот у Коли, например, мама - милиционер.

А у Толи и у Веры обе мамы - инженеры.

А у Лёвы мама - повар. Мама - лётчик? Что ж такого!

- Всех важней,- сказала Ната, мама вагоновожатый,

Потому что до Зацепы водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо: - Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьёт? Ну конечно, не пилот.

Лётчик водит самолёты это очень хорошо.

Повар делает компоты это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори, есть учительница в школе.

Мамы разные нужны. Мамы всякие важны.

Беседа по содержанию стихотворения

- Кем работали мамы ребят?(Лётчиком, милиционером(сейчас эта профессия называется полицейский), инженером, поваром, вагоновожатой, портнихой)

- Как вы думаете, какова главная мысль стихотворения? (Все профессии важны, все профессии нужны!)

Профессии родителей.  -  А что вы знаете о профессиях своих родителей? Вы провели исследование, поделитесь с нами добытой информацией. Кем работают ваши мамы и папы? (рассказы учеников о профессиях своих родителей)

Когда я стану взрослым - Быстро пройдут школьные годы, вы повзрослеете, и перед вами встанет серьезный вопрос: «Кем быть?»

- А кем бы вы хотели  стать в будущем, какую профессию выбрать после окончания школы?

- Все работы хороши - выбирай на вкус

- Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни человека. От продуманного  выбора профессии во многом зависит ваша будущая судьба. Правильно выбрать профессию   - значит, найти своё место в жизни!

- А как вы думаете, ребята, что вам нужно для того, чтобы приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине? (нужно учиться)

- Прочитайте, ребята, строчки, написанные на доске. Как вы понимаете это выражение?

«Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии слава и честь»

(Профессий на свете очень много и все они людям нужны и важны.)

III. Итог занятия. - Наше занятие подходит к концу. Мы совершили сегодня путешествие в мир профессий. Понравилось ли вам оно? Если настроение у вас было хорошее, было интересно, то поднимите красный кружок, если было скучно, неинтересно – синий. - Что узнали егодня  нового? Молодцы!

- Скажите, ребята, какие качества характера  нужны людям  любой профессии, те качества, которые помогут быть успешными? Выберите нужные.  - Кем бы вы ни стали  -   врачами или артистами, космонавтами или трактористами будьте, ребята, хорошими людьми. Нет плохих профессий, есть плохие работники.

Профессий много на земле, и каждая – важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе. Ведь жизнь у нас одна.



Предварительный просмотр:

Урок «Труд людей зимой» по предмету мир природы и человека

Цель: Уточнить представления детей о труде людей зимой.

Задачи: - Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; - формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам; - Развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями; - Воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.

                                       Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок начинается урок.

На уроке мы будем разговаривать, мы будем выговаривать,

Так чётко и так внятно, чтоб было всем понятно.

II. Закрепление пройденного. Эмоциональный настрой. - Какое время года сейчас? - Какое время года изображено? - Почему? - Назовите зимние месяцы. - Какой сейчас месяц? Работа в тетрадях: - Запишите число.

III Словарная работа с речевой зарядкой

1 Задание (индивидуальная работа на местах и у доски): Выберите слова, которые относятся к зиме (дождь, гололёд, метель, вьюга, снегопад, загар, сугробы, цветок, урожай) с разбором каждого слова и проговаривания звуков (у-у… - воет вьюга (тихо, громко); ш-ш… - шумят ели при сильном ветре (тихо, громко); ц-ц… - всё стихло.)

2 Задание:  На доске тоже написаны слова, относящиеся к зиме. Прочитаем их. - Подберите вопросы: какой, какая, какие к этим словам, а затем соответствующие признаки.

Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие) – белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.

- Тема урока: «Труд людей зимой» На уроке мы уточним свои знания о труде людей зимой, и составим об этом рассказ. (Запись темы урока в тетрадях)

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много забот.

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей. Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

IV Актуализация опорных знаний - Скажите, что происходит в городе в результате снегопада?  (Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены.)

-  Посмотрите на картинки и скажите, труд каких людей очень важен зимой? (Дворники) Эти люди работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство). Эта организация отвечает за то, чтобы люди могли спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам. И если вам не безразлично, в каком состоянии будут зимой дороги, то можете выбрать в дальнейшем эту профессию. Пусть она и не лёгкая, но приносит большую пользу другим. От снега и льда необходимо очищать не только улицы, но и крыши, железнодорожные и трамвайные пути. Существуют специальные машины, которые помогают людям в этом тяжёлом труде.

Физминутка «Мы построим снежный дом»

Вышли мы на улицу (маршируют). Снегу намело! (руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами), Да и снег весь разгребём.

Протопаем дорожку к самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)

Слепим круглые снежки (лепят снежки) и огромные комки (показывают большой ком)

Мы построим снежный дом (маршируют), дружно жить мы будем в нём.

Итог:

1. На улицах городов, сёл и деревень люди убирают снег.

- Чтобы определить следующий вид деятельности, вспомним словосочетания в начале урока и разберём одно из них – задерживать снег.

