Обратная сторона самой древней и уважаемой профессии.
статья

Якубова Любовь Юрьевна

 9 причин не поступать в педагогический ВУЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе «Сложности и радости учительского труда в 2022 году»

Л. Ю. Якубова

МБОУ «СШ №12» г. Новый Уренгой, ЯНАО

Международный конкурс педагогов «Траектории развития»

Обратная сторона самой древней и уважаемой профессии. 9 причин не поступать в педагогический университет.

В работе учителя (как и в любой другой) есть свои плюсы и минусы. Гарантированная зарплата, продолжительный летний отдых, автоматизированная отчетность,  живое общение с детьми, непрерывный профессиональный  рост учителя, - вот те плюсы, которые скрашивают жизнь любого педагога. Но не все так радужно. Быть педагогом трудно. Ниже перечислены 10 основных, на мой взгляд, минусов профессии. О них должен знать каждый, кто остановил свой выбор на педагогическом ВУЗе.

  1. Статус.

Раньше учитель был самым уважаемым человеком в селе, на которого с благоговением смотрели не только дети, но и взрослые. Сейчас мы оказываем услуги, и любой желающий может «полить грязью» в соцсетях либо лично продемонстрировать свое «фи». В наше время стало модным обсуждать учительский труд и даже учить педагогов, как те должны работать. Многие граждане демонстрируют отсутствие уважения и сочувствия к труду учителя, а ведь именно учителя формируют будущее страны.

  1. Небольшая зарплата.

Работая даже на Севере, мы не можем похвастаться большим заработком. При этом мы имеем надбавки в виде северного коэффициента и «полярки». Мы вынуждены работать в 2 смены либо брать часы репетиторства, чтобы прокормить семью.  В то же время коллеги в других регионах могут получать по 15-20 тысяч. Не понимаю, почему они еще не бросили свою профессию. С нынешним уровнем цен такая зарплата унизительна. Плевок от правительства. Стоило ли учиться 5 лет в университете?.. Иногда накатывает безысходность от осознания, что с возрастом, если у тебя нет надежного «тыла» в виде мужа-бизнесмена, ты окажешься в нищете.

  1. Отсутствие каких-либо льгот:

ни служебного жилья, ни компенсации оплаты коммунальных услуг и даже льготную ипотеку для работников бюджетной сферы свернули. В теории служебное жилье должно предоставляться. Как показала практика, оно нам не светит. По крайней мере, учителям начальных классов. Но это уже нюансы отдельных муниципалитетов.

  1. Недостаточная оснащенность кабинетов.

 Да, оргтехника закуплена. Но эта техника требует регулярного обслуживания, иногда ремонта и конечно заправки. И что же мы имеем? Учителя вынуждены выделять  часть своей зарплаты, чтобы купить краску для распечатывания тестов, проверочных и контрольных работ. Это в течение года выливается в приличные суммы. Бумагу для принтера и даже бумажные полотенца с туалетной бумагой для учащихся мы покупаем за свой счет, т.к. школа не обеспечивает, а «поборы» с родителей запрещены.

  1. Несознательность некоторых родителей.

Они не понимают, что проблемы их детей в учебе не пройдут самостоятельно, даже если учитель прилагает все свои усилия. Нужна помощь семьи, а иногда и специалистов. Иным требуется прохождение ПМПК, а родитель закрывает глаза на проблему и отрицает ее, ПМПК воспринимает негативно.  Кто-то намекает, что учитель мог бы и позаниматься дополнительно, при этом сами они вряд ли выйдут поработать смену за бесплатно. А учителя должны, «работали же раньше, по вечерам занимались, теперь учителя уже не те».

  1. Учитель никак не защищён.

Получается, что у учителя есть только обязанности, а прав нет. Руководство чаще встает на сторону родителя, лишь бы те остались довольны. Если поступила жалоба на сайт или в департамент, звонок директору школы, то учитель заведомо виновен. Его точно отчитают, даже если вины за ним нет. Как же, как же! Ведь он не смог избежать конфликта, и репутация школы подмочена! А что родитель? А он настрочил жалобу и сидит довольный, показывая пример другим. Может быть, уже пора защищать растоптанную честь педагогов?