- Как вы понимаете это выражение? Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это называется – снегозадержание. СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.) А в качестве удобрения вывозят на поля навоз.

Итог: 2. На полях проводят снегозадержание.

Какие работы проводят в саду зимой? (Уплотняют снег около стволов деревьев) - А для чего? (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов) -  Что ещё делают зимой с деревьями? (Их сажают. Оказывается, что высаженные зимой деревья хорошо приживаются)

Итог: 3. В парках, скверах и садах сажают деревья.

 –Что это? Где хранятся овощи зимой? - Как же сохранить осенний урожай?

- Что делают люди зимой в овощехранилищах?  (Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)  - А это что? (Зернохранилище. Там должно быть сухо и прохладно.) А как вы думаете почему? (Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

Итог: 4. Зимой люди следят за урожаем.

Готовясь к весеннему севу люди  в механических мастерских ремонтируют технику для сельского хозяйства (тракторы, комбайны и др.). Как назвать одним словом? (сельскохозяйственная техника)

Итог: 5. В мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику.

- А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему?  - Как зимой люди заботятся о птицах и зверях?

Итог: 6. Зимой люди ухаживают за животными. V. Рефлексия. - Над какой темой работали? Скажите много забот у людей зимой? А вы об этом знали раньше? А чего не знали? А можете теперь сами рассказать о труде людей зимой, использую картинки?



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Экскурсия в кабинет швейного дела» (3 класс)

Цели: - ознакомление с работой кабинета швейного дела; расширение кругозора обучающихся начальных классов.

Задачи:

1. Ознакомить с материалами, инструментами, приспособлениями, оборудованием швейной мастерской, работами учащихся и их работой в мастерской.

2. Способствовать развитию речи, овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся.

3. Способствовать формированию и развитию трудовых,

эстетических качеств личности и навыков культурного поведения.

4. Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики.

                                  Ход экскурсии:

I Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок, он позвал нас на урок.

 В кабинет вы проходите, всё кругом вы осмотрите.

Кабинет сей – высший класс! Сейчас экскурсия у нас.

II Актуализация опорных знаний.

Учитель:  Ребята, сегодня у вас ознакомительная экскурсия в кабинете швейного дела. - Как вы думаете, чем здесь занимаются девочки? (ответы детей-гостей – шьют и т.д.)

Послушайте загадку:

Вот уж мал костюмчик мой, совый мне сошьёт ... Портной

- Ребята, а вы знаете кто такой портной? Чем он занимается? (Ответы детей.)

Портной - мастер, специалист по шитью одежды. Профессия портного - одна из старейших и необходимейших в мире. Первым портным по праву может считаться первобытный человек, додумавшийся с помощью костяной иглы и решил соединить между собой несколько звериных шкур. Костюмы, платья, пальто, бельё - все это результат деятельности портных. Кроме пошива новой одежды, портные ремонтируют старую, выполняя различные виды швейных работ: пришивают пуговицы, штопают дырки. Работницу, занимающуюся шитьем, мы называем швеей или портнихой. А дело, в котором она знает толк - швейное дело.

Ребята, на доске вы видите кроссворд. В течении экскурсии наш кроссворд будет заполняться по мере изучения экспонатов. Первое слово по горизонтали «швейное дело»  (учитель начальных классов записывает слово «швейное дело»). Приложение 1. , приложение 2.

1.Кто привычно шьёт отлично для подростков и детей?
Для рабочих и военных и, вообще для всех людей?
Кто красиво строчкой снизу ровно подошьёт края?
Подскажите мне ребята, как зовут её? …
швея. (запишем слово «швея»).

Во время экскурсии необходимо соблюдать правила безопасности:

  • Внимательно слушать экскурсоводов
  • Без разрешения не трогать электроприборы, ножницы, иглы.

III. Проведение экскурсии.

Этот кабинет особенный. Здесь есть то, чего не встретишь в других классах. Посмотрите внимательно вокруг и покажите или назовите предметы, которых нет в других кабинетах школы?  Около этих предметов положите сигнальную карточку. (Дети положили карточки рядом с манекеном, швейными машинами, с утюгом и т.д.)

Учитель:   Сейчас мы ближе познакомимся с теми предметами, около которых лежат сигнальные карточки.   

Отгадайте загадку: Приложение 3

2. Наша тетушка игла строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке. ..
Швейная машина 

Учитель: Ребята, а зачем нужны швейные машины?   – (Чтобы соединять кусочки ткани, шить быстрее. Чтобы шов был прочнее и красивее…)

Сейчас вы посмотрите, как они работают. (Девочки старших классов по очереди демонстрируют работу машин с электрическим приводом на заготовленных лоскутках ткани).

Швейные машины бывают разные (ручная, ножная, электрическая, специальная.)

 Как приводятся в движение эти машины?  рукой – ручная, ногами – ножная, с помощью электричества – электрическая.)

Учитель:  Ребята, вы наверное заметили, что наши девочки шили на машине по намеченной линии. Отгадайте следующую загадку.