Многие коллеги сетуют, что сейчас у педагогов практически  отсутствует возможность влиять на учеников. Отчислять нельзя, на второй год оставлять не принято, даже двойку за год поставить не смей. А если ученик написал итоговую контрольную на «2», то это учитель не научил, это вина учителя. А сколько было жалоб от знакомых учителей, что им не позволили вывести четверки потенциальному медалисту, хотя ученик предмет не тянул! А как некоторые родители просят и даже требуют поставить четверки вместо заработанные троек… Уверена, что каждый учитель наслышан либо сталкивался с подобными случаями.

  1. Работа всегда, везде и всюду.

Успешным ученик может стать при тесном взаимодействии учителя, родителей, а если нужно, и дополнительных специалистов в области здоровья и развития. Но, к сожалению, психолога мы видим раз в год при проведении очередной диагностики. При этом результат обследования даже не сообщат классному руководителю. О реальной работе с детьми речи не идет. Учащиеся не знаю ни имени, ни лица данного специалиста. О какой помощи со стороны психолога может идти речь? Логопеда на всех не хватает, хотя детей с логопедическими проблемами масса. Учитель вынужден сам решать все проблемы самостоятельно либо рекомендовать платного специалиста.

Мы почти не видим свою семью, у нас не хватает времени на собственных детей. Утром – уроки, днем – уроки, вечером – подготовка к урокам и очередные отчеты, планирования, ночью – кошмары от проверочных работ))

  1. Армейские правила, по которым приказы не обсуждаются, а выполняются.

Учителя должны беспрекословно подчиняться директору, директор не смеет спорить с чиновниками, те тоже перед своим начальством стоят по стойке «смирно». А страдают дети и наше общее дело. То учителя на выборах задействованы, то на ЕГЭ, то на митинг их гонят, то на какой-нибудь встрече с главой муниципалитета сидят для массовки. Помню, когда жила в Екатеринбурге, была вынуждена посещать митинги 1 мая и предвыборные митинги «Единой России», парад 9 мая, и не по собственному желанию, а потому что был приказ сверху. Раз работаешь в бюджетной сфере, то будь добр выйти под флагом и с транспарантом лидирующей партии. Чувствуешь себя не свободным человеком, а бесправным рабом.

Радует, что в последнее время стало меньше отчетов, что отменили ведение бумажных журналов, а электронные автоматически выводят все текущие и итоговые отчеты. Но осталась масса опросов, анкет, которые мы обязаны, видите ли, пройти. И после прохождения отчитаться. Кроме того, мы обязаны отчитаться, сколько детей/ родителей прошли это анкетирование, потому что вышестоящее руководство требует отчет с каждого муниципалитета. В итоге мы имеем липовые показатели, нечестность и недовольство со стороны респондентов.

  1. Профессиональное выгорание.

Мы даже не замечаем, как превращаемся в «училок» и на автомате поправляем родных, друзей, знакомых, когда они допускают ошибку в речи или на письме. Мы всегда знаем, как правильно, и всегда всех учим.

Но куда страшнее эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, начинается депрессия, а  усталость наступает раньше обычного.

Вот так выглядит обратная сторона работы учителя. Конечно, если есть желание и лежит душа, то никакие трудности не испугают. Выпускнику, остановившему выбор на профессии учитель, следует слушать свое сердце, оно подскажет правильный ответ. Отрицательный опыт - тоже опыт. Слушать только себя. Послушать аргументы близких, но решение принимать самостоятельно, чтобы потом никого не винить за свои ошибки.

Стоит добавить, что я не хотела очернить свою профессию, по которой работаю уже 15 лет. Нужно помнить, что в любой работе есть сложности и радости, будь на дворе хоть 2000, хоть 2022 год. И каждый сам определяет, что пересиливает именно для него: плюсы или минусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Учитель – профессия нужная, важная, самая главная на земле»

Сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии учителя....

Классный час "Самая главная в жизни "профессия"-быть Человеком"

Классный час в 4 классе, проектная работа....

Деловая игра "Самая важная профессия"

Организация  деловых  игр на уроках  и  во  внеурочное  время...

Родительское собрание «Поведение – обратная сторона души»

Цель: обсудить проблемы поведения учащихся в школе, дома, на улице;формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов;формировать у родител...

Классный час на тему Профессия врач – самая важная профессия в мире!

Классный час  на тему: Профессия врач – самая важная профессия в мире!...

Самые древние государства. Тест. 3 класс.

Система Л.В. Занкова.3 класс....