Ученица: отгадайте загадку: Приложение 4

В черном поле заяц белый прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (мел) 

Учитель предлагает гостям обвести мелом шаблоны на ткани. (гости вместе со старшими ученицами обводят шаблоны квадрата, круга, треугольника на ткани с помощью портновского мела). Переходим к следующему экспонату.

Ученица: следующая загадка: Приложение 5

Пара острых, тонких ног без туфлей и без сапог.

На ногах — по голове для чего, скажите мне?

По бумаге ходят ноги, режут все, что на дороге. (Ножницы) 

 Учитель:  Посмотрите, все ли ножницы у нас одинаковые? (Нет)

Ученица: Ножницы бывают для бумаги маленькие, портновские большие для ткани, ножницы для парикмахера.

Учитель:  а теперь вырежете ваши фигуры (гости вместе со старшими ученицами вырезают фигуры)

Учитель: Переходим к следующему экспонату.

Ученица:(загадывает загадку ) Приложение 6

Не каток, а разглаживает, не паровоз, а пыхтит,

трубы нет, а пар идет. (Утюг)

Учитель:  А как мы назовем утюг , если он будет маленьким. («утюжок»)

Учитель: -  Скажите, у кого из вас есть дома утюг? – У всех! Значит, этот прибор необходим в хозяйстве. Для чего же он нужен?  -( Чтобы утюжить мятую одежду. Чтобы она выглядела аккуратно!)

 При пошиве одежды и других изделий мы всегда используем утюг, это называется ВЛАЖНО-ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА. 7.ВТО (учитель начальных классов записывает слово «ВТО»).

Гостям предлагается проутюжить прошитые старшими девочками лоскутки ткани.

Учитель: переходим к следующему экспонату Приложение 7

Аппликация? Детали? Все, чтоб вы ни выбирали,
Для всего подходит он, вязкий, липкий на подбор.
Лей его и не жалей, чтоб схватился лучше…
клей (записываем слово «клей»).

На своих уроках труда вы используете карандашный клей или клей ПВА, а ещё бывает горячий клей – пистолет.

Ученица: Приложение 8

Маленького роста я, тонкая и острая

Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (Иголка) (записываем слово «иголка»).

Ученица: ( рассказывает безопасной работе с иглой ) – Иглы нужно хранить в игольницах, не брать в рот, не вкалывать в одежду.

Учитель: Эти иглы все одинаковые? ( – Нет!) Какие иглы вы видите?

(- Иголки бывают длинные и короткие, толстые и тонкие, острые и тупые, прямые и кривые,  … С помощью иголки и нитки можно сделать любые виды швов)

Учитель: Пока старшие девочки работают на швейной машине, мы продолжим осматривать мастерскую.

 Учитель: Переходим к следующему объекту.

Это МАНЕКЕН— модель фигуры человека, которую используют портные при пошиве одежды. Есть детские, мужские, женские и даже животных. Привычные для нас манекены  появились примерно 200 лет назад  (в конце 18 столетия) во Франции. Сделаны они были из дерева, папье-маше и воска. Необходимы манекены и для того, чтобы показывать одежду в магазинах.

Ученица: Приложение 9

Швейный мастер, кутюрье, шьёт одежду в ателье.
А ему к показу мод нужен кто-то круглый год,
Кто согласен без конца быть моделью для творца...
Скромно он стоит у стен – из пластмассы... МАНЕКЕН!
 (запишем слово «манекен»).

Учитель: Но деревянные манекены были неподвижными. Их трудно было одеть. Тогда продавщицы стали сами одеваться в модельную одежду и позировать, стоя в витринах. (показать журналы мод) Так появилась профессия «манекенщица».

Манекенщица, манекенщик (профессия) — работник, который демонстрирует на себе новые модели одежды. Обычно демонстрируют одежду новых модных фасонов.

На наших стендах и столах можно увидеть работы девочек , выполненных в нашей мастерской. (гости осматривают стенды).

 IV. Итоги экскурсии

Сегодня вы познакомились с работой кабинета швейного дела, узнали какие инструменты и приспособления помогают в изготовлении швейных изделий, увидели как работают старшие девочки, отгадали кроссворд . А работали мы все сегодня вместе как?

Последнее слово кроссворда 10.«ДРУЖНО»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профориентационная работа, предпрофильное обучение в школе

Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство предъявляют к выпускникам  СКОШИ  3-4  вида требования к наличию ба...

Профориентационная работа в школе

план недели психологии в школе...

Презентация "Профориентационная работа на уроках русского языка на примере изучения словарных слов"

Данная презентация может использоваться как наглядное пособие при изучении словарных слов....

« Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников»

Данная разработка выступления знакомит с методами и приёмами профориентационной работы в начальной школе...

Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников

презентация к разработке выступления на тему "Использование методов и приёмов  профориентационной работы в воспитании младших школьников"...

Презентация "Профориентационная работа с учащимися во взаимодействии с социумом"

В данной презентации представлен отчет по теме самообразования....

Активные формы профориентационной работы с обучающимися младших классов «Химия в профессиях» (внеклассное занятие в рамках работы с одарёнными детьми)

Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить наиболее интересные  знания о профессиях, что способствует развитию...